Региональные авиаперевозки. Российские региональные авиаперевозки. Рамки создания успешного проекта. Расстояние между городами, км

Региональные авиаперевозки на самолётах E-145LR (Бразилия, 50 кресел, дальность 2850 км., 830 км/ч). Маршрутная сетка есть. Всё необходимое есть. Требуются инвестиции от 100 до 500 млн. рб.

«Авиакомпания «5-й океан»

ул. Благодатная 235.
ИНН 3012040914

«Airline 5th ocean»

Руководителю Инвестиционной компании

ООО «Авиакомпания «Пятый океан» зарегистрирована в августе 2017 г. на базе авиакомпании «Центр-Юг», осуществлявшей деятельность в области региональных авиаперевозок на воздушных судах ЯК-40, ТУ-134, SSJ-100 в период с 1991 по 2016 год. В настоящее время для продолжения прежней деятельности требуется обновление парка ВС и восстановления сертификата оператора. Проведены консультации с рядом банков о возможности кредитования – ВТБ, СБ, ГПб. Предоставлен полный пакет документов для рассмотрения заявки на кредит. Банки готовы открыть кредитную линию (КЛ) при условии участия заёмщика (ООО «АК «5-ый океан») в финансировании проекта собственными или привлечёнными средствами в размере не менее 20% от суммы КЛ. Потребная сумма – 500 000 000 рб. Просим рассмотреть возможность оказания содействия в привлечении инвестиций в размере 100 млн. рб. на срок до 18 месяцев для получения кредита на развитие 500 млн.рб.
С уважением,


Т: +7 929 526-3134.
Прилагается:
1. Заявка на кредит
2. Краткое описание проекта.

«Авиакомпания «5-й океан»
308501. Белгородская обл., пос. Дубовое,
ул. Благодатная 235.
ИНН 3012040914

«Airline 5th ocean»
308501. Settle Dubovoe, Blagodatnaya st, 235. Belgorod reg

ЗАЯВКА на кредит
Просим рассмотреть возможность предоставления кредита:
1. Общий объём - 500 000 000 рб в форме кредитной линии (КЛ).
2. Срок 36-60 месяцев.
3. Цель кредита:
 покупка действующего бизнеса – ЗАО «Авиакомпания «Геликс». 250 000 000рб.
 развитие бизнеса приобретаемой авиакомпании и заёмщика – региональные авиаперевозки на воздушных судах Е-145LR до 8-ми ед. (пр-во Бразилия, 50 кресел, скорость 830 км/ч, дальность 2850 км.). 250 000 000 рб.
4. Выборка КЛ:
 Покупка ЗАО «АК «Геликс» 250 м.р. в течении 3-х банковских дней после открытия КЛ;
 Развитие бизнеса 250 м.р в течении квартала после открытия КЛ.
5. Обеспечение:
 Гарантия «Корпорация МСП» 70% от лимита КЛ;
 Гарантия гарантийного фонда поддержки кредитованию Белгородской обл. 83 м.р.;
 Залог имущества АК на требуемую сумму (по акту независимой оценки 378 м.р.).;
 Поручительство собственника организации-заёмщика ООО «АК «5-й океан» Шорникова Игоря Борисовича.
6. Желаемые условия КЛ:
 Ставка – 10-12%;
 Возможность досрочного погашения;
 Отсрочки выплат:
- по процентам один квартал;
- по основному долгу три квартала.
7. Источники погашения:
 Текущая деятельность ЗАО «АК «Геликс» (чистая прибыль 6-8 м.р. в месяц);
 Коммерческая эксплуатация приобретаемых в финансовый лизинг ВС Е-145LR (прибыль 20-30 м.р. в месяц).
8. В течении 1-ого квартала после открытия КЛ будут привлечены собственные средства, не связанные обременением, в размере до 60 м.р.
С уважением,
Генеральный директор
Хамнагадаев А.И.
Исполнительный директор
Слёзкин Р.В. (Т: +7 929 526-3134)

«Авиакомпания «5-й океан»
308501. Белгородская обл., пос. Дубовое,
ул. Благодатная 235.
ИНН 3012040914

