Курильские острова живут ли там люди. Обитаемый остров. Кунашир, Южно-Курильск. Открытие Курильских островов

«Это горячие термальные воды. Они к самой поверхности подходят, отсюда и пар», - поясняет водитель Вадим. Благодаря непрекращающейся вулканической активности на островах в любом месте земли можно «сверлить дырку» и получать геотермальную энергию. Её ресурсы неисчерпаемы, обогревать можно не только дома, но при желании улицы и тротуары, чтобы не замерзали зимой.

Парадокс, но при такой «энергетической халяве» на Курилах до сих пор встречаются дома с печным отоплением.

Ни кафе, ни кино

Парадоксов на островах хватает. На Итурупе, например, нет ни одной работающей автозаправки, что не мешает населению ездить на японских внедорожниках - они здесь главное транспортное средство. На вопрос: «Где топливо берёте?» - люди загадочно улыбаются. «Мы ж на солярке в основном ездим, а её у военных много», - приот-крывает завесу тайны Вадим.

Вообще-то заправку на Итурупе построили. Но… ей не могут найти хозяина. «Всему виной федеральный закон о госзакупках, - поясняет Т-атьяна Белоусова, глава муниципального образования «Курильский городской округ» . - Мало построить - мы обязаны объявить конкурс и найти кого-то, кто согласится привозить сюда топливо с материка и продавать его по цене не ниже, чем в среднем по России. Но это же себе в убыток! Желающих нет. Вообще этот закон о госзакупках - полная катастрофа. Может, в масштабах страны он худо-бедно работает, но в наших микромасштабах - нет».

Многие люди, уехавшие на материк в 90-е, сейчас возвращаются на острова. Говорят, не могут там адаптироваться: не тот уклад жизни, не та природа, не хватает океана и бескрайних просторов... Но есть что-то ещё, что манит сюда. Что именно, я долго не мог понять. Может, деньги? Курильские острова относятся к районам Крайнего Севера. Зарплаты в среднем - -50-70 тыс. руб., однако есть вакансии, за которые готовы платить в -1,5-2 раза больше. Плюс подъёмные (около 1 млн руб.), плюс служебное жильё.

«Когда после «прямой линии» президента у нас построили дом для врачей на 8 квартир, это была революция. Жильё до этого 30 лет не строили, - вспоминает Т. Белоусова. - Сейчас к нам приезжают люди из других регионов (с Алтая, например), но всё равно кадров не хватает - учителей, специалистов в области ЖКХ. Вообще, чтобы тут жить, нужно быть сильно мотивированным. Вечером сходить особо некуда - ни кафе, ни кинотеатра... Но всё равно здесь стало лучше, чем было 5 лет назад».

Местные целебные источники творят чудеса. Фото: АиФ / Дмитрий Писаренко

Битва за ресурсы

Скоро на Итурупе откроют новый аэропорт, и на острова, надеются курильчане, хлынет поток иностранных туристов. Они и сейчас есть (в основном корейцы и американцы), но хочется-то больше! Природа Курил уникальная. Где ещё можно и на медведя поохотиться, и палтуса поймать, и в серных ваннах искупаться? На местные целебные источники едут целенаправленно, чтобы излечиться от кожных недугов - экземы, псориаза, лишая... По статистике, 8 человек из 10 воз-в-ращаются домой здоровыми. А на острове Кунашир, говорят, есть термальный источник, избавляющий от бесплодия. Наконец, чего стоит набирающий ход экологический туризм: наблюдать, стоя на берегу, как гигантские, в сотни тысяч тонн, косяки тихоокеанского лосося идут на нерест в реку…

На Курилах есть золото, рений (он используется в авиа-ракетной технике, точных приборах), редкоземельные металлы. Но всё же главное их богатство - рыба. В условиях, когда Россия запретила импорт морепродуктов из стран ЕС, США и Канады, эту потерю вполне способны компенсировать Курилы. К слову, рыбо-добывающая компания, на заводах которой трудится 70% населения островов Шикотан и Итуруп, уже давно поставляет свою продукцию в Москву, Питер и другие регионы. Ежегодно у Южно-Курильских островов она вылавливает и перерабатывает 90 тыс. т рыбы и море-продуктов.

