Что нельзя делать в мечети? В какой день ходить мечеть

СНИМИТЕ ОБУВЬ. Перед входом в мусульманский храм нужно обязательно снять обувь. У туристов это не должно вызвать неудобства - в мечетях всегда соблюдают чистоту. Можете позаботиться о гигиене заранее - взять лишнюю пару носков. В некоторых мечетях на входе продают бахилы, например в Кул Шариф. ОДЕНЬТЕСЬ. В мечеть не пустят женщин без платка и в открытой одежде. Необходимо покрыть не только голову, но и все тело. Желательно, чтобы одежда не была облегающей. В больших мечетях, которые постоянно посещают туристы, обычно на входе предлагают платки и халаты. Мужчинам тоже не стоит расслабляться: в шортах или майках туда могут не пустить. НЕ МЕШАЙТЕ МОЛЯЩИМСЯ. Если женщины попали на одну из пятикратных молитв, действует еще одно правило: не заходите в мужскую зону. Дело в том, что во время молитвы мужчины садятся спереди, женщины располагаются за ширмой, на втором этаже или просто сзади мужчин. Деление вполне оправданно: представители сильной половины человечества вряд ли смогут сосредоточиться на молитве, глядя на то, как впереди молятся женщины. Если вы попали на время молитвы, старайтесь обойти верующих сзади. НАБЛЮДАЙТЕ СО СТОРОНЫ. В больших мечетях зачастую есть обзорные площадки, поинтересуйтесь на входе, как туда пройти. В главной мечети Татарстана, например, с нее открывается прекрасный вид на внутреннее убранство. ФОТОГРАФИРУЙТЕ С ЧУВСТВОМ МЕРЫ. В храмах, где нередки визиты туристов, эта услуга может быть платной. Но помните: не все верующие мусульмане относятся лояльно к идее фотографирования в мечети. Снимайте интерьеры, стараясь не мешать прихожанам. НЕ ШУМИТЕ. Не разговаривайте и не смейтесь слишком громко. УВАЖАЙТЕ ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ. Не торопитесь, не создавайте суматоху вокруг себя - от посетителей мечети требуют спокойного и уважительного поведения.АРХИТЕКТУРА ХРАМА зависит от местных традиций. Мечеть может быть одно- или многоминаретной, центрально-купольной или колонной, с внутренним двориком и без него. Многие казанские мечети очень интересны в архитектурном плане. Например, минарет красивейшей Азимовской возвышается не из крыши храма, а стоит рядом. Рядом с мусульманским храмом или внутри него обязательно имеются раковины - перед намазом верующие совершают ритуальное омовение. Есть мечети, расположенные в котельных или подвалах домов. Даже такие неприспособленные помещения могут стать мусульманскими храмами. УБРАНСТВО МЕЧЕТИ. В основном зале не бывает стульев или лавочек. Верующие молятся на полу, в основном на коврах. Отличительная особенность мечети - отсутствие мебели. Зачастую это компенсируется красочными коврами, великолепными сводами или, например, витражами. Азан, или призыв к молитве, обычно совершается с минарета. В мусульманских странах, а также в некоторых светских государствах, где религия занимает первостепенную роль в жизни людей (например, в Турции), азан можно услышать пять раз в сутки. Правда, сегодня не все муэдзины призывают верующих на намаз вживую - за них это делает запись. Внутри мечети есть михраб - стена или ниша, обращенная на киблу. Это своеобразный ориентир для верующих - во время намаза они должны быть направлены в сторону киблы. Последняя в свою очередь указывает на Каабу - мусульманскую святыню в Мекке. Еще один важный элемент мечети - минбар. Это кафедра, с которой имам произносит пятничную проповедь. Оформление михраба или минбара может быть изысканным и интересным.КСТАТИ. «Мечеть» - слово арабское, оно означает место поклонения. Количество мечетей в нашей республике постоянно увеличивается. Обычно возводить новые мечети помогают меценаты.

Согласно хадисам, наилучшим местом молитвы для женщины, хозяйки семейного очага, является ее дом, а не мечеть, в отличие от мужчин. В тех или иных регионах встречаются обычаи, традиции («адабы», «адаты»), когда женщины не посещают мечети, и в этом есть определенный смысл, польза.

Но (!) канонически женщина может молиться в мечети. К тому же сегодня, учитывая недостаточную религиозную грамотность верующих и большую потребность в духовной пище, посещение женщинами мечетей желательно, ибо коллективные молитвы, прослушивание пятничных проповедей, разъяснений имама по различным вопросам, царящая в мечети атмосфера духовности и единения оказывают положительное воздействие на моральное состояние и духовный настрой человека, способствуют получению новых знаний и положительных впечатлений. А вот одиночество и ежедневные бытовые проблемы ослабляют духовную резистентность , усиливая депрессионное воздействие на человека, порой приводя к небрежности в соблюдении религиозных канонов, предписанных Господом. Например, велика вероятность того, что двадцати (или восьми) ракяатам молитвы «Таравих» в домашних условиях уделить должное внимание и проявить необходимое терпение будет сложно.