«Airline 5th ocean»
308501. Settle Dubovoe, Blagodatnaya st, 235. Belgorod reg

Краткое описание проекта

Для региональных авиаперевозок наиболее популярны самолёты размерности 50-70 кресел для связи городов с населением от 200 тысяч человек между собой и с региональными центрами на маршрутах от 300 до 3000 км, на которых воздушные (ВС) большей пассажировместимостью являются избыточными. Предполагается использование самолётов Бразильского пр-ва Е-145LR (50 кресел, скорость 830 км/ч, 2800 дальность с полной загрузкой) и Е-170 (78 кр, 860 км/ч, 3900-4200 дальность в зависимости от модификации). Ближайшее к E-145LR по пассажировместимости отечественное воздушное судно – ИЛ-114. В связи с невысокой крейсерской скоростью (500 км/ч, Е145- 830 км/ч) наиболее целесообразно использование на линиях до 1000 км. Планируется серийное производство в конце 2019 г. Аналог иностранного производства - SRJ100/200 (Канада), уступает Е145 в экономичности, стоимости технического обслуживания и комфорте пассажиров, так как изначально проектировался как бизнес-джет. Аналог Е-170 на российском рынке отсутствует. 17 ВС этого типа в операционном лизинге у авиакомпании “S-7”. Сегмент рынка пассажирских авиаперевозок в размерности 50-70 кресел в настоящее время представляет привлекательность в результате следующих факторов:
 относительно малые начальные капитальные вложения;
 низкие риски по заполняемости кресел;
 отсутствие значимой конкуренции;
 низкая зависимость от сезонности;
 малые эксплуатационные затраты;
 наличие государственной поддержки в виде субсидий;
 отсутствие госпошлины для ВС до 50 кр. включительно;
 высокая мобильность в оперативном управлении количеством парка ВС исходя из потребностей рынка;
 широкий диапазон применения ВС по протяжённости маршрутов – от 300 до 2800 км Е-145 и до 4000 км для Е-170;
 высокий и стабильный процент роста региональных пассажирских авиаперевозок, опережающий на 17% в год магистральные перевозки;
 более низкое влияние негативных факторов, сказывающихся на пассажиропотоках (в первую очередь сказываются на ВС большой пассажировместимости);
 поощрительное отношение Государственных регуляторов к региональным перевозчикам.
Учитывая вышеизложенное предполагается создание региональной авиакомпании на основе аренды (с правом выкупа в течении 84 мес.) 15-ти ВС Е145LR и 5-ти E-170
Маршрутная сетка есть – центральный, южные р-ны РФ, Крым, МСК.
ООО «Авиакомпания «Пятый океан» организована на основе структуры авиакомпании «Центр-Юг», г. Белгород, специализировавшейся на региональных пассажирских авиаперевозках с 1992 по 2016 гг. Управленческий персонал есть. Лётный состав, инженерно-технический персонал (ЛС, ИТС) для переучивания на тип Е-145LR есть. Бизнес-план и независимое маркетинговое исследование сегмента рынка для ВС, вместимостью 50-78 кресел есть. Сертификация предприятия как авиакомпании в пределах 4-х месяцев. Предварительное согласие руководства Росавиации есть.
Административная группа:
Хамнагадаев Алексей Иосифович - создатель и Генеральный директор (с1992 г.) авиакомпании "Центр-Юг", г. Белгород. Образование: Сасовское лётное училище, (ОЛА ГА) Ордена Ленина Академия ГА;
Шорников Игорь Борисович - один из организаторов авиакомпании "Крым-авиа", ГД. Образование: Московский институт инженеров ГА, Высшая школа авиабизнеса.
Морозов Марат Владимирович - заслуженный пилот России, организатор и ГД ряда авиакомпаний, работал на руководящих должностях в органах авиационных властей, крайняя должность - ГД авиакомпании "Авиастарз". Образование лётное училище, ОЛА ГА.
Прокопенко Владимир Васильевич - (ВВАУЛ), Краснрдарское высшее военное авиационное училище лётчиков, п-к запаса, ОЛА ГА. После увольнения в запас работал в министерстве ГА, Депертаменте воздушного транспорта, Федеральной авиационной службе, ГД авиакомпании "Атлант-Союз", "Континент".
Слёзкин Роман Викторович - был организатором ряда авиакомпаний. Исполнял должности ГД и заместителя ГД. Образование - Актюбинское Высшее лётное училище ГА.