«Возможно, для вас Курилы - это край России, а для нас - её начало». Фото: Shutterstock.com / Sergey Rogalsky

«Если же взять все российские компании, то их вылов в районе островов Итуруп, Шикотан и Кунашир составляет 170-180 тыс. т в год, - говорит Дмитрий Григорьев, директор рыбопромышленного предприятия . - Что это за рыба? Более 100 тыс. т минтая, 30-40 тыс. т лососей, 9 тыс. т кальмара, 5 тыс. т трески, а также существенные объёмы сайры, терпуга, камбалы, морского ежа, ламинарии. Кроме того, в данном районе (а он является исключительной экономической зоной Россий-ской Федерации) ведут промысел рыбаки других стран, в том числе японские. Они действуют в рамках межправительственных соглашений. Их общий вылов превышает 8 тыс. т».

Конечно, японцам хочется иметь не 8, а все 180 тыс. т рыбы. И их разговоры об ущемлённом вместе с отторжением Курил национальном достоинстве - лишь красивое прикрытие в битве за богатейшие биоресурсы региона. По этой же причине Япония с крайней неприязнью следит за промышленным бумом, который сейчас творится на «северных территориях» без её участия. «Страшно то, что благодаря усилению экономического развития население ост-ровов будет иметь уверенность в своих силах», - написала как-то японская газета «Хоккайдо симбун».

Дело не только в уверенно-сти. Несмотря на разный климат и даже разный менталитет островитян (а что вы хотели - гряда растянута на 1200 км!), этих людей объединяет осознание того, что они принадлежат к единому сообществу. «Называйте это курильским брат-ством, если хотите, но иначе тут трудно выжить, - сказал мне один из рыбаков. - Возможно, для вас Курилы - это край России, а для нас - её начало».

И это то, что заставляет людей возвращаться сюда. То, что манит их и даёт силы жить.

Корреспондент «Ридуса» Дмитрий Строганов посетил Курильские острова и поделился своими впечатлениями от медвежьего края.

Столица Итурупа - Курильск - малюсенький городишко (население 1800 человек), в центральной России его назвали бы скорее поселком. Чтобы обойти его вдоль и поперек вряд ли понадобится больше часа.

Зданий выше трех этажей нет - сейсмическая активность. Везде развешаны таблички, куда бежать в случае цунами или землетрясения. Правила на эти случаи просты: срочно мчитесь на возвышенность. Для особо понятливых нарисованы и стрелки, указывающие на эти самые возвышенности.

Развлечения

Развлечений в городе - лишь пара кафе при гостиницах да два спортзала, даже кинотеатра нет. Вероятно, именно поэтому молодежь активно занимается спортом. Самые популярные - сноуборд и горные лыжи. Кругом сопки, кататься можно где угодно.

Особо стоит отметить рыбалку. Вычислить рыбака среди местных очень легко: багажник застелен линолеумом. Рыбу: кумжу, горбушу семгу и прочие деликатесы здесь ловят мешками и считают хвостами. «Пару недель назад ездили на рыбу, - рассказывает мне местный „бомбила“. - За три часа взяли 80 хвостов кумжи. Ловили на спиннинг на мороженую икру. Возьмешь пару-тройку хвостов, и двигаешься дальше вдоль реки метров на 500, чтобы от медведя уходить».

Медведи - одна из главных местных проблем. Накануне, как известно, в результате действий местных живодеров эта проблема на день актуализировалась для всей страны. Медведей здесь действительно не любят и крайне опасаются. Но уважают.

«Ночью не гуляйте! Медведь задрать может!», - предупредила меня консьержка при заселении в гостиницу. Дикий край. Впрочем, частично в этой проблеме виноваты и невоспитанные туристы, разбрасывающие мусор вдоль рек. Косолапые привыкли к бытовым отходам и с удовольствием ищут пропитание в помойках, людей больше не боятся от слова совсем.

Мучителей медведя, к слову сказать, задержали весьма оперативно - да, и куда здесь скроешься, все друг друга тут знают - подозреваемых оказалось трое, правда, фамилии не называются, не любят здесь, когда чужие в местные дела лезут, впрочем, где это любят. За подозреваемыми в живодерстве приезжала оперативная группа аж из Южно-Сахалинска.

Из местной живности еще можно отметить курильских бобтейлов - смешных короткохвостых кошек со своенравными характером. Это - помесь домашних пород с камышовыми котами, многие заводят их в своих хозяйствах вместо собак.

Удивительно, но купить редкой для центральной России рыбы в этом рыбном раю сложно. Рынка - нет, а в магазинах лежат лишь кальмары да копченый палтус. Каждый ловит себе сам. Ценник же в местных лавках - запредельный. Первые слова приезжих, попавших впервые в местный магазин, «а мы думали, в Москве дорого…».

Йогурты стартуют от 120 рублей, молоко - от ста. Проехать на такси километр - двести рублей. Цена, сравнимая со столичной, установлена лишь на сигареты, лекарства да минеральную воду. Остров, все продукты - привозные: либо из России, либо из Японии.

