Краеведение по-имперски. Музей ататюрка и войны за независимость Музей ататюрка и войны за независимость

Заканчивая выкладывать фотографии из майской поездки в Анкару, расскажу о еще одной главной достопримечательности турецкой столицы - мавзолее Мустафы Кемаля Ататюрка (1881-10.11.1938), знаменитого турецкого политика и реформатора, первого президента Турецкой Республики и создателя современной Турции.

Информация о мавзолее взята из соответствующей статьи из турецкой Википедии .
Официальный сайт мавзолея (на английском): http://www.tsk.tr/eng/Anitkabir/index.html
Виртуальный тур: http://www.360tr.com/anitkabir/english/

Мавзолей Ататюрка (Anıtkabir) строился в четыре этапа с 1944 по 1953 гг. До постройки был объявлен конкурс на лучший проект мавзолея, в котором приняли участие 27 иностранных и 20 турецких архитекторов. Победителем конкурса стал проект, представленный двумя турецкими архитекторами - Эмином Халидом Онатом (Prof. Dr. Emin Halid Onat) и Ахметом Орханом Ардой (Doç. Dr. Ahmet Orhan Arda). Во время строительства проект претерпел некоторые изменения, которые были связаны с финансовыми затруднениями. Вместо предусмотренных в проекте двух этажей был построен один этаж, но это нисколько не повлияло на величественность сооружения. Площадь мавзолея - 750.000 кв.м.

Холм Аныттепе (906 м над уровнем моря), на котором располагается мавзолей, ранее назывался Расаттепе из-за находившейся на нем наблюдательной станции. На холме имелись захоронения, относящиеся к фригийской цивилизации. Перед тем, как началось строительство мавзолея, было принято решение освободить данную территорию от захоронений, для чего были проведены археологические раскопки. Найденные артефакты ныне выставлены в Музее анатолийских цивилизаций.

Архитектурные особенности мавзолея.
Период с 1940 по 1950 гг. в турецкой архитектуре называется Вторым периодом национальной архитектуры (II. Ulusal Mimarlık Dönemi). Большое значение придавалось монументальности и симметрии, при строительстве использовались четырехугольные каменные плиты.
Наряду с архитектурными особенностями этого периода в архитекутре мавзолея встречаются элементы сельджукской и османской архитектуры (например, бордюр в виде т.н. "зуба пилы", украшение в виде пассифлоры).

Для строительства Аныткабира использовались бетон, травертин разных цветов (для наружной облицовки) и мрамор (для внутренней облицовки мавзолея).

Территория мавзолея делится на 2 основные части - Парк Мира (Barış Parkı) и комплекс мавзолея (Anıt Bloku). Комплекс мавзолея площадью 120.000 кв.м состоит из 3 основных частей - Львиной дороги (Aslanlı Yol), Площади церемоний (Tören Meydanı) и мавзолея (Mozole).

Десяти симметрично раположенным башням (размеры каждой - 12х14х7,2 м), включенным в ансамбль мавзолея, даны имена, символизирующие понятия и идеи, оказавшие большое влияние на образование турецкой нации и Турецкой Республики. Внешние стены башен украшены рельефами и изречениями Ататюрка, связанными с названием башни. Каждая башня имеет пирамидальную крышу, увенчанную наконечником бронзового копья - такое украшение когда-то венчало тюркский шатер.

1 - Башня Независимости (İstiklâl Kulesi)
2 - Башня Свободы (Hürriyet Kulesi)
3 – Женская скульптурная группа
4 – Мужская скульптурная группа
5 – Львиная дорога (Aslanlı Yol)
6 – Площадь церемоний (Tören Meydanı)
7 – Солдатская Башня (Mehmetçik Kulesi)
8 – Библиотека (Anıtkabir Kitaplığı)
9 – Башня Победы (Zafer Kulesi)
10 – Гробница Исмета Инёню
11 – Башня Мира (Barış Kulesi)
12 – Башня 23 Апреля* (23 Nisan Kulesi)
13 – Флагшток с турецким флагом
14 – Башня Национального Пакта (Mîsâk-ı Millî Kulesi)
15 – Музей Ататюрка и Войны за независимость (Atatürk ve Kurtuluş Savaşı Müzesi)
16 – Башня Революции (İnkılâp Kulesi)
17 – Башня Республики (Cumhuriyet Kulesi)
18 – Личная библиотека Ататюрка (Atatürk Özel Kitaplığı)
19 – Башня Защиты Прав (Müdafaa-i Hukuk Kulesi)
20 – рельеф, посвященный битве при Сакарье
21 – рельеф посвященный битве при Думлупынаре или «Битве главнокомандующих»
22 – Мавзолей
23 – Зал Почёта (Şeref Holü)
24 – Погребальная комната Ататюрка
25 – Гробница Ататюрка
26 – Скульптура льва
27 – Администрация музея
28 – Администрация Аныткабира
29 – Комната отдыха
30 – Конференц-зал
31 – Ораторская трибуна (Hitabet Kürsüsü)
32 – Парк Мира (Barış Parkı)

