Кафедральный собор святого николая. Кафедральный храм на Сенатской площади — собор Святого Николая в Хельсинки Кафедральный собор хельсинки вход

В настоящее время Успенский собор - самый крупный православный собор Северной и Западной Европы. Общая высота сооружения - 51 метр. Собор увенчан тринадцатью куполами и позолоченными главками. Стены сделаны из красного кирпича, поскольку влажный и ветреный климат не позволяет нанести штукатурку. Визуально собор напоминает каменный храм XVI века в Коломне, недалеко от Москвы.

Интерьер оформлен в византийском стиле. Подкупольное пространство собора увеличивается за счет отсутствия сидений, а размещение колонн вблизи стен создает впечатление целостности. Внушительные колонны высечены из цельных гранитных глыб. В колонны упираются арочные своды, расписанные византийскими орнаментами. Верхняя часть свода и арочное перекрытие над алтарем украшены рисунком голубого звездного неба с изображением Святого Духа по центру.

Работает собор по такому расписанию: закрыт в понедельник, со вторника по пятницу открыт с 9:30 до 16:00, в субботу принимает посетителей с 9:30 до 14:00, а в воскресенье - с 12:00 до 15:00. В праздничные дни и накануне праздников собор открыт только на время богослужений.

Лютеранский кафедральный собор

Внешне Кафедральный собор очень похож на Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Они даже возводились в одно и тоже время – в 1830–1852 гг.

Храм в Хельсинки был построен по велению императора Николая I и одно время носил имя святого Николая – покровителя российского императора. А Николай II внес некоторые коррективы в проект, которые и сделали собор таким похожим на Санкт-Петербургский. Он приказал установить на его крыше фигуры двенадцати апостолов и построить большую гранитную лестницу.

Зато внутри эти соборы совсем не похожи. В отличие от богато расписанного самыми именитыми художниками Исаакиевского собора Кафедральный собор Хельсинки по-протестантски аскетичен. Внутри установлены скульптуры деятелей лютеранства – Лютера, Агриколы, Меланхтона. Под зданием собора расположен крестообразный склеп, в котором проходят выставки и концерты.

Успенский кафедральный собор

Успенский кафедральный собор расположен в историческом центре Хельсинки, Финляндия. Высота храма – 51 метр. Является крупнейшим православным собором Северной и Западной Европы. Он построен по проекту русского архитектора Алексея Горностаева в псевдовизантийском стиле – здание выполнено из красного кирпича, увенчано шпилями и позолоченными куполами с крестами. Такой весьма оригинальный для Финляндии вид имеет свое объяснение – во время постройки храма Финляндия была частью Российской империи. Назван в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор возводили с 1862 года по 1868 год. За это время успел скончаться Горностаев, поэтому заканчивал строительство храма архитектор Варнек, который, однако, не внес практически никаких изменений в проект. Освящение храма состоялось 25 октября 1868 года. Что примечательно – все средства на строительство собора были собраны с помощью только добровольных пожертвований.

В 2006 году купола собора реконструировались и были заново позолочены.

Ежегодно собор Успения Пресвятой Богородицы посещают почти полмиллиона туристов.

Собор (бывшая гарнизонная церковь) в Свеаборге

В 1854 году по проекту архитектора Константина Тона была построена гарнизонная церковь – собор Александра Невского (по макету храма Христа Спасителя в Москве). В 1928 году собор был перестроен, став лютеранской церковью. С 2000 года в соборе проходят и лютеранские, и православные службы.

На вершине купола церкви установлено маячное оборудование. Изначально свет для маяка давала газовая лампа, в нынешнее время - электрическая.

Свет огней находится 52 метра над уровнем моря. Четыре белые вспышки каждые 15 сек. Этот маяк действующий и обслуживает как морское, так и воздушное движение.