Среди местного населения отношение к Японии неоднозначное. Большинство людей в подданство к императору не рвется.

Вне зависимости от национальности звучит - мы русские, да и все тут.

Впрочем, есть и такие, кто устроился на работу в Японии и обратно в Россию возвращаться не собирается. Доходит до того, что, когда они приезжают продлевать рабочие визы, вообще из гостиниц на улицу не выходят, только в посольство да за продуктами. «У наших детей там есть все, да и уровень жизни совсем другой», - говорят такие экспаты. Ради этих благ они согласны мириться с крошечными квартирами раза в три меньше самых маленьких малогабаритных «хрущевок» и отсутствием отпусков.

Главный продукт японского экспорта - автомобили. Самые популярные - внедорожники от тойоты да мицубиси.

Отечественный транспорт только служебный: грузовики, рейсовые «пазики» и «бухантеры» скорой помощи, полиции и МЧС. Единственное исключение - замызганный уазик, попавшийся раз на пути. Судя по его внешнему виду, он попал на Курилы еще в эпоху исторического материализма.

Отдельно стоит отметить дороги. Они - великолепны, сравнимое по качеству дорожное полотно мне встречалось только в столице.

«Еще три года здесь были только грунтовки, потом начали класть асфальт. Все - на гарантии, и строители к вопросу качества подошли очень ответственно. За три года только пару заплаток пришлось сделать», - отметил в беседе мэр Курильска Игорь Карпман. Кое-где по городу грунтовки еще остались, но строительство дорог идет полным ходом.

В паре километров от Курильска - главный местный курорт - «Ванночки». В 1986 геологи пробурили там две скважины с минеральной водой: одна из горячего источника, вторая из холодного. С тех пор можно с удовольствием отмокать в минеральном кипятке с видом на Охотское море. Говорят, очень полезно для суставов. Курс - 10 дней, разовое посещение без временного ограничения стоит 200 рублей с человека. Вода по вкусу и запаху похожа на Ессентуки.

Каково это - жить далеко от Большой земли? Скажем сразу: жить можно. Главный принцип - умей ждать и дождись. Власти заявляют о грандиозных планах по развитию Курильских островов и настойчиво зовут туда туристов. При этом мы, сахалинцы, далеко не все там побывали, и судить о переменах приходится, в основном, по оптимистичным отчетам о поездках губернатора. О том, что удалось увидеть своими глазами, эти путевые заметки.

Море - "наше все", а для жителей Шикотана - дорога жизни, причем единственная.

"Игорь Фархутдинов" вот-вот причалит к берегу, в глаза бросаются сторожевые корабли, которые охраняют бухту, бело-синие домики на сопке, в которых живут военные, и новая школа. Пока идет высадка и проверка документов, можно рассмотреть местные достопримечательности.

Ехать нужно только "к кому-то" и "зачем-то", просто так, в никуда, не получится.

Историческое здание у воды со словами "Слава партии" и ржавое судно, груда железяк на берегу морально настраивают прибывших на путешествие во времени.












Крабозаводское

На острове есть два поселка - Малокурильское, куда причаливает теплоход, и Крабозаводское (входят в состав Южно-Курильского городского округа). Нам предстояло жить в Крабозаводском, поэтому больше всего впечатлений осталось именно от этого местечка.

Дорога, над которой висит туман, занимает всего несколько минут. По пути достопримечательности - монумент труженикам моря, местная свалка, выбранный властью участок под взлетно-посадочную полосу, развалины старых зданий, огромные цистерны под топливо.

Рыбаки, военные и бюджетники - вот кто здесь живет. Охраняют, учат и лечат. Плюс те, кто вышел на пенсию. По официальным данным, сельское население всего городского округа составляет 3824 человека, а это 9 сел: Менделеево, Отрада, Маяк Ловцова, Буровая Рудный, Застава Докучаева, Головнино, Дубовое, Крабозаводское, Малокурильское. На Шикотане сейчас живут около 2,5 тысячи человек, а до 1994-го было 7,5.

В Крабозаводском есть гостиница на 4 номера, в этом же здании расположена рабочая столовая (раньше это был ресторан). Рядом библиотека, дом культуры, два магазина, рыбоперерабатывающий завод - это центр. Самые красивые здания, гордость поселка - больница и школа.

Асфальта на острове нет, поэтому в сухую погоду люди глотают пыль, а в дождь надевают обувь понадёжнее.