*23 апреля 1920 г. - дата открытия Великого национального собрания Турции (Türkiye Büyük Millet Meclisi). ВНСТ было созвано с целью принятия Конституции Турции, что и было сделано в январе 1921 г.

1. Патриотическое воспитание - турецкие школьники под звуки оркестра идут в мавзолей Отца всех турок. Школьные группы в мавзолее встречаются часто. Подобное в своей стране я уже не застала, поэтому наблюдать это шествие мне было весьма любопытно:)

3. В Парке Мира (Barış Parkı). Создание парка было вдохновлено изречением Ататюрка "Мир в стране, мир во всем мире" (Yurtta Sulh, Cihanda Sulh / Yurtta Barış, Dünyada Barış). Сюда были привезены саженцы из разных регионов Турции и 24 иностранных государств (Афганистан, США, Германия, Австрия, Бельгия, Китай, Дания, Финляндия, Франция, Индия, Ирак, Великобритания, Испания, Израиль, Швеция, Италия, Япония, Канада, Кипр, Египет, Норвегия, Португалия, Югославия, Греция); отсюда и название парка. В настоящее время в парке произрастает 48.500 растений, относящихся к 104 видам.

4. Справа - Башня Независимости (İstiklâl Kulesi), слева - Башня Свободы (Hürriyet Kulesi).
В Башне Независимости размещен макет Аныткабира и фотографии мавзолея. На внешней стене башни имеется рельеф с изображением стоящего юноши, держащего двумя руками меч и орла, сидящего рядом с ним на скале. Орел в мифологии и сельджукском искусстве является символом силы, свободы и независимости. Юноша символизирует турецкую нацию, отстаивающую независимость своей страны. Автор рельефа - Зюхтю Мюридолу (Zühtü Müridoğlu).
В Башне Свободы размещены фотографии строительства мавзолея и образцы камней, использовавшихся при этом строительстве. На внешней стене башни имеется рельеф с изображением ангела, держащего в руке листок бумаги, и вставшей на дыбы лошади. Ангел символизирует святость независимости, а лист бумаги в его руках - "Декларацию независимости". Вставшая на дыбы лошадь символизирует свободу и независимость. Автор рельефа - Зюхтю Мюридолу (Zühtü Müridoğlu).

5. Мужская скульптурная группа перед Башней Свободы. Человек в каске и шинели символизирует турецкого солдата, мужчина с книгой - молодежь и интеллигенцию, стоящий чуть позади них человек в национальной одежде - турецкого крестьянина. Автор скульптурной группы - Хюсейин Анка Ёзкан (Hüseyin Anka Özkan).
Не догадалась сфотографировать так, чтобы был виден крестьянин, поэтому даю ссылку на чужую фотографию .

6. Женская скульптурная группа перед Башней Независимости. Доходящий до земли толстый венок из колосьев, который держат две женщины, символизирует изобилие турецкой земли. Женщина с блюдом молит Бога о милости к Ататюрку. Женщина, находящаяся позади, плачет закрыв лицо руками. Эта скульптурная группа рассказывает о той глубокой печали, которую испытывал турецкий народ после смерти Ататюрка. Автор скульптурной группы - Хюсейин Анка Ёзкан (Hüseyin Anka Özkan).

8. Львиная дорога (Aslanlı Yol).
К Площади церемоний ведет дорога протяженностью 262 м, по обеим сторонам которой расположены 24 скульптуры лежащих львов. Они символизируют 24 племени тюрок-огузов , к которым, по преданию, восходит история турецкого народа. Учитывая ту важность, которую Ататюрк придавал турецкой истории и истории Анатолии вообще, скульптуры были выполнены в стиле хеттского искусства и также символизируют силу и спокойствие. Автор скульптур - Хюсейин Анка Ёзкан (Hüseyin Anka Özkan).

