Коряки: храбрые охотники на китов. Корякский язык Чему поклонялись коряки


Коряки - коренное население северной части полуострова Камчатка, которому удалось пронести свою самобытность и культурные особенности сквозь века. Да, их уклад жизни стал более современным, а некоторые необычные традиции отошли на второй план. Однако несмотря на малочисленность и ограниченный регион проживания, они сумели сохранить свои основные обычаи.


Самым точным переводом термина «коряки» будет «владеющий оленями», что в полной мере отражает суть главного занятия народа. Одна из версий этнологов гласит, что такое название люди получили от русских казаков, которые пришли на полуостров в XVII веке. Согласно другой теории, «коряками» их прозвали соседи юкагиры.

Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы


Корякские племена не всегда были кочевыми. Изначально они занимались рыболовством и вели оседлую жизнь. Необходимость отделится от основной группы возникала крайне редко - в годы плохого улова, когда мужчины были вынуждены уходить вглубь полуострова на охоту и оставаться там долгое время. С этого и началось разделение коряков на две основные ветви: кочевых тундровых и оседлых береговых.

Что примечательно, сам народ никогда не называл себя «коряками». В противовес этому термину использовались другие. «Намылан» и «анкалан» для обозначения оседлых жителей, «чавчувен» и «чаучу» - для кочевых представителей.


Кроме охоты и рыболовства в селениях были хорошо развиты другие промыслы. Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы. Убитые животные использовались не только для пропитания. Из оленьих шкур шились теплые закрытые рубахи «кухлянки», которые украшали витиеватыми узорами из меха пушных зверьков. Для изготовления традиционных меховых валенок отбирались целые шкурки моржей и нерп.


Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.

Отрезанные от цивилизации коряки даже придумали своеобразное подобие подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости и препятствующий появлению опрелостей.

Яранги - традиционное жилье коряков


Олицетворением родного дома для любого коряка является яранга. По строению она похожа на небольшую юрту, покрытую шкурами оленей. Самое теплое место яранги - полог или спальня, которое представляет собой небольшую квадратную «комнату» в центре, со всех сторон укрытую оленьими шкурами мехом внутрь. Раньше туда забиралась вся семья и, зажигая «жирник» (светильник на основе тюленьего жира), укладывались на ночлег. Тогда в пологе становилось настолько жарко, что в даже в самые морозные ночи можно было спать без одежды.


Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.

Чему поклонялись коряки?


Коряки верили, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес. В каждой общине выбиралось свое священное место - аппапель - которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели.

Самые пышные празднования устраивались в честь основных промыслов - охоты и рыбалки. Коряки торжественно «встречали» и «проводили» добычу (оленей, касаток, китов), выполняли обряды со шкурой, носами и некоторыми другими частями туш, которые после ритуала обязательно выставляли на почетное место, чаще всего рядом с семейными тотемами. Другими культовыми предметами были аняпели (гадальные камни), миниатюрные фигурки, символизирующие предков, и доски с антропоморфными фигурками для добывания огня трением.


С большим почетом народ относился к смерти и связанными с ней обрядами подготовки тела. Преждевременная кончина считалась происками злых духов, поэтому коряки регулярно совершали ритуальные жертвоприношения и обращались к шаманам за защитными амулетами. Обязательным элементом похоронно-поминальной обрядности была погребальная одежда. Ее начинали шить еще при жизни, но ни в коем случае не заканчивали самостоятельно. По поверью, собственноручно доделав погребальный наряд, человек накликал на себя преждевременную смерть.

Несколько столетий основным способом погребения оставалось сожжение на костре из древесины кедрового стланика. С мертвыми обращались как с живыми: вели степенные беседы и передавали через них подарки ранее умершим родственникам, укладывали на костер продукты, личные вещи, оружие. Однако примерно с XVIII века традиционные обряды стали переплетаться с православными погребальными традициями и постепенно забылись.

Корякский фольклор: мифы и сказки, народная музыка

Корякская письменность - одна из самых молодых. Она создавалась на основе латиницы в 1930 году, однако в таком виде просуществовала немногим более пяти лет (с 1930 по 1936). После язык стали записывать русским алфавитом. Повсеместное распространение русского языка негативно повлияло на родную словесность коряков: практически не осталось аутентичных литераторов, каждое новое поколение знало язык все хуже. Ситуация усугубилась после того, как в камчатских школах перестали преподавать корякский язык, исключив его из образовательной программы.

Тем не менее в фольклоре коряков много интересного. Даже не понимая языка, слушать исторические легенды и предания, сказки, мифы и песни очень интересно. Мелодии выполняются речитативом под ритмичное аккомпанирование круглого национального бубна с внутренней крестовидной рукояткой - «г’эйнэчг’ын». Следует отметить, что этот термин является общим для всех корякских музыкальных инструментов. Им обозначают и трубу из бересты, и некое подобие флейты с наружным отверстием, и перьевые пищики, и даже духовые инструменты.


В историях отражены реальные события: межплеменные стычки коряков, войны народа с эвенами и чукчами. Много повествований сосредоточено вокруг «Куйкыняку» - Вороне, который в корякской культуре предстает одновременно как творец, проказник и шутник. Некоторые напевы передаются из поколения в поколение и считаются родовыми. В детском эпосе популярны сказки, главными персонажами которых являются животные: собаки, медведи, мыши и морские обитатели.

Современные коряки: какие они?

Сегодня коряки по-прежнему ведут обособленный образ жизни, не покидая привычных мест обитания. И даже имеют собственную автономию - Корякский округ. Согласно переписи 2010 года, численность народа составляет около 9000 человек. Причем две трети людей проживает в Камчатском крае, остальные - в Чукотском автономном округе и Магаданской области.