В советские годы работали шесть консервных заводов: три в Малокурильском, три в Крабозаводском. В 1977 году рыбопромышленные объекты Шикотана объединили в одно предприятие - рыбокомбинат "Островной" в подчинении Сахалинрыбпрома, который стал впоследствии крупнейшим рыбоперерабатывающим комплексом СССР. Сюда приезжали студенты и специалисты, приглашенные по оргнабору из 20 регионов страны. В начале 90-х объемы выпуска рыбы и консервов резко упали, а землетрясение 1994 года ускорило разрушение комбината. Сотни жителей покинули остров навсегда.

Первый вопрос, который задала мне разговорчивая местная жительница: не связь ли мы приехали налаживать, а то все обещают! В каком-то смысле да.

Недолюбленный остров

С Интернетом очень плохо, но люди приспособились его как-то добывать малыми порциями. Поднимаюсь на высокую точку поселка и пытаюсь через Мегафон войти на Sakh.com - "колесико" долго крутится, оставляя надежду, но увы. Впрочем, люди наслышаны и ждут, что Ростелеком вот-вот приступит к прокладке подводного волоконно-оптического кабеля на Южные Курилы. Скорее бы.

Хочешь найти авторитетных людей - иди в библиотеку и школу. Местная школа расположена на вершине сопки (в цунамибезопасной зоне) в живописном месте. На вид просто чудо, но детей в ней всего 128 человек, 11-классников в этом году выпущено в мир двое. Очевидно, строили с заделом на будущее, лет на пятьдесят. Поговорить с учителями не удалось, в этот день сдавали ЕГЭ. Неподалеку дорожка сворачивает вниз и вдруг появляется тротуар, выложенный плиткой - это путь к больнице.










Таких зданий библиотек встречать еще не приходилось. Женщины здесь работают чудесные, встретили радушно. Ведущий библиотекарь Нина Исупова рассказывает исторические факты, показывает книги о Шикотане, говорит о "бородатом народе" айнах. О том, как четыре русских корабля под командованием капитана Мартына Шпанберга совершили плавание к берегам Японии, а на обратном пути русские исследователи изучали острова Шикотан, Итуруп, Уруп и Кунашир.

А 3 июля они оказались в районе мыса Край Света, шли отсюда вот сюда, - показывает на карте Нина Михайловна, - и примерно в этом месте тормознули, переночевали. Вдали виднелись три макушки сопок, это были вулкан Тятя, Богдана Хмельницкого и, возможно, Мендель. И тогда решили остров Шикотан немножко обогнуть - это было как раз напротив Малокурильской бухты. Вышли, бухта понравилась - круглая, глубокая, удобна для стоянки судов (правда, когда с севера ветер дует, по-всякому выкручиваются корабли), и решили набрать пресной воды. Набрали 14 бочек (в том месте, где у нас "пожарка", в этой речке), после чего сделали заметку в журнале: "Вода очень сладкая" (а это так и есть), а также "Народ мы не видели, но очаги были теплые". 7 июля они уже были на острове Зеленом, запись "Место гладкое. Зелено". Сейчас на всех этих островах: Полонского, Зеленом, Юрий, Анучино, Танфильева - стоят заставы…

Прощаемся, и фото на память.


Сотрудники библиотеки Нина Исупова, Екатерина Синькевич, Светлана Решетникова

Дом культуры носит известное имя "Утро Родины". Как рассказал исполняющий обязанности директора учреждения Валерий Тоцкий, кружки и секции посещают около 150 человек: пожалуйста - танцы для детей, фитнес, эстрадный и театральный кружки, литературная гостиная. Пытаются днем показывать мультфильмы, но дети не приходят. Потому что взрослым тоже не до кинопросмотров. Кинозал просторный, но пустует.

Конечно, прокатные фильмы первой величины мы показывать не можем, это дорого. Дискотеки тоже оказались не востребованы, кому на них ходить? Рыбаки работают по 18 часов в сутки, им не до танцев, молодежи мало, если уезжают учиться, то возвращаются редко.

На вопрос, где, например, молодые отмечают свадьбы, собеседник отвечает, что кафе в поселке нет, раньше был ресторан с громким именем "Империал", - работал один день в неделю (допустим, по пятницам) и тоже пустовал. Ради двух-трех человек содержать его не имело смысла, вот и закрыли.

А свадьбу и в нашем поселке можно отметить, я видел пару раз, - улыбается Валерий Тоцкий и переходит к любимой теме о талантливых детях и их успешных выступлениях на районных конкурсах.

Можно съездить повеселиться в Малокурильск, автобус между поселками ходит бесплатно, но до 17 часов. Возвращаться придется на такси, цена поездки 350 рублей.

