Церковь Санта-Мария-дель-Пополо: Караваджо, Пинтуриккьо, Бернини, Рафаэль. Базилика санта-мария дель пополо Мария дель пополо

Как только вы войдете в Рим через северные ворота (античная Порта Фламиния, ныне Порта дель Пополо), с левой стороны вашему взгляду явится скромный возрожденческий фасад церкви, посвященной Святой Богородице. Скромная внешность обманчива, а великолепие с древним обелиском в центре настойчиво зазывает не останавливаться и идти вперед. Остановитесь, пожалуйста. И посетите сначала церковь.

Ваше терпение вознаградится сторицей. Вы будете приятно удивлены контрастом между сдержанным ренессансным оформлением снаружи и пылающим многоцветьем барочного интерьера. В Риме не так много церквей, над оформлением которых работали вдохновенно многие выдающиеся мастера искусства. Базилике Санта Мария дель Пополо уделяли пристальное внимание римские папы, с нею связаны легенды.

Могила императора Нерона и народная легенда

В античную эпоху на месте церкви находился мавзолей рода Домициев , к которому принадлежал император Нерон (Луций Домиций Агенобарб). После самоубийства императора его прах веками покоился в этом семейном склепе. Однако, как мы знаем, при Нероне были казнены святые апостолы Петр, Павел и тысячи христиан, что вызвало стойкое представление о нем как об Антихристе. Со времен раннехристианских общин также бытовало мнение, что Нерон-Антихрист может вернуться и принести с собой горе и смерть.

На фото слева (изящная гравюра Д. Пиранези - кликните!) изображен склеп Нерона. На руинах этой могилы со временем, согласно преданию, вырос огромный грецкий орех, в кроне которого поселились вороны и демоны. Место считалось проклятым и люди обходили его стороной. В 1099 году папа Пасхалий II велел срубить дерево, сжечь его, а пепел вместе с останками могилы бросить в реку Тибр.

Затем на добровольные пожертвования граждан в этом месте соорудили маленькую капеллу, посвященную святой Богородице.

В 1227 году папа Григорий IX превращает капеллу в церковь и расширяет ее. По его указанию в церковь переносят первую реликвию - образ Богородицы из латеранской капеллы Святого Спасителя (Santissimo Salvatore). С 1250 года церковь переходит во владение монашеского ордена Св. Августина. В 1472 - 1477 годах по воле папы Сикста IV архитектор Андреа Бреньо оформляет фасад базилики и надгробие делла Ровере. В начале XVI века Браманте оформляет хор базилики, затем Рафаэль проектирует капеллу Киджи, а в начале XVII в. Бернини целиком перестраивает интерьер церкви в стиле барокко.

Интерьер базилики Санта-Мария-дель-Пополо

Многие знатные фамилии (от банкиров до кардиналов и пап) стремились приобрести фамильные капеллы в базилике. Это повлекло за собой участие десятков скульпторов, художников и архитекторов в оформлении частей интерьера.

Центральный неф базилики. В глубине - алтарь и икона Мадонна дель Пополо .

Арочные пролеты оформлены из стукко "под мрамор" великим Джан Лоренцо Бернини по заказу папы Александра VII Киджи.

Знаменитая икона Санта Мария дель Пополо в центральном алтаре.

Оригинальный алтарь работы Андреа Бреньо .

Правый неф

Капелла делла Ровере (первая справа). Пинтуриккьо . Презепе (вертеп). Сан Джироламо на коленях и за ним, предположительно, автопортрет самого художника.

Капелла Чибо (вторая справа). Карло Маратта . Непорочное зачатие со святыми Иоанном Евангелистом, Григорием, Августином и Иоанном Антиохийским.

Капелла Бассо делла Ровере (третья слева). Ученики Пинтуриккьо . Мадонна с младенцем в окружении святых .

Свод хора. Пинтуриккьо (1508-1509 гг.). Коронация Богородицы . Мадонна в окружении евангелистов, отцов церкви и Сибилл.

Левый неф

Знаменитая капелла Черази (слева от алтаря): здесь представлены работы великих мастеров Караваджо и Аннибале Карраччи:

Караваджо . Распятие Святого Петра (1601 г.).