Достопримечательности Хельсинки

  • Где остановиться: Столичный статус Хельсинки дает полно право заявить - для путешествия по югу Финляндии можно обосноваться именно тут на весь отпуск. Благо отелей и гостиниц - на любой выбор. Близко к столице, но спокойнее - это про Эспоо . В Порвоо царит мирная и душевная полусельская атмосфера, местные гостиницы под стать настроению. Отели Вантаа неплохой выбор для тех, кто летит через Финляндию с остановкой на пару дней, но в Хельсинки уже побывал. Лохья - «город тысячи яблонь». Для поездки сюда в сентябре стоит забронировать отель заранее - в конце месяца здесь случается большой яблочный фестиваль.
  • Что посмотреть: Идеально - махнуть вдоль всего побережья от Котки до Ханко с вдумчивой остановкой в Хельсинки по пути туда и обратно. В Эспоо радуемся сочетанию современного города и природы, на десерт - один из крупнейших в северной Европе аквапарков - Серена . Исходить пешком (а иначе - никак) весь остров-крепость Свеаборг, изучить музеи, выпить пива от местной пивоварни и прочувствовать все прелести клаустрофобии на борту подводной лодки Vesikko. Ханко считается главным морским курортом страны, приправленным историей, в том числе - военной. В Расеборге осматриваем именной замок и отправляемся на лодочную прогулку - 1300 островов нацпарка сами себя не увидят.

    В Котке - почувствовать себя российским императором в отпуске, обойти все парки, подивится экспонатам Музея воздухоплавания и другим достопримечательностям .

    В Вантаа работает ведущий научно-познавательный музей Финляндии - «Эврика» . Интересно будет не только детям.

    Ну а Хельсинки - тема даже не для отдельного разговора, а целой диссертации на тему туризма и

Когда я приезжаю в новый для меня город, неважно где, в России или в зарубежье, то обязательно стараюсь посетить хотя бы одну из главных достопримечательностей этих мест. И хотя в последнее время такой подход считается чуть ли не дурным тоном, многие люди, судя по их отчётам в сети, предпочитают неизведанные тропы, я всё же пока ещё придерживаюсь классики туризма. Нет, нетуристические объекты у меня обязательно присутствуют в программе, но побывать в столице страны и не увидеть её главных символов - это точно не для меня!

Поэтому сегодня в моём отчёте классический Хельсинки, который я посетила в июле 2015 года.
Итак, гуляем по Сенатской площади…

Наш третий день в Хельсинки наконец-то обещал быть тёплым и солнечным. Утром первым делом отправились к Кафедральному собору на Сенатской площади, пока там ещё не так много туристов.
Утром на центральных улицах Хельсинки:

Несмотря на то, что ещё нет и 10-ти часов утра, людей набежало уже прилично. Но ничего страшного, на Сенатскую площадь мы будем ещё неоднократно возвращаться в течение этой недели в разное время суток.

А сейчас нашей главной целью является осмотр собора изнутри. Вот она, эта архитектурная доминанта Сенатской площади - лютеранский кафедральный собор. На ступеньках его пока ещё совсем немного людей, обычно в такие солнечные деньки там яблоку негде упасть:

Скромное внутреннее убранство собора контрастирует с его величественным облачно-белоснежным видом снаружи.
Всё так простенько, по-лютерански:

То, что храм лютеранский, видно по расположенным в нишах немногочисленным скульптурам.
Вот изображение самогО Мартина Лютера. Не того, который Кинг, а христианского богослова, инициатора Реформации и ведущего переводчика Библии на немецкий язык. Как раз от его имени и появился термин «лютеранство» - одно из направлений протестантизма:

Ещё одна скульптура, связанная с лютеранством, изображает одного из сподвижников Лютера - Фи́липпа Мела́нхтона. Заслуг у этого немецкого гуманиста немало - он и теологом был, и педагогом, и евангелическим реформатором, а ещё систематизировал лютеранскую теологию.
Лютер предназначал его себе в преемники, и после смерти Лютера в 1546 году Меланхтон действительно встал во главе лютеранства. После своей смерти Меланхтон был погребен рядом с могилой Лютера.
Настоящая фамилия - Шварцэрд. Но с 1509 года вместо настоящей фамилии стал использовать её перевод на греческий - Меланхтон (и то, и другое означает «чёрная земля», «чернозём»), под которым и вошёл в историю:

Но лютеранство в этом месте господствовало не всегда. Изначально храм был православным и назывался Николаевским в честь небесного покровителя императора Николая I:

Строительство собора началось в 1830-м году и продолжалось 22 года, до 1852го. Велось оно по проекту знаменитого архитектора Энгеля и под его руководством, но было завершено уже после смерти архитектора.

