Китовая аллея. Китовая аллея – древнее святилище эскимосов Открытие Китовой аллеи

Есть на Чукотке один удивительный остров – Иттыгран , расположенный в проливе Сенявина Берингова моря. Именно там находится главная архитектурная реликвия древнеэскимосской культуры - Китовая аллея , до сих пор таящая в себе множество тайн и загадок. Этот уникальный памятник культуры нашла в середине 70-хх годов прошлого века одна из экспедиций, направленных туда Институтом этнографии АН СССР.

Это было удачное, но практически случайное открытие, грандиозность которого поражает до сих пор: северный берег Иттыграна утыкан огромными китовыми костями, вкопанными в землю в виде двух параллельных рядов, тянущихся почти на пятьсот метров. Та часть аллеи, которая размещается ближе к воде, составлена из костей китовых челюстей, достигающих в высоту около пяти метров. Второй, расположенный дальше к берегу, ряд, представляет из себя 15 отрезков, каждый из которых состоит из 2-4 двухметровых китовых черепов. В сумме, для того, чтобы возвести всю эту композицию, понадобились кости 5-6 десятков взрослых гренландских китов, не меньше. Между двойным костным «забором» учеными было обнаружены «мясные ямы », в количестве полутора сотен, которые сохранили в себе следы пищевых продуктов. Это свидетельствует о том, что в этом месте когда-то проводились крупные пиры.

Помимо «мясных ям» были найдены каменные круги, в религии коренных жителей Севера имевшие прямое отношение к смерти и погребению. Рядом с ямами была выложена каменная дорога, тянувшаяся к выровненному скругленному месту, которое окружали огромные валуны. Посередине круглой площадки лежал ровный камень. Неподалеку от камня, нашли сложенный из камней очаг, сохранивших крупицы пепла. Учеными был сделан вывод о том, что данное место когда-то считалось народами, населявшими юго-восточный берег Чукотки, священным, также оно было их культурным центром. Сюда устремлялись для того, чтобы поучаствовать в религиозных или светских мероприятиях. Здесь морские духи принимали от людей дары и молитвы. Здесь проходили соревнования и турниры на быстроту и выносливость. И, возможно, даже устраивалась инициация молодых общинников.

Есть мнение, что все прибывшие на полуостров могли единовременно принимать участие в религиозном действии, так как предметы культа размещены для этого очень удобно. Однако же на саму площадку приглашали только мудрецов и самых удачливых охотников. Считается, что время создания Китовой аллеи приходится на 14 век. На этот период приходится пик культуры северных охотников на китов. Но, возможно, она была построена и ранее. В 16 веке воды Берингова пролива подверглись резкому похолоданию, китовые почти ушли оттуда, и охота на них стала редкостью. Со временем истинное назначение костяной аллеи забылось. Новые поколения эскимосов использовали ее в качестве мишеней для винтовочной пристрелки.

Моряки, заходящие на остров, также не выказывали уважения этому сооружению. Уровень моря поднялся и внес свою лепту в ее разрушение. Ранее Китовая аллея представляла собой куда более величественный объект, теперь же некоторые из костей представляют собой закопанные в песок обломки. В древнеэскимосских сказаниях часто говорится о том, что Иттыгран - таинственный край, но ничем конкретным это не подтверждается. Даже старейшие из жителей об этом ничего не помнят. Не секрет, что китовые кости, также камни и каменные плиты часто применялись в северном крае в качестве строительного материала. Но ничего, подобного этой аллее, нет, ни в пределах Чукотки, ни в мире вообще. В этом плане Китовая аллея является уникальным памятником культуры, о котором пока известно немного.

Китовая аллея — древнее эскимосское святилище на острове Итыгран , археологический комплекс, представляющий собой два ряда вкопанных в грунт огромных костей гренландских китов.
Комплекс открыт в 1976 г. группой исследователей из Института этнографии АН СССР под руководством М. А. Членова.
Считается одним из чудес России!



Китовая аллея — одна из самых известных , однако до недавнего времени о ней никто ничего не знал. Находится уникальный археологический комплекс к северо-востоку от Бухты Провидения, в Беринговом проливе, на острове Ыттыгран. По мнению ученых, Китовая Аллея считается чудом не только с научной, но и археологической точки зрения.

Бухта, на берегу которой расположен памятник, окружена с северо-востока и юго-запада обрывистыми скалистыми выступами, но между ними сопки несколько понижаются и образуют относительно пологий склон, покрытый разнообразной тундровой растительностью. На этом зеленом фоне четко вырисовываются группы кажущихся издали ярко-белыми столбов из китовых челюстей, а при подходе к берегу над травянистой кромкой пляжа становятся видны причудливые очертания китовых черепов, вкопанных в гальку узкой носовой частью.

