Остановки трамвая 28 в лиссабоне. Фантастические лиссабонские трамваи (Португалия). Расписание работы наземного транспорта в Лиссабоне

К городам, в которых есть трамваи, я питаю особую любовь. В этом ряду пока еще не увиденные Сан-Франциско и Стамбул, уже сбывшийся Лиссабон, отчасти Вена и Милан. Наверное, сказывается и детство, проведенное в городе с весьма разветвленной трамвайной сетью. Когда я была маленькой, я все время удивлялась взрослым, которые, переходя через трамвайные пути, не наступали на рельсы, не полностью погруженные в землю, а перешагивали на них. Мне казалось страшно занимательным встать на рельс и на пару секунд замереть, оказавшись выше, чем я есть на самом деле. На трамвае мы с папой ездили на концерты в Филармонию, я была с завитыми локонами и надушенная розовым маслом. Короче говоря, я люблю трамваи, это самый человечный вид транспорта, по-моему. В любом городе мне хочется на трамвае прокатиться, посидеть у окна, посмотреть на улицу и на людей. Муж моих трамвайных увлечений не разделяет, поэтому все больше я наблюдаю жизнь не из трамвая, а из такси. Но в Лиссабоне я победила: наш первый день мы начали со знакомства с трамваем №28.



Он проходит через весь центр, преодолевая на своем пути немыслимое количество горок и пригорков.Чтобы занять удобные места, отправляться лучше с начальной остановки, Campo Ourique. До конечной остановки, Martim Moniz, трамвай едет минут 40. Расстояние на деле оказывается небольшим, а длительность поездки связана с частыми остановками и с тем, что на узких и крутых лиссабонских улицах старенькому трамваю не разогнаться. Билет можно купить у водителя, он стоит 2,85 евро. На следующем фото - как раз водитель нашего трамвая.

Маршрут трамвая лежит мимо площади Коммерции (Praca do Comercio), проходит мимо Кафедрального собора (Se), петляет по нешироким улицам Алфамы, самого старого района города, забираясь на самый верх. Большинство туристов выходят около замка (Castello), но можно проехать дальше, до конечной, и уже оттуда, не теряя из виду трамвайные пути, начать спускаться вниз.

Ездят в трамвае, конечно, не только туристы, хотя именно для них в салоне висят таблички, предупреждающие о карманниках. На 28 маршруте много местных, нам даже попались какие-то два русскоязычных маргинала, явно давно приехавших в Португалию.

Внутри вагон очень маленький. Стоять в нем сложно, стоять с камерой - еще сложнее, потому что трамвай все время поворачивает, шатается, взбирается в гору или несется вниз. У меня, если честно, сердце замирало.

Рисунок трамвайных рельсов - это отдельная история. Поворачивают они резко и часто, для большей маневренности трамвай имеет всего четыре колеса, смещенные к центру. Спереди и сзади размещены специальные грузы, увеличивающие устойчивость на поворотах.

Кое-где проложена только одна пара рельсов, поэтому водителям (вагоновожатым?) приходится пропускать трамваи, идущие навстречу.

Свои желтые трамваи лиссабонцы называют амарелу, т.е. желтенькие. Красные трамваи - это экскурсионные маршруты, созданные одной из туристических компаний города. На красном мы не катались, потому что лучшего маршрута, чем №28, для знакомства с городом и не придумаешь.

В некоторых особенно крутых местах существуют кабельные подъемники, по сути такие же, как в Сан-Франциско.

Стоит подъемник, кстати, дороже, чем трамвай - 3,5 евро. Тот путь, который вы видите на фото сверху - это весь маршрут этого подъемника, там метров 400, не больше. Мы прошли весь путь пешком, не так уже это и сложно, но, наверное, если надо делать это регулярно, то без подъемника будет тяжко. Может, здесь жителям выдают льготные билеты?

В вагоновожатые, наверное, берут только молодых привлекательных мужчин, на которых хорошо сидят солнцезащитные очки. Это - тоже водитель трамвая, консультирует каких-то туристов.