Как я уже писала выше, внутренние интерьеры простенькие, но всё равно красивые. Преобладает бело-золотая гамма:

А «голос» этого органа нам посчастливится услышать в один из ближайших вечеров. Наконец-то я смогла осуществить свою давнюю мечту и побывать на органном концерте в соборе:

Рассмотри элементы алтаря поближе:

Ещё одна скульптура. Это изображение Михаила Агриколы - деятеля Реформации шведского происхождения, просветителя и переводчика Библии на финский язык:

Строгие белые колонны и стены собора практически без украшений:

Всё очень лаконично - только ряды лавочек и простые геометрические узоры на потолке, чтобы ничего не отвлекало во время проведения службы:

Закончив изучение собора изнутри, мы вышли на залитые ярким летним солнцем ступени и продолжили осмотр уже снаружи.
Архитектурные элементы фасада:

Красивые фонари на возвышении возле собора:

Для тех, кто соберётся посетить Кафедральный собор в Хельсинки: собор открыт ежедневно с 09.00 до 18.00, а в летние месяцы до 00.00.

Теперь полюбуемся на Сенатскую площадь с высоты соборных ступенек. Итак, что же можно увидеть с этого ракурса?

Если посмотрим направо, то увидим ещё два произведения Карла Энгеля.
Главное здание Хельсинкского университета постройки 1832-го года. Это старейший и крупнейший университет в Финляндии:

И университетскую библиотеку постройки 1844-го года:

В оба здания можно зайти, чтобы побродить по университетским коридорам или проникнуться камерной тишиной под сводчатыми потолками библиотеки. Жаль, что у нас не было времени на такие прогулки.

Слева можно увидеть жёлтое здание с белыми колоннами, практически зеркально отражающее здание университета напротив. Это Государственный совет, где до сих пор заседает правительство, кабинет премьер-министра находится на втором этаже. Это, пожалуй, одно из немногих зданий в демократичной Финляндии, куда нет публичного доступа:

Вид от собора на правую сторону площади, где располагается университет. В этом месте находится начальная и конечная остановка двухэтажных экскурсионных автобусов - красных и зелёных. Мы катались на красном, так как там в стоимость билета ещё была включена водная прогулка на пароме:

А теперь спустимся со ступенек вниз и прогуляемся немного по площади. Сенатская площадь в чём-то сродни самому Хельсинки - открытая, просторная и ветреная в любое время года.
Перед Кафедральным собором установлен памятник Александру II работы скульптора Вальтера Рунеберга:

В путеводителе я прочитала, что Александр II без преувеличений считается самым любимым в Финляндии российским правителем. Александр значительно расширил автономию страны, ввёл в обращение финскую марку и дал финскому языку статус государственного. Позже, уже при Николае II, во времена насильственной русификации страны, одетые в символический траур жители города приносили цветы к памятнику «хорошему царю»:

Установлен памятник в 1863 году:

У подножия фигуры Александра расположена скульптурная группа: «Закон» (Lex), «Мир» (Pax), «Свет» (Lux) и «Труд» (Labor):

Вокруг памятника «разбита» очень красивая клумба и по периметру установлены ажурные фонари:

Тут же на площади располагается элегантный двухэтажный особняк, известный как дом Седерхольма - самое старое здание Хельсинки постройки 1757 года. Жаль, что перед ним проводились какие-то ремонтные работы:

Первым владельцем особняка был Йохан Седерхольм, преуспевающий шведский купец, а среди последующих - успешный выборгский купец Фёдор Киселёв. В своё время он владел небольшим сахарным заводом прямо на углу Сенатской площади. Сегодня в особняке работает филиал Городского музея.
В конце 2012 года Городской музей Хельсинки запустил масштабный «детский проект». Детям поколения iPod и Wi-Fi предлагается стать подмастерьями в сапожной мастерской и лавке 18-го века, сесть за низкие деревянные парты начальной школы 1930-х годов или воспользоваться дисковым телефонным аппаратом в гостиной 1970-х.
И что важно, вход в музей бесплатный!
Адрес: Aleksanterinkatu, 18
Режим работы: вт-пт 13.00-17.00, сб-вс 11.00-17.00