Превалирующее большинство современных коряков разговаривают на русском языке и исповедуют православное христианство. Шаманизма придерживаются лишь отдельные племена, в которых сильны традиционные верования предков. Схожая ситуация обстоит с корякским языком - его сохраняет не более 2000 человек, еще около 1000 человек разговаривает на алюторском.


Стремясь защитить интересы коренного населения Корякского автономного округа, российское правительство всячески поддерживает общественные организации и национализацию поселков. На местном радио и телевидении регулярно выпускают различные передачи на корякском языке. В школах наряду с русским обязательно преподают родной для коряков язык, организуют кружки по традиционному укладу жизни и формам хозяйствования.

Остаётся только добавить, что Камчатка - одно из .

Обитающий в пределах Приморском крае по берегам и на полуострове Камчатка, с одной стороны в соседстве с и тунгусами, с другой - с чукчами. Первые сведения о коряках появились в начале XVII века, после походов на . Тогда же впервые появился и этноним «коряки». Вероятно он восходит к корякскому слову хора («олень»). По образу жизни коряки разделяются на сидячих и бродячих (оседлые и кочевники).

Тип коряков во многом отличен от монгольского: несколько сплюснутая голова, круглое лицо, небольшие скулы, маленькие, живые и смелые глаза, длинный нос, часто горбатый, большой рот, смуглый цвет лица, борода редкая, черные волосы, у мужчин коротко обстриженные, у женщин - заплетенные в две косы; рост умеренный, телосложение крепкое и стройное, особенно у олюторцев.

Язык коряков, в общем сходный с языком чукчей, разделяется на 5 наречий. Оседлые коряки исповедуют православие, кочевники в большинстве принадлежат к шаманству. Коряки-идолопоклонники для умилостивления своих богов приносят жертвы то из оленей, выставляя их головы на большие, обращенные к востоку камни, то собак, вывешивая их на высоких жердях вокруг своих шалашей. Из животных почитают волка (слуга злого духа), шкура которого играет важную роль при шаманских обрядах.

Традиционным жилищем оседлых коряков служат частью дома, жилищем кочевников - шалаши, жердяной конический остов которых покрывается оленьими шкурами. Традиционная одежда: куклянка - род рубашки из оленьей шкуры (летом с короткой шерстью), на талии перехваченная ремнем, по подолу отороченная черным мехом, украшенная бусами и металлическими пластинками; меховые штаны, высокие сапоги из оленьей шкуры и большая волчья шапка; иногда шапку заменяет капюшон, пришитый к куклянке. Праздничное платье у женщин опушено мехом выдры и росомахи и вышито бисером.

Оседлые коряки занимаются звероловством и рыбным промыслом. Лодки для охоты (байдары) весьма легки; деревянный их остов покрыт тюленьими шкурами. Мясо идет в пищу, меха - в продажу. Для езды держат и собак. Часть оседлых коряков приготавливает теплую зимнюю одежду из оленьих шкур для продажи приезжающим торговцам; также выделываются необходимые в быту инородцев изделия из железа и моржовых клыков (ложки, трубки).

Кочующие коряки заняты почти исключительно оленеводством; некоторые кочевники промышляют пушного зверя. Летом часть коряков занята собиранием кореньев, особенно луковицы сараны (Lilium). Главная пища их - оленье мясо и юкола.

Говорят на корякском языке, письменность на основе русского. Часть верующих коряков православные. Также распространены традиционные верования: шаманизм, промысловые культы.

Категория : Чукотско-корякская ветвь Письменность : Языковые коды ГОСТ 7.75–97 : ISO 639-1 : ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Коря́кский язы́к - язык коряков , относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков .

Варианты наименования корякского языка, принятые в 30-е -40-е годы XX века , - «коряцкий», «нымыланский». Последнее наименование было введено из-за его благозвучности, с точки зрения русских работников Учебно-педагогического издательства, по сравнению с наименованием «корякский». Нымыланами (от нымным - селение) называют оседлых коряков в отличие от чавчувенов (чав"чывав" ) - кочевых коряков-оленеводов. «Нымылан» не является самоназванием. Оседлые коряки называют себя по наименованию селения - в"эемлелг"у - лесновцы, ӄаяӈынылг"у - карагинцы, элутэлг"у - алюторцы.

Происхождение наименования «коряк», общего для всей народности, неясно. Одна из этимологий - ӄорак - у оленей (ӄойаӈа , ӄораӈа - олень).

Распространённость

Диалекты

В литературе упоминаются 11 корякских диалектов - чавчувенский, карагинский, апукинский, алюторский (олюторский), паланский (палланский, лесновский), кахтанинский, рекинниковский, каменский, итканский, пареньский, гижигинский. С. Н. Стебницкий относил к диалектам корякского языка и керекский (кэрэкский) язык . В настоящее время в КАО основными диалектами являются чавчувенский, паланский, алюторский, карагинский.

В основу классификации корякских диалектов положен признак соответствия звуку й в якающих диалектах (к якающим относится и чавчувенский) звуков т, р в такаюше-ракающих диалектах: чавчувенское йайаӈа , апукинское йайаӈа , алюторское рараӈа , палланское рараӈа , карагинское рараӈа (ср. чук. йараӈы ) - дом; чавч. йайол , апук. йайол , алют. татул , пал. таттол , караг. татол - лиса.