Что касается возможного запрета на посещение мечети со стороны супруга, то ученые-богословы утверждают, что такая безапелляционность со стороны мужа не соответствует духу веры. Исключением могут быть ситуации, когда присутствие в доме супруги крайне важно (болезнь мужа и необходимость постоянного ухода за ним, наличие маленьких детей, отсутствие возможности оставить их с кем-либо и т.п.). Заключительный посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), предвидя условия жизни мусульман во все последующие века, говорил:

– «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]» ;

– «Не запрещайте женщинам отправляться в мечети, но их дома – это лучшее для них» ;

– «Если супруга [кого-либо из вас] захочет отправиться в мечеть, то не запрещайте ей» ;

– «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]! Но пусть выходят они, не используя благовоний [то есть не привлекая излишнего внимания]» ;

Супруга Ибн Мас‘уда говорила: «Если кто-либо из вас, женщин, отправляется в мечеть, то пусть не пользуется духами, благовониями» .

Важно помнить, что Божественная религия призвана не усложнять жизнь человека, а облегчать и всесторонне обогащать ее.

Ритуальная практика женщины

и физиология

Женщинам во время менструального цикла или послеродового периода запрещается:

1. Выполнение молитвы (намаза), а также земного поклона при чтении определенных аятов (саджда ат-тилява). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если начались у женщины месячные, то она с этого момента не молится и не постится» .

2. Соблюдение поста.

3. Обхождение Каабы (таваф) во время совершения хаджа (паломничества). Пророк сказал: «Обхождение Каабы (таваф) – это молитва (намаз, салят). Однако Аллах разрешил разговаривать во время него. Если будете говорить, то говорите только благое» ; «Обхождение Каабы (таваф) – это молитва. Поэтому [во время обхода] меньше говорите» . В хадисах явно указывается на то, что обхождение Каабы подобно молитве (намазу), следовательно, предполагает необходимость ритуальной чистоты.

Но нужно знать, что во время регул женщина может совершать все действия хаджа, за исключением обхождения Каабы (таваф), которое она совершит по завершении менструального кровотечения и после очищения . Подобного рода ситуация была с ‘Аишей, супругой Пророка. Она расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такого вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)» .

4. Прикосновение к Священному Корану (изданию на арабском языке). О запрете на прикосновение к Писанию для тех, кто не имеет ритуальной чистоты, в аяте сказано так: «Не дотрагиваются до него, кроме как наичистейшие» (см. Св. Коран, 56:79).

5. Чтение Священного Корана. К запрету не относятся случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), в начале какого-то дела, в процессе обучения, в непроизвольном чтении Священного Корана .

6. Запрещается посещение мечети. Однако при использовании женщинами современных форм гигиены (прокладки, например) им разрешается посещение мечетей в критические дни, если на то есть необходимость .

Хайд и истихада

Также важно различать понятия «хайд» и «истихада».

Истихада – кровотечение у женщин, которое выходит за рамки обычных менструальных циклов, а также не имеет отношения к послеродовому периоду .

В обоих этих случаях у женщины нарушается состояние ритуальной чистоты, наличие которого необходимо, например, для совершения очередной обязательной молитвы.

С практической точки зрения в мусульманском богословии обозначаются некоторые границы, отделяющие хайд от истихады.

Хайд (то есть обычные регулы) имеет следующие отличия.

Во-первых , между двумя менструальными циклами должно быть не менее пятнадцати дней чистого периода .

Во-вторых , для обычных регул был обозначен минимальный период: по мнению богословов-ханафитов – трое суток, по мнению богословов-шафиитов – одни сутки.

В-третьих , у хайда имеется максимальный срок – десять суток (по версии богословов-ханафитов) или пятнадцать суток (по мнению ученых-шафиитов).

То, что не входит в упомянутые рамки, является уже не хайдом, а истихадой. Например – кровотечение, которое длилось несколько часов, а потом полностью прекратилось, или внеочередное кровотечение, начавшееся менее чем через пятнадцать суток. Если кровянистые выделения продолжаются более десяти суток (более пятнадцати), то с начала одиннадцатых (шестнадцатых) суток – это также истихада .

Замечу, что, оговаривая минимальные и максимальные сроки, ученые очерчивали приблизительные границы отличия хайда от истихады. Они являются именно приблизительными, так как не имеют прямого и однозначного упоминания в Сунне Пророка. Выводились они в значительной степени на основе статистических данных .

Каждая религиозно-практикующая женщина с учетом вышеизложенного и цикличности менструальных периодов самостоятельно определяет для себя рамки хайда и истихады.

В чем реальная польза для женщины уметь отличать хайд от истихады?

Именно в период хайда женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем. То есть в менструальный период с женщины (девушки) полностью снимается обязанность выполнения ежедневных пятикратных молитв. Что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то во время месячных (хайд) женщине (девушке) запрещается его соблюдать. В последующем она восполняет его один к одному.

В случаях истихады, с учетом упомянутых условий, аспекты выполнения религиозной практики такой женщиной подобны действиям оправдываемого человека (ма‘зур) .