Магазин небедный, депутаты, побывавшие недавно на Шикотане, . Товары привозят из Владивостока и из Южно-Сахалинска, поэтому цены в большинстве соответствуют нашим, хлеб стоит около 50-60 рублей, помидоры 160-200 рублей, огурцы 200-250, зелень, рыба, молочная, мясная продукция в ассортименте, большой выбор местной выпечки.















Рядом магазинчик промышленных товаров, где продаётся всё-всё - от резиновых тапочек до новинок последних коллекций одежды. Это грустная шутка, конечно. С одеждой здесь унылая картина. И обслуживание ввиду отсутствия конкуренции, как показалось автору, осталось на уровне времен Сахалинрыбпрома. Куда вы денетесь, все дороги ведут в Рим.

Хорошо отдыхают те, у кого есть машина. Час езды - и ты в красивейшей бухте. У кого нет, довольствуются красотами бухты Крабовой. Выйти к морю можно рядом с действующим рыбокомбинатом. Эту народную набережную называют "пятым причалом". Камни, следы от костров, остатки бетона и, вероятно, не очень безопасное дно для купальщиков.











Интересная особенность здешнего поселка: людей в рабочий день на улице встретишь редко. Они с любопытством разглядывают прохожих из окон. Многие приветливо здороваются. Рассказывают, какой это каторжный труд - гнуть спину на рыбообработке, но любят свою работу… Если пожить здесь подольше, можно раскопать уникальные судьбы для сюжетных историй. И еще в поселке летают стаи огромных ворон и щелкают клювами у тебя перед носом. Для устрашения их прибивают к "позорному столбу".

















Наш остров власть недолюбливает, - рассказывает собеседница из числа старожилов поселка. - После землетрясения 1994 года здесь построено по программе переселения, кажется, 4 дома. Правда, вон там, на площадке, где крест стоит, уже землю раскопали, будут строить арендный дом.

Дорога? До Малокурильска по федеральной программе построили, что называется, деньги закопали. По курильской программе здесь много "закопали". Очистные сооружения построили, запустить обещали, но руки так и не дошли закончить. Реконструкцию систем энергообеспечения обещали. Деньги освоили, а результат мизерный, за это Хорошавина, видимо, и посадили. Но сбегать отсюда все равно не собираюсь, потому что дышать не могу без этих сопок и тумана. Вы вон в теплую куртку нарядились, а я, посмотрите, как одета! Это мой любимый климат, и те, кто прожили здесь всю жизнь, а потом уехали в Краснодар - уже умерли либо назад вернулись.

А еще люди просят построить общественную баню. 15 июня должны были отключить тепло, в домах станет сыро и холодно, лета еще нет. Прогреться негде.

Вот как мы здесь живем, - вздыхает женщина и рекомендует приехать на Шикотан в августе, когда золотая пора, солнце, голубые бухты, счастье.

У нас один нехороший подрядчик взялся дом строить, но ничего не сделал и вроде бы его даже в тюрьму посадили, - рассказывают два подростка и просят "не вздумать снимать их на камеру".

Не скучно вам здесь? Чем занимаетесь?

У нас круто, весь день гуляем, свежим воздухом дышим, - наигранно смеются парни.

Если на закате подняться по этой лестнице, дождаться, пока осядет пыль и зажгутся фонари, поселок предстанет в новом свете. И вроде бы никакая не провинция.

Малокурильское

Приличный портовый поселок. Красивые школа и детский сад, есть детские площадки и новые дома (арендные для военных и бюджетников ярко-желтого цвета, всего обещают построить 7), знаменитый спорткомплекс "Шикотан-арена" и кафе: сюда ездят отмечать праздники и жители Крабозаводского.

С арендными домами не все гладко, местные называют их "коробочками" и рассказывают страсти про хрупкие стены и потолки. Чтобы начать там жить, нужно вложить немало средств. Благоустройство возле домов? Это можно увидеть на фото.

Каждое лето сюда приезжают японцы, прибывшие на острова по безвизовым обменам, чтобы поклониться могилам предков.














Подход теплохода - событие в поселке. Конечно, шикотанцы хотят чаще выезжать на Сахалин, но такой возможности практически нет. Билеты распроданы на месяц-два вперед.

С появлением возможности купить билет через Интернет исчезла коррупционная составляющая, - рассказывает местный житель Александр, - а то раньше займешь очередь, ты вроде первый, а когда время выкупать, ты уже 41-й. Теперь можно планировать отпуск за два-три месяца вперед, выстраивать выезд с Сахалина. Но если нужно уехать срочно, то ты пленник острова. Сезонные рабочие едут бесконечно, они и занимают все места, а нас отодвигают. Вертолет? Это идти в администрацию, просить, обосновывать, почему мне нужно улететь по семейным обстоятельствам… Так нас много таких. И сколько это будет стоить?