Надеюсь, трамвайная тема приведет меня в Сан-Франциско, где собраны трамваи из многих стран, есть даже старые миланские экземпляры.

Вы любите трамваи и кататься на общественном транспорте в поездках? Не ехать в определенное место, а просто сесть в трамвай или автобус и поехать с местными в неизведанное? Или это я одна такая ненормальная?

Трамвай маршрута №28 спускается вниз к Алфаме. Здесь одностороннее движение, поэтому зачастую вагоны идут друг за другом. И нигде больше нет таких узких улочек. На половине горы крепостного холма находится стена, выложенная плитками, на которых изображен старый Лиссабон. Так город выглядел до большого землетрясения 1755 года. Старый мавританский квартал Алфама остался невредимым после этой катастрофы. Новые крыши были построены благодаря введению программы по обновлению. На смотровой террасе Санта-Лузия можно спокойно передохнуть и уже после этого спуститься в Алфаму. Здесь живут простые люди. Зажиточных горожан вы тут не встретите.

Алфама

В Лиссабоне имеется целый ряд таких жилых районов, расположенных в стороне от деловых и торговых кварталов, величественных церквей и бульваров. Во время мавританского господства Алфама называлась Моурария. Туристы сразу будут поражены восточной атмосферой, которая скрывает нужду и бедность. Однако удивительным кажется то, что люди, которые стоят на краю общества, с таким достоинством и дружелюбностью мирятся со своей судьбой. Квартал Алфама заканчивается на берегу Тежу. Отсюда всего несколько шагов до 28-го маршрута. Для экскурсии в Шиаду вагончики снова должны подниматься в гору.




Шиаду

Остановка Ларгу-ду-Шиаду – маленькая площадь и знаменитое кафе «А Бразилейра», в котором, как считают местные жители, подают самый лучший эспрессо. Стоит заглянуть внутрь. Классическую обстановку кафе видели уже целые поколения жителей Лиссабона. Традиционным считается несколько раз в день выпить чашечку кофе в этом заведении. И лучше не в одиночестве, а в кругу друзей и знакомых для того, чтобы сделать перерыв во время длинного рабочего дня. Те, кто хочет посидеть в уличной части кафе, должны будут заплатить по счету несколько больше. Чаще всего здесь сидят иностранцы прямо по соседству с памятником известному португальскому писателю Фернанду Пессоа, который раньше был завсегдатаем этого кафе.




Белем

Трамвай №28 продолжает следовать литературным курсом. Следующая площадь названа в честь Луиша-ди-Камоэнса, автора «Лузиады» - похвалы в адрес португальских первооткрывателей. Здание парламента Сан Бенту, бывший бенедиктинский монастырь, отошедший городу во время секуляризации. При наличии специального разрешения можно осмотреть зал заседания депутатов. В противном же случае остается довольствоваться лишь церемонией смены республиканской гвардии.


Сделаем остановку перед городской церковью Эштрела. Рядом с ней находится один из самых красивых парков Лиссабона. Особая атмосфера этого парка отдыха заключается в обогащении европейского искусства возделывания сада при помощи растительности бывших колоний. Сад является своего рода культурным мостом Португалии между Старым и Новым светом.


Кладбище Празереш является конечной остановкой трамвая №28. Честно говоря, Празереш не особенно привлекательный район города. Однако стоит посмотреть на его аллеи, засаженные кипарисами, на которых вплотную друг к другу стоят мраморные надгробные плиты. Рядом с центральными воротами – памятники португальским писателям. Традиционное почитание которых со стороны города продолжается и по сей день. За чугунными воротами располагается мавзолей гигантских размеров. Этот массивный монумент символизирует силу и гордость, больше того, глубинную связь господ и слуг вплоть до смерти. По обе стороны кипарисовой аллеи похоронена челядь королевской семьи. Женщины с одной стороны, мужчины – с другой. Празереш является последним прибежищем не только богатых. Простые горожане также имеют шанс получить место на кладбище с видом на Тежу.