В конце темы полезно привести хадис со слов ‘Аиши: «Однажды ко мне зашла моя племянница. Увидев ее, Пророк отвернулся. Я сказала: «Это моя племянница!» Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Если девушка достигает совершеннолетия и у нее появляется менструация, ей недопустимо выставлять напоказ какие-либо части тела, кроме лица и вот этого (тут он охватил кистью свою вторую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)» .

Миф о менструации

Мы живем в новом, постиндустриальном веке точных наук, высоких технологий и повсеместной образованности, мы величаемся мусульманами, то есть определенным социумом людей с огромным историческим и культурно-духовным наследием, но в нас по-прежнему коренятся стереотипы и сильны путы догматизма. Одним из примеров подобного является мифический запрет на приготовление пищи женщиной в период регул.

Непонятно, откуда появилась эта традиция в некоторых мусульманских регионах?! Никаких канонических аргументов в пользу этого нет. Наоборот, имеются хадисы, явно говорящие, что женщина во время месячных никак не становится чем-то «нечистым».

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова ‘Аиши, супруги пророка Мухаммада: «Я причесывала посланника Божьего в период месячных» . Там же есть слова сподвижника Пророка, ‘Урвы ибн Зубейра, у которого спросили: «Может ли женщина заниматься домашним хозяйством, ухаживать [готовить, стирать, убирать] за мужем в период месячных? Можно ли прикасаться к женщине, когда у нее месячные?» Он ответил: «Все это естественно! Ничего плохого в этом нет [то есть такова природа женского организма, а выдумывать ограничения для представительниц слабого пола из-за этого физиологического процесса – абсолютное невежество]. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша говорила мне, что [как и обычно] причесывала Пророка, когда у нее были критические дни» . Также ‘Аиша передала, что «посланник Всевышнего облокачивался о ее колени (подол) и читал Коран, тогда как в это время у нее были месячные» .

Еще с давних пор мусульманские богословы на основе упомянутых хадисов однозначно говорили о том, что физическая чистота женщины никак не нарушается в период месячных . Придерживаясь обычных норм гигиены, женщина в полной мере может заниматься домашними и иными делами.

Менструальное кровотечение влияет только на наличие ритуальной чистоты, необходимой для совершения, например, очередной обязательной молитвы. Поэтому во время менструальных циклов женщины освобождены от выполнения молитв-намазов и соблюдения поста.

Предположения о появлении такого восприятия женской физиологии (что женщине якобы нельзя готовить в период месячных) различны. Во-первых, возможно, что это было формой невежественного проявления набожности и излишней осторожности в соблюдении ритуальной чистоты. Во-вторых, что очень даже вероятно, – это результат влияния библейской ветхозаветной традиции. Ведь мусульмане жили бок о бок с христианами и иудеями на протяжении многих веков. В Библии сказано: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; И все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто…» (Лев., 15:19–25, 28).

Данное библейское положение не получило подтверждения в Наследии заключительного Божьего посланника и не возымело продолжения в мусульманской культуре или богословии.

Кстати, у арабов также местами встречается такой ничем не обоснованный и усложняющий жизнь обычай. На что, например, арабский богослов Рамадан аль-Буты отвечает: «Этот домысел-ошибка (что женщина якобы нечиста во время месячных) никак не связан с религиозными канонами» .

Резистентный – обладающий хорошей сопротивляемостью, устойчивостью к чему-либо.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима и Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 583, хадис № 9869, «сахих».

Св. х. Ахмада и Ибн Маджа. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 138, хадис № 1036.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 32, хадис № 423, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 138, хадис № 1037.

Св. х. Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 138.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 534, хадис № 304.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани, Абу На‘има, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 330, хадис № 5346, «хасан».

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 330, хадис № 5347, «хасан».

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 536, 537, хадис № 305.

См. также главу данной книги «О ритуальной чистоте».

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 386.

Менструация [лат. menstruus – ежемесячный] – ежемесячное маточное кровотечение у женщины детородного возраста или девушки, достигшей половой зрелости. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 533.

Менструация наступает обычно через каждые 21–30 суток и продолжается 3–6 суток, в течение которых теряется от 50 до 150 мл крови. Менструация отсутствует во время беременности и кормления ребенка, а также при различных заболеваниях. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.–Минск: Аст-Харвест, 2002. С. 516.

Регулы [лат. regula – правило] – менструация. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1111.

Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 189.

Обильные и длительные выделения (меноррагия – усиление и удлинение менструальных кровотечений – признак ряда заболеваний матки), а также маточное кровотечение, не связанное с менструальным циклом, являются симптомами ряда гинекологических заболеваний. См.: Энциклопедия народной медицины. М.: Анс, 1996. Т. 3. С.71.

Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 59.

Максимальное число дней чистого периода не ограничено. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 29; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 227.

Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 26-30; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 225–230; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 282–287.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 459–461.

Подробнее об этом см. в материале данной книги «Молитва оправдываемого».

