Возведение храма вознесения в коломенском год. Церковь вознесения в коломенском. Святыни Вознесенской церкви

Церковь Вознесения в селе Коломенское, расположенном на Москве-реке, – удивительный архитектурный памятник, поражающий своей чистотой и стремлением ввысь. К тому же, это еще и первый каменный шатровый храм на территории России.

Он был возведен в 1532 году в честь Ивана Грозного. Зодчий – предположительно, итальянец Петрок Малый. В постройке прослеживаются черты, не характерные ранее для русской архитектуры. Даже дата на капители колонны указана арабскими цифрами по новому летоисчислению – в то время на Руси это было в диковинку.

Церковь Вознесения, стоящая на краю обрыва над Москва-рекой, создает впечатление легкости и непорочности. Просто удивительно, как такое изящество могло получиться из огромных кирпичных глыб. Высота храма составляет 62 метра, и хотя внутреннее пространство невелико, за счет отсутствия колонн и столбов, оно кажется достаточно объемным. Убранство церкви богато и разнообразно, при этом все выдержано в определенных рамках, без излишеств.

Но первоначальный интерьер не сохранился. Церковь Вознесения за все время своей истории перенесла несколько ремонтов, в результате каждого из которых появлялось что-то новое, измененное. Последняя реставрация пришлась уже на наше время и окончилась в 2007 году. Подклетный ярус храма снова открыт для посещений, и многочисленные паломники теперь имеют возможность осмотреть церковь не только снаружи.

Еще в советское время церковь была внесена в комплекс музея-заповедника «Коломенское». А с 1994 года входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

С церковью Вознесения связано много тайн. Некоторые из них и сейчас не до конца разгаданы учеными. Так, предположительно именно в Коломенском следует искать пропавшую библиотеку Ивана Грозного. А в марте 1917 года в церкви была обнаружена чудотворная икона Богоматери. Кто знает, возможно, в будущем с церковью Вознесения будут связаны и другие интересные открытия и находки.

Так или иначе, село Коломенское – уникальное место, достойное внимания туристов и любителей истории. Помимо знаменитых архитектурных (Государев двор, Колокольня церкви св. Георгия Победоносца, Башня Братского острога и др.), на его территории есть археологические памятники. Кроме того, Коломенское – это еще и природно-ландшафтный заповедник с красивыми родниками, живописными оврагами и рощами.

Церковь Вознесения Господня фото.

Построена вел. кн. Василием III Иоанновичем (возможно, во исполнение обета) после рождения сына, буд. царя Иоанна IV, «в своем селе» - во владении великокняжеской семьи (не позднее чем с 1339), где располагался один из загородных дворов. Освящена 3 сент. 1532 г. в честь Вознесения Господня митр. Даниилом и Собором духовенства в присутствии вел. князя c семьей; празднование длилось 3 дня (ПСРЛ. Т. 8. С. 280). По словам летописца, «бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 62).

Как дворцовый храм В. ц. получала содержание из царской и патриаршей казны, не имела прихода, возле нее не сложилось кладбища. В день отречения имп. Николая II Александровича (2 марта 1917) в ее подклете, где хранились старые иконные доски, была по откровению обретена чудотворная Державная икона Божией Матери . C 1923 г. служба в В. ц. была прекращена, храм передан музею рус. архитектуры, образованному в Коломенском по инициативе П. Д. Барановского ; в наст. время В. ц. находится в совместном пользовании ГМЗК и Патриархии (с 1994 Патриаршее подворье). Богослужения совершаются по воскресным дням и Великим праздникам в период от Пасхи до Покрова Пресв. Богородицы.

Храм неоднократно реставрировали и перестраивали, частично изменяя и декор. Большой ремонт, проведенный, вероятно, в кон. XVII в., затронул в основном галерею. Фасады были серьезно переработаны при реставрации 1832-1836 гг. (под рук. Е. Д. Тюрина); во время ремонта 1866-1867 гг. (под рук. Н. А. Шохина) церковь была неудачно оштукатурена цементным раствором и «реставрирована согласно всем древним деталям и орнаментам»: разобран свод под главкой, обветшавшие камни карнизов (ок. 170 погонных м) выбраны и заменены новыми (отчасти перетесанными старыми) плитами, заново сделаны 8 белокаменных капителей, «исправлены малые карнизы» и белокаменная сетка шатра.

В 1913-1916 гг. работы вело Дворцовое управление при научном наблюдении МАО (под рук. Б. Н. Засыпкина, обмер произвел И. В. Рыльский, исследование и графические реконструкции сделаны Д. П. Суховым). Были восстановлены «утраченные части кладки стен, шатра, профилированных белокаменных деталей», изготовлен большемерный кирпич; следование древним формам не отличалось точностью. В 20-30-х гг. XX в. наблюдения и работы в В. ц. вели Барановский, В. Н. Подключников и А. Уткин (1936-1940); в стенах центральной части подклета были открыты детали тонко профилированных белокаменных баз, отличные от более поздних, реставрированных.

Перед Великой Отечественной войной Подключников подготовил диссертацию по архитектуре В. ц. Новые материалы дали работы 1972-1984 гг. (под рук. Н. Н. Свешникова, при активном участии Н. Н. Кудрявцева и С. А. Гаврилова, продолжившего наблюдения и исследования до 90-х гг.), напр. о галереях-папертях и крыльцах, тогда же впервые было обосновано существование их изначального покрытия. С 1978 г. реставрация и архитектурные исследования сопровождались археологическими изысканиями (наиболее результативными были сезоны 1979 и 2003); с 2001 г. реставрацию, включая общий обмер здания совр. техническими методами, производят ЦНРПМ Мин-ва культуры РФ.

Архитектура В. ц. отличается единым замыслом начиная с устройства фундамента, общего для храма и галерей. Основание главного объема представляет собой монолит из белокаменных блоков на известковом растворе, имеет в плане форму, близкую к квадрату, и уходит на глубину 4,5-7,8 м (на вост. и зап. сторонах). Основания под зап. частью подклета и под крыльцами, несущими меньшую нагрузку, заложены на небольшую глубину (ок. 1 м). Кладка фундамента велась в котловане, по мере нарастания рядов использовались более правильно отесанные блоки. Размеченный в плане фундамент уточняли в ходе разбивки, следы к-рой в виде линий, прочерченных вдоль краев котлована, открыты при раскопках. Уступ в глубину с запада образовал анкер, к-рым в склоне надпойменной террасы укрепилось основание. Вост. стена, выступавшая над поверхностью, была присыпана на высоту более 1,5 м боем кирпичного щебня и отесками камня, к-рые дренировали склон и образовали вокруг храма задернованный «стилобат» правильной формы, просматривавшийся до недавнего времени.

Внешний объем здания включает подклет с 2 сводчатыми помещениями, галереи, четверик, восьмерик и 8-гранный шатер, венчаемый небольшим 8-гранным барабаном с маленьким куполом и крестом наверху. Планы нижних ярусов, галереи и четверика имеют форму креста; благодаря равным прямоугольным выступам по сторонам квадрата достигнута крестообразность в плане основного объема. Вост. выступ, где находится алтарь, внешне не выделен. Отделка подклета свидетельствует о высоком искусстве инженера-архитектора: хотя помещение, видимо, не использовалось для службы, стены оформлены кирпичными пилястрами, поставленными на пьедесталы, снаружи белокаменные. На галерею ведут 3 выносных крыльца; всходы на них устроены с уровня земли параллельно соответствующей стене с поворотом к ней под прямым углом в точке выхода на ось портала. Всходы состоят из маршей лестниц, опирающихся на аркады, и протяженных площадок и различаются между собой: северный вплотную прижат к галерее; с вост. стороны лестниц нет.