Финансирование.
Общий бюджет на привлечение в финансовый лизинг и освоение 7-ми ВС Е-145LR составляет 300 млн.рб.
Минимальная прибыль при расчёте цены билета на основе сложившейся средней рыночной цене 1-го кресла/час полёта 4 900 рб. и минимальной заполняемости 40 кресел составляет 24 800 рб./час. Ежемесячный налёт на 7-мь ВС: 150 час/мес х 7 ВС = 1 050 час. Месячная прибыль:
1 050 час х 24 800 рб = 26 000 000 рб в месяц. Точка безубыточности: 300 м.р. : 26 м.р. = 12 мес.

1. Расходы (финансовый лизинг 7 ВС E145LR):
 Комплексная страховка (КАСКО, экип, 3-и лица, баг, почта) 7 ВС _____ 15 м. рб.;
 Подг. ВС к экспл. В РФ (3.5 м.рб. Х 7 ВС) __________________________24.5 м;
 Регистрация в Бермудах ($55 т. Х 7 Х 70)___________________________27 м;
 Инспекция, приёмка ВС («Нордтехник» 0.5 м.рб Х 7)_________________3.5 м;
 Депозит за лизинг ВС ($150 т. Х 7 Х 70) ____________________________73.5 м;
 Переучивание ЛС, ИТС ($60 т. Х 7 Х 2.5 зк. Х 70)____________________7.53 м;
 Растаможка (1 м.рб. Х 7)_ _________________________________________7 м;
 Перегонка ВС ($20 т. Х 7 Х 70) ____________________________________9.8 м;
 Покраска ВС ($25 т.Х 7 Х 70)______________________________________12.5 м;
 Закупка керосина (100 т. Х 35 т. рб. Х 7) ____________________________24.5 м;
 Депозит по аэропортам (70 рейсов Х 7 Х 35 т. рб.) ____________________17 м.
Итого____________________________________________________________290 м.
Дополнительные расходы – организация линейных станций ТО, оборудование и инструменты для ТО, склады для хранения зап. частей, сертификация предприятия как авиакомпании и т.д.) - 10 м.
Общая сумма 300 млн. рб.
Эксплуатационные расходы (одно ВС):
Лизинг ВC ($40 т. Х 70)в месяц _________________________ 2.8 м рб./месяц;
Резервы на кап. ремонт (планер, двиг, ВСУ, шасси, агрегаты ограниченных ресурсов) ($450/час х 70) одно ВС за один лётный час _______________________ 27 тысяч/час;
Гарантийное ТО ($200/час х 70) __________________________ 14 т./час;
Текущее ТО ($50/час Х 70)_______________________________ 3.5 т/час;
Оплата экипажа, ИТС)__________________________________ 15 т.;
Оплата инструктора на ввод ЛС ($100/час х 70) _____________ 7 т.
Поддержание жизнедеятельности авиакомпании (час)________ 10 т.
Итого за час без учёта лизинговых платежей: 76 500 рб.
Себестоимость лётного часа при месячном налёте 150 часов/одно ВС: 76.5 т. + (2.8 м.рб. : 150 л.ч./мес. = 18.7 т./л.ч.) = 95.2 т./л.ч.
Керосин ___________________________________ 40 т./час;
Аэропорты, АНС ____________________________ 35 т./час.
ИТОГО, полная стоимость лётного часа: 95.2 + 40 + 35 = 170.2 т. рб./час.
Цена лётного часа – 195 000 рб/час. Цена кресла (50 кр.) 3.9 т./час,
40 кр. – 4.9 т./час.
Прибыль в месяц за 7 ВС при налёте 150 часов (заполняемость 40 кр.)
х 150 час = 3.720 млн/мес Х 7ВС = 26 млн/месяц;
Месячный налёт на одно ВС с учётом резервирования рейсов.
Налоги:
Социальные - ФОТ в бизнес-плане;
НДС – 10%;
Налог на прибыль – 20%, из которого 3% в федеральный бюджет, 17% в региональный. Для инвесторов (более 450 млн. рб.) в Белгородской области предоставляется льгота – налог на прибыль в региональный бюджет 0%.