См., например: Аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкямиль-кур’ан [Сборник положений Корана]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 528, хадис № 295; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 156.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 528, хадис № 296; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 157.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 529, хадис № 297; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 161.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 528-530; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 158.

См.: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 24, 25.

Мусульмане обязаны посещать мечеть в состоянии полного ритуального очищения (в состоянии большого и малого омовения)

Обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон

Во время пребывания в мечети следует занять свободное место, стараясь не нарушать покой других верующих

Важно сохранять чистоту вашего намерения во время пребывания в мечети и, следовательно, не участвовать в пустословии, злословии и т.д.

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным

В мечети посетители ведут себя достаточно раскованно: они сидят или лежат на полу, читают Коран или сосредоточиваются на мысли о Всевышнем, общаются между собой, спят, едят. При этом в любое время кто-то может совершать намаз, поэтому не следует громко говорить, смеяться, а тем более браниться

Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом. Для мужчин самым почетным и ценным является первый ряд, а для женщин, наоборот, последний. Те, кто по каким-то причинам не принимают участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть

Запрещается:

Посещать мечеть, не совершив омовения

Женщинам запрещается посещать мечеть во время менструации. Однако при использовании современных форм гигиены (прокладки, например) женщинам разрешается посещение мечетей в критические дни, если на то есть необходимость

Мужчины-мусульмане, как минимум, раз в неделю идут в мечеть с целью совершения обрядов поклонения. Мечети являются домами Всевышнего, а люди, которые посещают их, становятся гостями Творца.

Когда человек приходит в гости к кому-либо, то он старается соблюдать правила приличия, принятые в данном обществе. Аналогичным образом дело обстоит и с мечетями, при посещении которых верующему надлежит придерживаться ряда религиозно-этических норм.

1. В мечеть заходят с правой ноги

Отправляясь в мечеть, следует помнить о том, что первый шаг в её дверь должен быть совершён правой ногой, так как Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял, что «Сунной является заходить в мечеть с правой ноги» (Хаким).

2. Перед входом прочитать специальную мольбу (дуа)

3. Снять обувь и аккуратно её убрать

При входе в мечети, как правило, стоят сиденья для того, чтобы посетителям было удобно снять обувь, которую надлежит убрать в специально отведённое для этого место (полки, отдельный гардероб или участок пола). В одном из хадисов, который приводит Ахмад, говорится, что Пророк (с.г.в.) велел верующим очищать мечети от грязи. Кроме того, если человек оставит свою обувь прямо на проходе, то это может затруднить вход в мечеть другим людям.

4. Поприветствовать присутствующих

Мусульманин, войдя в дом Аллаха, должен поприветствовать своих братьев по вере, так как Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Поистине, наиболее близкими людьми к Аллаху являются приветствующие других первыми» (Абу Дауд, Тирмизи). При этом желательно при приветствии использовать полную его форму, а именно: «Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух». Используя такое обращение, верующий зарабатывает себе больше награды, нежели за обычное приветствие.

5. Совершить молитву приветствия

Перед тем как присесть, верующему желательно совершить молитву приветствия мечети, как советовал Милость миров Мухаммад (с.г.в.), согласно хадисам Бухари. Данный намаз состоит из 2 ракаатов, процедура выполнения которых ничем не отличается от , за исключением намерения (нията).

6. Не проходить перед молящимися

Если при входе в мечеть вы обнаружили, что кто-то из верующих совершает намаз, то не следует проходить перед ним в том случае, если перед ним нет никакой преграды. Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) сказал: «Если бы тот, кто проходит перед совершающим молитву, знал о тяжести данного греха, то вместо того, чтобы пройти, он предпочел бы простоять 40» (Бухари, Муслим). В данном случае неизвестно, что имел Пророк (с.г.в.) говоря о 40 - дни, месяцы, годы, ракааты или намазы.

В том случае, если уж очень срочно нужно пройти перед молящимся, то допускается поставить какую-либо преграду, в качестве которой может служить, например, куртка или сумка.

7. Не доставлять дискомфорт другим

Помните, что в мечети вы находитесь не одни, а значит следует учитывать права других мусульман. Например, если в мечети очень тесно, то не нужно сидеть в развалку, тем самым лишая пространства других верующих.

8. Не повышать голос

Находясь в мечети, мусульманам не следует громко разговаривать, тем более на отвлечённые темы, не имеющие отношения к вопросам поклонения, особенно, если в этот момент звучит азан или проповедь, а также читается Коран. Во время пребывания в мечети верующие могут быть заняты разными делами. Одни могут просто сидеть и дожидаться молитвы, другие в это время читают Коран, третьи молятся, четвёртые сидят в социальных сетях посредством гаджетов. И повышая свой голос, вы можете отвлечь молящегося или же читающего Коран единоверца.

Божий Пророк (с.г.в.) предупреждал о появлении таких людей: «Появятся перед наступлением люди, которые будут собираться в мечетях группами, и имамом и у них будет дунья (дела мирские)! Не садитесь с ними, ибо нет у Всевышнего в них нужды!» (Хаким, Табарани).