11. Площадь церемоний (Tören Meydanı) и мавзолей.
Площадь церемоний имеет размеры 129х84,25 м и вмещает 15.000 человек. Поверхность площади вымощена черным, красным, желтым и белым травертином; рисунок состоит из 373 фрагментов, орнамент которых воспроизводит рисунок турецких ковров.

12. Мавзолей.
Посреди лестницы из 42 ступенек, ведущей к мавзолею, располагается украшенная геометрическим орнаментом мраморная "Ораторская трибуна", на фасаде которой написано изречение Ататюрка "Hakimiyet kayıtsız şartsız milletindir" ("Власть безоговорочно принадлежит нации"). Автор трибуны - Кенан Йонтуч (Kenan Yontuç).
Размеры мавзолея - 72x52x17 м. Спереди и сзади его обрамляют 8, по бокам - 14 колонн высотой 14,4 м.
На фасаде мавзолея слева золотыми буквами написано обращение Ататюрка к турецкой молодежи, справа - речь, сказанная им в десятую годовщину образования Турецкой Республики (т.е. 29 октября 1933 г.)

13. Рельеф, посвященный битве при Сакарье .
Битва при Сакарье - одно из основных сражений Греко-турецкой войны (19.05.1919-11.10.1922) или Войны за независимость Турции (Kurtuluş Savaşı, "Освободительная война"), состоявшаяся с 23 августа по 13 сентября 1921 г. недалеко от побережья реки Сакарья, в непосредственной близости от Полатлы, который сегодня является районом турецкой столицы. Итогом битвы стали победа Турции и оступление греческой армии.
В правой части рельефа изображены юноша, два коня, женщина и мужчина. Еще в начале войны, после оккупации вражескими войсками их земель они, оставив свои дома, отправились на защиту Родины. Обернувшись назад, юноша грозит врагам кулаком, словно говоря им «В один прекрасный день мы вернемся и вы за все ответите!». Далее изображены повозка, застрявшая в грязи, вставшие на дыбы лошади и пытающийся сдвинуть колесо повозки мужчина, а также две женщины и юноша, которому вручает меч коленопреклонная женщина. Эта группа фигур символизирует период времени до начала битвы за Сакарью. Далее изображены две сидящие на земле женщины с ребенком, которые символизирую народ, находящийся под гнетом врагов и с надеждой ожидающий турецкую армию. Над этим народом летит ангел победы, вручающий Мустафе Кемалю лавровый венок. В левой части рельефа изображены сидящая на земле женщина, коленопреклонный юноша и дуб. Женщина символизирует Родину-мать, юноша - турецкую армию, победившую в битве при Сакарье, дуб - победу. Автор рельефа - Ильхан Коман (İlhan Koman).

16. Рельеф, посвященный решающему сражению в ходе Войны за независимость - Başkomutan Meydan Muharebesi ("Битва главнокомандующих") или битве при Думлупынаре .
Эта битва состоялась в период с 26 по 30 августа 1922 г. между турецкой и греческой армиями около деревни Думлупынар (сейчас - район) в провинции Кютахья. Ее итогом стала решающая победа турок.
В левой части рельефа изображены деревенская женщина, мальчик и лошадь. Они символизируют подготовку народа к войне. Далее изображен Ататюрк, указывающий на цель турецкой армии и говорящий "Солдаты, ваша главная цель - Средиземное море, вперед!". Находящийся впереди него ангел, трубя в трубу, сообщает приказ Ататюрка во все уголки страны. Далее рассказывается о героизме и самопожертвовании турецкой армии, исполняющей приказ Ататюрка. Парень, выхвативший из рук убитого товарища знамя и солдат, сидящий в окопе с мечом и щитом, символизируют атаку турецкой армии. Перед ними изображен ангел победы, держащий турецкий флаг и призывающий турецкую армию к борьбе. Автор рельефа - Зюхтю Мюридолу (Zühtü Müridoğlu).

18. Площадь церемоний (Tören Meydanı) и Башня Победы (Zafer Kulesi). В Башне Победы представлен лафет, на котором перевозилось тело скончавшегося Ататюрка.