Градообразующее предприятие здесь - рыбокомбинат "Островной", видно, как активно готовится площадка под строительство консервного завода. Обещают создать 800 новых рабочих мест, но пока трудно представить, где будут жить эти сотни счастливчиков.









От Москвы до спорных Курильских островов 9500 километров. « Google Карты» пессимистично утверждают: «пройти пешком и проехать на автомобиле здесь не получится» и «общественный транспорт здесь не ходит». Для обычного жителя России Курилы — край света, а бытовая жизнь и привычки курильчан не более известны, чем повадки антарктических пингвинов. Ранее «Телеграф» рассказывал об истории территориального конфликта между Россией и Японией, а затем выяснял , хотят ли русские курильчане стать гражданами Японии (спойлер: не хотят). На этот раз мы собрали рассказы местных жителей о бытовых вопросах, чтобы спорные территории стали ближе и понятнее.

Девочка плачет, «фарик» улетел

Транспортная недоступность Курильских островов остается самой главной проблемой региона. Связь с большой землей трудна, непредсказуема и при этом чрезвычайно дорога. Современные аэропорты начали появляться на островах только в последние годы, но до сих пор не оборудованы всепогодными навигационными системами, поэтому их работа возможна лишь в отсутствие тумана и сильного ветра, что на Курилах случается нечасто.

Более предсказуем водный путь на Курилы. С Сахалина на острова Кунашир, Итуруп и Шикотан ходит теплоход «Игорь Фархутдинов» (в простонародье «фарик»), названный в честь погибшего при крушении вертолета МИ-8 в 2003 году губернатора Сахалина. Время отплытия судна, вмещающего всего 140 пассажиров и отправляющегося два раза в неделю, сильно зависит от погодных условий, количества пассажиров и перевозимого груза. Дорога до Кунашира в зависимости от маршрута занимает 1-1,5 суток — корабль долго стоит в порту Шикотане. Кроме того, теплоход, уже добравшись до места назначения, не всегда может подойти к причалу из-за сложной погодной обстановки.

На этом неудобства не заканчиваются. В проливе Екатерины, отделяющем Кунашир от острова Итуруп, склонным к морской болезни пассажирам приходится нелегко из-за сильной корабельной качки. Ветер может достигать скорости 30 м/с, и в этот момент перемещаться по кораблю невозможно. Остается только лежать на койках и сдерживать рвотные позывы.

Для туристов подобные приключения во время путешествия на край света добавляют дополнительного адреналина в кровь, а курильчане вынуждены тщательно планировать каждую поездку на материк, которая стоит 4000 рублей в 4-местной каюте на нижней палубе с удобствами в коридоре.

Цены не первой свежести

Удаленность Курил ощутимо сказывается на цене и доступности земных благ, к которым жители остальной России привыкли уже давно. В первую очередь, из-за трудностей с доставкой крупногабаритных грузов страдает строительство. Когда курильчане говорят об отделке квартир, то понятие «хороший ремонт» подразумевает использование обоев и краски, небогатые курильчане довольствуются голыми стенами. Предметом роскоши здесь считаются стеклопакеты, поэтому рамы хозяева продают отдельно от квартир. А в населенных пунктах часто можно увидеть пустые глазницы окон — дефицитному товару «приделывают ноги», как только жильцы покидают дом.

«Люди не убегают отсюда. Привыкли к этим местам. Даже страшное землетрясение 94-го года не напугало их. Отстроились заново и живут», — объясняет блогер Стася Светлая в своем видеоочерке об острове Шикотан.

Цены на продукты — любимая тема курильчан. По сравнению с материком цены завышены в несколько раз, потому что продукты доставляются только кораблями и только, когда позволяет погода. С Владивостока приходят большие грузы, а из Сахалина — мелкие товары. Хлеб островного производства стоит 35-40 рублей, хлеб с материка — 60-80 рублей. Яйца продаются по 110-130 рублей. Сахар — 90 рублей за кг. Огурцы, помидоры и прочие фрукты-овощи в 2-3 раза дороже, чем на московских рынках. Но появлению новых продуктов здесь рады даже несмотря на дороговизну. В этой связи на Итурупе часто вспоминают весну 2014 года, когда Пасху пришлось отмечать без традиционных пасхальных яиц, так как до середины мая бухта была забита льдами.