9. Не заниматься торговлей

К тому же в мечетях строго запрещается вести торговую деятельность. К сожалению, подобное явление встречается в некоторых молельных домах. Пророк (с.г.в.) говорил: «Не занимайтесь в мечетях торговлей, не спорьте и не повышайте там голоса…» (Ибн Маджа).

10. Внимательно слушать азан, чтение Корана или проповедь

Если во время вашего пребывания в мечети вы слышите азан или же чтение Корана, либо проповедь имама, то необходимо молча слушать, так как, во-первых, вы не будете мешать слушать другим, во-вторых, не станете возвышать мирские разговоры над чтением Корана, и, в-третьих, если человек станет внимательно слушать, то он вправе претендовать на награду Господа миров.

11. Совершать молитву должным образом

Очевидно, что верующему при нахождении в мечети следует молиться в установленном порядке, чтобы его намаз был принят Всевышним, и чтобы за него он обрёл награду и заслужил прощение грехов. Согласно хадису, Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если раб Аллаха правильно выполнит намаз, ангелы читают для него молитву до тех пор, пока он находится на том месте, где совершал намаз» (Муслим).

12. Совершать дуа

Правоверным, являющимся гостями своего Создателя, будучи в мечети, следует читать дуа, прося Господа о прощении грехов и даровании благ в обоих мирах.

13. Нежелательно постоянно спать в мечети без причины

Кроме того, следует помнить, что верующим нежелательно спать в «доме Аллаха», не имея для этого уважительных причин. Исключением из данного правила могут служить ситуации, когда мусульманин лишился своего дома или же когда он находится в пути и решил отдохнуть в мечети.

Достоинства посещения мечетей

- Получение большей награды - за каждый намаз в мусульманском молельном доме верующие получают награду, в разы превосходящую награду за намаз в домашних условиях. В одном из хадисов сказано, что за коллективный намаз Всевышним обещано вознаграждение, которое в 27 раз превышает баракат за индивидуальный намаз (Муслим).

- Единение уммы - посещая мечети, мы сближаемся со своими братьями по вере, что, в свою очередь, способствует единению мусульманской уммы.

- Посещающие мечети - гости Аллаха. Как уже было сказано, мечети являются , а значит те, кто их посещает, те, кто отвечает на приглашение Господа, являются Его гостями.

- Получение знаний - верующий во время проповеди или же во время исламских курсов может получить новые знания о религии.

Я познакомилась с Голубой мечетью в самый первый день в Стамбуле. Тогда мы поселились в небольшом частном отеле недалеко от площади Султанахмет, расположенной в центре одноименного района города.

На мой взгляд, район Султанахмет - оптимальное место проживания для первого знакомства со Стамбулом. Здесь все рядом, лишний раз не нужно будет тратить время и деньги на транспорт, а если вы соберетесь посетить более отдаленные от центра и не слишком популярные у туристов места, то до основных транспортных развязок «рукой подать» - вокзал Сикерджи, автовокзал, причалы, откуда отправляются паромы.

Здесь можно не только полюбоваться всемирно известными достопримечательностями, такими как Мечеть Султанахмет (Sultanahmet Camiil) - она же Голубая мечеть, Музей Айя София (Ayasofya Müzesi), цистерна Базилика (Yerebatan Sarnici), Дворец Топкапы (Topkapi Saray Müzesi), Археологический музей (Istanbul Arkeoloji Müseleri), Музей турецкого и исламского искусства (Türk Islam Eserleri Müzesi), бани Роксоланы (Ayasofya Hürrem Sultan Hamami), Большой Базар (Kapalıçarşı ) , но и просто побродить по узким улочкам, рассмотреть османские особняки, витрины магазинов и кафе.

На следующее утро мы отправились гулять. Не прокладывали маршрут по навигатору, почти не смотрели в карту, шли, что называется, по наитию – все же рядом, в двух шагах. Просто взяли курс на площадь Султанахмет и, придерживаясь его, немного отклонялись, заходили в переулки, разглядывали дома и витрины.

Таким образом, примерно через час мы оказались у Голубой Мечети, но не у главного входа в нее:

Такой вид открываетсиз этой самой арки:

Конечно, это не самый традиционный способ познакомиться с шедевром мировой архитектуры, но, глядя на мечеть с этой стороны, я почему-то проникаюсь ее грандиозностью и величественностью даже больше, чем у главных ворот.

Полезная информация. Как найти, где войти

Как уже было сказано, Голубая Мечеть находится в самом центре исторического района Султанахмет.

До площади Султанахмет (Sultanahmet ) можно доехать на трамвае ветки Т1 "Зейтинбурну" - "Кабаташ" ("Zeitinburnu" - "Kabatas" ), протянувшейся почти через весь исторический центр города.

Выйти нужно на остановке, которая называется "Sultanahmet. Blue Mosque ".

Голубая мечеть имеет 3 входа.