19. Потолок открытой галереи с колоннадой украшен узорами турецких ковров.

20. Символическая гробница Исмета Инёню .
Между Башней Мира и Башней Победы, перед открытой галереей с колоннадой находится символическая гробница Исмета Инёню, ближайшего военного соратника Ататюрка, командующего Западным фронтом в период Войны за независимость и второго президента Турецкой Республики. Сама могила располагается на нижнем этаже. Скончавшийся 25 декабря 1973 г. Исмет Инёню был похоронен в Аныткабире 28 декабря того же года по решению Совета министров Турции.

21. У входа в Аныткабир со стороны района Чанкая, в конце лестницы из 28 ступенек, на высоком стальном флагштоке развивается турецкий флаг. Высота флагштока - 33,53 м (плюс 4 м под основанием). Это самый высокий цельный флагшток в Европе. Он был изготовлен в США на фабрике по производству флагштоков, принадлежащей американскому гражданину турецкого происхождения Назми Джемалю (Nazmi Cemal), и преподнесен в дар Аныткабиру в 1946 г.
На основании флагштока имеется рельеф с изображением факела (символизирует тюркскую цивилизацию), меча (символизирует силу завоевателей), шлема (символизирует силу обороны), ветви дуба (символизирует победу) и оливковой ветви (символизирует мир).
Флаг был поднят в честь таких высших ценностей как оборона народом своей родины, победа над врагом, защита мира и построение цивилизованного общества. Автор рельефа - Кенан Йонтуч (Kenan Yontuç).

22. Слева - Солдатская Башня (Mehmetçik Kulesi), справа - Башня Защиты Прав (Müdafaa-i Hukuk Kulesi).

23. Рельеф на внешней стене Солдатской Башни (Mehmetçik Kulesi), расположенной в конце Львиной дороги с правой стороны.
Рельеф рассказывает о расставании с домом уходящего на фронт солдата. Женщина, положившая руку на плечо сына, с печалью, но в то же время и с гордостью отправляет сына на защиту Отечества. Автор рельефа - Зюхтю Мюридолу (Zühtü Müridoğlu).
Внутри башни размещается Sinevizyon Salonu, зал вместимостью 60 человек, где демонстрируются документальные фильмы об Ататюрке и его мавзолее.

24. Рельеф на внешней стене Башни Мюдафаа-и Хукук (Müdafaa-i Hukuk Kulesi), расположенной в конце Львиной дороги с левой стороны.
Мюдафаа-и Хукук ("Защита прав") - общее название гражданских организаций, образованных различными турецкими городами 15 мая 1919 г. после оккупации Измира и ставших первым организованным ядром национально-освободительной борьбы в период Войны за независимость.
Изображенный на рельефе мужчина одной рукой держит меч, другой - мешает пройти через границу врагу, словно говоря ему "Стой!". Он символизирует турецкий народ, объединившийся для защиты своей страны, символом которой в данном случае является дерево под выставленной вперед рукой мужчины. Автор рельефа - Нусрет Суман (Nusret Suman).

26. Зал Почёта (Şeref Holü).
В Зал Почёта посетители попадают через бронзовые двери. Справа от входа размещен текст последнего послания Ататюрка турецкой армии (29 октября 1938 г.), слева - соболезнование турецкому народу после смерти Ататюрка, произнесенное 21 ноября 1938 г. вторым президентом Турецкой Республики Исметом Инёню. Эти тексты были размещены в мавзолее в 1981 г., в столетнюю годовщину рождения Ататюрка.
Прямо напротив входа, там, где находится большое окно, в нише располагается символическая гробница Ататюрка. Надгробный камень изготовлен из цельного куска красного мрамора весом 40 тонн, привезенного из провинции Османийе. Возвышение, на котором установлен надгробный камень, облицовано белым мрамором из Афьона. Пол Зала Почёта облицован мрамором из Аданы и Хатая, стены - мрамором красного, черного, зеленого цвета и мрамором "тигровая шкура" (kaplan postu) из Афьона и Биледжика.
Потолок Зала Почёта, располагающийся на высоте 17 м и состоящий из 27 брусьев, и потолки боковых галерей украшены мозаикой.
На боковых стенах имеется по 6 бронзовых факелов. Плоская крыша мавзолея изготовлена из свинца.