Согласно легенде апостол Петр попросил своих палачей распять его на кресте головой вниз дабы не уподобляли его, простого смертного, Спасителю.

Обращение Савла , или Павел на пути в Дамаск (1601).

Караваджо, мастер света и теней, изобразил один из эпизодов жития апостола, сыгравший решающую роль в его обращении в христианство. Цитируем из Деяний святых апостолов:

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна . Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать . Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

Аннибале Карраччи . В центре капеллы - Вознесение Богородицы (1601 г.).

Капелла Киджи (вторая слева)

Луиджи де Паче (по рисункам Рафаэля). Творец в окружении восьми изображений планет . Мозаика, 1516 г.

Лоренцетто . Пророк Иона выходит из чрева кита на берег.

Джан Лоренцо Бернини . Ангел и пророк Аввакум (1658-1661 гг). По заказу папы Александра VII.

Ангел помогает пророку достать миску и накормить супом Даниила, брошенного в яму со львами (композиция с противоположной стороны, см. ниже).

Джан Лоренцо Бернини . Пророк Даниил со львами (1655-1657 гг). По заказу папы Александра VII.

Полезные сведения

Адрес базилики : Piazza del Popolo 12

Телефон : 06 3610836

Расписание :

В рабочие дни: с 7,00 до 12,00, затем с 16,00 до 19,00.

По выходным: с 8,00 до 13.30 и с 16.30 до 19.15

Фото: Церковь Санта Мария дель Джильо

Фото и описание

Церковь Санта Мария дель Джильо - одна из красивейших барочных церквей Венеции. Ее название можно перевести как церковь Пресвятой Девы Марии Лилий, что напоминает о лилии, подаренной Богоматери архангелом Гавриилом в день Благовещенья. Однако в народе этот храм больше известен как Санта Мария Дзобениго – по фамилии славянского семейства, основавшего церковь еще в 9-м веке. Здание стоит на площади Кампо Санта Мария Дзобениго к западу от площади Сан Марко. Между 1678-м и 1681-м годами церковь была перестроена по проекту архитектора Джузеппе Сарди для адмирала Антонио Барбаро. С тех пор она неизменно привлекает внимание своим необычным барочным фасадом. На нем вместо традиционных статуй святых можно увидеть очертания городов – Рима, Падуи, Корфу, Сплита, Кандия и Задара, в которых некогда служил Антонио Барбаро. Его собственная статуя в центре обрамлена аллегорическими изображениями Чести, Добродетели, Славы и Мудрости. На вершине фасада можно увидеть барельеф с изображением семейного герба Барбаро.

Внутри церкви Санта Мария дель Джильо хранится единственное в Венеции полотно великого фламандца Рубенса «Святое семейство» и две картины Тинторетто за престолом. Своды центрального нефа украшены полотном Антонио Дзанки, а его стены – картинами разных художников, в том числе Франческо Дзуньо, Джанбаттиста Кросато, Гаспаре Дициани и Якопо Мариески. Над органом работали такие мастера как Алессандро Витториа, Себастьяно Риччи, Джамбаттиста Пьяццетта, Якопо Пальма и Джан Мария Морлайтер. Изящно украшены также три боковые часовни церкви и апсида. Над главным престолом, по бокам от дарохранительницы, видны две скульптуры Энрико Меренго, изображающие Благовещенье.

Сентябрь 22, 2018

В внешнем облике базилики нет ничего особенного и вызывающего, она имеет самую что ни на есть обыкновенную историю и, на первый взгляд, ничем не отличается от других подобных сооружений. Санта Мария дель Пополо в Риме привлекает к себе внимание не грандиозными масштабами или роскошным фасадом — настоящие сокровища этой церкви скрываются внутри. Они спрятаны от глаз обычных прохожих. Сюда приходят либо верующие, либо только те, кто на самом деле знает, в чем заключается ценность этой базилики, либо любопытные праздношатающиеся туристы, которых можно перечислить буквально по пальцам.