Вход А «смотрит» прямо на Собор святой Софии, там наиболее многолюдно. Выглядит вот так:

А это вид со стороны Айя-Софии:

Вход В расположен со стороны Ипподрома, который находится справа от входа А (если стоять к нему лицом), сразу за торговыми рядами:

Как видите, здесь совсем немного народа.

Вход С – особенный. Над ним, в отличие от других, висит цепь. В свое время этим входом мог пользоваться султан, который въезжал во двор мечети, не слезая с лошади. А чтобы проявить свою покорность и уважение к Аллаху, подчеркнуть свое ничтожество перед ним, нужно было каждый раз наклоняться, проезжая под низко повешенной цепью.

Вход С тоже находится со стороны Ипподрома, немного дальше от входа В, почти напротив Египетского обелиска:

Это вид из Музея турецкого и исламского искусства, расположенного прямо напротив входа С.

Личные впечатления. Экскурсии и экскурсоводы

Как я уже писала, мы оказались во дворе мечети не совсем традиционным способом. И пока мы оглядывались, впечатлялись и фотографировали все подряд, к нам подошел мужчина и сказал, что вход для туристов находится немного дальше. Мы, собственно, и не собирались там входить, видели табличку:

(«вход для посетителей направо, для молящихся - налево, сюда»).

Тем не менее, поблагодарили его и пошли дальше, к входу для гостей. Но беспокойный человек решил, что нам нужно дать ценные указания по поводу обуви, которую нужно снять при входе, а заодно начал искусно вставлять в текст «инструкции» разные исторические «интересности». Мы уже начали понимать, что такая настойчивая забота о нас - ничто иное, как бизнес, но парень был приятный, по-английски говорил хорошо, и мы, все еще пребывая в эйфории после первого дня, поддались его настойчивости.

Он проводил нас до входа, напомнил, что нужно снять обувь, показал, куда ее положить, провел экскурсию, ответил на наши вопросы, предложил нас сфотографировать и, естественно, оставил нам свою визитку на тот случай, если мы захотим с ним прогуляться по другим историческим местам района Султанахмет.

В конце эксукурсии мы поняли, что о цене нужно было договориться в начале - его услуги обошлись в 5 евро /15 TL (турецких лир) с человека, что недешево, учитывая, что вход в мечеть бесплатный, а информации было получено не больше, чем в статьях таких путеводителей как Дорлинг Киндерсли и Оранжевый Гид.

В дальнейшем в «особо туристических» местах мы часто сталкивались с таким способом ведения бизнеса. Вроде бы ничего плохого вам не предлагают, но делают это не открытым способом, и само по себе это не очень приятно.

Не нужно бояться или стесняться отказываться от услуг, в которых вы не нуждаетесь, вы никого этим не обидите, зато не получите неприятного осадка от того, что вам их навязали. Мы не стали ругать себя за растерянность, но расценили этот эпизод как новый опыт.

Если же вы захотите воспользоваться услугами гида, то стоит позаботиться об этом заранее, например:

  • купить экскурсию в туристическом информационном центре (он находится на той же площади Султанахмет, рядом с трамвайной остановкой);
  • найти в интернете. По запросу «индивидуальный гид в Стамбуле» достаточное количество предложений - читайте, выбирайте по вкусу, связывайтесь с гидом;
  • заказать экскурсию на месте возможно в музеях. В мечетях, конечно же, этой услуги нет.

Режим работы Голубой мечети

Голубая мечеть открыта ежедневно с 9:00 до 18:00, но закрыта для туристов на время молитвы (намаза).

Молитва (намаз) совершается пять раз в день, ее время зависит от расположения солнца на небосклоне и, соответственно, не может быть постоянным.

Весьма приблизительный интервал времени начала молитв:

5-6 часов утра, 9-10 часов утра, полдень, 16-17 часов, 19-20 часов.

Есть еще пятничные и праздничные молитвы.

В любом случае, о начале молитвы, точнее, о приглашении к ней извещают муэдзины - их призыв разносится с минаретов всех мечетей на весь город.

Интересно, что призыв к намазу происходит не единовременно, а с небольшим «наложением» - начавшись в одной точке города, он, словно эстафета, переходит от одной мечети к другой и в какой-то момент, слившись воедино, охватывает весь город.

Вход во все мечети города свободный.

Правила посещения мечетей

Голубая мечеть - действующая, как и подавляющее большинство мечетей города (всего их около трех тысяч!). При посещении мечетей нужно соблюдать следующие правила:

  • одежда должна максимально закрывать тело (брюки, а не шорты; юбка длиной ниже колен; желательно длинный рукав у верхней части одежды);
  • женщинам необходимо покрывать голову (накидки предоставляются);
  • нужно снять обувь у входа в мечеть.

Добрый совет
Если вы будете в Стамбуле зимой и планируете часто заходить в мечети и разглядывать их интерьеры, рекомендую позаботиться о теплых носках - чуть прохладнее на улице, и ноги начинают мерзнуть.

Личные наблюдения

Хочу отметить, что при многочисленном посещении мечетей мы ни разу не столкнулись с каким-либо недовольством прихожан и служителей, мне ни разу не сделали замечание, если я была с непокрытой головой. Я заметила, что верующие действительно приходят на молитву, и до туристов им дела нет.