Некоторые употребительные слова полностью совпадают в диалектах: в"ала - нож (чавч., караг., пал., алют.) и далее в тех же диалектах - мимыл - вода, милгын - огонь, мыгмыг - волна, ынныын - рыба, ӄэтаӄэт - кета, пиӈпиӈ - зола, лиглиг - яйцо. Наряду с этим есть лексические расхождения: чавч. кмин, ыпиль , караг. ненег,уп , пал. унюнюпи - ребёночек; чавч. калал , караг. ассуас , пал. ачуач - горбуша; чавч. г"аткэн, , карат. нынырхак, , пал. нынакк, ин - плохой"; в большинстве слов, сопоставляемых по диалектам, обнаруживаются звуковые соответствия: чавч. йайатык и алют. таратык - уронить; чавч. ӈыток и алют. ӈытукки - выходить; чавч. пэлак и алют. пилак - оставить; чавч. эчги и алют. асги - сегодня.

Различия в склонении существительных сводятся, в основном, к различной группировке локативных падежей. В паланском, карагинском нет форм двойственного числа, чавчувенский регулярно соответствующие формы образует.

В чавчувенском, апукинском, рекинниковском настоящее время глагола выражается конфиксом ку-/ко-…-ӈ , в паланском, алюторском, карагинском показатель настоящего времени -ткын (ср. чук. -ркын ).

Несмотря на некоторые затруднения в общении, между говорящими на разных диалектах сохраняется понимание в той мере, которая диктуется общей нормой. У коряков, говорящих на разных диалектах, существует понимание этнического единства и принадлежности к общему языковому коллективу.

По-чавчувенски говорят коряки-оленеводы на всей территории округа. Описывая апукинский диалект корякского языка, С. Н. Стебницкий отмечает, что апукинцы составляют «не более 4% всех коряков».

Письменность

Корякский язык входит в число младописьменных языков. Письменность на корякском языке была создана в году. Первый алфавит корякского языка базировался на латинице :

A a B в Є є D d E e Ә ә F f G g
H h I i Ь ь J j K k L l M m N n
N̡ n̡ Ŋ ŋ O o P p Q q R r S s T t
Ţ ţ U u V v W w Ƶ ƶ

В году буква Є є была заменена на C c

в письменность переведена на русскую графику - использовались все буквы русского алфавита, а также диграф Нг нг . В -е годы были добавлены буквы В"в" Г"г" К"к" Н"н" . В -е годы алфавит был реформирован ещё раз и принял современный вид:

А а Б б В в В" в" Г г Г" г" Д д Е е
Ё ё Ж ж З з И и Й й К к Ӄ ӄ Л л
М м Н н Ӈ ӈ О о П п Р р С с Т т
У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ
Ы ы Ь ь Э э Ю ю Я я

В основу письменности был положен чавчувенский диалект. Этот выбор аргументировался тем, что по-чавчувенски говорят коряки-оленеводы на всей территории округа. Оленеводы-чавчувены по численности превышали любую другую группу.

Первый корякский букварь был создан С. Н. Стебницким. В -е издавались учебники для начальной школы, художественная оригинальная и переводная литература. Был переведен на корякский язык текст Конституции. Издание литературы на корякском языке было на десятилетия прервано в годы Отечественной войны и послевоенные годы. Прервано также было исследование корякского языка.

С введением письменности корякский язык расширил свои функции. В школах Корякского округа корякский язык преподаётся как предмет. Издаётся учебная и художественная литература, публикуются фольклорные произведения. Регулярно ведутся радио- и телепередачи. Газет на корякском языке в настоящее время не издаётся.

Для младописьменного корякского языка не выработаны нормы, которые характеризуют языки с развитой литературой. Существование письменности, обучение в школе, повышение мотивации к овладению корякского языка оказывают постепенно нормирующее влияние на письменность. В период, предшествующий развитому двуязычию, чавчувенский диалект, на котором говорили коряки-оленеводы на всей территории расселения коряков, обнаруживал некоторые наддиалектные черты. В настоящее время средством междиалектного общения часто является русский язык. Язык фольклора не отличается от разговорного, хотя имеет свои стилистические особенности и, как правило, передается на диалекте рассказчика. Фольклор послужил основой создания первых литературных произведений на корякском языке.

Обучение в школе включает преподавание корякского языка. Овладение корякским языком начинается в детских дошкольных учреждениях. Преподавателей корякского языка готовят в Корякском педучилище и на факультете народов Крайнего Севера в РГПУ им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге . В окружном центре работает Институт усовершенствования учителей.

Внешнее влияние

Контакты с народами, близкими по языку и культуре (чукчи) или по культуре (эвены), отразились в небольшом количестве лексических заимствований, направление которых не всегда точно определено.

Корякско-русские контакты дали целые пласты лексических заимствований. С потоком заимствованных слов, входящих в корякский язык как при устном общении, так и через письменность в процессе школьного обучения, усваиваются звуки, не характерные для звукового состава диалектов корякского языка: б, д, ж, з, щ, ц: бригада, библиотека, дробь (математическая; ср. тропья - ружейная дробь), журнал, газета, знамя, рыбозавод, овощи, цифра.

По корякскому языку

Наименование «коряки» относится к этносу, который не имеет единого самоназвания: оленные коряки называют себя чав’чыв’ (мн. ч. чав’чыв’ав’ ), оседлые коряки, живущие на побережье Охотского и Берингова морей называют себя нымылг’ын (мн.ч. нымылг’о ). Самоназвание оседлых коряков «нымыланы» и наименование «нымыланский язык» в начале 30-х годов ХХ в. использовались для наименования всего этноса и его языка вместо традиционных названий «коряки» и «корякский язык», однако эти названия, как и другие новации в обозначении народов Крайнего Севера не прижились.

Варианты названия и самоназвания языка

Основное наименование языка – корякский язык. Наименование «нымыланский язык», образованное от названия и самоназвания части оседлых коряков, вводившееся в 1930-е годы, быстро вышло из употребления.