В пространстве между рядами черепов и челюстных костей гренландского кита находятся хранилища для продуктов - мясные ямы - и искусственные структуры в виде выложенных из камня колец. В конце комплекса, на склоне сопки сохранилась рукотворная каменная дорога длиною в 50 метров. Дорога ведет к ровной, круглой площадке. Площадку со всех сторон окружают валуны. В центре её также лежит большой плоский валун, а неподалеку от него находится сложенный из мелких камней, заполненный золою очаг.

Поражают воображение не только размеры памятника (его общая протяженность составляет 500 метров!), но и структура архитектурного комплекса. Китовая аллея уникальна в самом прямом смысле слова. Масштабы Китовой аллеи, характер возведенных на ней построек указывают на то, что, она, скорее всего, являлась центральным святилищем для жителей многочисленных эскимосских селений, существовавших в древности на юго-восточном — от мыса Чаплина до Мечигменского залива. Не исключено, что приезжали сюда и обитатели принадлежащего ныне США острова Св. Лаврентия.

Ритуалы, совершавшиеся на Китовой алее, были, по всей вероятности, двух типов. В одних обрядах могли участвовать все, кто прибыл на остров, в других — лишь старейшины и шаманы. Судя по тому, как расположены на Ыттыгране культовые объекты, только избранные, «посвященные», имели право подняться по каменной дороге к очагу и жертвенному камню и совершить возле них ритуал, являвшийся кульминацией празднества.


ОСТРОВ ИТЫГРАН
Итыгран (Ыттыгран, Иттыгран) — остров в проливе Сенявина Берингова моря, в пределах Провиденского района
Расположен к северу от мыса Чукотского, у юго-восточной оконечности Чукотского полуострова, в 1,5 км от материкового побережья и в 3,8 км от острова Аракамчечен. Площадь составляет 55 км². Остров вытянут на 13,5 км в длину при максимальной ширине в 5 км.
Высшая точка — гора Итыгран высотой 545 м. На острове есть два небольших озера — Среднее и Камаликах.

Название в переводе с чук. Игынран «волчье логово», с эским. Сиклюк «мясная яма». Существует и другая версия происхождения топонима — от чук. Етгыран «жилище на полпути». Это связано с тем, что охотники при следовании на собаках или байдарах из Чаплино в Янракыннот всегда делали остановку-передышку на острове, где была хорошая охота на морского зверя и здесь всегда устраивались запасы мяса.

Остров Итыгран был открыт и описан во время экспедиции Ф. П. Литке в августе 1828 года.
На острове до начала 1940-х гг. существовало эскимосское поселение Сиклюк.
На скалистых мысах по периметру острова существуют колонии морских птиц общей численностью до 10 тыс. пар, в колониях гнездятся — берингов баклан, крупные белоголовые чайки, моевка, кайры, тихоокеанский чистик, ипатка и топорок.

На острове произрастает эндемик — полынь сенявинская (artemisia senjavinensis), занесённая в Красную книгу России.
Остров знаменит Китовой аллеей — древним эскимосским сооружением из вкопанных в грунт параллельных рядов черепов и челюстей гренландских китов. Китовая Аллея сооружена из 50-60 черепов и 30 челюстей и сотен специально уложенных камней. Датирована периодом позднего Пунука (XIV—XVI вв. н. э.).