Все углы храма, как внешние, так и внутренние, усилены пилястрами и образуют отдельные пилоны. Внешнее убранство храма совмещает элементы Возрождения (пилястры с капителями, обрамления окон полуколонками и др.) и готики (на простенки наложены вимперги (глухие арки 3-угольных форм) с заостренными очертаниями на фасадах рукавов планового креста и в узких простенках выступающих углов четверика, килевидные арки), типичные для позднесредневек. и ренессансной Италии, особенно в завершениях порталов. Пропорции шатра подчеркивают гурт-вал, проложенный вдоль всех граней, а также ромбовидные ячейки сетки белокаменной алмазной огранки, как бы наброшенной на кирпичный шатер,- прием, использованный в кон. XV в. только при строительстве Грановитой палаты Московского Кремля итал. мастерами. Все в архитектуре В. ц. подчинено идее вертикального устремления: контраст небольших размеров внутреннего пространства (8,5×8,5 м) в сравнении с высотой (41 м), обходные галереи с широко раскинувшимися лестницами, пропорции высокого крестчатого объема, своеобразный «готически» трактованный ордер, раскрепованный на пилястрах и не переходящий на стену, высокие полукружия килевидных кокошников, образующих ступенчатый переход от крестчатой части к восьмиграннику, убегающие вверх ромбы на гранях шатра.

Отличается своеобразием система вентиляции и освещения: 2 щелевидных окна в вост. и юж. стенах подклета и др. отверстия в его стенах служили продухами; основной ярус (4 окна) идет по фасадам рукавов креста, под вимпергами, нижняя часть храма освещена проемами, прорезанными в угловых выступах четверика. Окна в восьмерике размещены крестообразно, в противолежащих гранях на шатре - вразбивку, по два и по одному; на фасад и внутрь восьмерика выходят также маленькие щелевидные окна для освещения лестницы внутри стены, огибающей восьмерик с юго-запада. Окна имеют разные очертания: в основном объеме - прямоугольные, с перспективными наличниками и завершением в виде килевидных фронтонов, в восьмерике - арочные; на гранях без окон сделаны ниши.

В вост. стену церкви снаружи врезан белокаменный трон, назначение к-рого точно неизвестно: большинство дореволюционных исследователей без достаточных оснований считали его царским местом либо символическим изображением Етимасии - горнего места Спасителя или Богородицы. Не исключено, что трон готовили как епископское седалище и изначально он не располагался на внешней галерее. Окружающий трон киворий XVII-XIX вв. установлен на 4 столбиках с парапетом и бочкообразным завершением, выложен с использованием камней с растительной резьбой, вероятно, от утраченного первоначального декора церкви и завершений столбов галереи. Тимпан его полуциркульного завершения-раковины украшает растительная резьба (листья аканфа), мощные изогнутые ножки декорированы широкими листьями, высокая спинка украшена двойными каннелюрами.

Иконостас изначально, вероятно, имел один ряд, в собрании ГМЗК сохранились царские врата (в сер. XVIII в. изъяты, в XIX в. опубликованы по рис. Ф. Г. Солнцева (Древности Гос-ва Российского. М., 1849-1853. Вып. 6. Табл. 36; Мартынов А . А ., Снегирёв И . М . Рус. старина в памятниках церк. и гражданского зодчества. М., 1852. Тетр. 5. С. 8), переданы музею в 1924).

В 1680 г. мастера Иван Михеев «с товарищи», Егор Зиновьев и Иван Масеков реставрировали местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий чины. По документам XVIII в. (РГАДА. Ф. 1239. Ед. хр. 31818 (опись архит. И. Мичурина, 1740)), размеры иконостаса составляли 8,53×14,93 м, в 3 ярусах было 55 икон. С 1745 г. иконы неоднократно передавали в ведомство Дворцовой канцелярии (по описи 1750, иконостас высотой ок. 9 м имел 5 ярусов, не считая местного ряда - 73 иконы) и поновляли (особенно большие работы произвели в 50-80-х гг. XVIII в.). В 1878 г. мастером Н. Ахапкиным был сделан новый 5-ярусный иконостас в русско-визант. стиле на средства статского советника С. П. Страхова и купца А. В. Пуллинова; освящен 28 авг. еп. Можайским Алексием. Поновленный в 1913 г. тем же мастером иконостас был разобран (без фотофиксации) в 1926 г., тогда же были обнаружены следы древних врубок в стены и одно старое (XVII в.?) тябло. Из др. икон собрания ГМЗК был смонтирован «музейный» 4-ярусный иконостас (разобран в 60-х гг. XX в.). В храме были особые деревянные, обитые тканью места для царской семьи. Документы XVII в. упоминают фрески в интерьере, утраченные к XVIII в.; в XIX в. стены покрывала роспись с архитектурными мотивами (не сохр.). На вост. паперти, рядом с «троном», на стене было фресковое изображение Собора Вселенских святых и московских чудотворцев (не сохр.).

Нетрадиц. архитектурное решение В. ц., вероятно, обусловило постройку храма вне Кремля и города. Личность архитектора (архитекторов?) остается предметом дискуссий: И. Е. Забелин считал, что это был рус. мастер, по мнению Подключникова и Ю. П. Спегальского, вероятнее из Пскова, чем из Москвы, др. исследователи, отмечавшие черты итал. Ренессанса (К. К. Романов, Н. Н. Воронин , В. А. Булкин, С. С. Подъяпольский), полагали, что он был приглашен из Европы и состоял на рус. службе. Участие в работах мастеров из Зап. Европы подкрепляется датой от Рождества Христова, вырезанной араб. цифрами на одном из верхних камней пилястр: «(1)533». В наст. время наиболее признаны гипотезы об авторстве итал. зодчего Петра Ганнибала (в рус. источниках - Петрок Малой), строителя храма в честь Воскресения Христова в Кремле (1532-1543) и стен Китай-города (1535-1538), либо иного, неизвестного мастера.

В. ц. не имеет исторических аналогов по типу и архитектурным формам. Долгое время господствовала теория Забелина о том, что строитель пытался воспроизвести тип деревянного шатрового храма в камне; ее подкреплял текст XVI в., в к-ром упомянуто, что верх В. ц. устроен «на деревянное дело» (ИЗ. Т. 10. С. 88; Т. 13. С. 268). Но сходство с рус. деревянными церквами более позднего времени не может служить решающим аргументом. Стиль архитектуры В. ц. напоминает храм Гроба Господня в Иерусалиме и др. храмы на Св. земле, повлиявшие на архитектуру Италии и др. стран Европы в XIII-XIV вв. В Зап. Европе в церквах, часовнях и колокольнях (особенно в Италии) использовали шатровые формы в завершениях, а в России эта форма, по-видимому, была типична для надпрестольных кивориев и сеней. Свободное обращение с ордером, варьирование ренессансных либо по-ренессансному трактованных готических (вимперги) и русифицированных (кокошники) мотивов, композиция освещения - все это характерно не для рус. зодчества, но для западноевроп. архитектурной традиции. К очевидным приметам архитектуры Высокого Возрождения относятся геометрически четкая форма плана, свойственная А. Палладио; использование единого ордера в интерьере и на фасадах; продуманная цельность и гармоничность конструкции и декора. Храм-памятник в форме своеобразного «обелиска», поднятого на обходную галерею на аркадах и сложный постамент-подиум, близкий к типу центрического храма, активно разрабатывался теоретиками архитектуры Ренессанса (Антонио Филарете (Аверлино) и др.). О хорошем знакомстве мастера с искусством Ренессанса свидетельствует и трон на вост. галерее.

В. ц. оказала решающее влияние на сложение шатровых, столпообразных и многостолпных рус. храмов сер. XVI в., определив одну из главных тенденций в развитии церковной архитектуры Московской Руси. В 1994 г. внесена во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО.