Генетическая принадлежность

Корякский язык - один из языков чукотско-камчатской, или чукотско-корякской группы, которая условно относится к «палеоазиатским» языкам. В группу чукотско-корякских языков включаются также алюторский и керекский язык, первый из которых часто относится к корякским диалектам. Отдаленные родственные связи данной группы не выявлены.

География распространения языка

Коряки проживают в северной и средней части Камчатского полуострова, на побережье Берингова и Охотского морей, основная масса представителей этноса проживает в Корякском автономном округе. Небольшая часть коряков живет в районах Камчатской области, не входивших в Корякский автономный округ (Быстринском, Соболевском), более 700 коряков проживают на территории современного Северо-Эвенского района Магаданской области, в основном на полуострове Тайгонос (пос. Тополовка, Верхний Парень, частично пос. Гижига), около 100 коряков живут на юго-востоке Чукотского автономного округа. По данным топонимики и историческим источникам, во второй половине 17 в. западной границей расселения коряков на Охотском побережье была река Тауй, в настоящее время эта граница сместилась на восток до реки Гижиги.

Языковые контакты

Корякский язык в настоящее время контактирует с целым рядом эвенских диалектов, но в значительно большей мере оказывает влияние на эвенский язык, нежели сам подвергается внешнему влиянию. До XVIII-начала XIX в коряки активно контактировали с ительменами, и корякский язык выступал в качестве языка-посредника при общении русских казаков и путешественников с ительменами. Последствием этих контактов является присутствие в ительменском языке большого количества корякских слов, восходящих к разным (минимум двум) диалектам). Есть факты, говорящие о контактах корякского языка с языком айнов, живших впрошлом на юге Камчатки и Курильских островах.

Численность носителей языка

Численность коряков составляет согласно Переписи населения 1989 г. 8942 человека (в 1959 г. чел., в 1979 г. 7900 чел.). Родным языком в 1989 г. назвали корякский язык 52, 4 % коряков (в 1979 г. 69, 6%), русский язык считают родным 46, 8% коряков (в 1979 г. 30,1%). По имеющимся данным, свободно владеют корякским языком только 5,4% коряков.

Наличие говоров, диалектов

Для корякского языка, в отличие от чукотского языка, а также от алюторского и керекского языков, представленных небольшим числом носителей, характерна значительная диалектная раздробленность. Уже Г.В.Стеллер в 1740-е годы выделял в корякском языке три диалекта, в том числе алюторский. В наши дни составе корякского языка выделяются следующие диалекты: чавчувенский, паренский, итканский, апукинский, паланский, карагинский, каменский. Иногда в качестве диалекта корякского языка называется также алюторский диалект, который многие считают самостоятельным языком чукотско-камчатской (чукотско-корякской) группы.

Лингвистическая характеристика языка

  1. Фонологические сведения . По звуковому строю и грамматическому составу корякский язык близок чукотскому языку. В корякском языке насчитывается 6 (в некоторых диалектах до 4) гласных и до 20 согласных (в чавчувенском диалекте отсутствует вибрант р) Чукотскому гортанному смычному в корякском языке соответствует фарингальный согласный г’: основные отличия корякского языка от чукотского в фонетике заключаются в противопоставлении в корякском языке губно-губного w (в действующей графике в’) и губно-зубного v (в графике в), в наличии палатализованного л’. В системе согласных отсутствуют звонкие смычные. Между чукотским и корякским языками имеются также различия в правилах гармонии гласных: в отдельных морфемах и словоформах корякского языка допускается сочетание гласных, принадлежащих к разным сингармоническим рядам, чего не допускает гармония гласных в чукотском языке.
  2. Морфология . Морфологический строй корякского языка - агглютинативный, при этом в нем используются как суффиксы, так и префиксы и конфиксы (комбинации префиксов и суффиксов). В области морфологии для корякского языка характерно противопоставление двойственного и множественного числа (в чукотском языке категория двойственного числа утрачена, но чукотский показатель множественного числа -т соответствует корякскому суффиксу двойственного числа), а также наличие специфических падежных форм, отсутствующих в чукотском языке. В словоизменении глагола противопоставляются два типа спряжения - субъектное и субъектно-объектное, при этом субъектно-объектные формы различают лицо и число субъекта и объекта. Различаются следующие времена глагола: настояще-прошедшее, прошедшее завершенное, прошедшее II, будущее I, будущее II времена. Категория наклонения объединяет формы изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений.
  3. Синтаксические сведения. Синтаксический строй корякского языка характеризуется противопоставлением двух типов конструкций: номинативной конструкции с непереходными глаголами и эргативной конструкции с переходными глаголами, при этом порядок слов в предложении является относительно свободным
  4. Лексический состав корякского языка обнаруживает большую близость с чукотским языком; диалекты оседлых коряков, прежде всего паланский, в лексике близки с алюторским языком, который иногда считают диалектом корякского языка. Лексические соотношения корякского и керекского языков не изучены.

Социолингвистическая характеристика языка

Юридический статус, состояние языка в настоящее время

Корякский язык является языком титульного народа Корякского авторомного округа, но повышению его статуса препятствует многодиалектность. Обучение ведется на языке коряков-оленеводов (чавчувенов), положенном в основу корякского литературного (письменного) языка с 1930-х годов. Намерения ввести обучение в начальных классах школы на диалекте оседлых коряков Берингоморского побережья, озвучивавшиеся во второй половине 1990-х годов, вплоть до настоящего времени не реализованы.