История базилики Санта Мария дель Пополо берет свое начало в далеком XI веке. Тогда по желанию Папы Римского Пасхалия II на месте разрушенного Мавзолея Домиция, где по приданию располагалась могила Нерона, была построена небольшая капелла. Конечно же, никаких документальных подтверждений о существовании императорской гробницы на этом месте найдено не было, но эта легенда бродит по городу уже не одну сотню лет. Происхождение названия церкви относят к истории о том, что та самая первая капелла была построена на пожертвования римского народа (popolo romano).
Во второй половине XV века по заказу Папы Римского Сикста IV было возведено новое здание церкви Санта Мария дель Пополо в стиле эпохи Возрождения . Над реализацией проекта базилики работал Андрэа Брэньо, однако, по свидетельствам Вазари, главным архитектором церкви стал другой, не менее известный деятель тех лет – Баччо Понтэлли.

В начале следующего столетия началась активная работа над внутренним убранством базилики. По рисункам Браманте были созданы хоры, а Рафаэль Санти трудился над созданием приватной капеллы для банкира Агостино Киджи. Окончательный барочный вид интерьер церкви приобрел после масштабной реконструкции, проведенной в 50 годы XVII века, руководителем которой был знаменитый Джан Лоренцо Бернини.

Интерьер базилики Санта Мария дель Пополо


Кажущаяся на первый взгляд простота внутреннего убранства базилики, позволяет подчеркнуть всю значимость и величие тех произведений искусства, которыми так знаменита эта церковь, помогая сполна насладиться их неповторимой красотой. Санта Мария дель Пополо является хранительницей большого количества ценнейших произведений искусства, рожденных талантом выдающихся мастеров прошлых столетий и бережно сохраненных для нас представителями последующих поколений. Здесь можно увидеть работы Караваджо, Рафаэля, Карраччи, Пинтуриккио, Карла Фонтана, Бернини и многих других. В церкви находится средневековый образ Богоматери, перенесенный сюда из базилики Сан Джованни ин Латерано еще в XIII веке, а также многие другие сокровища. Давайте познакомимся с ними по порядку.

Итак, внутреннее пространство церкви разделено двумя рядами широких арок на три продолговатых нефа. Главный алтарь установлен в так называемых хорах базилики. Его украшает ценнейшая икона XIII века, выполненная в византийском стиле. Особого внимания заслуживают небольшие капеллы церкви, расположенные в боковых нефах и трансепте собора. Наиболее интересными из них являются:

  • Капелла дель Пресепио первая справа от входа. Она посвящена святому Иерониму, а построена была для кардинала Доменико делла Ровере в конце XV века. Капелла знаменита фресками работы таких художников как Тиберио д’Ассизи и Пинтуриккио.
  • Капелла Кубо — вторая справа. Изначально декорирована Пинтуриккио, но в конце XVII века она практически полностью была реконструирована Карло Фонтана.
  • Капелла Бассо делла Ровере, построенная по заказу кардинала Джироламо Бассо делла Ровере в 80 годы XV века, расписана учениками Пинтуриккио. Особый интерес этой часовни представляет керамическое напольное покрытие, сохранившееся в своем первозданном виде. Часовня располагается в правом нефе, третьей от входа.
  • Капелла Черази, находящаяся в трансепте, является одной из самых ценных часовен базилики. Именно здесь хранятся оригинальные полотна Караваджо: «Обращение Святого Павла» и «Распятие Святого Петра», а также известное произведение Аннибале Карраччи — «Успение Пресвятой Богородицы».
  • вторая слева от входа. Была построена по проекту выдающегося Рафаэля Санти для папского банкира Агостино Киджи в качестве фамильной усыпальницы в первой половине XVI века и реконструирована Лоренцо Бернини веком позже по заказу кардинала Фабио Киджи, ставшего впоследствии Папой Александром VII. В часовне, наряду с произведениями Рафаэля и Бернини, можно увидеть и работы других мастеров: Лоренцетто, Франческо Сальвиати, Себастьяно дель Пьомбо и др.

– красноречивое свидетельство того, что истинная красота часто прячется под невыразительной оболочкой. Её фасад не притягивает взгляды изощрённой отделкой или необычными формами, но за стенами скромного с виду здания скрываются уникальные сокровища.