СТАТЬЯ ПРО КИТОВУЮ АЛЛЕЮ (ВОКРУГ СВЕТА)
Конец XIV века, конец лета, конец долгого северного дня... И с севера, и с юга по легкой ряби бухты к берегу идут четырнадцать байдар. Они большие, но на месте гребцов, обычно низовых общинником, сейчас сидят знатнейшие охотники четырнадцати поселков — к ежегодному празднеству в святилище допускаются только посвященные в тайны союза воинов, прочие даже не имеют права знать, где оно находится.
На всех мысах окрестного побережья стоят столбы из костей китовых челюстей — вехи морских дорог. С того места в море, где сходятся створы этих вех, видны белые скалы. И посвященный знает — надо отсюда править на них...
Такая картина рисовалась нам всю долгую «кабинетную» зиму — после полевого сезона 1976 года. Рисовалась как догадка — перед нами были лишь наспех сделанные фотографии, плоская копия того великолепия, что открылось нам в Силюкской бухте небольшого безлюдного чукотского острова Ыттыгран. Нам удивительно тогда повезло — были солнце и ветер, буквально на несколько часов разогнавшие туман словно специально для тою, чтобы наш карбас вновь не проплыл мимо. Пять лет назад экспедиция Института этнографии АН СССР на этом острове обследовала остатки древнего эскимосского поселка и его некрополя, но осенний туман, моросящий мелким непрекращающимся дождем, скрывал находящиеся всего в двухстах метрах... десятки гигантских костей гренландских китов, в строгом порядке врытых в прибрежную гальку! Скрывал то, чего не видел никто из тех, кто занимается историей эскимосской культуры.
Культура эскимосов в том виде, в котором ее встретили европейцы и смогли изучить этнографы, представляла собой весьма противоречивое явление: ряд черт, казалось бы, непосредственно унаследованных из палеолита, — и исключительно сложная техника морской охоты и мореплавания, высокоразвитое религиозно-мифологическое представление, сложный этикет взаимоотношений меж людьми — и в то же время крайне упрощенная социальная структура, практически никаких остатков родоплеменной организации. Многие ученые считали, что такая организация в прошлом не могла не существовать, но исчезла в результате малочисленности и разобщенности человеческих коллективов в Арктике. Но когда и где она существовала, какие принимала формы — обо всем этом до последнего времени практически ничего! известно не было. Археологическое изучение эскимосской культуры началось сравнительно недавно — и снова клубок противоречий. Остатки древних эскимосских поселений на большей части американской Арктики свидетельствовали: эта культура немногим отличалась от того, что наблюдали этнографы конца XIX — начала XX века. А вот древние культуры Берингоморья, как выяснилось, имели совершенно иной облик.
В результате раскопок стало ясно, что в древнеберингоморском обществе существовали довольно резкие не только имущественные, но и социальные, сословные различия, позволяющие даже предположить уже о начале становления классового общества. Но неужели нечто подобное возможно было в эскимосском обществе, которое жило исключительно морской охотой и собирательством?
По данным этнографии считалось, что нет. Казалось несомненным — морские охотники, по крайней мер до появления у них огнестрельное оружия, с трудом обеспечивали себя пищей, нередко оказывались на грани катастрофических голодовок. Ведь именно так — на грани голодной смерти — жили эскимосы, когда их начали изучать этнографы. И считалось поэтому, что так было всегда. Но выяснилось — климат здесь VIII по XIV век был значительно теплее, чем сейчас, и, естественные промысловые условия были гораздо более благоприятны. И именно в это время, как показывают данные археологии, эскимосские поселки становятся значительно большими, чем прежде, особо развитым становится китобойный промысел.

Итак, природные условия VIII—XIV веков позволяли даже на базе охотничьего, чисто присваивающего хозяйства получать солидный прибавочный продукт — основу основ любого усложнения социальной организации. И археологические данные вроде бы показывают, что оно действительно имело место.
Но снова противоречие. Ведь древние эскимосские поселки, даже в самые благоприятные времена, не насчитывали более 100—200 человек: Для возникновения сложной социальной структуры этого мало.
Теоретически подобное противоречие можно снять предположением о том, что существовали какие-то объединения, союзы — военные, охотничьи — между такими небольшими поселками. Как, например, у американских индейцев,..
Но в отличие от индейцев, у которых имелись четко оформленные племена, со своей определенной территорией, с какой-то общеплеменной и даже межплеменной, охватывающей союзы нескольких племен властью в лице вождей, советов старейшин и так далее, у эскимосов само понятие племени выглядело довольно расплывчато, и, уж во всяком случае, никаких общеплеменных или тем более межплеменных органов власти этнографы не увидели.
Не было абсолютно никаких археологических «знаков» существования союзов и в прошлом... До тех пор пока не открылись нам на несколько часов в предотъездный день экспедиции 76-го года костяные столбы на побережье островка Ыттыгран. Но только лишь как «знак», повод для воображения — до следующего полевого сезона, когда экспедиция начала детальное исследование памятника.
Они стояли на протяжении почти полукилометра вдоль берега, поодиночке, группами по два, целыми скоплениями — несколько десятков огромных, больше пяти метров высотой, челюстных костей гренландских китов. На вершинах их видны зарубки и отверстия, очевидно, для привязывания каких-то предметов.
Правда, столбы из китовых челюстей довольно обычны для старых эскимосских селений, так как на них держались и стены землянок, и помосты для хранения байдар, и сушила для мяса, но в этих случаях они высотой не превышают двух метров и нигде не встречаются в таких количествах.