27. Потолок Зала Почёта, украшенный мозаикой. Рисунок мозаики воспроизводит узоры турецких ковров XV-XVI вв.

28. Могила Ататюрка располагается на цокольном этаже мавзолея прямо под его символической гробницей в Зале Почёта.
До перенесения в Аныткабир тело Ататюрка, скончавшегося 10 ноября 1938 г., находилось в Этнографическом музее Анкары (с 21 ноября 1938 г. по 10 ноября 1953 г.)
Восьмиугольная погребальная комната выполнена в сельджукском и османском стилях. Ее потолок имеет коническую форму и украшен мозаикой с геометрическим орнаментом. Пол и стены облицованы черным, белым и красным мрамором. В центре располагается саркофаг из красного мрамора, ориентированный на Каабу. Вокруг саркофага установлены латунные вазы, наполненные землей, привезенной из всех провинций Турции, Турецкой Республики Северного Кипра и Азербайджана.

Фотографии могилы Ататюрка из Интернета:





29. Турецкие солдаты в Зале Почёта. Многие с ними фотографировались, как это делается у дворца Долмабахче в Стамбуле:) В том числе какой-то священник, ходившей с итальяноязычной группой, но похожий и на православного. Фотографируясь с солдатами, он сделал известный жест - кулак с поднятым большим пальцем - типа "В мавзолее Ататюрка классно! " :)

30. Слева направо: Башня Национального Пакта (Mîsâk-ı Millî Kulesi), конференц-зал (Konferans Salonu), Музей Ататюрка и Войны за независимость (Atatürk ve Kurtuluş Savaşı Müzesi) и Башня Революции (İnkılâp Kulesi).
Mîsâk-ı Millî ("Национальная клятва", "Национальный пакт") - коммюнике из 6 статей, принятое последним османским парламентом 28 января 1920 г. и ставшее политическим манифестом Войны за независимость.
В Башне Национального Пакта находится вход в Музей Ататюрка и Войны за независимость. Внутри башни имеется рельеф, символизирующий воссоединение и клятву всего народа во имя спасения Родины. На нем изображен меч, рукоятку которого держат четыре руки. Автор рельефа - Нусрет Суман (Nusret Suman).
Музей Ататюрка и Войны за независимость был открыт 21 июля 1960 г., обновлен и расширен в 2002 г. и в настоящее время включает также пространство площадью 3000 кв.м., расположенное под мавзолеем.
В Башне Революции, являющейся продолжением музея, имеется рельеф с изображением угасающего факела, который держит слабая, худая рука и ярко горящего факела, который сильная рука подняла до небес. Первый факел символизирует закат Османской империи, второй - Турецкую Республику и реформы, проводившиеся Ататюрком для того, чтобы его страна достигла уровня современной цивилизаиции. Автор рельефа - Нусрет Суман (Nusret Suman).

Виды на Анкару:

34. Клумба с выложенным камешками силуэтом Турции.

В свой первый день в Анкаре мы отправились, пожалуй, к самой главной достопримечательности Анкары, в комплекс Аныткабир, что в переводе означает мавзолей Мустафы Кемаля Ататюрка. Этот комплекс построен как дань уважения и почитания к первому президенту Турции Мустафе Кемалю Ататюрку. Ататюрком «отцом турков» его прозвали в народе, за огромный вклад в создание современной Турции. А ведь на самом деле он сделал для Турции немало: построил школы в каждом городе и поселке, изменил арабский алфавит в турецком языке на латинский, отделил религию от государственных отношений. Стал реформировать турецкие законы, подгоняя их под современные международные стандарты. За период его правления женщины получили равные права с мужчинами. За 15 лет его правления Турция практически достигла западных стандартов жизни и сделала огромный скачок вперед в своем развитии. После смерти Ататюрка было принято решение построить комплекс. Строительство шло в течении 9 лет с 1944-1953 год.

Вот так выглядел Мустафа Кемаль Ататюрк. Восковая фигура находится в музее при комплексе Аныткабир

Прежде чем попасть на территорию комплекса мы прошли пост охраны, где большие сумки и рюкзаки просят оставить в целях безопасности. Дорога проходит через территорию парка, который окружает комплекс.