Лиссабонский трамвай № E28 соединяет Мартим Мониш с Кампо-де-Оурике и проходит через популярные среди туристов районы Граса, Алфама, Байша и Эштрела. Для гостей города стала традиционной поездка на этом причудливом желтом трамвае, со скрипом и скрежетом, курсирующим узкими улочками города.

Трамвай №28, следующий по району Сан-Бенту

Восхитительные трамваи «Ремоделадо» (т.е., модернизированные), появившиеся в 1930 гг., давно уже стали бы экспонатами музея в любом другом городе, но в Лиссабоне они являются неотъемлемой частью сети общественного транспорта города. Эти старинные трамваи по-прежнему используются, поскольку 28 маршрут совершенно непригоден для современных трамваев, ввиду множества крутых поворотов, виражей, подъемов и спусков.

Поездка по всему маршруту не только отличный способ познакомиться с португальской столицей, но и один из самых ярких и запоминающихся моментов во время любого посещения Лиссабона. В этой статья вы найдете информацию о трамвае №28, включая стоимость проезда, а также полезные советы и краткий рассказ о популярных туристических достопримечательностях, расположенных вдоль маршрута движения трамвая.

Поездку на трамвае лучше всего совершить рано утром (или вечером), чтобы избежать толп людей.
Если вы сядете в трамвай на площади Мартим Мониш (или Кампо Оурике), у вас будет шанс проехаться в трамвае сидя.
Всегда остерегайтесь карманников (смотри ниже).
Купите суточный билет на все виды общественного транспорта на любой станции метро.
Проедьте по всему маршруту, который проходит по многочисленным интересным местам. (смотри ниже)
Если вам придется стоять, крепко держитесь за поручень, поскольку трамвай очень резко тормозит!


Инсайдерская информация: Eléсtrico в переводе с португальского означает трамвай, вот почему после номера маршрута стоит буква “E” (28E).

Стоимость проезда в 28 трамвае

Стоимость билета в один конец, приобретенного в трамвае, €3.00. Поэтому, лучше всего купить суточный билет на все виды общественного транспорта, включая метро, все трамваи и автобусы. Он стоит €6.40, однако купить его можно только на станциях метро.

Инсайдерская подсказка: Туристам исключительно выгодно приобрести этот суточный билет, поскольку он дает право бесплатного проезда не только на всех трамваях, но и на лифтовых подъемниках ди Санта Жушта и Глория.

Карманники и трамвай 28E

Весьма печально, что приходится посвящать целый раздел карманникам, которые облюбовали маршрут 28 трамвая. Их главной мишенью являются беспечные и невнимательные туристы.

Никогда не оставляйте дорогие камеры, свисающими с плеч (ремни легко перерезать), всегда кладите дорогие вещи и драгоценности в сумки, держите рюкзаки и сумки перед собой. Карманники, как правило, «работают» в переполненных трамваях и ближе к выходу. Это не португальцы, а банды из стран Восточной Европы, причем «работают» не только мужчины, но и женщины.


Время отправления и продолжительность поездки

Трамвай № 28 играет важную роль в сети общественного транспорта Лиссабона, о чем свидетельствуют его время работы, а также то, что трамваи ходят достаточно часто. Первый трамвай отправляется на маршрут рано утром (6:00), а последний – поздно вечером (22:30). С 7 часов утра и до 8 часов вечера каждый час отправляется не менее четырех трамваев. С расписанием их движения можно ознакомиться на веб-сайте Carris:
До Кампо Оурике - http://www.carris.pt/pt/electrico/28E/ascendente/
До Мартим Мониш - http://www.carris.pt/pt/electrico/28E/descendente/

Трамваи, как правило, выбиваются из графика из-за скопления транспорта на узких улочках района Алфама, а также из-за неправильно припаркованных машин. На крупных трамвайных остановках установлены цифровые информационные табло, содержащие точную информацию о времени отправления трамваев. Информация, которая высвечивается на этих табло более точная и свежая, чем та, которая содержится в напечатанных расписаниях движения.