«Продукты привозят пароходом, они за время перевозки портятся, приходят несвежие, вялые, приходится покупать только такое! Раскупили сразу то, что привезли, потом приходится опять ждать свежего. В магазинах вроде бы все есть, но цены кусаются, высокие! Пусть такие, как и в Москве, но там работа есть и зарплаты выше, чем у нас», — рассказала Нина, работающая на острове Кунашир поваром за 10 тыс. рублей в месяц.

Первые автозаправки на островах появились совсем недавно. Бензин здесь стоит около 70 рублей за литр. Многие владельцы автомобилей до сих пор заказывают его из Владивостока в бочках. Дизельное топливо обходится дешевле (45 рублей), поэтому автолюбители в основном предпочитают машины на дизеле. Откуда он берется, местные жители предпочитают умалчивать, лишь намекая, что его много у военных и на госпредприятиях.

За несколько лет до АЗС на островах появился первый асфальтовый завод, а до того времени населенные пункты на Курилах соединяли только грунтовые дороги. Из-за этого едва не случился всероссийский казус. Во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева на Кунашир ему предстояло ехать по пыльной грунтовой дороге в аэропорт Менделеево. У местных чиновников возникли опасения, что машина охраны премьера, которая поедет впереди кортежа, поднимет облако пыли, из-за чего Медведев ничего не увидит. Дорогу планировали поливать из шлангов перед эскортом. Но накануне приезда главы правительства начался дождь, который не переставал идти в течение суток. Медведев увидел Кунашир и даже остался доволен увиденным.

«Работы на Шикотане вообще нет. Есть только два способа заработать денег — служить в армии или работать на одном из двух местных рыбозаводов. За счет чего местные живут, я не понимаю. Серьезных работодателей там нет. Только собственным делом можно заниматься — рыбу ловить или продукты с большой земли поставлять», — удивляется блогер Бока Типик.

Из танков по трепангам

Южные острова связаны с военными самым тесным образом. Здесь проходит граница с Японией, страной, которая в прошлом веке несколько раз воевала с Россией и до сих пор не подписала мирный договор. На острове Шикотан с тех времен сохранились точки долговременной обороны — старые танки ИС-2, стволы которых повернуты в сторону Японии. Машины глубоко вкопаны в сопку, между ними прорыты окопы, которые в некоторых местах забетонированы. Местные жители уверяют, что орудийные механизмы до сих пор находятся в исправном состоянии.

Сейчас сотрудники пограничной службы ФСБ есть почти на каждом из островов. На некоторых из них нет ни населенных пунктов, ни дорог, ни даже деревьев — только пограничные отделения. Одна из главных задач пограничников — пресечение незаконного вылова морских биоресурсов — краба, трепанга, морского ежа. Японцы считают, что ежедневное употребление трепанга продлевает жизнь как минимум на десять лет, потому и стоит он дорого. Пограничники рассказывают случай, как однажды задержали три японских шхуны. На допросе нарушители признались, что всего три браконьерских выхода позволили им построить себе большой дом с бассейном.

Самим хранителям российской границы тоже грех жаловаться на финансовые трудности. По местным меркам, с зарплатой от 120 тыс. рублей они почти что олигархи. Могут позволить себе путешествие на большую землю при первой необходимости и летать в отпуск в Сочи.

Япония близкая и недоступная

Японскую тему на Курилах обсуждают очень аккуратно. В 90-е годы японские власти активно помогали выжить российскому населению, когда регион испытывал перебои с электроэнергией и поставкой продуктов. Старожилы с благодарностью вспоминают гуманитарную помощь, в том числе неимущим пенсионерам: шоколад, муку, сахар, масло, рис. Построенные японцами электростанции до сих пор продолжают обеспечивать светом дома курильчан.

«Было время, когда на острове не было магазинов, и товары завозили из Японии. Раньше сюда часто заходили корабли, люди часто ездили в соседнюю страну. В некоторых домах до сих пор сохранилась японская бытовая техника. Холодильники, микроволновки — все сохранилось с 90-х годов, все работает. Сейчас не везут ничего, потому что сильно выросли таможенные пошлины», — рассказывает Стася Светлая.

На Курильских островах везде проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива.

Для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом — в среднем за год туда с Курил ездят около 400 человек (менее 0,25% населения региона).

Сейчас никто не хочет обижать близких соседей, дома которых отлично просматриваются в ясную погоду с курильских сопок. Но и отдавать территорию местные жители категорически не согласны. Абсолютное большинство из них, несмотря на бытовые трудности, поддерживает президента страны Владимира Путина и верит, что в ближайшие годы Курилы догонят по уровню жизни остальные регионы страны. Япония для них — только хороший пример, но никак не родная гавань, в которую стоит вернуться.