Идти пешком по жаре нам особо не хотелось, поэтому мы сели в автобус, который ездит от главного входа до входа в мемориальный комплекс. Первое, что мы увидели это центральную аллею, в самом начале которой, по правую и левую сторону расположены два небольших здания, так называемые Башня независимости и Башня Свободы, хотя башнями я бы их назвала с натяжкой.

Внутри одной из башен находится экспозиция фотографий хроники строительства комплекса Аныткабир, а в другой уменьшенная копия самого комплекса.

Внутри этих башен на стенах начертаны изречения Ататюрка, а рядом с этими башнями расположены скульптуры мужчин и женщин, олицетворяющие народ Турции по всей видимости.

Именно здесь начинается самое главное действо, смена караула. Отсюда маршируя солдаты двигаются по аллее львов к церемониальной площади и меняются.

Толпа фотографирующих людей и просто зевак сопровождает их до конца. А рядом с солдатами крутятся постоянно сотрудники безопасности, которые нам порядком поднадоели в конце. Невозможно сфотографировать солдата, постоянно кто-нибудь из этих ребят рядом. Кстати аллея львов длинной 262 метра, а названа она так, потому что с двух сторон, вдоль всей аллеи, украшена скульптурами 26 львов.

Аллея львов заканчивается огромной площадью, которая может вместить в себя до 15000 человек. Выглядит это все действительно впечатляюще.

По периметру этой площади находятся здания в которых расположены: музей Ататюрка с его личными вещами и библиотекой, награды, подарки от государственных деятелей иностранных государств. Есть подарки и награды и от высокопоставленных лиц царской России и СССР. Подарки, в основном представлены в виде оружия, пистолетов, кинжалов искусно инкрустированных. Награды тоже не уступают своей красотой и богатством отделки. На нас девчонок, конечно, большое впечатление произвели именно они, потому как усыпаны драгоценными камня, блестят и переливаются 🙂

К большому сожалению фотографировать внутри нельзя, за этим строго следят сотрудники безопасности. Двигаясь дальше мы попали в залы с инсталяциями – панорамы войны за независимость. Фотографировать разрешено только машины Ататюрка, что мы и сделали.

Ну и самое главное здание, мавзолей Ататюрка, который венчает всю композицию площади. К мавзолею ведет лестница из 46 ступеней. Преодолев их мы попали в Зал Почета с очень высоким потолком, его высота 17 метров. В этом зале установлена символическая мемориальная плита, под которой находится помещение с гробницей Ататюрка.

А вокруг этого комплекса раскинулся красивейший парк, саженцы для которого привезли из всех регионов Турции и разных стран. Все очень чисто, аккуратно и красиво.

Забыла написать про флагшток. Он имеет высоту 33,53 м. и оказывается является самым высоким цельным флагштоком в Европе. Этот флагшток подарил один американец турецкого происхождения еще в 1946 году.
А еще с высоты комплекса открываются отличные виды на Анкару.

Очень много посетителей и что интересно, в основной своей массе это сами турки. Они действительно очень гордятся Ататюрком и почитают его. Каждый турок считает обязательным посещение Аныткабира.

Больше всего, что нам запомнилось и рассмешило. К нам несколько раз подходили девушки турчанки и просили разрешение сфотографироваться с нами. Уж не знаю зачем им это понадобилось, но почувствовали мы себя эдакими экзотическими штучками:):):)

На территории комплекса имеется бесплатный туалет и неподалеку от него стоит автомат продающий воду, бутылка 0,5 стоит по-моему 50 курушей. А мы осмотрев все, присели отдохнуть в тенечке и попить воды.

P.S. Забыла написать самое главное, вход в комплекс мавзолей Мустафы Кемаля Ататюрка — бесплатный!

Музей Ататюрка расположен на проспекте Халаскаргази в районе Шишли. Назван он именем "Ататюрка", что в переводе означает "отец турок". Мустафу Кемаля, таким образом, наградил турецкий народ за огромный вклад, внесенный им в дело формирования национального самосознания турецкой нации. Красивое трехэтажное здание служило резиденцией Ататюрка. Мустафа Кемаль после возвращения с Сирийского фронта, взял в аренду дом в Шишли, в котором он когда-то жил, вместе со своей сестрой Мукбуле и матерью Зубейдой Ханым. Мать и сестра заехали на верхний этаж, сам Мустафа Кемаль поселился на среднем этаже, а на первом этаже дома разместился его адъютант.