Ыттыгран и лежащий севернее его более крупный остров Аракамчечен отделены от материка нешироким проливом Сенявина. В период, когда через пролив можно перейти по льду, на них пасут свои оленьи стада яннракынотские чукчи. В начале XX века на островах имелось несколько очень небольших, по четыре-пять семей, эскимосских поселков, но в наши дни оба острова необитаемы.
Самое удивительное — крупнейший и дольше всего просуществовавший на этих островах поселок Сикмок (правда, и в нем было не больше 50 человек, и они в 1950 году перебрались на материк) расположен непосредственно рядом с памятником, в каких-нибудь 200 метрах от него, однако ни местные жители, ни команды заходивших сюда катеров на памятник внимания не обращали. С ним не было связано никаких легенд и преданий. Эскимосы, которые вообще очень бережно и почтительно относятся к могилам и остаткам жилищ своих предков, по столбам этого памятника пристреливали винтовки, а матросы катеров чалили на них канаты, отчего несколько столбов было повалено.
В «Китовой аллее» мы насчитали более пятидесяти китовых черепов. Конечно, там, где есть челюсти, почему бы не быть и черепам, тем более что они тоже всегда использовались в строительстве.
Но расположены черепа совершенно необычно: аккуратными, попарно выровненными группами по четыре, по два, причем вкопаны в галечный грунт своими узкими, носовыми частями, а широкие и массивные затылочные части высоко поднимались над землей. При этом примечательно и то обстоятельство, что эти челюсти и черепа (напомним, не менее как от 50 крупных китов!) были привезены откуда-то издалека. Китов явно били и разделывали не в бухте, так как иначе весь берег был бы забит ребрами и позвонками, как это и бывает всюду, где разделывают китов, а между тем здесь их практически вовсе нет. Кроме того, в черепах тоже просверлены дыры, очевидно, для транспортировки: значит, их везли сюда уже очищенными от мяса, скорее всего, буксируя за байдарой на поплавках.
Задние столбы Китовой аллеи, стоящие самой многочисленной, как бы тесно столпившейся группой, находятся у подножия каменистой сопки. На ее склоне были обнаружены сооружения, не столь бросающиеся в глаза, но не менее любопытные.
Прежде всего, оказалось, что весь склон, по существу, одна огромная кладовая мяса. Мясные ямы для хранения запасов продовольствия для людей и корма для собак — непременная принадлежность любого эскимосского поселка. Обычно ям в старину бывало примерно столько же, сколько и жилищ, то есть, как правило, не более 10—15. Здесь же, тесно прижавшись одна к другой, находилось около полутораста мясных ям! Поселок, который нуждался бы в таких запасах и был бы в состоянии их сделать, представить просто невозможно. Да здесь и не было в те времена поселка: самые старые землянки в Сиклюке на несколько сот лет моложе Китовой аллеи — это было видно хотя бы из того, что кости из развалин этих землянок выглядели несравненно свежее. Никакого другого поселка поблизости быть не могло, ему и негде было быть: и справа и слева вдоль берега тянутся одни только отвесные скалы.
Но ведь все это — теперь уже с несомненностью — означает, что Китовая аллея действительно неизвестное доселе в эскимосской культуре явление: сооружение, которое не связано ни с каким конкретным поселком и, судя по его масштабам, воздвигнуто совместными усилиями нескольких поселков. Сооружалось оно, несомненно, в культовых целях, как межпоселковое, межродовое, возможно и межплеменное святилище. Обряды, совершающиеся возле таких столбов с отверстиями, в общих чертах известны: сам столб считался вместилищем духа, ему совершали жертвоприношения — куски мяса на деревянных блюдцах. И совершались они еще сравнительно недавно: на другом берегу острова среди руин оплывших землянок древнего поселка и каменных колец, оставшихся от яранг более позднего времени, мы нашли одинокий столб с лежащими у его подножия выбеленными дождями и солнцем блюдами. По наблюдениям этнографов конца XIX — начала XX века, в отверстия таких столбов подвязывались ремни, на которых висели богато изукрашенные изображения культовых птиц и животных.


Вполне возможно, что отдельные столбы и группы столбов, разбросанные по Китовой аллее, принадлежат остальным родам или поселкам. Но в самой структуре аллеи как бы записан «социальный код» того межпоселкового объединения, олицетворением которого она являлась.
Среди мясных ям по склону каменной осыпи идет вымощенная камнем довольно гладкая и прямая дорога — само сооружение ее, безусловно, потребовало коллективного труда. Она начинается от центрального густого скопления столбов и кончается у довольно широкой круглой площадки, окруженной кольцом из больших каменных глыб. В одном краю кольца вделан камень ярко-белого цвета, а под ним прослеживается пятно золы от очага. Очевидно, здесь было центральное святилище всего объединения, где отправлялись общие обряды представителями всех входивших в объединение поселков. Если посмотреть на план аллеи, то это святилище находится как бы на вершине пирамиды, и оно действительно является самой высокой точкой всего комплекса. А основание пирамиды — это группы китовых черепов, протянувшихся вдоль линии берега: таких групп, достаточно стандартных, как бы повторяющих друг друга, около 15. Наверно, они и представляют те полтора десятка поселков, которые входили в местный племенной союз. Более того, возможно, что этот союз был открыт для присоединения к нему в будущем и других поселков.
И теперь ту картину, что рисовалась в нашем воображении, мы можем уже назвать не догадкой, а научной реконструкцией.