Что ещё интересного на площади? Прямо напротив собора - всегда переполненное кафе «Энгель», как утверждал мой путеводитель. Но в 10 утра за столиками на улице не было никого. Наверно, ещё очень рано. Как я поняла, многие посетители кафе берут кофе на вынос и усаживаются с ним на нагретые солнцем ступени собора.
И ещё информация из путеводителя, которую нам проверить не удалось, так как мы совсем недавно позавтракали в отеле: несмотря на потрясающее местоположение, в кафе очень демократичная атмосфера - возможно, из-за соседства с университетом.
Адрес: Aleksanterinkatu, 26
Режим работы: пн-пт 08.00-21.00, сб 09.00-21.00, вс 10.00-21.00

А так как у нас на сегодня запланирована обширная туристическая программа, то мы бросаем ещё один взгляд на белоснежный красавец-собор:

И спешим к красненькому экскурсионному автобусу, который отвезёт нас в не менее интересные и очень красивые места в Хельсинки. Но об этом в следующий раз.

До встречи!

Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь:

Кафедральный собор Хельсинки (по фински собор называется Tuomiokirkko) Главный собор Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии расположен на северной стороне Сенатской площади Хельсинки. Ежегодно храм посещают порядка полумиллиона туристов.

Строительство собора велось в период с 1830 по 1852 года по проекту немецкого архитектора Карла Людвига Энгеля (1778-1840). В 1840 году Энгель скончался и работы возглавил другой немецкий архитектор - Эрнст Лорман (1803-1870). Лорман несколько переработал проект, дополнил центральный купол собора четырьмя небольшими куполами, соорудил два дополнительных боковых павильона, западный для колоколов, а восточный для капеллы, также на крыше собора появились цинковые статуи 12 апостолов, есть сведения что идея украсить крышу статуями апостолов принадлежит Николаю I (1796-1855).

Храм был освящен и открыт 15 февраля 1852 года и получил название церковь Святого Николая небесного покровителя торговли и мореходства, а также святого-заступника императора Николая I инициатора строительства храма. В 1917 году Финляндия обрела независимость и храм переименовали в Большую церковь, в 1959 году когда в Хельсинки появилась епископская кафедра собор стал называться Кафедральным.

История строительства

В 1812 году Хельсинки провозгласили столицей Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, Александр I приказал отстроить город согласно его новому статусу. В то время Хельсинки представлял собой небольшой городок с 3500 жителями, и еще не восстановился после последнего большого пожара произошедшего осенью 1808 года, когда сгорело 77 зданий, а это треть города. Реализацией нового проекта по реконструкции города занимался специально созданный комитет, его главой был назначен Йохан Альбрехт Эренстрём (1762-1847) под его руководством был составлен новый прямоугольно-квадратный план застройки Хельсинки. Немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель придал городу его характерный облик в стиле классицизма, так в частности по его проекту построены: Сенатский дворец (период строительства 1818-1822) расположен на восточной стороне Сенатской площади сейчас здесь находится Государственный совет символ государственной власти, Главное здание Университета (период строительства 1828-1832) расположено на западной стороне Сенатской площади, Здание библиотеки Университета (период строительства 1836-1845) расположено на западе напротив главного входа в Кафедральный собор, и конечно же сам Кафедральный собор Хельсинки.

Для создания ансамбля Сенатской площади понадобилось сносить старые здания. Деревянная церковь Ульрики Элеоноры построенная в 1724-1727 годах (Ульрика Элеонора шведская королева (1688-1741)) была снесена в 1827 году. Решение о сносе церкви было принято синодом в виду недостаточной вместительности и презентабельности, заодно были снесены городская ратуша, несколько старых зданий и старое кладбище, существовавший рынок перенесли на Торговую площадь, предстояло создать Главную площадь столицы Великого Княжества Финляндского Хельсинки. Сейчас о существовании церкви Ульрики Элеоноры напоминает гранитный медальон с барельефом и надписью в северо-западном углу Сенатской площади и столбики которые указывают место где находился алтарь. О когда-то снесенном кладбище напомнили археологические раскопки на Сенатской площади, во время проведения раскопок осенью 2012 года Городским музеем Хельсинки на глубине 60 см были найдены 260 человеческих останков, 40 из них были взяты для лабораторных исследований их планируется захоронить на хельсинкском кладбище, а остальные останки перезахоронены на том же месте, только на большей глубине не доступной для экскаваторов.