Этот дом был построен в годы оккупации Стамбула (1908 году), после Первой Мировой Войны и был свидетелем многочисленных встреч и собраний Мустафы Кемаля и его соратников. Ранее этот дом был куплен Стамбульским Муниципалитетом у Тахсина Узера и переоборудован в место для хранения живописных полотен выдающихся художников того времени и многих других материалов, которые имеют духовную и историческую ценность.

Здание являет собой яркий образец сооружений неоклассического стиля. Состоит оно из трех этажей и цокольного помещения. Музей имеет прямоугольную форму, а на заднем фасаде имеется крытая галерея. Весь двор комплекса охватывает площадь около 852 метров.

На цокольном этаже пол полностью услан мраморными плитами, на которых лежит ушакский ковёр. Ковёр вышит узорами в виде зубьев в форме пилы белого, черного, кофейного, бежевого, зеленого, серого и красного цветов. Отделан он крученой бахромой. В вестибюле имеются окна, которые выходят в сад и на улицу. На них висят батистовые занавески со шторами, разрисованные желтыми листьями и голубыми цветами на красном фоне. Шторы сверху и по бокам обшиты оборкой из бахромы. Здесь же находятся статуи, большое зеркало и бюст Ататюрка. С левой стороны бюста находится письменный стол, накрытый голубой скатертью, на которой лежит тетрадь для записей отзывов и пожеланий посетителей.

Слева и справа находятся комнаты с каминами, которые относятся ещё к XIX столетию. На второй этаж ведет лестница, на верхней части которой стоят две статуэтки рыцарей, выполненные из бронзы. Возле стены стоит шкаф, состоящий из двух частей. Он украшен ажурными узорами и имеет две дверцы и три ящика. По цвету, шкаф гармонирует с окраской потолка и пола вестибюля. Тут же на стене висит портрет Ататюрка. Его личные вещи находятся также на втором этаже. Ещё здесь расположен зал собраний, гостиная, кабинет, спальня, парикмахерская, вестибюль для ожидания, библиотека, столовая и другие хозяйственные помещения.

В зале для собраний, есть невысокий круглой формы стол, выполненный в старинном стиле с расстеленной на нем зелёной скатертью. Вокруг стола расположены двенадцать стульев, а вдоль стен расставлены десять низких стульев (напоминающих пуфики), их спинки украшены изображениями и сценами из произведений Сакаспере. По центру потолка висит газовая лампа с белым абажуром старинного стиля.

В кабинете стоит стол из красного дерева, на котором лежат письменные приборы, использовавшиеся самим Ататюрком. На окнах висят батистовые занавески с кружевной вышивкой на концах и атласные шторы красного цвета с бежевыми бантами, выполненными в виде цветов. Покрывало на тахте и наволочки сделаны из ткани одного цвета, поверх которого накинута накидка из батиста с вышивкой и кружевами по краям.

Комната, где выставлены личные документы и бумаги Ататюрка, имеет следующий вид: пол помещения ничем не застлан, дабы не отвлекать от выставленных экспонатов внимание посетителей. На окнах также висят скромные батистовые занавесочки. В этой комнате есть книжные этажерки и витрины, а по стенам развешены фотографии.

Личные вещи Ататюрка выставлены в витринах, расположенных в следующем порядке: первая витрина: каскетка, спортивная рубашка и костюм серого цвета; вторая витрина: жилетки белого и черного цветов, цилиндр, перчатки и фрак; третья витрина: обувь и легкое демисезонное пальто черного цвета; четвертая витрина: кашне, каскетка маршала, шкатулка для хранения визиток, галстук, пепельница, настольный колокольчик, две штуки четок, трость, плеть и кофейная чаша.

Другие комнаты украшены статуями, вазами и картинами.

После смерти Ататюрка его вилла была передана в частное правление и в 1939 году превратилась в вечернюю школу ремёсел для девочек и институт для девушек. В 1952 году вилла перешла к Министерству сельского хозяйства и до 1980 года служила в качестве бюро одного из его управлений. Наконец, владельцем особняка стало Министерство культуры, которое отреставрировало здание и сделало его домом-музеем.