Инсайдерская подсказка: С 10 часов утра и примерно до 6 часов вечера в трамваях полным-полно пассажиров, поэтому, если вы хотите прокатиться на этом трамвае сидя, лучше всего садиться в него на начальной или конечной остановке (Мартим Мониш или Кампо Оурике)


Вы ожидаете один трамвай, как вдруг появляются сразу три.....

Маршрут движения трамвая № E28

Трамвай № E28 следует по такому маршруту:
Мартим Мониш – Граса – Порташ-ду-Сол (Алфама) – Лиссабонский кафедральный собор (Алфама) – Руа Консейсау (Байша) – Площадь Луиша Камоэнса (Шиаду) – Сан-Бенту – Эштрела – Кампо Оурике
(достигнув конечной остановки, трамвай возвращается назад по тому же маршруту)
Отрезок пути между Байша и Алфама самый многолюдный, хотя в пик сезона трамваи ходят переполненными на всем маршруте. Наименее многолюдным является западный отрезок между Сан-Бенту и Кампо Оурике..

Примечание: Трамвай не останавливается возле замка, и, чтобы добраться к нему от ближайшей трамвайной остановки, вам придется преодолеть достаточно крутой подъем.


Трамвай № 28, несущийся по улицам Лиссабона

Инсайдерская подсказка: Если вы просто хотите прокатиться на одном из трамваев «Ремоделадо» и вас совершенно не интересует маршрут, вам больше подойдет трамвай E24. Это недавно открытый маршрут, соединяющий площадь Луиша Камоэнса с Камполиде. Поскольку он не так известен, как 28 маршрут, в трамвае всегда есть свободные места.

Туристические достопримечательности вдоль маршрута движения трамвая E28

Трамвай номер 28 проходит через многие интересные районы Лиссабона, и в этом разделе мы подробно расскажем о наиболее знаменитых достопримечательностях города, которые находятся на пути его следования.
Эштрела – спокойный и процветающий район. Трамвай останавливается напротив Базилики-да-Эштрела – одного из красивейших храмов города, построенного с элементами архитектурных стилей барокко и неоклассицизма и увенчанного огромным куполом. Напротив базилики раскинулся уютный парк Эштрела, очень популярный среди португальских семей, в котором вы сможете отлично отдохнуть после длинного дня знакомства с достопримечательностями Лиссабона.


Сан-Бенту – грандиозное здание Ассамблеи республики, которое является резиденцией португальского парламента. Это еще один из неоправданно мало посещаемых туристами районов Лиссабона, который стоит того, чтобы в нем побывать.


Площадь Луиша-де-Камоэнса – хаотичная и оживленная главная площадь Байрру-Алту, на которой всегда что-то происходит. Узкие улочки Байрру-Алту оживают по вечерам, когда открываются многочисленные причудливые бары и модные места для тусовок, а на выходные улицы заполняют толпы веселящихся, развлекающихся и желающих общаться людей разного возраста.

Руа-де-Консейсау – трамвайная остановка у южной части района Байша, недалеко от пешеходной улицы Аугушта и Торговой площади – самой красивой площади Лиссабона.

Лиссабонский кафедральный собор – остановка трамвая возле древнего кафедрального собора и церкви Святого Антония.

Порташ-ду-Сол – очень популярная и живописная площадь в Алфама с прекрасным видом на весь район и устье реки Тежу. Кроме того, это ближайшая остановка, чтобы добраться к замку.


Граса – типично португальский район, который позволит вам близко познакомиться с обычной повседневной жизнью местных жителей. Здесь не так уж много настоящих достопримечательностей, однако вам будет интересно прогуляться по его улочкам, усеянным многочисленными семейными магазинчиками и шумными кафе.

Анжуш – многонациональный и разнообразный район города, который понравится своим разнообразием и неординарностью одним туристам и покажется несколько захудалым и непритязательным другим.