Внешний вид собора

Собор построен на холме в стиле классицизма (возможно неоклассицизма), имеет форму симметричного греческого креста (равносторонний крест), пятикупольный. Центральный купол собора символизирующий Христа, окружен четырьмя куполами символизирующие четырех евангелистов (авторы четырех канонических Евангелий: Матфей, Марк, Лука, Иоанн), с каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами, фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами изображающими события из жизни Христа. Над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве». На крыше собора по углам фронтонов, над колоннами установлены отлитые из цинка фигуры Двенадцати апостолов (апостол - по греч. посланник).

Западный фронтон, Кафедральный собор Хельсинки
Апостолы Симон Кананит, Петр, Фома

Западный фронтон: Симон Кананит - покровитель кожевников, дровосеков, ткачей в руках пила, Петр – покровитель рыбаков и слесарей в руках у него ключи от Царства Небесного, Фома - покровитель архитекторов, строителей, топографов в руках линейка-угольник.

Южный фронтон Кафедрального собора.
Апостолы Варфоломей, Иоанн и Матфей

Южный фронтон: Варфоломей - покровитель ремесленников в руках нож, Иоанн - покровитель семьи и брака а также покровитель всех имеющих отношение к книгам и издательскому делу в руках чаша и евангелие у ног орел одно из лиц тетраморфа (крылатое существо из видений пророка Иезекииля единого с четырьмя лицами; ангела, льва, быка, орла, у протестантов тетраморф представлен в образе четырех живых существ которые охраняют четыре угла Трона Господа и четырех пределов рая, сейчас истолкованы как символы четырех евангелистов), Матфей - покровитель банкиров, таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и финансовых служб в руках письменные принадлежности рядом ангел другое из лиц в тетраморфа.

Восточный фронтон Кафедрального собора Хельсинки.
Апостолы Иаков Алфеев, Павел, Иаков Заведеев

Восточный фронтон: Иаков Алфеев - покровитель людей в безвыходных ситуациях в руках палка, Павел - покровитель проповедников, теологов, церковных журналистов в руках меч, Иаков Заведеев - покровитель паломников, солдат и кавалеристов в руках посох с ракушками.

Северный фронтон, Кафедральный собор Хельсинки
Апостолы Филипп, Андрей, Матфий

Северный фронтон: Филипп - покровитель мелких торговцев, валяльщиков в руках крест и открытая книга Андрей - покровитель рыбаков в руках косой крест (Андреевский), Матфий – защитник плотников, мясников, кузнецов в руках алебарда. Трехметровые статуи выполнены в мастерской S.P. Deravanne в 1845-1847 годах берлинскими скульпторами: Hermann Schievelbein (1817-1867) – апостолы Павел, Петр, Фома, Симон Кананит, Иаков Заведеев, Матфий и August Julius Wredow (1804-1891) – апостолы Андрей, Матфей, Иаков Алфеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей. Цинковые скульптуры апостолов установлены в 1849 году. Со стороны Сенатской площади к собору ведет огромная монументальная гранитная лестница шириной 60 метров. Первоначально собор был покрашен в желтый цвет вписываясь в общий ансамбль с другими зданиями Сенатской площади, однако в конце XIX века был выкрашен в три разных оттенка светло серого цвета. Благодаря расположению на холме и белому цвету окраски создается ощущение, что собор парит над городом. Цвет куполов собора зеленый, это говорит о том что он посвящен Святому.