Письменность и орфография

Письменность для коряков была создана в начале 30-х годов на латинской графической основе с использованием Единого Северного Алфавита. В 1937 г. корякский алфавит на латинской основе был заменен алфавитом на кириллической основе без дополнительных знаков (в этом варианте алфавита увулярный звук к передавался русской буквой х, а заднеязычный носовой – сочетанием нг) , в 1950-е годы в корякский алфавит были введены дополнительные буквы в’, г’, к’, н’; в начале 60-х годов начертания двух последних букв были заменены на «к с хвостом» и «н с хвостом».. На корякском языке издавались и продолжают издаваться учебные пособия для 1-2 класса начальной школы (выпущено более 35 названий). Издано более 40 названий образцов оригинальной и переводной художественной, публицистической и научно-популярной литературы - до начала 1950-х годов книги издавались в Ленинграде, позже - в Хабаровске и Петропавловске-Камчатском. Основная масса художественной литературы издана на чавчувенском диалекте, который был положен в основу письменного корякского языка, однако в последние 10 лет предпринимались попытки издания книг на диалекте оседлых коряков (несколько книг К. Килпалина). Периодически в разное время в окружной газете Корякского автономного округа издавались странички на корякском языке, отдельные материалы на корякском языке печатались в районных газетах, где использовались местные диалекты корякского языка. Сообщения о бытовании у коряков альтернативной оригинальной рисуночной письменности иероглифического типа (А.Ф. Макеев) не имеют под собой оснований.

Общественные функции языка

Фото М.Я. Жорницкая. Архив ИЭА РАН

Корякский язык в настоящее время функционирует как язык устного общения в семье между представителями старшего и среднего поколений, степень знания родного языка среди молодежи невелика. Корякский язык используется также в сфере профессионального общения в тех коллективах, которые действуют в сфере традиционных занятий корякского этноса (оленеводческие бригады, рыболовецкие коллективы), в небольших пошивочных мастерских в поселках. Знание корякского языка, в основном среди старшего поколения, распространено среди эвенов северной части Камчатки и Северо-Эвенского района Магаданской области. Некоторые коряки, проживающие в корякско-эвенской контактной зоне, владеют эвенским языком. В 18-19 вв. корякский язык использовался в качестве средства общения коряков с разными группами ительменов, корякские «ясыри» выступали в роли переводчиков при общении русских с ительменами. Язык коряков считается понятным для чукчей, проживающих в Бериноговском районе Чукотского автономного округа, в то время как керекский язык для чукчей непонятен, и кереки говорили с чукчами по-чукотски. Спецификой языковой ситуации у коряков по сравнению с языковой ситуацией у других народов, имеющих соизмеримую численность населения, является относительно большое количество лиц старшего поколения, которые являются монолингвами, т.е. владеют только корякским языком и не знают русского языка. Однако в силу таких причин, как разрыв связей между поколениями, занятость представителей разных поколений в разных сферах деятельности и различных образовательный уровень, возрастная разница между представителями этноса, проживающими в крупных поселках и национальных селах или тундре, лица старшего поколения не могут передавать знание родного языка детям и внукам. Другая особенность, отличающая бытование корякского языка от других языков народов Севера - это территориальная полиглоссия; еще до 60-х годов 20 в. среди коряков было распространено знание соседних диалектов корякского языка, которые использовались для общения при взаимной непонятности собственных диалектов говорящих (отмечались случаи, когда один носитель знал 3-4 диалекта корякского языка). Корякский язык является предметом преподавания в 1-2 классах начальной школы, в отдельных школах ведется факультативное обучение корякскому языку в старших классах. Корякский язык преподается также как предмет в Паланском педагогическом училище и на факультете народов Крайнего Севера Российского гос. пед. Университета имени А.И. Герцена. Окружное радио ведет передачи на корякском языке в объеме 3 часа в неделю. Одна из наиболее серьезных проблем, возникающая при интенсификации обучения корякскому языку - его многодиалектность. К числу факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на языковую ситуацию у коряков, относятся: 1) постепенное сокращение числа лиц старшего поколения, владеющих корякским языком; 2) неблагоприятные социальные условия проживания этноса, закрытие поселков в местах традиционного проживания территориальных групп коряков и переселение местных жителей в поселки с преобладанием приезжего русскоязычного населения; 2) разрушение традиционной семьи и отсутствие возможностей для овладения корякским языком у детей и молодежи в семье; 3) уменьшение числа традиционных производственных коллективов и сокращение количества представителей этноса, занятых в традиционных областях хозяйства, прежде всего в оленеводстве; 4) отсутствие профессиональных и культурных мотиваций для овладения корякским языком у молодежи и лиц среднего поколения; 5) незначительная эффективность процесса обучения корякскому языку в начальной школе.