...Последней прибывает байдара из Киги. В этом году старейшины Киги получили право быть хозяевами общего праздника, они запасли с весенней охоты мясо, построив для него три новые большие ямы. И сейчас они ведут за своей байдарой на поплавках большой китовый череп. В память об этом дне они вкопают его в причальном месте байдары Киги, где уже высится пять таких же черепов, поставленных в прошлые годы.
Будет пир, будут танцы, состязания в ловкости и силе. Пестрыми фигурками из дерева и перьев на поводках из китового уса украсятся столбы. Но среди веселья вожди найдут время поговорить о делах серьезных и совсем невеселых: в последние годы и китов удается добыть все меньше, и все чаще приходится отражать набеги сивуканцев, племени некогда дружественного, а сейчас в скудеющем добычей море ставшего враждебным... А самые старые и опытные, может быть, чувствуют уже наступление и таких времен, когда распадется островной союз, некому будет закладывать мясо в хранилища на Сиклюке; и обряды, и смысл святилища, и само его имя будут забыты...

С тех пор прошло более полутысячи лет, но столбы-вехи, указывающие путь к Китовой аллее, по-прежнему высятся на мысах Аракамчечена. Кое-где рядом с ними встали автоматические ацетиленовые маяки, по которым современные моряки держат курс уже в другие места и совсем с другими целями. Но кости Китовой аллеи не могут оставить нас равнодушными. Они говорят о сложной и богатой истории каждого, даже самого далекого уголка нашей Родины, они говорят о действии всеобщих исторических закономерностей, проявляющихся на любой почве, как только производительные силы общества достигают определенного уровня.
(авторы: С. Арутюнов, доктор исторических наук; И. Крупник, М. Членов, кандидаты исторических наук)

____________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5732/
http://100чудес.рф/
С. А. Арутюнов, И. И. Крупник, М. А. Членов. «Китовая аллея». Древности островов пролива Сенявина. 1982.
Леонтьев В. В., Новикова К. А. Топонимический словарь северо-востока СССР. — Магадан: Магаданское книжное издательство, 1989, стр 161.

http://www.photosight.ru
Михаил Ципоруха. Вокруг света под парусами. — М: Вече, 2012. — ISBN 9785953362429.
А. А. Коробков. Красная Книга России (1981).
Арутюнов С. Л., Крупник И. И., Членов М. А. 1982. «Китовая Аллея» (Древности островов пролива Сенявина). М.: Наука, 175 с.
http://s018.radikal.ru/