Внутренний вид собора

Интерьер Кафедрального собора Хельсинки отличается простотой, ничего лишнего, полностью отсутствует та помпезность присущая Православным храмам. Внутреннее пространство выкрашено в белый цвет, по углам центральной части собора находятся памятники величайшим деятелям движения реформации церкви: основателю протестантизма Мартину Лютеру (1483-1546), теоретика лютеранства Филиппу Меланхтону (1497-1560) и первому епископу протестанско-лютеранской церкви в Финляндии с 1554 года Микаэлю Агриколе (1510-1557) в четвертом углу центральной части находится кафедра проповедника. Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями с памятника Реформации в Вормсе (Германия) работы Эрнста Ритшеля (1804-1861). Памятник Микаэля Агриколы работа финского скульптора Вилле Вальгрена (1855-1940). Алтарь как и положено располагается в восточной части помещения. Алтарную картину «Положение Христа во гроб» выполнил придворный живописец Николая I Тимофей Андреевич Нефф (1805-1876). Фигуры Ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (1813-1874). В Кафедральном соборе установлен орган насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & Son в 1967 году от предыдущего органа немецкой фирмы Walcker созданного по проекту Эрнста Лормана в 1846-1847 годах сохранился лишь фасад. Для прихожан в соборе установлены кресла-скамейки во время службы прихожане встают только в особо значимых моментах.

Дополнительный сведения

В 1970 году произведена реставрация крипты (подвальное, полуподвальное помещение под алтарем и хоральными частями т.е. сводчатый нижний этаж) собора по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen). После новой реставрации 1996-1998 года в крипте установили новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell). Орган в крипте установлен в 2006 году финским органостроителем Мартти Портан (Martti Porthan) в необарочном духе. Крипта вмещает 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. Крипта работает в летнее время открыта для всех желающих работает кафе Krypta. В 1996-1998 годах были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, также барельефы, лестница и внутренние помещения. В соборе проходят богослужения, праздничные службы, церемонии бракосочетания. Организуются экуменические богослужения (тенденция к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви), знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии, торжественные богослужения посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах Университета Хельсинки и других учреждений высшего образования. В крипте собора летом можно посетить концерты и выставки.

Информация для посещения собора

Адрес собора Unioninkatu 29, 00170, Helsinki, Finland. Главный вход расположен слева если смотреть на собор с площади напротив входа в Национальную библиотеку с улицы Unioninkatu. Собор открыт для посещений ежедневно с 9.00 до 18.00 (в июле и августе с 9.00 до 00.00) Фотографировать в соборе разрешается. Сувенирный магазин в колокольне собора открыт летом, с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00 и по воскресеньям с 12.00 до 20.00. Кафе Krypta открыто ежедневно с июня по август с 11.00 до 17.00, вход в крипту со стороны улицы Kirkkokatu. В соборе ежедневно проходят богослужения (в том числе на английском языке). Каждую среду круглый год в 12.00 проходят органные концерты. В соборе есть бесплатный туалет (слева от входа)

Строгий, но красивый собор Святого Николая иначе именуют Кафедральным. Он выстроен в Хельсинки, и имеет величественный вид. Его история начинается в 1830 году прямо на Сенатской площади. Действует собор и сегодня, принимая прихожан и туристов без выходных, отпусков и праздников.

История строительства Николаевской церкви в Хельсинки

Немногие знают, что собор на Сенатской площади имеет своего побратима в Санкт-Петербурге. Активное воплощение двух этих церковных объектов началось почти одновременно. В их архитектуре можно увидеть много схожего.

В основе собора были чертежи Карла Энгеля. И в 1852 году возведение лютеранской церкви завершилось. И 15 февраля состоялось торжественное представление собора и его открытие.

Этот храм посвятили Святому Николаю. В то время он считался благодетелем Николая Первого и его заступником. В честь данного святого церковь и приобрела собственное имя.

Император Николай Второй во время своего царствования повелел изготовить из цинка 12 скульптур апостолов, чтобы украсить ими собор. В 1917 году с независимостью Финляндии некоторые изменения пришли и в церковь на Сенатской площади. Храм стали именовать «Сууркиркко». В переводе это означало «Большая церковь».

В 1952 году был пышно отмечен столетний юбилей собора. А после образования в 1959 году Хельсинской епархии церковь стали называть Хельсинским собором.

Сегодня в храме есть одна интересная традиция. Во время торжества в честь независимости Финляндии (6 декабря) в самом храме в обед проводят богослужение с обязательным участием действующего президента и членов правительства.

Собор, производящий сильное впечатление

Архитектурный ансамбль собора Святого Николая относится к классицизму. В основании храма симметричный крест, а посредине сверху на крыше собора возвышается купольная башня.

Существует несколько версий о том, какой из действующих соборов послужил прототипом данного творения. Высказывались теории, что это были следующие церкви:

  • Казанский собор;
  • Исаакиевский собор;
  • Церкви-близнецы на Жандарменмаркт.