Ист.: РГАДА. Ф. 1239. Ед. хр. 22409, 22706, 22740, 31859, 31968, 32348, 42551; РГИА. Ф. 293. Оп. 3. Д. 257: Подключников В . Н . Нек-рые элементы архит. композиции Коломенского храма: Дис. М., 1944; Архив ЛОИА. Ф. 29. Д. 646: Романов К . К . К вопросу о взаимоотношениях между Россией и Италией в строительстве кон. XV - нач. XVI ст. Ркп.

Лит.: Подключников В . Н . Коломенское. М., 1944. С. 8-14; Маковецкий И . В . Коломенское: Исслед. ист. развития планировки архит. ансамбля: Дис. М., 1951; Спегальский Ю . П . Каменное зодчество Пскова. Л., 1976; Подъяпольский С . С . Архитектор Петрок Малой // Памятники рус. архитектуры и монументального искусства: Стиль, атрибуции, датировки. М., 1983. С. 34-50; Харламова А . М . Исслед. и реставрация ц. Вознесения в Коломенском в 1913-1915 гг.: (По мат-лам Б. Н. Засыпкина) // Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1990. Вып. 3. С. 86-90; Гаврилов С . А . Церковь Вознесения в Коломенском: Исслед. 1972-1990 гг. // Реставрация и архит. археология / ВНИИТАГ. М., 1991. Вып. 1. С. 158-178; Kivimae J . Peter Frjazin or Peter Hannibal? An Italian architect in Late Medieval Russia and Livonia // Settentrione: Riv. di studi italo-finlandesi. Turku, 1993. Anno 5; Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1991-2002. Вып. 1-7; Суздалев В . Е . Очерки истории Коломенского. М., 20022.

Л. А. Беляев

Древнее подмосковное село Коломенское известно еще с начала XIV столетия. Впервые о нем упоминает духовная грамота Ивана Калиты. Издавна это село, расположенное на высоком берегу над поймой Москвы-реки, служило летней резиденцией московских князей и царей. Особенно любил и обустраивал его великий князь Василий III, в годы правления которого в Коломенском был построен знаменитый храм Вознесения – главное и самое красивое здание дворцового села. Это первый каменный шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском никаких документальных сведений не было обнаружено. Легенда дату начала строительства церкви Вознесения в Коломенском связывает с рождением долгожданного наследника великого князя – будущего царя Ивана Грозного.
Завершилось строительство в 1532 году, о чем в летописи сохранилась короткая запись: Того же лета (1532 г.) свершена бысть в Коломенском церьковь камена Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”. Освящение храма произошло 3 сентября 1532 года митрополитом всея Руси Даниилом в память одного из крупнейших праздников христианства – Вознесения Господня. Летопись сообщает о трехдневном пиршестве по этому случаю великого князя, митрополита Даниила и многочисленных гостей.

Вероятно, в строительстве храма принимали участие итальянские зодчие. В пользу «итальянской» версии говорят элементы декоративного убранства храма, не встречавшиеся прежде в русской архитектуре: характерные для архитектуры Возрождения пилястры с резными капителями и обрамляющие окна полуколлонки, типичные для позднего Средневековья и Ренессанса Италии готические килевидные арки – вимперги. Об участие в строительстве церкви Вознесения иностранного архитектора свидетельствует найденая на одном их пилястров дата – «1533». В ней необычно для России все: готико-ренессансный шрифт (похожим шрифтом ставил даты на своих картинах Альбрехт Дюрер), употребление арабских цифр для обозначения даты(на Руси того времени даты обозначались буквами кириллицы, снабженные особым знаком – титлом), манера летоисчисления от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было принято на Руси, и, главное, отсчет нового года по одному из итальянских городских календарей не с сентября как на Руси, а с марта.

В 1528 года в Москву с посольством великого князя из Рима прибыли итальянские архитекторы. Среди них был Пьетро (Франческо?) Анибале (Петр Ганнибал) или Петрок Малой (т.е. младший, молодой), как его называли в Москве, которого считают архитектором церкви Вознесения.

Церковь Вознесения была поставлена на высоком холме правого берега Москвы-реки. В основание храма был заложен уникальный фундамент: это огромная искусственная скала площадью 600-650 м² (26х24 м) и объемом 4000 м³. На склоне речной террасы был вырыт огромный котлован, дно которого укрепили сваями. Затем из блоков известняка, скрепленных раствором, сложили монолитный фундамент, который имел разную глубину. Дальняя от склона более массивная часть фундамента образовывает как бы «якорь», который закреплен за склон и не дает огромному храму сползти по склону. Верхний край фундамента в виде невысокого стилобата виден на поверхности склона. Фундамент дополнительно приподнял храм и вынес его вперед, над обрывистым склоном.

Основной монолит храма, построенный из большемерного кирпича, состоит из подклета, расчлененного четверика над ним, восьмерика и восьмигранного шатра, увенчанного восьмигранным барабаном с маленьким куполом и крестом. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. Фасады «столпа» украшены по углам пилястрами, а стены четверика заостренными треугольными глухими арками (вимпергами), что подчеркивает общее устремление всего объема храма вверх. Главный элемент и главное новшество в композиции храма – его купол: уходящая в небо вытянутая многогранная пирамида. Виртуозно рассчитанные пропорции шатра, одновременно мощного и легкого, подчеркивает гурт (вал, проложенный вдоль всех ребер) и ромбовидные ячейки «сетки» из алмазной огранки белокаменных бусин. Со всех сторон храм обрамляет двухъярусная обходная галерея, на которую ведут три выносных крыльца с всходами Такие галереи-обходы в сочетании с высоким центральным объемом здания часто встречаются в проектной графике великих теоретиков итальянского Ренессанса, но ни в Италии, ни в других странах Европы эти проекты не были осуществлены.

В общем плане храм представляет собой равноконечный крест с короткими ветвями. В храме отсутствуют важные для традиционной православной церкви полукруглые апсиды: восточная стена внутри и снаружи абсолютно плоская.
Широкая галерея, которая опоясывает храм, впервые встречается в русском зодчестве, так как для архитектуры православной Руси было не типично помещать любые сооружения восточнее алтаря.

По центру восточного фасада галереи, с которой открывается вид на заречную пойму, помещен каменный трон, о котором существует много легенд. По одной из легенд оттуда царь Алексей Михайлович раздавал милостыню после богослужения. Вырезанное из камня оформление трона – высокая спинка с канилюрами, полуциркульная конха, заполненная дубовыми ветвями (от греч. konch – раковина – внутренняя часть свода апсиды в виде четверти сферы: находится над престолом, жертвенником и диаконником, и символизирует «невещественную Божию скинию» – Божию славу и благодать), боковые филенки с растительным орнаментом (листья аканфа), ножки в виде лап животных – несомненно, имеет ренессансное происхождение и по внешнему облику близко тронам Богородицы на полотнах итальянских мастеров XV-XVI вв. Одно из предположений, что перед нами уникальная трехмерная икона «Престол уготованный» (Этимасия) – символ второго пришествия Христа и Страшного суда. Богословское толкование Вознесения тесно связано с идеей небесного престола и нового пришествия Иисуса. Присутствие этого трона превращает шатер храма в огромный киворий, осеняющий трон как святыню, и переносит иконный, образный характер на всю архитектурную композицию.
Несмотря на внушительные внешний объем, площадь внутреннего помещения церкви Вознесения сравнительно не велика: 8,5 м х 8,5 м. Маленький по площади интерьер храма не был предназначен для большого количества людей, так как это была домовая церковь. Во время богослужения в ней находился царь, члены царской семьи и некоторые близкие ему сановники. Открытый для обзора шатер уходит на 41 метр вверх. По углам его стоят мощные, украшенные резными белокаменными капителями пилястры. Малая площадь помещения, как бы сжатого пилястрами, и большой слой воздуха над головой подчеркивает высоту зала. Свет в храм проникает через окна, расположенные необычно. Нижнюю часть храма освещают проемы, прорезанные не в стенах, а в угловых выступах четверика. Четыре окна основного яруса устроены в фасадах ветвей креста. В восьмерике окна размещены крестообразно в противоположных гранях шатра. На гранях без окон их заменяют ниши. На фасад и внутри восьмерика выходят маленькие щелевидные окна лестницы, которая идет внутри стены, огибая восьмерик с юго-запада. В шатре окна размещены по сторонам света. Удачно расположенные окна дают много света и делают шатер легким, наполненным воздухом.