Здание церкви построено в 1470-х годах. Раньше на её месте стояла римская часовня конца XI века. Своим названием базилика обязана древней легенде: считалось, что когда-то здесь находилась гробница Нерона, жестокого гонителя христиан. Спустя века над склепом вырос тополь (на латыни populus), в кроне которого собирались стаи воронов. Место прослыло проклятым, горожане обходили его стороной до тех пор, пока в 1099 году Папе Римскому Пасхалию II не явилась Дева Мария и не приказала срубить дерево. Папа незамедлительно исполнил волю Пресвятой Богородицы и повелел возвести на этом месте часовню, названную её именем.

Другая версия не так романтична: некоторые историки полагают, что название возникло от словосочетания popolo romano («римский народ»), поскольку средства на строительство часовни собирали всем миром.

В 1277 году по приказу Папы Григория IX на месте часовни появилась небольшая церковь. Тогда же в неё из (Basilica di San Giovanni in Laterano), расположенного на Латеранском холме здесь же, в Риме, была перенесена икона Божьей Матери, созданная, по преданию, самим Евангелистом Лукой. На самом деле образ мадонны был написан в XIII веке в .

В 1250 году церковь перешла под юрисдикцию ордена Святого Августина. Здание несколько раз перестраивалось; глобальной реконструкции оно подверглось в середине XV века по приказу Папы Сикста IV. Работы по перестройке осуществлялись под руководством Андреа Бреньо (Andrea Bregno) и Баччо Понтелли (Baccio Pontelli). Санта Мария дель Пополо стала одной из первых церквей в Риме, в архитектуре которых преобладает стиль Возрождения. Именно тогда базилика приобрела тот вид, который сохранился до наших дней.

Интерьер

Стоит только переступить порог, и взгляду открываются роскошные интерьеры, какие увидишь не во всяком городском кафедральном соборе.

Скромная снаружи, посвящённая Святой Богородице церковь открывает себя с самой неожиданной стороны. А когда узнаёшь, что за великие шедевры украшают стены базилики, и какие громкие имена стоят за их созданием, понимаешь, что пройти мимо было бы непростительной ошибкой.

В разные годы проектированием и оформлением интерьеров церкви занимались Донато Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi), Андреа Бреньо. В середине XVII века (Giovanni Lorenzo Bernini) осуществил ещё одну масштабную реконструкцию базилики; с тех пор в её убранстве преобладает стиль барокко.

Капелла Киджи

Косвенно с церковью знаком всякий, кто никогда не бывал в Вечном Городе, но смотрел экранизацию романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Действие фильма частично разворачивается в капелле Киджи (Chigi). Она носит имя заказчика, банкира Агостино Киджи. Проектировал будущую усыпальницу богатого рода Рафаэль Санти; он украсил купол капеллы мозаикой «Сотворение мира». До конца XVI века в церкви находились и две живописные работы мастера. Спустя сто лет Бернини реконструировал капеллу по заказу другого представителя рода, кардинала Фабио Киджи, позже ставшего Папой Александром VII.

Работы Караваджо в капелле Черази

Капелла Черази (Cerasi) связана с не менее знаменитым итальянским мастером, (Caravaggio). Здесь хранятся две его подлинные работы, «Обращение на пути в Дамаск» (иначе «Обращение Савла») и «Распятие апостола Петра».

«Обращение Савла», выполненное в стиле реализма – одно из самых ярких проявлений таланта Караваджо. Над алтарём висит холст «Вознесение Девы Марии» работы Аннибале Каррачи (Annibale Carracci).

Пинтуриккьо в капелле делла Ровере

Стоит особо отметить и капеллу рода делла Ровере (Della Rovere). Она построена в конце XV века и расписана Пинтуриккьо (Pinturicchio) и его учениками. Пинтуриккьо оформил и капеллу Сайбо (Cybo), но результаты его работы нам не увидеть: в конце XVII века капелла была реконструирована последователем Бернини архитектором Карло Фонтана (Carlo Fontana).