Купол собора, расположенный по центру, на целых 80 метров возвышается над уровнем моря. Сопровождающие его купола были отстроены после смерти главного архитектора собора.

Фасад церкви усыпан барельефами и пилястрами. На них изображены истории из жизни Иисуса Христа. Над основным входом в величественный собор высечено одно из имен Бога «Яхве».

Необычной считается крыша Кафедрального собора. Именно на ней установлены 12 прекрасных фигур апостолов, сделанных из цинка. Герман Шифельбайн сотворил эти статуи трехметровыми. Сами фигуры были отлиты на заводе S.P. Deravanne в 1845 году. Такой архитектурный прием можно встретить и в Исаакиевском соборе. Но подобные скульптурные украшения применяли и в античной архитектуре.

Фигуре Святого Петра скульпторы добавили ключи от рая. У святого Фомы линейка в руках. Симон Кананит сделан с пилой в ладонях. Иоанн с чашей, а Матфей с письменными принадлежностями. Апостол Варфоломей держит нож в руках. А Павел возвышается с мечом. Иаков в руках сжимает посох. Святой Андрей наделен крестом. Иуду изваяли с дубиной, а Филиппа с книгой. Матфий украшен объемным топором.

Данные предметы для апостолов символизируют их земную жизнь, а некоторые относятся к их мученической смерти. Изначально цвет стен собора был желтым. Но в 19 веке его перекрасили в светло-серый оттенок, а вензеля на стенах сделали белыми.

Что ждет внутри?

Энгель считал лютеранское христианство строгим и спокойным веянием. Поэтому внутренний интерьер храма выполнен в духе архитектурного минимализма.

Панорама внутри собора Святого Николая

Собор способен вместить 1300 человек за раз. По углам главного зала в нишах располагаются памятники реформаторам лютеранства. Алтарь в соборе находится в восточной его части. Густав Блезер изваял позолоченные фигуры ангелов, размещенные рядом с основным алтарем.

Еще в данном соборе есть собственный орган. Он насчитывает 57 регистров. И был привезен с датской фабрики в 1967 году. В крипте храма также имеется собственный орган, но сама крипта может вместить не более 500 слушателей.

Сегодня двери крипты храма Святого Николая открыты для всех. На ее территории работает летнее кафе. После реставрационных работ это помещение преобразилось, и теперь имеет довольно презентабельный вид. В период реставрации крипта обзавелась собственным алтарем с картиной Каролуса Энкеля.

  • Ежегодно церковь посещают 500 00 туристов из самых разных уголков мира.
  • Воздвижение храма длилось целых 22 года. Главный зодчий проекта умер, не дождавшись его завершения.
  • Данный храм является очень важным государственным, архитектурным и религиозным объектом. Поэтому на его территории проводится так много значимых церковных мероприятий.
  • В летнее время в крипте функционирует не только кафе, но и сувенирный магазин в колокольне.
  • Кафедральный собор, который считается украшением города Хельсинки, выглядит так, как будто при его строительстве архитекторы стремились убрать все лишнее. Но его облик смотрится довольно гармонично. А простота убранства идет ему только на пользу.

Как добраться до Кафедрального собора?

Адрес храма в Хельсинки: Unioninkatu 29, 00170. Его можно посетить с 9 утра и до 6 вечера. Летом, в июле и августе время работы собора продляется до 12 ночи.

Телефон: +358 9 23406120

Собор изнутри и снаружи можно фотографировать абсолютно бесплатно. Еще там можно приобрести сувениры и вкусно перекусить. По средам в полдень в церкви играет орган. Исповедуют в соборе вечером, а праздничные службы служат утром.

Венчаться и креститься в соборе можно бесплатно. Эти таинства проводятся на территории небольшой часовни при храме. Также священники церкви проводят регулярные занятия с маленькими прихожанами, приобщая их к законам Божьим.

От железнодорожного вокзала до собора всего два квартала. Их можно пройти пешком. Рядом с Сенатской площадью останавливаются трамваи под номерами «1», «1A», «3B». На метро вашей станцией будет Kaisaniemen.

Кафедрального собора на карте Хельсинки

Видео: Собор Святого Николая в Хельсинке

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!