При строительстве церкви пол был устлан треугольными керамическими плитками коричневого и черного цвета, уложенными конвертом. Древний иконостас XVI века и роспись стен не сохранились. Из первоначального иконостаса известны три иконы, которые были в 1532 году при освещении внесены в церковь. Они изображены на миниатюре из Лицевого свода XVI в.
В ходе реставрации 2007 г. был воссоздан по аналогу подлинных царских врат 1570-80-х гг. древний тябловый иконостас.

Высота церкви Вознесения в Коломенском составляет 62 метра, высота шатра — 20 метров. Площадь внутреннего помещения храма — 8,5 на 8,5 метра. Толщина стен местами достигает четырех метров, в иных местах —два-три метра. В качестве строительного материала использовался большемерный кирпич. Отдельного упоминания заслуживает уникальный фундамент. Это большая искусственная скала величиной 26 на 24 метра и объемом в три тысячи кубических метров. На склоне речной террасы вырыли огромный котлован, а его дно укрепили сваями. Монолитный фундамент, имевший разную глубину, сложили из скрепленных раствором блоков известняка. Верхний край фундамента можно увидеть на поверхности спускающегося к реке склона холма.

Мало какой храм пережил столько перестроек и реставраций, как церковь Вознесения в Коломенском. Первоначальное убранство ее интерьера и роспись до нас не дошли. Во многом это вызвано тем, что зимой в храме никогда не топили, и сохранять иконы с фресками было тяжело.

Специалисты выдвигали многочисленные версии того, какая была архитектура церкви, каким был первоначальный её облик. Историю Коломенского Вознесенского собора пришлось восстанавливать буквально по крупицам, но многие тайны не раскрыты до сих пор.

По всей видимости, первоначально церковь окружала двухъярусная галерея, покрытая крышей в виде «бочек». Вероятно, иконостас в первые десятилетия существования храма был одноярусным. На «царском месте» во время торжественных служб восседали московские митрополиты, затем (с 1589 года) — Патриархи.

Пол покрывали треугольные белые и черные керамические плиты. В 1980-х годах на южном крыльце нашли часть звонницы, просуществовавшей до XVIII века. В обширном подклете храма могла храниться великокняжеская казна, ее привозили в Коломенское вслед за хозяином. Позднее помещение использовали в хозяйственных целях.

Шатёр церкви

Шатер, похожий на вытянутую пирамиду, — главное новшество церкви Вознесения. Его грани соответствуют восьми граням расположенного под ним восьмерика. Пропорции шатра подчеркивают ромбовидные ячейки из белокаменных бусин алмазной огранки. Перетяжки из маленьких квадратиков создают впечатление сетки. Почти во всю высоту стоят фальшивые окна. Замыкается шатер восьмигранным поясом, над которым расположен маленький купол. Венчает храм крест.

Особенностью внешнего убранства церкви Вознесения Господня является наличие килевидных кокошников. Три пояса этих украшений формируют переход от четверика к восьмерику. Еще один венец кокошников расположен выше. Он, в свою очередь, отделяет восьмерик от основания шатра.

Церковь Вознесения со всех сторон окружает обходная галерея, куда ведут три крыльца с лестницами. Такая конструкция впервые встречается в русской архитектуре, поскольку до той поры никто не помещал какую-либо пристройку к востоку от алтаря. Подобное убранство можно найти в чертежах итальянских архитекторов, однако даже в Италии зданий с похожей галереей мы не найдем.

На восточном фасаде галереи стоит каменный трон. Считается, что на нем сидел , любовавшийся прекрасным видом на заречную пойму. Согласно легендам, государь, расположившись на троне, раздавал милостыню. Оформление трона выполнено в стиле, свойственном европейскому Ренессансу.


Саша Митрахович 10.02.2017 10:45


Выстроен в стиле русских традиций, она состоит из нескольких частей. Внизу расположен обширный подклет. Над ним — расчлененный четверик, еще выше — восьмерик и восьмигранный шатер. Наверху стоит восьмигранный барабан с маленьким куполом и крестом. Между четвериком и восьмериком имеются три ряда кокошников. По углам фасады «столпа» украшают пилястры, а стены четверика — треугольные арки.

На общем плане храм похож на равноконечный крест с маленькими ветками. К его особенностям относится отсутствие полукруглых апсид на восточной стороне. В отличие от большинства православных храмов, его восточная стена плоская. По всему периметру церковь окружает галерея, что также нетипично для русских храмов.

Оценивая художественные особенности церкви Вознесения Господня, Игорь Грабарь писал в «Истории русского искусства»:

«Небольшая размером внутри, церковь, благодаря своей высоте и широко раскинувшимся галереям подклета, производит впечатление грандиозности и важности... Не отступая от установившихся ранее окончаний фасадных стен закомарами, даже сохраняя за ними раннемосковский тип, строитель сохранил и систему выдвигающихся один за другим рядов кокошников...».

«С внешней стороны структура Коломенского храма ясно обнаруживает свой прообраз, создававшийся в дереве. Главный четверик, перекрытый крутой четырехскатной кровлей, служит подножием восьмерику, покоящемуся на трех рядах кокошников... Исполнить такую затею в камне и кирпиче трудно, и нужно удивляться, как зодчий Коломенского храма справился с ней».

В 1920-е годы исследователь Москвы В. В. Згура обратил внимание на то, что в архитектуре храма присутствуют и западные мотивы:

«Приходится с безусловностью указать на значительность влияния декораций Архангельского собора и строительных приемов, принесенных в Москву итальянцами XV века. Наблюдается также и некоторое, правда очень скромное, влияние готики, выразившееся главным образом в стрелах, прорезающих стены нижнего креста».

В то же время Згура признавал, что в основе своей облик церкви оставался в стиле русских традиций.