Трамваи «Ремоделадо»

Маленькие желтые трамвайчики «Ремоделадо» появились в 1930 гг. Все в них – начиная с оригинальной цифровой шкалы приборов и рычагов управления и заканчивая неудобными полированными деревянными сидениями - вызывает восхищение и умиление. Их называют «Ремоделадо» (т.е. модернизированные), так как в 1990 гг. трамвайчики немного модернизировали, заменив устаревшие тормоза новыми и поменяв систему электропривода. Некоторые туристы на себе ощутили, насколько хороши эти новые тормоза.

  • Адрес: Praça Martim Moniz 577, 1100-341 Lisboa, Португалия
  • Сайт: www.carris.pt/pt/electrico/28E/ascendent
  • Статус: действующий городской маршрут

Столица полна красивых зданий, интересных и исторических местечек. Дома, кварталы, районы, и – всё это очень необычно и невероятно привлекательно. Побывать в и не прокатиться на маршруте трамвая 28 будет большим упущением с вашей стороны. Желтые вагончики и самим португальцам напоминают, какая насыщенная история у их страны и столицы.

Что такое 28 трамвай?

Желтая линия трамваев под №28 в Лиссабоне – не экскурсионный маршрут, а регулярный, ежедневный и практически самый длинный в городе. Популярен он потому, что считается самой старинной в мире действующей трамвайной системой. По этому маршруту ездят оригинальные вагончики производства Brill, которые были изготовлены более 100 лет назад в 1930-х годах.

Конечно, подобный колесит и в других городах нашей планеты. Но только в столице Португалии это не стилизация «под старину», а те же самые трамвайчики, которые продолжают ездить по тем же самым рельсам по тому же маршруту, что и в прошлом веке.

Туристы, уже вернувшиеся из Португалии, дают советы начинать свое знакомство с Лиссабоном именно с поездки на трамвае 28:

  • вы увидите красивый город и многие интересные его места со стороны;
  • за время отдыха прокатитесь на трамвае 28 по Лиссабону 2-3 раза, чтобы сделать фото и видео увлекательной поездки по живому городу.

Чем интересен желтый трамвай в Лиссабоне?

Являясь одной из «живых» и интересных достопримечательностей города, трамвай 28 проезжает по историческому центру Лиссабона. Сразу после отправления желтые вагончики взбираются на холм да Граса, а потом «бегут» по одной из самых старых частей города – району , огибая замок.

Улочки здесь настолько узкие, что пешеходы обязаны останавливаться и пропускать трамвай. А если вы высунете руку в окно, то сможете дотронуться до стены здания! Конечно, так делать не стоит. В архивах Лиссабона хранятся сводки и статьи о том, что вагоновожатым в прошлом веке часто приходилось останавливать движение и просить жителей закрыть свои окна и ставни, которые мешали проезду.


Маршрут трамвая 28 в Лиссабоне проходим мимо и смотровой площадки Санта Луиза, проходит через район Байша и снова ползет в гору в сторону квартала Шиаду и района Estrela. Последняя остановка – Cemitério dos Prazeres (кладбище Удовольствий), которое также считается давней столичной достопримечательностью.

Вагоны трамвая 28 в Лиссабоне ездят медленнее современных аналогов, из-за чего местные дети, да и взрослые, постоянно норовят запрыгнуть на подножку или схватиться за лестницу на ходу. Повторять этого не стоит, поскольку рельеф позволяет периодически набирать приличные скорости и в целом желтые трамвайчики бегают достаточно шустро.


Как прокатиться под №28?

Чтобы проехать в Лиссабоне на трамвае 28, нужно попасть туда, где начинается его маршрут: на площадь Мартим Мониш за отелем Mundial. Многие туристы осознанно выбирают ближайшие гостиницы, чтобы не тратить ежедневно время и средства на дорогу до центра Лиссабона. До исторической площади можно дойти пешком, если вы находитесь неподалеку, или доехать на такси.