Китовая аллея
Священное место эскимосов на острове в Беринговом море

55 км2 площадь острова Ыттыгран; во времена китобойного промысла на нем собиралось более тысячи мужчин || 1828 год Ыттыгран открыт и описан мореплавателем Федором Литке, однако великий русский путешественник никак не упомянул древнеэскимосский памятник || 60 черепов, 30 челюстей включает в себя пятисотметровое сооружение; вес китовой челюсти достигает трехсот килограммов, вес черепа немногим меньше || 29 место занимает Китовая аллея в списке «100 чудес России».

~~~~~~~~~~~



Кости, камни, кольца

Самый северный на земле памятник человеческой цивилизации был случайно открыт летом 1976 года. Экспедиция Института этнографии АН СССР, обследовав берега Чукотки, шла к своему завершению. Научное судно проплывало мимо покрытого туманом острова Ыттыгран, лежащего в Силюкской бухте. Внезапно туман рассеялся, и взору ученых открылась поразительная картина: на берегу острова белели десятки гигантских китовых костей, вертикально вкопанных в грунт.


Михаил Членов, российский этнограф и общественный деятель, открывший Китовую аллею
вместе с Сергеем Арутюновым и Игорем Крупником


Китовая аллея состояла из двух параллельных рядов костей: один был сложен двухметровыми черепами гренландских китов, другой - китовыми челюстями, достигающими пяти метров в высоту. Общая длина «объекта» составила полкилометра; для такой конструкции потребовалось бы не менее шестидесяти взрослых животных. Кроме того, вблизи аллеи обнаружились выложенные камнями кольца, символизирующие у эскимосов души умерших, а также полторы сотни «мясных ям» с остатками провизии. Еще одним любопытным артефактом была круглая площадка, обложенная каменными глыбами, с идеально ровным валуном в центре. Остатки очага со следами золы позволили предположить, что на этом месте был жертвенник - святая святых, куда позволялось входить только старейшинам, да и то в сопровождении шамана.


Шаманы, впадая в транс у алтаря Китовой аллеи, общались с божествами,
главнейшим из которых была Хозяйка моря - Мыгым Агна


Клуб китобойного союза

По мнению этнографов, Китовая аллея представляла собой сакральное место, куда в конце осени ежегодно съезжались несколько десятков эскимосских племен (вернее, их мужская половина, женщины на остров не допускались), объединенных в своеобразный китобойный союз. Ыттыгран можно уподобить британскому Стоунхенджу или греческим Дельфам: люди там общались через шаманов с богами, спрашивая позволения на охоту, юноши проходили инициацию, участвуя в состязаниях по поднятию тяжестей, беге и борьбе, и там же устраивались пиры, на которых китобои делились опытом и договаривались о дальнейших совместных походах.

Охота на гренландских китов среди эскимосов процветала всего двести лет - с XIV по XVI век. В течение этого времени Ыттыгран служил для населявших Чукотку племен духовно-религиозным центром. Когда похолодало, киты мигрировали на юг и промысел пришел в упадок; эскимосы вновь вернулись к добыче ластоногих.


Гренландский кит (Balaena mysticetus) - одно из крупнейших млекопитающих на Земле; длина тела кита достигает 22 метров


Странно, но славная китобойная эпоха совершенно не отражена в местном фольклоре. Единственным свидетелем тех легендарных времен была и остается Китовая аллея, таящая в себе еще немало загадок. Недаром ученые называют ее уравнением со множеством неизвестных.

Чукотка и сама по себе необыкновенна, но в сочетании с такими необычными памятниками, как Китовая аллея, и вовсе. Это – древнее эскимосское святилище на острове Итыгран открыто было в 1976 году. Археологический комплекс состоит из двух рядов вкопанных в гальку больших костей гренландских китов. Да, что там больших, просто огромных. Располагаются они в строгом порядке. Что это означает, поначалу озадачило даже самых просвещенных знатоков эскимосской культуры.

Ученые привыкли к противоречиям эскимосского этноса. Смирились с тем, что, к примеру, сложная техника ремесел этих народов, высокоразвитое религиозно-мифологическое представление их, церемонный этикет взаимоотношений между людьми не сочетаются с примитивной социальной структурой. И вдруг такая находка. По прежним представлениям историков эскимосы даже в самое благоприятное время были замкнуты. В их поселках никогда не селилось больше сотни-другой обитателей. А знаков их союзов вне поселений никогда не было.

Китовая аллея перечеркнула эти заблуждения. Полукилометровый строй челюстных костей гренландских китов вдоль берега, одиноких, группами, с зарубками и отверстиями, явно привезенных издалека, потому что вокруг нет других костей, могут означать, что их аккуратные группы, по два, по четыре – доказывают не только межродовые, но и, возможно, межплеменные связи этого народа. Интересно, что в аллее обнаружены, не только кости, но и черепа китов, а также большие кладовые мяса. Значит, эскимосы были не так уж примитивно социально организованы.

Другое дело, почему до такого позднего времени никто не обращал внимания на их святилище, которое находилось всего в двухстах метрах от поселка Сикмок, который последние обитатели покинули только в 1950 году? Остальные места острова, отделенного проливом Селявина от материка, необитаемы. Значит, не современники копили мясо в ямах. Другими словами, Китовая аллея – неизвестное в эскимосской культуре явление. Конечно, это культовое сооружение, но межродовое, а не локальное. Место, где приносились жертвоприношения.