Саша Митрахович 10.02.2017 10:53

Храм Вознесения в Коломенском
На территории отлично сохранились остатки загородной царской резиденции XVI-XVII веков, то есть допетровской эпохи. Загородные царские резиденции были довольно многочисленны, известно не менее полутора десятков, более или менее удаленные от столицы, и так сложилось, что до нашего времени хоть в каком-то состоянии сохранились лишь 3 царские резиденции XVII века- Коломенское, создававшееся ещё во время великого князя Василия Ивановича Третьего, относительно скромная царская резиденция в Измайлово и Александровская слобода, известная как альтернативная столица и опричная крепость Ивана Грозного. Все сохранившиеся царские резиденции, сохранившиеся до наших дней, были построены во время Петра и после него, которые были построены по совершенно другим, законам, другой эстетике. И одна из самых уникальных построек села Коломенское, это, конечно,
ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЕГО.
Самая древняя, сохранившаяся на территории нашего музея постройка, один из древнейших храмов Москвы и окрестностей. Здесь заложен очень выгодный момент сочетания архитектуры и окружающей природы. Половина эффекта восприятия зрителем этого храма достигается тем, что храм находится не в городской застройке, не на ровной местности или где нибудь в лесу, в закрытых условиях, а стоит на возвышении крутого правого берега Москвы-реки в излучине, где Москва-река делает крутой, лукообразный поворот.
Следует напомнить, что в село Коломенское русские цари с двором, со свитой, прибывали, в основном, по воде, насколько этот вопрос удалось выяснить. Река по пути из центра города делает несколько крутых поворотов до Коломенского, что многократно удлиняет путь, и если следовать в Коломенское по реке без остановок, то это занимает примерно день, а если делать остановки в древних почитаемых монастырях, которые встречаются по дороге (Новоспасский, Симонов, Данилов и Николо-Перервинский, последний более молодой, он виден, если стоять перед храмом Вознесения.Топоним Перерва возник потому, что Москва- река однажды, углубляя свои повороты создала прорыв(по древнерусски – перерву) перемычки, то есть получилась старица, и вот на этой перерве, перемычке, возникло поселение с соответствующим названием,а затем и монастырь), то и не один день, в монастырях можно было оставаться на ночёвку. Высадка высоких гостей, скорее всего, происходила в низине, в долине речки Жужи, там еще в советское время была пристань речных трамвайчиков, многие её помнят и затем процессия поднималась вверх, на высокий берег и торжественно въезжала на Государев двор. Об этом говорят Передние, главные ворота Государева двора, построенные при Алексее Михайловиче в 70-е годы XVII века. Но все- таки древнейшее ядро Государева двора находилось на том месте, где мы сейчас стоим, примерно в его центре и это ядро сейчас отмечено древнейшей постройкой, храмом Вознесения Господнего.
Когда то этот храм был непосредственно связан с государевым дворцом. Возможно в XIV-XV веках центр государева села находился к югу от Вознесения, в районе Воздовзводной башни, на это указывают некоторые археологические исследования, но в более поздние времена, в XVI веке, во времена Василия III и его сына и наследника Ивана IV государев двор скорее всего стоял к северу от Вознесенского храма и был с ним, скорее всего соединён. Об этом говорит поворот центрального, главного крыльца, ведущего на гульбище-галерею вокруг храма. Поворот к северу мог продолжаться деревянной галереей, которая позволяла в любую погоду, не выходя из дворца попасть в храм. Хотя деревянной галереи могло и не быть, но поворот крыльца есть, и он скорее всего был связан со дворцом.Известны отрывочные воспоминания о том, что такой дворец существовал, был он деревянным. Во всяком случае опричник – немец Генрих Штаден, мнение которого дошло до нас, пишет, что крымский хан Девлет-Гирей в 1571 году, совершив тот самый опустошительный набег на Москву, ещё прежде чем дошёл до столицы сжёг увеселительный дворец великого князя в селе Коломенское. Что касается названия дворца «увеселительный», то известна тенденция всех иностранцев называть загородные резиденции великих князей русских увеселительными, наверное, это близко к истине.
ХРАМ. Постройка во многих отношениях замечательная, и во многих отношениях остаётся загадкой для историков русской архитектуры и историков русской культуры. Это, насколько известно ПЕРВЫЙ РУССКИЙ КАМЕННЫЙ ШАТРОВЫЙ ХРАМ. Этот храм является отступлением от традиционного византийского типа русского крестово – купольного храма. Здесь небольшое крестообразное прямоугольное помещение, с крестообразными выступами переходит в восьмигранную башню – восьмерик, которая потом заканчивается восьмигранным шатром. Это и даёт основание выделить такие постройки в группу шатровых построек. И, насколько известно, а достроена и освящена она была в 1532 году, Вознесенская церковь была первым шатровым храмом на Руси.
Остаётся невыясненным вопрос, а были ли деревянные шатровые церкви до неё. Исследование этого храма занимались многие, можно выделить Сергея Сергеевича Подъяпольского, крупного историка архитектуры, который, вслед за многими, исследовавшими эту церковь, считал,что безусловно в архитектуре Вознесенского храма, как минимум видную роль сыграл итальянский мастер. Он предположил, что возможно это был Пьетро Аннибале(в России он известен под именем Петрок Малый). Ему так же принадлежат несколько стен и башен Китай-города. Но до сих пор совершенно непонятно, кто же именно подал такую идею, построить такой храм, который, можно смело сказать, дал толчок развитию русского шатрового зодчества, который в XVI-XVII веках принёс довольно обильные плоды.
Необходимо отметить характерные черты архитектуры Вознесенского храма, это прежде всего ГОТИКА. Между пилястрами прясла стен заканчиваются стрельчатыми вимпергами. Это характерная черта готической архитектуры. Волюты, завитки, на которые опираются эти вимперги тоже известны из итальянской готики. Само наличие ордера очень близко к традициям флорентийского искусства XVI века, на что давно обращают внимание исследователи, но ордер здесь очень своеобразный, прямых аналогий ему нет ни в русской, ни в итальянской архитектуре. Здесь есть определённые следы итальянского искусства, но нельзя сказать, что что-то напрямую было взято там и перенесено сюда в целом, неизменном виде. Это некая творческая переработка налицо. Причём ордер и вимперги, свойственные для западной архитектуры здесь своеобразно сочетаются с традиционными московскими кокошниками, двух- или трёхрядными,что весьма интересно. И, в соответствии с традициями московской архитектуры, храм стоит на высоком подклете, окружён полностью, по периметру, галереей-гульбищем, на которую ведут три высоких крыльца – всхода.