История Голубой мечети

Мечеть Султанахмет (Sultanahmet Camiil ), или Голубая мечеть (тур. Mavi Сami - голубая мечеть, Gök Сami - небесная мечеть ), как впоследствии ее стали называть европейцы, была построена по приказу молодого султана Ахмета I в начале XVII века.

После более чем векового роста и расцвета Османской Империи, значительного увеличения ее территорий на востоке и юге, окончания правления великого полководца и реформатора Сулеймана Великолепного Османская Империя начала терять свою силу и могущество.

В 1606 году проиграна война с Австрией, и туркам пришлось признать императорский титул Габсбургов; одновременно шла война с Ираном, которая отнимала силы, и, в итоге, привела к поражению турков.

Эти и другие причины не могли не повлиять на ослабление власти Турции и, соответственно, на внутренние настроения в государстве.

В 1609 году молодой султан решил, что пришла пора обратиться за помощью к Аллаху, но прежде нужно отдать ему дань за свои грехи. Строительство мечети - лучший способ. Любой мусульманин знает, что человек, построивший мечеть, будет вознагражден за это по окончании своего жизненного пути.

Поэтому султан Ахметсобрался возвести не просто мечеть, а мечеть, достойную самого Аллаха для чего пригласил Седефкара Мехмет Ага - самого талантливого ученика Хаджи Синана, одного из лучших архитекторов своей эпохи.

Мечеть решили возвести на месте дворца византийских императоров, прямо напротив бывшего собора Святой Софии. Для этого дворец и множество его построек, принадлежавших знати, были разрушены. Не осталось ничего и от зрительских мест на Ипподроме.

В Археологическом музее Стамбула в зале “Византийская эпоха на территории Стамбула” (1 этаж, зал №3) вы можете увидеть остатки дворца византийских императоров, а также виртуальную его реконструкцию. Масштабы действительно впечатляют!

Трудно сказать, хотел ли молодой султан бросить вызов “призраку” Константинополя в лице величественной Айя-Софии или все же основной его целью было умилостивить Аллаха строительством такого грандиозного сооружения, превосходящего по размеру и богатству внутреннего убранства все имеющиеся постройки, в том числе оставшиеся с византийских времен.

Искреннюю веру султана в милость Аллаха подтверждает еще и тот факт, что деньги на сооружение мечети он выделил из своей личной сокровищницы, а не использовал государственную казну. Обычно его предшественники строили мечети на деньги, добытые в войнах, но Ахмет не одержал ни одной значительной победы.

Строительство мечети длилось семь лет - с 1609 по 1616 г.

Султан Ахмет I прожил еще год после окончания строительства, и скончался от тифа в возрасте 27 лет и был похоронен в саду мечети.

Архитектура Голубой мечети

Архитектура мечети Султанахмет сочетает в себе византийский и классический османский стили. С первого взгляда мечеть Султанахмет как будто отражает собой монументальную Айя-Софию. Чуть более “современно”, чуть более обтекаемо, но ее пропорции, каскады куполов и величественность определенно дают понять о сходстве этих монументальных творений

Если приглядеться повнимательнее, то вы увидите принципиальное различие, уловимое в деталях.

Голубая мечеть:

Айя-София:

Для большей убедительности можно представить себе, как она выглядела без минаретов:

Стиль архитектуры определяется не только формами, но целым множеством факторов. Это - и дух времени, и материалы, и внутреннее наполнение архитектурного пространства.

Тем, кому интересно сравнение византийских соборов с мечетями, предлагаю посмотреть памятники православной архитектуры в Стамбуле, которые бережно сохраняют и реставрируют по мере возможности: Собор Святой Ирины, Церковь Спасителя в Хорах (Kariye Müzesi), Монастырь Пантократора и другие.

Основание Голубой мечети в архитектурном плане представляет собой прямоугольник со сторонами 72х64 метра , нетрудно подсчитать, что его площадь составляет 4608 кв.метров! Ровно столько же места занимает внутренний двор.

Такая большая территория обусловлена не только желанием продемонстрировать размах, но и используется в практических и благородных целях - кроме мечети здесь был целый комплекс сооружений: больница, кухни, медресе, караван-сарай и некоторые благотворительные учреждения. В XIX веке все они были разрушены, а вот медресе действует до сих пор. Оно располагается в восточном крыле.

Медресе́ - букв. «место, где изучают» - мусульманское учебное заведение, в котором программа средней школы объединена с программой мусульманской духовной семинарии.

В центре двора - шестиугольный фонтан для омовений:

Сегодня фонтан носит декоративный характер. Приходящие на молитву совершают омовения перед входом во внутренний двор, используя, конечно же, не фонтан, а современный водопровод.

Легенда о шести минаретах

Самая распространенная легенда о том, почему Султанахмет имеет шесть минаретов, говорит о том, что якобы Мехмет Ага ослышался, когда внимал указаниям султана и вместо «алтын минаре» (тур.altın minareler - золотые минареты ) услышал «алты минаре» (тур. altı minareli - шесть минаретов ).