Степень изученности и история изучения языка

Наиболее ранние сведения о коряках были получены в самом начале 50-х годов 17 в. С. Дежневым на побережье Анадырского лимана и М. Стадухиным, совершившим в 1651-1656 гг. переход через заселенную коряками территорию от истоков до устья реки Пенжины и далее на запад по побережью Охотского моря до устья реки Тауй и позже - до Охотска. Более ранние сообщения о «коряцких людях» в документах 40-х годов 17 в., вероятнее всего, относятся к оседлым чукчам Арктического побережья, то же справедливо и по отношению к отдельным упоминаниям о коряках на территории Якутии в первой трети 18 в. Первыми документами, освещающими походы по территории, заселенной коряками и сообщающими сведения об оседлых коряках и «оленных коряках» (хотя данное словосочетание противоречит по смыслу внутренней форме наименования «коряки») являются «Скаски» Владимира Атласова, составленыне в конце XVII-начале XVIII вв. Большой объем сведений об этнографии коряков и различных диалектах корякского языка был собран в 40-е годы 18 в. во время Второй Камчатской экспедиции С.П. Крашенинниковым и Г.В. Стеллером, в этот же период ценные материалы по языку и этнографии коряков были собраны на Охотском побережье Я.И. Линденау. В 40-е годы словарные материалы по корякскому языку были собраны И.Г. Вознесенским, впоследствии они были использованы в труде Л. Радлова, посвященном сравнению чукотского и корякского языков. В конце 19 в. этнографию, фольклор и язык коряков изучали В.И. Иохельсон, автор двухтомной монографии «The Koryak», и В.Г. Богораз, составивший грамматический очерк корякского языка в сравнении с чукотским и ительменским языками. В 20-е-30-е годы изучение корякского языка было продолжено прямыми учениками В.Г. Богораза - С.Н.С тебницким, Г.М. Корсаковым, Г.И. Мельниковым, И.С. Вдовиным, Т.А. Молл, П.Я. Скориком, Н.А. Богдановой, с 1950-х годов корякский язык изучает А.Н. Жукова. В настоящее время ею изданы грамматика корякского языка, корякско-русский словарь, объемный русско-корякский словарь, две монографии по корякским диалектам, а также учебный корякско-русский и русско-корякский словарь и учебник корякского языка для педучилищ. Языковая ситуация у коряков, а также русские лексические заимствования в корякском языке и русская лексика в словарях корякского языка исследовались А.Н. Бадаевым. Работу по изучению лексики корякского языка продолжает В.Р. Дедык, ученица А.Н. Жуковой, корячка по этнической принадлежности. Этнография коряков в 20 в. была предметом научных занятий С.Н. Стебницкого, И.С. Вдовина, И.С. Гурвича, В.В. Антроповой, К.Г. Кузакова, В.В. Горбачевой, Ю.В. Чеснокова.

Морфология и лексика корякского языка изучены достаточно полно, в меньшей мере разработан и описан синтаксис. Не все диалекты зафиксированы и описаны с достаточной степенью полноты. Экспериментально-фонетические исследования звукового строя корякского языка отсутствуют.

Материалы по корякскому языку и фольклору имеются в Архиве Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера). Фонозаписи по фольклору коряков, хранящиеся в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, весьма немногочисленны. Материалы по языку и фольклору алюторцев собирались в экспедициях, проводимых отделением структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Специалисты и научные центры, занимающиеся исследованием крякского языка

  • Жукова Алевтина Никодимовна , д.ф.н.

    Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург, 199053, Санкт-Петербург, Тучков пер. 9

  • Мудрак Олег Алексеевич , д.ф.н.

    101009 Москва, большой Кисловский пер. д.1/12, Институт языкознания РАН. e-mail: [email protected]

  • Муравьева Ирина Анатольевна , д.ф.н. e-mail: [email protected]

Как и другие палеоазиатские народы Северо-Восточной Сиби­ри, относятся к материковой группе популяций арктической расы монголоидов.

Корякский язык

Корякский язык входит в чукотско-камчатскую группу палеоазиатских языков, наиболее близок чукотскому языку , что объясняется общностью языкового субстрата, из которого в различное время обособлялись языки современных народов Северо-Восточной Сибири . Вначале это был ительменский язык, длитель­ное время развивавшийся автономно, а затем чукотский и корякский языки, которые сосуществовали в условиях достаточ­но активных контактов между этими народами. Культурно-хозяйственное разнообразие коряков отразилось в диалектах, названия которых со­ответствуют выделяемым группировкам: чавчувенский, каменский, апукинский, паренский, итканский, олюторский, карагинский, паланский, керекский. В связи с мнением о возможности наделения алюторцев и кереков статусом самостоятельной этнической общности их диалекты также получают статус самостоятельных языков.

Хозяйство

В культурно-хозяйственном отношении коряки делятся на 2 группы. Оленеводы (чавчувены), монолитные в культурном плане, представлены несколькими территориальными группами, которые кочева­ли в материковых тундрах от Камчатского перешейка, до верховьев левых притоков Колымы. Береговые коряки (нымыланы), более разнообразные в культурно-хозяйственном отношении, иногда обозначаются как этнотерриториальные группы: каменцы, паренцы, иткинцы (побережье Пенжинской губы Охотского моря), апукинцы (Берингоморское побережье Камчатки, на север от бассейна реки Пахачи). Далее к северу - кереки (в настоящее время учитываются как самостоятельный на­род численностью около 100 человек). На юге, по восточному побережью Камчатки, живут карагинцы, а параллельно им, на западном побережье, расселяются паланцы. Сложнее определя­ется культурно-хозяйственный статус алюторцев , которые расселены на восточном побережье от залива Корфа к югу и имеют поселения на Охотском побережье. В их хозяйстве сочетаются олене­водство, рыболовство и охота. Сейчас алюторцев выделяют в самостоятельный народ. Различия между перечисленными группами фиксируются в языке на уровне диалектов, а в культуре - в соотношении основных видов хозяйственной деятельности (например, у паданцев преобладает рыболовство, а у каменцев - охота на морского зверя).

История

История коряков связывается с автохтонной основой фор­мирования их культуры. В бассейне Охотского моря архе­ологами выявлены памятники так называемой охотской культуры (I тыс. н. э., культура морских зверобоев, рыболовов и охотников на дикого оленя), в которой прослеживаются черты корякские культурные традиции, в относительной хронологической непрерывности сохранившейся вплоть до древнекорякских поселений XVI-XVII вв. Основу охотской культуры составили внутриконтинентальные неолитные традиции (Прибай­калье) и юго-восточные компоненты (Приамурье). Наиболее тесно коряки взаимодействовали с ительменами , что фикси­руется практически во всех сферах культуры. С XVII в. наиболее значимым фактором, определяющим облик корякской культуры, становятся корякско-русские связи. Непосредственные контакты с русскими изменили их хозяйство и быт, прежде всего береговых коряков. Оленные коряки в большей степени сохранили особенности своей культуры. Таким образом, на облик этнической культуры коряков оказали влияние как общерегиональные факторы формирования палеоазиатских народов, так и этнокультурные связи с соседями.