ИНТЕРЬЕР ХРАМА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЕГО В КОЛОМЕНСКОМ.
Характерной осообенностью этой церкви является её небольшой объём, здесь свободно могут разместиться примерно 30 человек. Это не приходская церковь, этот храм приходским никогда не был, это государева церковь, которая открывалась нерегулярно, во время присутствия здесь Государя – великого князя или царя. И поскольку посещение Коломенского, как и других загородных царских резиденций происходило летом,т.е. в тёплое время года, то этот храм был летним, он не отапливался.
Ещё одной особенностью этого храма является то, что при небольшом пространсве внутри храма он очень высокий, то есть его объём – это что-то в виде трубы, тёплый воздух довольно быстро поднимается вверх, плюс толстенные стены – до 4 метров кирпича и белого камня, всё это очень трудно прогреть, и на самом деле здесь очень холодно. Именно по той причине, что храм очень холодный, до нас не дошло ничего из его древнего убранства, не сохранились его иконостасы. Если здесь и была какая – то фресковая внутренняя роспись, то от неё тоже ничего не сохранилось. От иконостасов XVIII-XIX веков есть кое-какие следы, на восточной стене, наверху слева и справа от иконостаса видны такие горизонтальные затёски – выемки в стене, на них опирались тябла – горизонтальные тяги,служившие опорами иконостаса XVIII-XIXвека. А древний иконостас, времён постройки этого храма, был, видимо, меньше. Как он точно выглядел неизвестно, от древнего иконостаса сохранились лишь царские врата, которые хранятся сейчас на экспозиции в Передних воротах, их можно увидеть.
В 2007 году началась работа по восстановлению иконостаса, ею занималась семья потомственных иконописцев Филатовых,во главе с изографом Сергеем Филатовым, этот трёхрядный иконостас был освящен в 2008 году. Сделан он по мотивам сохранившегося иконостаса XVI века Антониева монастыря в Великом Новгороде, и, соответственно, иконопись была выполнена в древне- русском, северо-новгородском стиле. А отправной точкой, неким звеном, стали наши Царские врата, которые были очень хорошо скопированы, потому что подлинные не очень хорошо сохранились, многие элементы, в том числе деревянная резьба утрачены. Но, в целом, древние врата хорошо читаются, скопированы они достоверно. Ещё необходимо заметить, что хранящиеся в нашей экспозиции Царские врата Вознесенского Коломенского храма – древнейшие из сохранившихся резных деревянных царских врат такого назначения. Технология их выполнения такова – это резная деревянная основа, на которую наклеены пластинки из тонкого мягкого дерева, эти пластинки насквозь прорезаны ажурным узором, и поверх эти деревянные аппликации позолочены, одним из способов золочения деревянных поверхностей (либо фольгой, либо золотой краской). На подлинных сохранившихся царских вратах заметна ещ ё подложка между основой и ажурным покрытием из тонкого слоя слюды- блестящего минерала, здесь же такой подложки нет. И поскольку сохранились лишь царские врата, то остальное пришлось реконструировать по образцам известных иконостасов того времени. Трёхрядный иконостас, подбор икон был неизвестен и его пришлось составлять творческим путём.
И поскольку во время строительства храма, у его заказчика, великого князя Василия рождается долгожданный наследник, то, конечно, здесь присутсвует икона духовного покровителя царевича Ивана Иоанна Предтечи. Он изображён с собственной же отсечённой головой в руках, с секирой, лежащей при корне древа, символизируещего пророчество Иоанна Предтечи –« уже секира лежит при корне древа, исправте свои пути, грешники». Рядом и иконой Иоанна Предтечи – икона Тихвинской Богоматери. Дело в том, что к Тихвинской иконе, в Тихвинский монастырь в 1529 году направился моленный поход во главе с самим великим князем Василием Ивановичем и его второй женой Еленой Глинской. И, видимо, то ли во время моленного похода к Тихвинской иконе, либо сразу после него, великая княгиня понесла,что было очень радостным событием.
Точная дата закладки Вознесенского храма неизвестна. Примерно подсчитано, что строился он не менее четырёх лет, то есть заложен он был то ли в 1528, то ли в 1529 году. И, скорее всего, его начали строить ещё до того, как стало известно, что у государыни будет ребёнок и древняя легенда о том, что храм построен по обету великого князя в честь зачатия наследника, остаётся всего лишь не совсем достоверной легендой, так как заранее князь не мог знать о поле будущего ребёнка.
В храме совершенно замечательная акустика, даже сейчас слышно, как тихий голос гуляет где-то наверху храма, постройка, видимо, специально была ориентирована на такие акустические эффекты. Небольшое количество певчих, или как их называли певчих дьяков, размещались на хорах – специальном балконе по традиции расположенном над входом, певчих было немного, 8-10 человек, этого было весьма достаточно, что бы создавать удивительное пение. В северной стене, есть вход на хоры, узкий проход в стене, и, что любопытно, проход продолжается после выхода на хоры, дальше наверх по стене, узких лаз с очень крутыми ступеньками в толще стены поднимается к шатру и там наверху он заканчивается тупиком, никакой двери там нет, есть только маленькие щелевидные окошки. Для чего проделан этот лаз совсем непонятно, скорее всего для каких-то хозяйственных целей, для ремонтных работ, но как туда вылезали не совсем понятно, окошки очень маленькие.Хотя, может быть, проход был сделан позже,т.к. в храме много более поздних переделок.
Ещё в иконостасе находится икона Спас Смоленский, где изображён Спаситель с припадающими к его стопам святыми Сергием Радонежским и Преподобным Варлаамом Хутынским. Такой набор святых совсем не случаен. В 1528 году был крупный набег на Москву крымских войск (какой-то Гирей). Набег благополучно был отражён и с его отражением была связана широко распространенная и почитаемая история о том, что инокиня Кремлёвского Вознесенского монастыря незадолго до набега на Москву узрела чудесное виденье.До подхода к Москве набег развивался очень удачно для поганых, они пограбили достаточное количество русских Владимирских земель, двигались на Москву, в городе было известно, что следует ждать большой беды, а основные русские войска были на западных границах Литвы, столица была практически беззащитной, приходилось рассчитывать только на крепость стен и на то, что у народа хватит выдержки и силы духа.Вышеупомянутая инокиня узрела чудесный сон о том, что сонм святых во главе со Спасителем выходит из Спасских ворот Кремля, унося с собой Кремлёвские святыни. Но эту процессию останавливают, преграждают ей дорогу Святые Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они припадают к ногам Спасителя и умоляют его не покидать и не оставлять своим заступничеством Москвы,святые упрашивают Господа не покидать столицы. Процессия повернула и ушла назад в Спасские ворота. В действительности, не дойдя примерно 70 км до Москвы татары повернули, не смотря на то, что никто им особенно не противодействовал, с полоном, с награбленным добром, повернули и ушли. Это событие произошло примерно в год закладки храма, и это событие ещё было очень свежо и на слуху и в дань памяти этому событию и было решено поместить здесь эту икону, поскольку она связана с историей Вознесенского храма.

Храмовая икона Вознесения Господнего, праздника, который очень почитается на Руси и празднуется на 40 день по Пасхе и этому евангельскому событию посвящён храм, когда Христос вознесся на небеса с Елеонской, Масличной горы, недалеко от Иерусалима в присутствии сонма ангелов. В Иерусалиме издревле находился посвещённый этому событию храм и там почитается камень, на котором отпечатались стопы Христа. Этот камень с отпечатком мы и можем видеть на этой иконе, на иконографическом изображении Масличной горы.
Исторически удалось установить, что в этом храме существовало как минимум 7 иконостасов. Царские врата нам достались от третьего, который существовал примерно в 60-70 годах XVI века. И иконостасы, и фресковая роспись, если она здесь была, просуществовали недолго, ведь зимой храм очень сильно промерзает -накапливаются сырость и конденсат,разрушающие дерево, приходилось мирится с тем, что в холодном помещении всё очень быстро разрушается,по сравнению с теплыми храмами.
Стоит обратить внимание на пол в храме. Здесь оставлен зондаж, выемка, которая показывает несколько слоёв пола,существовавшие здесь в прошлом. На этом зондаже видно, что изначально пол был покрыт керамическими плитками,датируемыми XVI веком, светлые и тёмные керамические плитки чередуются здесь в шахматном порядке. Фрагменты подлинного керамическеского пола хранятся в Передних воротах. На самом деле, плитки не квадратные, а квадратики собирались из треугольников. Дальше мы видим пол XVII века, потом XVIII – также собранный из керамических плиток. И тот пол, на котором мы стоим, напоминает оригинальное покрытие пола XVI века.
Общая высота храма до основания креста – 62 м, 42 метра – высота внутреннего помещения, высота шатра – 20 метров. Иконостас – около 10 метров высотою.
Храм украшен современным паникадилом, которое было сделано в Испании, паникадило позолоченное.