До площади также самостоятельно можно добраться на городских автобусах №№708, 734, 736, 760. Примерно в трех кварталах от места отправления находится станция метро Martim Moniz. Многие туристы начинают свою в обратном направлении с кладбища, чтобы ехать сидя и с комфортом. Для этого до остановки Prazeres можно доехать на трамвае №25 и далее уже пересесть в желтый вагон.

Весь маршрут трамвая 28 в Лиссабоне занимает по времени около 45 минут. Отравление желтых вагончиков происходит регулярно с 6:30 утра и до 22:30 вечера. Во время пика туристического сезона движение трамвая 28 начинается на 30-40 минут раньше. А вот после отправления 21:15 вагончики следуют по сокращенному маршруту. Рассчитаться можно на месте по обычным картам VIVA от €1,25 или наличными водителю (€2,9 в одну сторону). Интервал движения 10-15 минут, но стоит уточнить на сайте, поскольку в будни, выходные, праздники и каникулы количество трамваев на линии меняется.


Всем привет!
Подскажите, как удобнее воспользоваться трамваем 28 в Лиссабоне, чтобы осмотреть достопримечательности, вблизи которых он проезжает. Для поездки выбрал путеводитель Nelles Verlag, из того, что он рекомендует, в том числе с помощью трамвая 28, хотелось бы посмотреть в Лиссабоне следующее (указываю в той последовательности, что дана в путеводителе):

АЛФАМА и МОУРАРИЯ
1. кафедральный собор Се (Se Patriarcal)
2. церковь Святого Антония (Igreja de Santo Antonio)
3. церковь Консейсау Велья (Igreja da Conceicao Velha)
4. дом с шипами (Casa dos Bicos)
5. дом с балконами (Casa das Varandas)
6. замок Святого Георгия (Castelo de Sao Jorge)
7. смотровая терраса Miradouro dw Santa Luzia
8. музей прикладного искусства(Museu de Artes Decorativas)

ГРАСА
1. церковь Сан Висенте ди Фора (Igreja de Sao Vicente de Fora)
2. церковь Санта Энграсиа (Igreja de Santa Engracia)
3. смотровая площадка Miradouro da Graca

БАЙША и ШИАДУ
В принципе понятно, что трамвай 28 эти районы только лишь в нижней части пересекает, и чтобы осмотреть улицу Августа (Rua Augusta), Торговую площадь (Praca de Comercio), Площадь короля Педру IV (Praca Dom Pedro IV), площадь Фигового дерева (Praca de Figueira), этот трамвай больше не нужен, тем более, как я понял, до следующего пункта осмотра - Кармелитской церкви можно подняться на подьемнике Санта-Жуста, и при движении по Руа Гаррет и мимо кафе "А Бразилейра" можно опять на этот трамвай выйти, но дальше он идет к кладбищу Празереш, которым хоть оно и красивое, придется пожертвовать.

Собственно вопрос мой заключается в том, чтобы понять, как лучше осматривать, в каком направлении - везде пишут что трамвай 28 идет с площади Martim Moniz вверх на склон Граса, потом вниз через Алфама и пересекает Байша и Шиаду. А путеводитель, которым я пользуюсь, получается, наоборот советует, начать "снизу", от кафедрального собора Се...Может быть, люди его составлявшие, предлагают туристам наслаждаться панорамами города поступательно, поднимась все выше и выше, а не наоборот, сначала с самой верхней точки - типа уже нижние смотровые площадки будут не так интересны? :) И вообще, как Вы думаете, тот список, что я перечислил, можно осмотреть и объездить за один день?

На второй день хотелось бы освоить район Белемской башни, сплавать на паромчике до статуи Христа и посетить океанариум...ну а третий день - Синтра и мыс Рока с Кашкайшем...ну а на четвертый, учитывая что в 12 выметаться из гостишки и вечером на поезде в Мадрид, что-то из наболее понравивщегося, еще раз посмотреть не торопясь...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!