Ученые начали считать черепа и их расстановку, чтобы выяснить, сколько поселков входило в объединение, представляя местный племенной союз. Этот метод называется научной реконструкцией. Теперь считается, что Китовая аллея существует не менее полутора тысяч лет. И ее обнаружение еще раз доказывает, что человечество развивается на основе всеобщих исторических закономерностей, несмотря на национальность, географический адрес и культурно-этнические особенности.

Сегодня Китовая аллея – одна из самых заметных достопримечательностей Чукотки. Здесь проходят познавательные экскурсии, морские туры, и гости воочию убеждаются в том, что это святилище – уравнение. Причем, не с одним неизвестным, а с множеством. Отсюда возникает немало предположений. Например, о том, что Китовая аллея была местом ритуальных встреч мужчин, входивших в союз китобоев. Эти сходки, видимо, сопровождались роскошными пиршествами, потому-то здесь было найдено такое количество мясных ям.

Вокруг аллеи происходит, по рассказам очевидцев, немало мистического. Тут рассказывают о произошедшей здесь схватке двух летающих шаманов. Один вроде был с Чукотки, другой с Аляски. И вот чем-то мерялись. Но самое загадочное состоит в том, что никто никогда не замечал аллею, и обнаружили ее только по счастливой случайности члены одной экспедиции. Они в едва рассеявшемся тумане увидели кости, потом набрели на тропу, которая вывела их к кострищу, и сенсация была обеспечена.

Но раз эскимосы были вполне социально организованы, ученые задались решением вопроса о том, почему они все-таки не стали государством. Ведь предпосылки были вполне приличные. Таким образом, Китовая аллея считается чудом не только для этнографов, археологов, но и для историков и социологов. Это общечеловеческий феномен, имеющий отношение к освоению людьми Нового света и самому крупному на Дальнем Востоке цивилизационному перекрестку – Берингии.

Берингия миллионы лет назад была не проливом, а перешейком. И не через него ли перебрались в Новый свет палеоиндейцы? Вот так бывает – местная находка на Чукотке перевернула многие мировые представления.


Китовая аллея на фото

Адрес: Чукотский АО, Провиденский район

GPS-координаты: 64.632986, -172.576015

Китовая аллея на карте

Китовая аллея на видео

Китовая аллея - древнее святилище эскимосов на острове Итыгран (Чукотка). Представляет собой археологический комплекс, где вкопаны в грунт в 2 ряда огромные кости гренландских китов. Комплекс открыт в 1976 году группой исследователей из Института этнографии АН СССР.
Среди исследователей и ученых нет единого мнения по поводу того, для каких целей эскимосы строили эти сооружения, а также каков их возраст.

Есть основания полагать, что Китовая аллея сооружалась по заранее заготовленному плану, в итоге вытянувшись более чем на 500 метров. Челюстные кости и черепа находятся на определенном расстоянии друг от друга, из чего видно, что изначально ее масштабы были намного внушительнее, чем тогда, когда эту местность стали изучать детально в 80-х годах. Сохранившиеся объекты свидетельствуют, что Китовую аллею создавали очень аккуратно и точно, по выверенному плану. Воображение подсказывает, насколько внушительно выглядело это место, ведь лишь одна кость кита достигает 5 метров.

Ритуалы, совершавшиеся на Китовой алее, были, по всей вероятности, двух типов. В одних обрядах могли участвовать все, кто прибыл на остров, в других - лишь старейшины и шаманы. Судя по тому, как расположены на острове культовые объекты, только избранные, «посвященные», имели право подняться по каменной дороге к очагу и жертвенному камню, и совершить возле них ритуал, являвшийся кульминацией празднества.

В пространстве между рядами черепов и челюстных костей гренландского кита находятся хранилища для продуктов – мясные ямы – и искусственные структуры в виде выложенных из камня колец. В конце комплекса, на склоне сопки сохранилась рукотворная каменная дорога длиною в 50 метров. Дорога ведет к ровной, круглой площадке. Площадку со всех сторон окружают валуны. В центре её также лежит большой плоский валун, а неподалеку от него находится сложенный из мелких камней, заполненный золою очаг.

Надо заметить, что кости кита, валуны и каменные плиты всегда использовались арктическими охотниками для построек жилищ и различных хозяйственных сооружений. Но к Китовой аллее это не относится - настолько нестандартной и причудливой является ее “архитектура”, в которой, однако, использовались те же материалы.

Стоящие группами китовые черепа, возможно, отмечали «причальные места» для лодок обитателей разных поселений, приплывавших на празднество. А обряды, посвящённые умершим, могли проводиться у вертикально врытых в грунт китовых челюстей, которые для древних охотников Берингова пролива олицетворяли предков. Каменные кольца, видимо, символизировали души умерших сородичей.

Ближний к берегу ряд образуют черепа китов, достигающие в ширину не менее 2 метров, и возвышающиеся над землёй на 1,5 метра. Они располагаются группами - по 2-4 черепа в каждой. Параллельно идёт второй ряд, образованный массивными столбами из челюстных костей. Высота столбов составляет почти 5 метров, а диаметр - около 0,5 метра. Для создания Китовой аллеи были использованы останки не менее чем 50-60 взрослых животных.

Китовая аллея - одна из самых известных достопримечательностей Чукотки, однако до недавнего времени о ней никто ничего не знал.

См. также:

→ (Камчатка)
Ключевская сопка представляет собой вулкан, который является самой высокой горой на Камчатке и самым высоким действующим вулканом во всей Евразии.

→ (Пермский край)