ОБХОДНАЯ ГАЛЕРЕЯ ХРАМА.
Когда то храм был украшен очень сложной белокаменной резьбой, но она дошла до нас в очень плохом состоянии и лишь фрагментарно, сейчас храм побелен и белокаменная резьба теряется на фоне побеленных стен, поэтому очень трудно оценить, как он выглядел прежде. Храм очень сильно страдал во время многочисленных пожаров, самым мощным и разрушительным был пожар 1571 года, когда рядом горел деревянный дворец и жар от горящего дворца, хотя и и не смог разрушить храм, но сильно повредил белокаменную резьбу.Повсеместно на белокаменной резьбе можно видеть желтоватые следы оклины,напоминающие об этом грандиозном пожаре.
Резные белокаменные детали были спрятаны в толщу кладки, видимо их изготавливали отдельно, не на месте строительства и не всегда согласованно.Например замечательная капитель у южного портала храма была просто спрятана в глубине кладки и открыта специально для экскурсантов. А что находится с обратной стороны этой детали- неизвестно до сих пор.
ЦАРСКОЕ МЕСТО.
Знаменитый и загадочный царский трон, который следует называть « царское место». Это белокаменный трон, который пристроен к восточной, алтарной части храма, снаружи. Ничего подобного в русской православной архитектуре неизвестно. И до сих пор этот трон- ещё не разгаданная загадка и можно предложить только вариант ответа на вопрос о том, что же это такое.
Конструкция, которую мы видим сейчас – разновременная, она складывалась постепенно, древнейшая её часть – сиденье трона, спинка и розетка, которая венчает спинку, самая замечательная часть – лапы, на которые трон опирается(есть много споров, чьи это лапы – возможно львиные)- эти части датируются началом XVI века, когда храм и был построен. Затем балюстрада, которая окружает кирпичную постройку, окружающая царское место и опирающаяся на базы. На самом деле эти базы – это перевёрнутые капители невостребованных пилястр, они совершенно идентичны капителям,установленным на пилястрах этого храма. То ли они были выломаны из каких-то пилястр, не дошедших до нас, то ли просто не понадобились на месте строительства, но так или иначе их уже в XVII веке перевернули и поставили на них кирпичную оградку. Оградка XVII века. Бочка, которая завершает оградку с гипсовым двуглавым орлом и решёткой появляется в XIX веке. Вот это нагромождение разновременных пристроек и скрывает загадочный трон из белого камня. Для чего он мог служить не очень понятно, дело в том, что архитектурно в этом храме алтарная часть не выделена, как правило с востока в храме есть конха, некий выступ – архитектурно выделенное место, где помещаеся алтарь, сакральный центр храма. Здесь ничего подобного нет, храм симметричен, представляет в плане квадрат, по бокам которого есть выступы, которые делают храм крестообразным,т.е. в плане это равноконечный крест. Поскольку в этом храме алтарная часть не выделена, возможно, этот трон -суть некая замена конхи. Не исключено, что во время богослужения здесь ставилась икона – либо храмовая, либо праздничная и знаменовала божественное присутствие.
Заметны желтые следы на белом камне, которые считаются следами воздействия огня, высоких температур.
Ещё один вопрос, ответ на который не найден до сих пор – как храм выглядел в XVI веке, был ли он белёным. Учитывая обилие белокаменного орнамента, то храм выглядел очень красивым и не побеленным. Многие помнят, что собор не так давно, в третьей четверти ХХ века был небелёным, и на фоне тёмного, почти коричневого кирпича белокаменные детали создавали прихотливый, интересный узор, что было очень эффектно. Но, известно, что в давние времена старались храмы белить, за Москвою даже закрепилось прозвище «белокаменная», поэтому вероятнее всего, что храм был белёный. Хотя стены и Кремля, и Китай-города были кирпичными, но надо помнить о том, что на Руси кирпич называли камнем, его, как правило белили, отсюда и такое название «белокаменная».