Ко времени знакомства с русскими у коряков отсутствова­ла родовая организация. Поселения оседлых коряков уже в XVII в. формировались как территориально-общинные объединения, не об­ладавшие экзогамными признаками. В конце XIX в. в области производства и распределения сохранялись черты первобытного коллективизма. У паренцев, итканцев, каменцев существовали особые коллективы - «байдарные объединения», где на время морского зверобойного промыс­ла объединялись орудия труда и рабочая сила. «Байдарные объединения» организовывались на основе родственного прин­ципа. Они не только выполняли производственные функ­ции, но представляли собой устойчивые социальные структуры, внутренняя жизнь которых регламентировалась нормами обыч­ного права, традициями и обрядами. При распределении добычи промысла не существовало единых правил. На­иболее ярко выраженная форма уравнительного распределения имела место при охоте на кита. Добытый кит становился достоянием всех жителей поселка. В летнее время груп­пы родственников объединялись для совместного лова ры­бы. Добычу делили поровну. Производственная и общественная жизнь оленных коряков сосредоточивалась в стойбище, где вокруг хозяйства крупного оленевода обычно группировалось несколько более мелких. Обитатели стойбища были связаны отношениями родства и свойства. Население стойбища достигало иногда 50-70 человек. Главой, т. е. распоряди­телем хозяйственной жизни стойбища считался владелец большей части стада. Несколько стойбищ, кочующих на определенной тер­ритории, объединялись в группы, связанные кровными, брачными узами или экономическими отношениями и возглавляе­мые старостами. Формы собственности - общинная на пастбища и частная на оленьи стада. Оленеводческое хозяйство чавчувенов до его изменения в советский период оставалось патриархально-натуральным с заметными чертами первобытно-общинных отношений.

Мировоззрение

Традиционное мировоззрение связано с анимизмом. Коряки одушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила. Вселенная представлялась в виде 5 миров: земли, населенной людьми, 2 миров над ней и 2 подземных. Верхний мир - обиталище Верховного су­щества, которое отождествлялось с солнцем, рассветом, природой, вселенной. Верхний из подземных миров пред­ставлялся населенными злыми духами, а нижний - обите­лью теней мертвых. Миры, составляющие вселенную, взаимопроницаемы. Существовал профессиональный и семейный шаманизм . Специальные шаманские одежды у коряков не было. Распространено поклонение священным местам - аппапелям (сопкам, мысам, утесам). Практикуются жертво­приношения собак и оленей. Бытуют культовые пред­меты - аняпели (особые камни для гадания, священ­ные доски в виде антропоморфических фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков, и прочее).

Семья

Основной экономической единицей всех групп коряков в XIX - начале XX в. была большая патриархальная семья. Известно мно­гоженство, хотя в конце XIX в. оно не имело широкого распространения. Браки заключались внутри одной локальной группы. Брачная система коряков исключала кузенов, в случае патрилокального брака практиковалась отработ­ка за жену. Соблюдались обычаи левирата и сорората. Существовало строгое половое разделение труда.

Культура коряков

Этническая культура коряков представлена 2 хозяйственно-культурными типами. Основу экономики коряков-чавчувенов составляет оленеводство, которое дополняется охотой и рыболовст­вом. Оседлые коряки занимались рыболовством, морской и сухопутной охотой, но для различных территориальных групп оседлых коряков значимость данных видов хозяйства была неодинакова. У алюторцев оленеводство сочетается с дополнительным промысловым комплексом. Оленеводство коряков-чавчувенов является крупностадным и по организации и продуктивной направ­ленности соответствует самодийскому. Региональные отличия состоят в менее протяженных маршрутах сезонных пере­кочевок, летнем выпасе в горах и разделении стойби­ща, отсутствии пастушеской собаки. Для алюторцев характерны меньшее количество оленей в хозяйстве и коопера­ция малооленных хозяйств, больший удельный вес промыслов. У коряков-оленеводов существовал высокоспециализированный олений транспорт . Основу хозяйства оседлых коряков составляли рыбо­ловство (карагинцы, алюторцы, паланцы), морской зверо­бойный промысел (пенжинцы, апукинцы). В начале XX в. охотой на морских животных занимались 63% хозяйств коряков. Пушная охота до прихода русских большого значения не имела, коряки охотились на медведя, горного барана, ди­кого оленя. Особенностями культуры оседлых коряков были упряжное собаководство и более разнообразные средс­тва передвижения по воде, имеющие много общего с чукотскими и эскимосскими.

Промысел

Специфика промысла определяла характер расселения. Единственным типом поселения у оленеводов было стойбище, состоящее из нескольких жилищ-яранг. Яранга представляла собой каркасный остов из жердей, который обтягивался по­крышкой, сшитой из оленьих шкур со стриженым мехом мездрой внутрь. В диаметре яранга имела около 10 м, в высоту - 4 м. Внутри яранги к стенам крепили меховые спальные по­логи, каждый на одну семью. В отдельных пологах жили взрос­лые неженатые мужчины и незамужние женщины. Количество обитателей одной яранги в конце XIX - начале XX в. достигало 25 человек. Хозяйственных построек у чавчувенов не было. У оседлых коряков преобладающей формой жилища была полуземлянка с оригинальным воронкообразным сооружением на крыше. Стены делались из деревянных плах. В центре жилища находился очаг. Входили в землянку зимой че­рез дымовое отверстие, летом - через специальный пристраи­ваемый коридор с плоской крышей. Спали оседлые коряки, как и оленеводы, в меховых пологах. Большинство селе­ний оседлых коряков размещалось в устьях рек, на берегу моря, в них жили зимой и летом. У паланцев имелись зимние поселки вдали от мест промысла, летом они пе­реселялись на побережье в летние жилища. Поселения различались по числу жителей: поселки паланцев на­считывали 200 человек и более. Большинство поселков апукинцев состояло из 1 полуземлянки. Своеобразный вид поселкам оседлых коряков придавали хозяйственные постройки - ба­лаганы, крытые сухой травой. Под влиянием русских у отдельных групп коряков уже в середине XVIII в. стали появляться срубные жилища.