Музей, занимающий 3 тысячи м² и посвящённой Войне за независимость Турции и Кемаль-паше . Открылся 26 августа 2002. На церемонии открытия присутствовали тогдашние Президент Турции Ахмет Недждет Сезер , спикер турецкого Парламента Омер Изги , Премьер-министр Турции Бюлент Эджевит , председатель Конституционного суда Турции Мустафа Бумин, начальник турецкого генштаба Хюсейн Кыврыкоглу, заместитель Премьер-министра Девлет Бахчели , министр обороны Турции Сабахаттин Чакмакоглу , министр культуры Турции Бурхан Суат Чаглаян, бывший министр культуры Мустафа Истемихан Талай и послы неск. стран.

Музей Ататюрка и Войны за независимость
Дата основания 26 августа 2002
Местонахождение
  • Аныткабир
Адрес Турция , Анкара
Сайт www.tsk.mil.tr/

Экспозиции

В музее 4 экспозиции: первая - личная вещи Ататюрка. Вторая - боевые сухопутная и морская панорамы Дарданелльской операции . Третья - панормы Битвы при Сакарье и Великого наступления. Четвёртая - фотографии и текстовые описания турецкой революции. В первой части также расположена восковая скульптура пса Фокса - домашнего любимца Ататюрка. Во второй и третьей - трёхмерные боевые реконструкторские панорамы времён Войны за независимость и последующие годы Турецкой республики вплоть до смерти Ататюрка. Для передачи атмосферы военных действиях в залах находятся экспонаты вроде оружия, гильз, кусков скалы, запряжённых волами повозок, пушёк, жжёных покрышек, а также работают звуковые и видеоэффекты. В ней представлены свыше 3000 фотографий тех времён, а также портреты турецких военных командиров. Сценарий к ней написал известный турецкий режиссёр Таргат Озакман, а музыку - композитор Муаммер Сун. Также там расположены бронзовые бюсты с краткой биографией следующих 20 известных турецких военных-героев той войны:

  • Фахреттин Алтай
  • Казым Озальп
  • Абдурахман Нафиз Гюрман

Аныткабир (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Турцию
  • Горящие туры в Турцию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Комплекс состоит из четырёх частей: пешеходной Дороги львов длиной около 250 м, вдоль которой установлены 12 пар каменных львов; церемониальной площади в конце дороги, на которой могут поместиться 15 тыс. человек, выложенной разноцветным травертином, Зала почёта и парка Мира. Именно Зал почёта ассоциируется с Аныткабиром: здесь в помещении традиционной восьмиугольной формы с пирамидальным сводом, выложенным золотой мозаикой, упокоены останки первого президента. Парк Мира назван так по знаменитому изречению Ататюрка «Мир дома - мир во всём мире»; в нем высажено около 50 тыс. деревьев, подаренных разными странами.

Само по себе название «Аныткабир» дословно и означает «мемориальное захоронение».

В архитектурном смысле Аныткабир полностью отражает особенности периода, который историки турецкой архитектуры классифицируют как второе национальное архитектурное движение. Этот период характеризуется монументальными, симметричными зданиями, сложенными из шлифованного камня, притом что сильный акцент делался на детализацию. Все эти характеристики отличают и Аныткабир, где они объединены с оттоманскими и сельджукскими деталями в самой конструкции и отделке. В пример можно привести украшение Зала почёта и карнизы башен.

На территории Аныткабира стоят 10 квадратных башен с пирамидальными крышами, символизирующих 10 идеалов турецкого народа; каждая башня имеет своё имя. На вершину всех башен помещены бронзовые наконечники стрел, как в традиционных палатках турецких кочевников, а внутри можно увидеть геометрические фрески с орнаментами, созданными по мотивам традиционных ковров-килимов. Также в орнаментах можно найти цитаты Ататюрка, связанные с темой конкретной башни.

Музей Ататюрка стоит посещения, даже если вас не очень интересует военная история. Изменения, которые произошли в стране благодаря Ататюрку, были действительно глобальными, поэтому музейные экспозиции, яркие и качественно оформленные, в равной степени касаются первого президента республики и истории страны в 20 веке в целом. Те же, кто категорически не хочет заходить внутрь, могут посмотреть смену почётного караула или полюбоваться городом с холма.

Практическая информация

Чтобы попасть к Аныткабиру, нужно доехать на метро до станции «Тандоган», а затем пройти около 1,5 км вверх по холму.

Время работы: мавзолей открыт ежедневно с 9:00 до 17:00 (зимой до 16:00). Музей закрывается на обед с 12:00 до 13:00.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!