ПОДКЛЕТ ВОЗНЕСЕНСКОГО ХРАМА.
Подклет, или, буквально, под клетью, это нижнее помещение, традиционная часть в русских постройках – и хозяйственных, и жилых, и храмовых,служил для разных целей. Нижний, нежилой этаж постройки позволял приподнять пол над землёй, что в России имело смысл ввиду большого количества снега и низких температур. Когда под полом находится воздушное пространство, то верхнее помещение теплее, это давно замечено и справедливо и для простых крестьянских изб, и для более значимых построек. Так же в помещение, находящееся выше уровня земли попадает меньше грязи и есть в этом и некий символический момент, когда храм находится на возвышенном месте, над уровнем земли.
Как же использовались эти подклеты? Здесь тоже была своя специфика. Долгое время не только деревни, но и города были полностью деревянными, и если где и имелась каменная церковь, то в ней старались хранить ценные вещи, потому что пожары были вечным спутником русского человека и висели постоянной угрозой над его жизнью и бытом, хозяйством. И ценности, накопленные тяжёлым трудом, старались держать в несгораемых помещениях, отдавать на хранение, в том числе и в храм. Поэтому храмы, стоящие в окружении деревянной постройки служили такого рода хранилищем. Так же в них хранились и собственно церковные ценности, в частности и вышедшие из употребления культовые предметы, например, старые иконы. В России существует древняя традиция никогда не выбрасывать и не уничтожать иконы, даже если они по какой-то причине уже совершенно неразличимы, повреждены, их просто складывают в какое-то место, где они могут лежать в цельности и сохранности долгое время. Не напрасно об этом идёт такой длинный разговор, с традицией хранить старые иконы связана история обретения одной из важнейших святынь ХХ века.
Первое помещение – западная часть подклета Вознесенской церкви, которая стала закрытым помещением довольно поздно, сначала эта часть была открыта. Вот здесь видны пилястры,прежде бывшие опорными столпами, которые несут тяжесть западной части гульбища, по которой можно было спокойно проходить, и только в конце XVII века между ними возникают толстые, двухметровые кирпичные стены и возникает новая, западная часть подклета, где мы и находимся. Опять же в углу оставлен зондаж, где находятся бесформенные обломки белокаменных глыб, намертво связанные между собой известковым раствором, который с успехом многие века заменял современный цемент. Это верхняя часть грандиозного фундамента, на котором стоит храм, также одна из неожиданных и крупных находок исследователей Вознесенского храма в XX веке. Была открыта редкостная, очень мощная конструкция его фундамента. Дело в том, что храм сам по себе представляет собой крупную, башнеобразную постройку, такой древний небоскрёб, который на небольшую площадь оказывает очень мощное давление, его тяжесть очень велика, кроме того, он расположен на очень опасном месте, на краю крутого берега реки, прямо над родником, который тоже представляет собой серьёзную угрозу, поскольку может подмыть берег и вся конструкция разрушится и обвалится, и для того, что бы предотвратить это разрушение и был сделан вот такой необыкновенно мощный фундамент. С обычным ленточным фундаментом все знакомы, когда роется траншея, глубиной более, чем глубина промерзания земли зимой, в неё укладывается кирпичная или каменная кладка, и поверх неё уже ставится и само здание, а здесь фундамент платформенный, такой же примерно, как делается для современных небоскрёбов, то есть был выкопан котлован, на его дно вбиты несколько тысяч дубовых свай, сохранившихся до сих пор, так как дуб очень прочный материал, и поверх этого свайного слоя был уложен мощный белокаменный фундамент из блоков, связанных между собой известковым раствором. Этот раствор схватил блоки и образовалась мощнейшая каменная подушка, которая имеет разную толщину. Со стороны реки, с внешнего края, его толщина около 6 метров, с напольной стороны, с запада, толщина значительно меньше, около 3 метров. Так как местность наклонная, то фундамент имеет форму ступенчатую и такая разница в толщине объясняется этими ступеньками, перепадами толщины. Под самой тяжёлой, центральной частью толщина фундаманта больше, а под относительно лёгким гульбищем меньше.
Таким образом мы находимся в мощном каменном мешке, с одной стороны у нас двухметровые каменные стены, а если зайти в древнюю часть подклета, то там толщина стен и 3 метра и снизу ещё много метров белокаменной кладки. Таким образом подкопом сюда добраться практически невозможно. И весьма резонно предположить, что великий князь, царь, хранил свою походную казну во время своих посещений Коломенского именно здесь, в самом надёжном месте, по сути в сейфе, который запирался и находился под охраной. Надо отметить, что в подклете Покровского Собора, храма Василия Блаженого в конце XVI века тоже хранилась государева казна, некая её часть и в XIX веке во время земляных работ был открыт подкоп под подклет Покровского храма. Со стороны Зарядья к подклету храма вёл подземных тоннель, но довести до конца дело грабителям не удалась, этот подкоп обрушился. А, вообще, могли бы и ограбить храм, там фундамент не такой мощный, как здесь.
Проходя в центральную часть подклета, следует обратить внимание на толщину стен.
Следует обратить внимание на икону, это список с чудотворной иконы «Богородица Державная». Державной икона именуется потому, что она восседает на престоле, держа царские регалии, увенчана венцом, на ней порфира, багряница царская и знаки царской власти – скипетр и держава, на коленях её младенец Христос. Этот список расположен здесь в память о событии, которое произошло здесь 3 марта 1917 года, когда простая крестьянка, жительница слободы Перерва (это событие не легендарное, оно достоверно зафиксировано в документах)обнаружила здесь чудотворную икону.В феврале 17 года ей несколько ночей снился сон, она почувствовала, что это не простой сон, а нечто большее. Во сне она видела величественную женщину, лица которой она не разглядела и голос которой потрясал всё сознание этой женщины и говорил,что она должна пойти в село Коломенское, там в высокой белой церкви есть большая чёрная икона, надо её сделать красной, и пусть молятся. В итоге, она поняла, что это не просто так, пошла в Коломенское, довольно долго она пыталась здесь найти то, о чём видела сон, с настоятелем Вознесенского храма она осмотрела все имеющиеся здесь иконы, но не могла признать нужной. Их разговор случайно услышал сельский сторож, который напомнил батюшке о том, что в подклете церкви есть старые иконы и предложил осмотреть их. Действительно, в подклете нашли несколько старых икон, одна из них была большая и когда с неё стёрли пыль и грязь, то проявилась царская красная порфира, Богоматерь, восседающая на престоле. Событие было бы не столь важно, но практически в этом же час далеко отсюда под Псковом, на станции Дно, где была ставка русских войск Император подписал акт об отречении от престола. Это совпадение всеми православными людьми было воспринято как некий символический жест, знак, знамение, что царская власть в России прекратилась и наступила новая эпоха, и Богородица – единственная на Русской земле, кто может почитаться как царица. Подлинник иконы сейчас хранится здесь же в
Коломенском, на правой солее Казанского храма. Надо сказать, что такой образ, такая иконография Богородицы была изввестна и ранее, но другие иконы почитались гораздо больше, а вот после вышеописанных событий этот образ стал почитаем. Эта икона почитается как последняя по времени великая чудотворная икона России. Судя по всему, икона была написана в XVIII веке. Никто не знает, как она сюда попала, возможно это связано с событиями 1812 года, когда Москва и окрестности подвергались грабежам. Конкретно Коломенские земли грабились кавалерией Мюрата, в попытках спасти имущество могли кое-что убрать в подклет. Икона могла попасть в подклет из какого-то из окресnных храмов, а потом все следы её принадлежности потерялись, забылись, и она не один десяток лет здесь лежала, никому не ведомая и всплыла из небытия и забвения в особое,трагическое,переломное время. Надо сказать, что в 1812 году Казанская церковь была разграблена подчистую французами, загажена, там стояли лошади кавалерийской дивизии. О присутствии здесь части французской армии говорят не только документы, но и археологические факты, несколько лет тому в траншее, которая была выкопана за Казанской церковью археологами,сотрудник музея обнаружил французского бронзового орла, скорее всего это наконечник древка штандарта.
В центре, на стеклянных полочках лежат белокаменные обломки. Тот белокаменный декор храма, который существует сейчас, разительно отличается от того, что было прежде.Сохранилась очень небольшая часть первоначального декора. Подобных обломков белокаменного декора XVI века, какие представлены здесь на экспозиции, археологи обнаружили вокруг храма с середины 70-х годов прошлого века около 2-х тонн. Такие большие и маленькие фрагменты сейчас хранятся на отдельной экспозиции камнехранилищ. И многие из них несут следы копоти, так как эти шишкообразные элементы, розетты, действительно окалины от сильного жара и откололись сами по себе. Белый камень, надо сказать, материал достаточно прочный, но он не выносит жара, особенно если это мелкие детали, резные, они отскакивают и с храма падают вниз, отсюда такое количество находок.
На экспозиции также представлены иллюстрации из Лицевого Летопистного свода, который был составлен в 50-е годы XVI века, в первые годы правления Ивана Четвёртого, по его распоряжению в Москве был составлен подробнейший свод летописей, украшенный многочисленными иллюстрациями, из которых многие раскрашены, а многие остались черно-белыми, нераскрашенными, из-за этих картинок свод и получил название лицевого.
Интересно, что формула, по которой описано строительство этого храма совершенно совпадает с формулой, по которой описано строительство Успенского собора Московского Кремля, который многие века был главным храмом русского государства, недаром там венчались на царство государи московские. И то, что строительство этого храма было описано также, той же формулой, как говорят исследователи, наводит на мысль, что эта церковь имела ещё какое-то очень важное политическое значение, не только художественное или художественно-религиозное. Вот здесь изображён пир, который давался в Коломенском дворце(на правой стене) Великого князя Василия Ивановича по поводу строительства и освящения храма Вознесения Господнего в Коломенском. Вот сам великий князь подаёт митрополиту Даниилу солонку за столом. Видно, что великая княгиня, Елена Глинская, показана со своей служанкой, уезжающими из дворца. Таков был древний этикет – мужчины садились пировать, присутствие женщины было неуместно, государыня на возке возвращается назад в Москву. Пир давался здесь же в государевом дворце, о котором мы почти ничего не знаем. Что касается формулы, то она звучала так: “Князь и Великий Государь Всея Руси, возлюби ею(эту церковь) и украси всякою добротою», то есть пожаловал храму и приходу разные церковные предметы, утварь, пожаловал финансовые средства. Интресно, что автор иллюстрации (уже следующая иллюстрация)изобразил иконописное убранство, которое помещалось на храме снаружи. Неизвестно только, можно ли такое изобразение понимать буквально, были ли на штукатурке написаны образы святых, не очень это понятно. Изображены здесь Богоматерь и Николай Чудотворец.
Нынешняя главка Вознесенского храма возникла в 60-е годы XIX века, во время реставрационных и исследовательских работ, которые проводил архитектор Шохин. Принципиально он ничего не поменял, но старинная, первоначальная главка до нас не дошла, церковь была полностью белокаменная.
Самая интересная из всех картинок – освящение храма. Вот он опять изображён, стилизован, с главкой, а что-то вокруг него настроено,видимо изображены постройки государева дворца XVI века, о которых мы ничего не знаем. Тут самый торжественный, волнующий момент освящения, которое состоялось 3 сентября 1532 года. Клир во главе с митрополитом, патриархов тогда ещё не было, находится здесь, в алтаре, хотя кажется, что они изображены на улице, на самом деле здесь, в алтаре. Это момент таинства литургии, здесь чаша с дарами, и видно, духовенство снимает головные уборы, поэтому они изображены с непокрытыми головами. А вот государь, в княжей шапке, особо пышной. А почему он в шапке – неведомо. Видимо автор не стремился точно отразить весь церемониал. А двухлетний княжич Иван Васильевич изображён на руках. А тут Москва-река, а за нею град Москва.
Интересно, что отец Ивана Четвёртого именовался уже царём, но внутри государства, этот титул не был предметом дипломатическим, о царском титуле до Ивана Четвёртого ещё не извещали сопредельные державы, то есть сакральной чин венчания был проведён только с венчанием на царство Ивана Грозного и его титул стал предметом политической деятельности и предметом споров с извечным «доброжелателем» Польским государством.
Напоследок парсуна самого царя Ивана Грозного Васильевича, Это иллюстрация из царского титулярника 70-х годов XVII века, т.е. портрет составлен по мотивам уже почти через 100 лет после смерти изображаемого персонажа, хотя некой исторической ценностью эта парсуна безусловно обладает.
Здесь также представлена часть археологической коллекции с земель, непосредственно примыкающих в Вознесенскому храму – обломки разной керамической посуды- корчаги, кастрюли, обломок бронзового браслетика XV века, керамическое пряслице, такой грузик, который надевался на веретено, чтобы оно легче вращалось и сподручнее на него наматывать нитку и т. д. Ключ под №4 интересенсвоей непохожестью на современные. Так выглядели старинные ключи. Ключи привычного нам вида с бородкой появились из Германских земель ближе к середине XV века, а полностью вытеснили все остальные ключи и замки и того позже, уже к середине XVI века.Представлен также ключ от цилиндрического замка, которые были в ходу в XII-XV веках.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!