Другие капеллы

Капеллы Сайбо-Содерини (Cybo-Soderini), или капелла Распятия, и Теодоли (Theodoli) не так «популярны» среди туристов, но не менее интересны. Оформлением первой занимался фламандский художник Питер ван Линт (Pieter van Lint. В ней находится деревянное распятие XV века. Вторая выполнена в стиле римского маньеризма и украшена лепным декором работы скульптора Джулио Маццони (Giulio Mazzoni).

Алтарь базилики украшают два витражных окна работы француза Гийома да Марсилла (Guillaume de Marcillat). Их датируют 1509 годом, а потому они считаются самыми старыми в Риме. Сам же алтарь выполнен Андреа Бреньо в 1472-1477 годах.

Часы работы, как добраться

Базилика расположена на (Piazza del Popolo), 12.

Церковь открыта ежедневно с 7:00 до 12:00 и с 16:00 до 19:00, по воскресным дням с 8:00 до 19:30. Вход свободный.

Проезд на общественном транспорте: на метро по ветке A (красная) до станции Flaminio или Spagna, далее пешком.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Базилика Санта-Мария дель Пополо (итал. Basilica di Santa Maria del Popolo) - церковь ордена августинцев в Риме. Имеет высокую художественную ценность, так как в базилике находятся работы Рафаэля, Караваджо, Пинтуриккьо, Бернини, Карраччи и других мастеров живописи XIII-XVII веков.

Содержание
содержание:

Существует два варианта происхождения названия базилики. По одной версии достопримечательность берёт название от романской часовни, которая была расположена у тополя (итал. populus). Наиболее реальна - распространённая версия о том, что сооружение возведено на средства народа (итал. popolo). В последствии базилика дала название и площади Пьяцца дель Пополо.

История достопримечательности начинается в 1099 году, когда по указанию Папы Римского Пасхалия II на месте, где по преданию был захоронен император Нерон, была возведена уже упоминаемая романская часовня. В первой половине XIII века часовня была передана Ордену августинцев, монахи которого на её месте решили возвести базилику. Строительство началось в 1472 году и было приурочено к юбилею папы Сикста IV в 1475. Закончили же постройку немного позже - в 1477. Руководил проектом архитектор Андреа Бреньо.

В 1655 году Базилика Санта-Мария дель Пополо опять претерпевает изменения, так как Папа Александр VII решил обновить фасад сооружения. Для этой работы был приглашен известный скульптор и архитектор Лоренцо Бернини, который оформил фасад в стиле барокко. Визуально фасад разделён на три сектора; в каждом из них имеется вход в базилику, оформленный в виде портала.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Планировка Базилики Санта-Мария дель Пополо имеет форму латинского креста. Внутреннее оформление базилики изобилует шедеврами знаменитых художников и скульпторов своего времени. Подкупольная мозаика выполнена Рафаэлем, а уникальные витражные окна, которые освещают пространство церкви, - французским живописцем Гийомом де Марсилла. По заказу Папы Юлия II в 1508 году Рафаэль написал полотно «Мадонна дель Пополо» и парный к нему «Портрет Папы Юлия II», которые находились в базилике до 1591 года. По обе стороны вдоль главного нефа расположены капеллы, ставшие усыпальницами представителей римской знати и сановников католической церкви.

Главный алтарь украшает картина XIII века работы неизвестного автора. Справа от алтаря в первой капелле находится изящная фреска работы Пинтуриккьо «Поклонение младенцу Иисусу». Капелла Чибо богато украшена полихромным мрамором и полотном «Успение и учителя церкви» (Карло Маратта). Здесь можно увидеть надгробия кардиналов Лоренцо и Альдерано из рода Чибо. С левой стороны нефа устроена Капелла Чераси , над оформлением которой работали признанные мастера стиля барокко - Карраччи и Караваджо. На стенах капеллы находятся полотна Караваджо «Обращение св. Павла» и «Распятие св. Петра», а в алтаре - прекрасная картина Каррачи «Вознесение». Капелла Киджи выполнена по эскизам Рафаэля для своего покровителя банкира Агостино Киджи (из рода Киджи также происходил и Папа Александр VII). Стены оформлены фресками Сальвиати, а картины в алтаре принадлежат Себастьяно дель Пьомбо. Сразу две капеллы посвящены влиятельному роду Делла Ровере - над обоими работал Пинтуриккьо.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!