Япония претендует на четыре южных острова Курильской гряды - Итуруп, Кунашир (на фото), Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на Трактат о торговле и границах 1855 года. Южные Курилы вошли в состав СССР по завершении Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий международно-правовое оформление, сомнению не подлежит – такова позиция России

Население этих островов – менее 10 000 человек, следует из данных, опубликованных на сайте муниципальных образований. На фото выше: жители Итурупа

Острова являются частью Сахалинской области. Крупнейшие населенные пункты - город Курильск на Итурупе, поселки Южно-Курильск на Кунашире (на фото), Малокурильское и Крабозаводское на Шикотане

Из Владивостока или с Сахалина до островов можно добраться на теплоходах, правда, они ходят не каждый день и могут быть отменены из-за погодных условий. Теплоход заходит в Курильск, далее следует в Южно-Курильск и Малокурильское, говорится на сайте министерства транспорта Сахалинской области. С 1992 г. в портах Малокурильское и Южно-Курильск были открыты пункты пропуска через границу. Порты стали обслуживать международный грузовой и пассажирский транспорт

С декабря этого года возобновлены пассажирские авиаперевозки между островами Кунашир и Шикотан. Дважды в неделю выполняются вертолетные рейсы по маршруту аэропорт «Менделеево» (Кунашир) - село Крабозаводское (Шикотан), сообщает «Интерфакс». До этого времени выбраться с Шикотана можно было только морем: на плашкоуте до Кунашира или на теплоходе «Игорь Фархутдинов» - до сахалинского порта Корсаков

Основная отрасль промышленности – рыболовство и переработка рыбы. На фото выше один из консервных заводов на острове Шикотан. На какое-то время, после прошлогодней прямой линии Владимира Путина, рыбокомбинат, расположенный на острове, даже попал во все новостные ленты. Его сотрудники пожаловались президенту на задержку зарплат, после чего последовали многочисленные проверки предприятия

Посол лососевой икры на рыбзаводе в поселке Китовое на острове Итуруп

Медведь на свалке рыбных отходов недалеко от поселка Рыбаки на острове Итуруп

Сельское хозяйство в регионе развито слабо. Так, в Южно-курильском городском округе (острова Кунашир, Шикотан и некоторые другие) под посевные площади используется всего 16 га земли, в основном выращивают картофель. Также есть небольшие хозяйства, выращивающие коров и свиней. За девять месяцев 2016 г. хозяйства округа вырастили 119 т картофеля и произвели 540 т молока, говорится в информации, опубликованной на сайте округа. Скот разводят и частники

Электроснабжение на Курильских островах осуществляется от небольших дизельных, гидро- и геотермальных электростанций. Первая геотермальная электростанция мощностью 500 кВт была введена в эксплуатацию в 1993 г. на Кунашире

В крупных поселках (на фото Южно-Курильск на Кунашире) и в Курильске работают несколько школ и детских садов

После землетрясения 1994 г. многие рыбозаводы, школы и детские сады были уничтожены или полуразрушены. Денег не хватало даже на разборку и снос пострадавших зданий, и людям выделяли для проживания аварийные помещения, а разрушенные здания оставляли в прежнем состоянии. На фото выше: поселок Рейдово на острове Итуруп, на заднем плане вулкан Богдан Хмельницкий

На Кунашире в 1984 г. образован государственный заповедник «Курильский» (на фото) площадью 654 кв. км, остров Шикотан известен природным заказником «Малые Курилы», где обитают редкие и эндемичные виды животных и растений

Один из самых известных вулканов Курил Тятя – часть Курильского заповедника, он расположен в северной части Кунашира

Одна из самых известных вершин острова Итуруп – вулкан Богдан Хмельницкий (1585 м). На фото выше: поселок Курильск на его фоне

С помощью богатого природного потенциала островов региональные власти рассчитывают привлечь туристов. Пока что их не много – около 1000 человек в год (по официальным отчетам). На островах Кунашир и Шикотан к 2020 г. власти рассчитывают увеличить их число до 4500 человек

В ноябре стало известно, что Россия разместила ракетные комплексы на Курильских островах Кунашир и Итуруп. Япония ответила на это сожалением. На фото выше: линия береговой обороны на базе танковых башен на острове Кунашир

15 декабря Владимир Путин и Синдзо Абэ согласовали заявление о совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах. Помощник российского президента Юрий Ушаков отметил, что деятельность на островах будет осуществляться на основе российского законодательства, так как острова принадлежат России. При этом принципиальная позиция Японии относительно этих четырех островов остается неизменной, подчеркнул Абэ

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!