Слабо верится в тугоухость архитектора, тем более, что султан самолично контролировал возведение мечети, являясь каждую пятницу на ее строительство.

Более правдоподобно звучит версия о том, что султан умышленно решил пойти наперекор всем законам дабы превзойти в значимости и величии Айя-Софию, которая на тот момент была главной мечетью города и имела четыре минарета (максимально возможное количество).

Когда же строительство было закончено, имамы (имам - духовное лицо, заведующее мечетью ) возмутились такой дерзости молодого султана и обвинили его в гордыне - ведь в Запретной мечети в Мекке было столько же минаретов - максимально возможное количество! Султан Ахмет не стал ничего менять в своем детище, а чтобы оставалась Меккой, оплатил возведение седьмого минарета для Запретной мечети.

Конфликт был улажен, и Голубая мечеть по сей день красуется своими шестью минаретами, устремленными ввысь, оставаясь единственной в своем роде - экзальтированной, элегантной и величественной.

Цифры

Четыре минарета стоят по углам мечети и имеют по три балкона каждый.

Два минарета расположены в конце площади и имеют по два балкона каждый. Высота каждого минарета - 64 метра.

Интерьер Голубой мечети

Пространство и свет

Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь внутрь - огромное пространство и его освещение.

В мечети приглушенный свет, в тоже время его достаточно много, чтобы дать краскам возможность играть на узорах изразцов. Это действительно уникальное впечатление.

Хитрость заключается в том, что освещение объемного пространства осуществляется через небольшие окна, часть из которых закрыта витражами. Т.е. пространство освещается как бы частями, свет сфокусирован на небольшом участке, но за счет количества этих «фокусов» создается иллюзия его рассеянности.

Это выглядит примерно так, как если бы в комнате поставили 50 свечей, каждая из которых освещала небольшой предмет, и выключили центральное освещение.

Центральное освещение в мечети тоже есть. Это огромная люстра-подсвечник, подвешенная под главным куполом и диаметром не меньше него.

Длинные цепи опускают ее совсем низко, а в пропорциях мечети она смотрится почти лежащей на полу.

Пол устилает огромный ковер. Он вовсе не голубой, а красный, точнее цвета граната, с традиционными цветочными фрагментами:

Я до сих пор помню приятные ощущения от хождения по нему - чистый, мягкий, прохладный.

Цифры

Центральный зал размером 53.50x49.47 (2646 м2) единовременно может вместить 35000 человек.

Высота центрального купола - 43 метра, а его диаметр - 23,5 метра.

Диаметр каждой колонны (их четыре), на которые опирается купол - 5 метров.

Окон в Голубой мечети 260 штук, а те, которые обрамляют купол, размещены таким образом, что создается иллюзия его подвешенности, парения в воздухе:

Изникское чудо

Изник - небольшой город, известный с древности как Никея и в свое время сыгравший большую роль в развитии христианства.

В начале XIV века он был захвачен турками и получил новое название, которое и носит по сей день. С конца XV века в городе начинает развиваться производство уникальной керамики, которая впоследствии его прославила. На момент возведения мечети не было лучшего выбора для украшения ее интерьера, чем изразцы из Изника, и пока строилась мечеть (а это происходило на протяжении семи лет), султаном было запрещено поставлять их другим заказчикам. Образцы для мечети поставлялись исправно, но работа оплачивалась не очень хорошо, и, к сожалению, дела фабрики постепенно пришли в упадок. Но это уже другая история…

Интерьер мечети неотразим благодаря в основном знаменитой изникской керамике, ее изразцам ручной работы, основное цветовое решение которых составляют голубой, белый цвета и цвет граната. Именно за счет сочетания этих цветов, преимущественным из которых является сине-голубой и его оттенки, создается впечатление небесной воздушности и легкости.

Основной мотив рисунков - цветочный орнамент. Тюльпаны, гиацинты, цветки граната. К сожалению, у меня не нашлось фотографий с отдельным изображением изразцов Голубой мечети, только общий вид:

Зато в мечети Рустем Паши, внутреннее убранство которой также выложено плиткой из Изника, я купила набор открыток с изображением цветочных мотивов. Вот несколько для примера:

Цифры

Для оформления интерьера мечети султана Ахмета потребовалось 21043 плитки более чем 50 различных образцов.

Михраб и минбар

Михраб – это ниша в стене мечети, которая указывает на направление на Мекку .

В мечети Султанахмет она вырезана из цельного куска белого мрамора, украшенного тончайшей резьбой.

В обрамление михраба вставлен кусок Черного камня из Каабы.

Кааба - мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети в Мекке. По преданию, это первое сооружение, возведенное людьми для служения Богу.

Примечание

Повторюсь, что Голубая мечеть - это второе название мечети Султанахмет, как говорят турки, это «прозвище», данное ей европейцами. Сами же они называют ее Султанахмет или Ахмедие!

Аренда авто - тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем !

Есть что добавить?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!