Кунгурская ледяная пещера – одна из самых известных и популярных туристических достопримечательностей Урала. Одна из главных визитных карточек Пермского края.


Московский государственный университет – это крупнейшая образовательная организация, в состав которой входит более 600 объектов с общей площадью около 1 млн. квадратных метров.

→ (Волгоград)
Мамаев Курган и скульптура "Родина мать" - центральная высота России, святое место для всего народа огромной страны, победившей фашизм.

→ (Мурманск)
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья» (Алёша) – это большой мемориальный комплекс, расположенный в Мурманске. Представляет собой впечатляющую фигуру русского солдата.

→ (Татарстан)
Главная соборная мечеть Татарстана находится на территории Казанского кремля. Она воссоздает облик главной мечети Казанского ханства, разрушенной во время взятия Казани Иваном Грозным.

→ (Свердловская область)
Невьянская наклонная башня - уникальный памятник архитектуры XVIII века. Имя архитектора до сих пор неизвестно. Построена башня в 1721-1725 годах из кирпича по приказу Акинфия Демидова.

→ (Нижний Новгород)
Нижегородский кремль - крепость в самом центре Нижнего Новгорода и его историческая древнейшая часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс.

→ (Новосибирск)
Новосибирский зоопарк - один из самых крупных зоопарков России. Здесь содержится около 11 тысяч особей. Более 120 видов занесены в Международную красную книгу.

→ (Челябинская область)
Озеро Зюраткуль - красивейшее место в России и единственное на Урале озеро, расположенное на такой высоте - 724 метра над уровнем моря. За этим озером в укромных скитах жили старообрядцы.

→ (Екатеринбург)
Гигантская лавиатура была создана в 2005 году в Екатеринбурге, как образец специального проекта для городского фестиваля "Длинные истории Екатеринбурга".

→ (Санкт-Петербург)
Петергоф на протяжении 200 лет являлся парадной летней резиденцией императоров. Парк строился как грандиозный триумфальный памятник, прославляющий величие России.

→ (Якутия)
Полюс холода – это место на планете Земля, где зафиксирована самая низкая температура воздуха. Существует два признанных региона, в которых находятся самые холодные точки на планете.

→ (Татарстан)
Раифский Богородицкий мужской монастырь – один из самых знаменитых в Поволжье. Сотни людей приходят сюда послушать духовные песнопения братии.

→ (Ямал)
Юрибей - река в России, протекает по территории Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на полуострове Ямал. Местные жители называют Юрибей чудо-рекой.

→ (Тверская и Новгородская области)
Озеро Селигер - одно из крупнейших озер России и одно из самых красивых. Оно расположено между Москвой и Санкт-Петербургом, среди живописных холмов Валдайской возвышенности.

→ (Смоленск)
Смоленская крепостная стена возведена в конце XVI в. на месте более ранней деревянной крепости легендарным русским зодчим Федором Конем. Сохранились 18 башен кремля.

→ (Москва)
Собор Василия Блаженного - православный храм, который расположен на Красной площади в Москве. Это один из самых известных памятников русской архитектуры.

→ (Коми)
Мансийские болваны (Столбы выветривания) - геологический памятник на хребте Маньпупунёр (что на языке манси означает «Малая гора идолов»), в междуречье рек Илыч и Печора.

→ (Тобольск)
Тобольский кремль - удивительной красоты комплекс древнейших зданий в городе Тобольске. Кремль высится на Троицком мысу, это не только единственный каменный кремль в Сибири...

→ (Сергиев Посад)
Троице-Сергиева Лавра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.

→ (Северная Осетия)
Цейское ущелье – одно из самых прекрасных и солнечных мест Северного Кавказа. Изумительная природа, величественные горные вершины и древние памятники.

→ (Северный Кавказ)
Эльбрус - это двувершинный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 м, восточная - 5621 м. Находится на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.


Государственный Эрмитаж - крупнейший в России и один из самых крупных в мире художественных и культурно-исторических музеев. Датой основания Эрмитажа считается 1764 год.

→ (Камчатка)
Авачинская бухта - одна из самых больших и удобных бухт мира, по своим размерам она уступает лишь бухте Порт-Джексон в Австралии.

→ (Якутия)
В городе Мирный (Якутия) находится один из крупнейших в мире алмазных карьеров - кимберлитовая трубка «Мир». Над этой шахтой не летают даже вертолёты.

→ (Челябинская область)
Аркаим - загадочный древний город, укреплённое деревянное поселение эпохи средней бронзы рубежа III-II тыс. до н. э., считающееся ровесником египетских пирамид и древнего Вавилона.

→ (Иркутская область)
Озеро Байкал – одно из древнейших озер планеты и самое глубокое озеро в мире. Оно входит в десятку самых больших озер на планете. Его средняя глубина около 730-ти метров.

→ (Астраханская область)
Озеро Баскунчак - уникальное творение природы, своеобразное углубление на вершине огромной соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубину земли.

→ (Татарстан)
Башня Сююмбике является признанным архитектурным символом Казани и широко известна далеко за пределами Татарстана. Башня Сююмбике относится к «падающим» башням.

→ (Тульская область)
Богородицкий дворец (музей) находится в бывшей усадьбе графов Бобринских. Усадьба была создана Екатериной II для своего внебрачного сына А.Г. Бобринского.

→ (Сибирь)
В центре Сибирского федерального округа (СФО), в междуречье Оби и Иртыша, находятся Васюганские болота. Это самое большое болотное место в России и мире.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!