Одежда

Традиционная зимняя одежда состояла из меховой рубахи-кух­лянки, штанов и капора. Зимняя одежда двойная: нижняя - мехом к телу, верхняя - мехом наружу. Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щи­колоток. Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу. Подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывали меховые чулки-чижи. В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку - широкую рубаху из ровдуги или материи. Женская зимняя обувь отличалась высокими голенищами. В комплект женской зимней одеж­ды входили также комбинезон (керкер), меховая рубаха (гагагля), капюшон которой заменял головной убор. Детской одеждой служил комбинезон. Летняя одежда коряков име­ла тот же покрой, что и зимняя, но изготовлялась из более легких материалов - ровдуги, оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей и всегда была одинарной. Особой промысловой одежды у коряков не существовало, для нее лишь предпочитали собачьи шкуры или ровдугу. Отличительными особенностями ритуальной одежды (погребальной и танцевальной) были богатый и характерный орнамент, а также цвет меха.

Традиционная корякская одежда украшалась орнаментом и подвесками. Украшениями служили браслеты, серьги, подвески, которые делались из старых медных и серебряных вещей. Многие украшения играли роль амулетов. Магическое значение имели прически и женская татуировка. Мужчины состригали волосы, оставляя лишь кружок на макушке или узкий ободок вокруг головы. Женщины расчесы­вали волосы на прямой пробор и заплетали в 2 тугие косы, которые украшали ниткой бисера.

Пища коряков

Основная пища оленеводов - оленье мясо, в основном в варе­ном виде. Сырыми съедались почки, мозг, хрящи. Из крови и содержимого желудка варили похлебку. Вяле­ное мясо шло на приготовление ритуальные блюда - толкуши (мясо растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды). Замороженным мясом питались в дороге. Копыта квасили в крови, молодые отростки рогов ели варены­ми. В качестве подспорья к мясной пище заготавливали юколу, летом разнообразили рацион свежей рыбой. Ры­ба, мясо и жир морских животных составляли основную пищу оседлых коряков. Большая часть рыбы потреблялась в виде юколы из лососевых.

Мясо морских животных варили или замораживали. Ценился жир морских животных, его ели сырым или топ­леным с мясом либо юколой. Повсеместно употребля­лись продукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи. В качестве возбуждающего и опьяняющего средст­ва использовался мухомор. С конца XIX в. все большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.

Декоративно-прикладное искусство коряков

Народное декоративно-прикладное искусство коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и изготовлением изделий из камня, кости, дерева и ме­талла (муж.). Корякские мастерицы - виртуозы северной меховой мозаики, искусно подбирающие сочетания светлых и темных тонов меха. Меховые мозаичные полосы нашиваются на подолы кухлянок в виде широкой каймы (опуван). Орнамент преимущественно геометрический, реже - растительный. Часто вышиваются реалистичные фигурки зверей, сцен­ки из их жизни. В вышивке преобладает техника глади. Особенно богато орнаментировались спинки гагаглей. Особая область женского искусства коряков - художественное оформление меховых ковров. Техника исполнения их декора - стачи­вание кусочков светлого и темного меха, применялась также вышивка цветными нитками по меху.

В резьбе по дереву мужчины-резчики использова­ли орнамент сложной формы, характерный также для древних палеоазиатов: завитки, парные спирали на ножке («рога барана»). Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавлива­лись костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками. Большим искусством изготовления изделий из металла отличались паренские кузнецы.

Корякские доспехи

Праздники

Традиционные праздники коряков сезонные. У оленеводов вес­ной, когда после отела стадо подгоняют к стойбищу, отмечался праздник рогов (кильвей), осенью - праз­дник забоя оленей. У приморских охотников перед нача­лом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона (в ноябре) - празд­ник нерпы - хололо (оло-ло). Существовали праздни­ки «первой рыбы», «первой нерпы». И у береговых, и у оленных коряков устраивались особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя, барана и прочих. В семьях, где рождались близнецы, устраивался особый «волчий праздник», т. к. близнецы считались родствен­никами волков. На праздниках исполнялись обрядовые пляски, представляющие натуралистичное подражание движениям животных и птиц: тюленей, медведей, оле­ней, воронов. Традиционный танец млавытын сопровождался характерным гортанным хриплым пением. На праздниках устраивались игры и соревнования (борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на собаках, подбрасывание на шкуре лахтака). Из музыкальных инструментов наряду с узкоободным бубном распространен варган (так называемый зубной бубен в виде костяной или железной пластинки). В последние де­сятилетия успешно развивается профессиональная культура, главным образом в области хореографии (национальный танцевальный ансамбль «Мэнго») и изобразительного искусства. В Корякском автономном округе созда­ны объединения художников-любителей и литераторов. Особой известностью пользуются художник Кирилл Кильпалин и писатель Коянто (В.В. Косыгин).

пгт Палана 1212

село Тымлат 706

село Манилы 565

село Седанка 446

село Лесная 384

село Вывенка 362

пгт Оссора 351

село Тиличики 329

село Карага 289

село Слаутное 254

село Таловка 254

город Петропавловск-Камчатский 245

село Тигиль 203

село Хаилино 201

село Воямполка 163

село Ивашка 162

село Хайрюзово 102

Магаданская область:

село Верхний Парень 262

пгт Эвенск 234

село Тополовка 160

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!