Риски
Эксплуатационные:
 Возможные неисправности ВС компенсируются соглашением на гарантийное ТО по планеру и двигателям с производителями. Отчисления от лётного часа, указаны в расчётах. В случае выхода из строя агрегатов и элементов планера – замена в течении 36 часов. Двигатель – 48 часов. На время замены используется резервное ВС. Месячный налёт и маршрутная сетка построены с учётом резервирования в соответствии с требованиями Росавиации.
 Размещение пассажиров в случае задержек по метеоусловиям, из практики эксплуатации незначительны (не более 0.5%) – компенсируется из резервного фонда (КЛ) и накопительного – авиакомпания.
 Поломка (утеря) ВС – компенсируются страховым покрытием.

Финансовые
 Рост цены на ГСМ – компенсируется оптовыми закупками.
 Обслуживание в аэропортах – регулируется государством, авиаперевозчики уведомляются заранее, компенсируется ценой на авиабилеты.
 Конкуренция – маршрутная сетка выстроена по направлениям, на которых другие авиаперевозчики отсутствуют.
 Наличие загрузки по маршрутам рейсов.
На основе анализа годовой и месячной статистики проданных билетов из города в город с пересадкой в промежуточном аэропорту выбираются пассажиропотоки для открытия прямого сообщения с интенсивностью пассажиропотока от 150 до 250 человек в неделю и организации от 3 до 5-ти рейсов в неделю. Меньше 3-х рейсов нецелесообразно, исходя из удобства пассажиров, больше 5 рейсов, соответственно, пассажиропоток более 250 человек – существует риск прихода перевозчиков, эксплуатирующих самолёты большой пассажировместимостью после раскатки рейсов на ВС вместимостью 50 кресел. Таким образом, маршрутная сетка строится по направлениям с гарантированным пассажиропотоком от 150 до 250 человек в неделю и отсутствием на этих направлениях прямого сообщения, что позволяет с уверенностью рассчитывать на заполнение кресел в объёме, не менее 80% (40 кр.). Базовые тарифы так же определяются исходя из средней загрузки 40 кресел/направление с учётом минимальной прибыли 20 000 рб/л.ч.
 Дополнительный сегмент рынка с отсутствием зависимости от пассажиропотока (гарантированной оплатой рейса) – чартерные авиаперевозки. Сложившаяся на этом рынке цена ACMI составляет не менее 150 000 рб. При продаже Е145 по цене 135 000 рб. прибыль составит не менее 35 т./л.ч. Есть предварительные запросы от ведущих чартерных операторов (приложение № ___), на основании которых можно рассчитывать на 300-400 часом месячного налёта, при котором прибыль составит:
350 л.ч. Х 35 т. рб. = 12, 25 млн./мес Х 12 = 147 млн. в год.
 Сезонность загрузки – на ВС пассажировместимостью 50 кр. оказывает незначительное влияние. Компенсируется при расчётах среднегодовой занятости кресел и месячным налётом.
 Другие возможные риски – компенсируются из резерва (КЛ) и накопительного фонда авиакомпании;
 Для более эффективной реализации проекта предполагается покупка действующей авиакомпании. Цена - 250 млн.рб.

Финансирование проекта
Кредит банка в виде кредитной линии (КЛ) под обеспечение:

 Гарантия «Корпорация МСП» 70% от объёма КЛ;
 «Гарантийный фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Белгородской области» - 83 млн. рб. на каждую сделку;
 Залог основных средств приобретаемой авиакомпании (акты оценки 378 млн.рб.);
 Собственные средства – от 50 млн. рб.
Реализация настоящего приведёт к созданию 400 и более высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест (см. штатное расписание и ФОТ в БП). Авиатранспортная инфраструктура будет более сбалансирована и авиаперевозки для пассажиров станут более комфортными и доступными, что является дополнительным фактором ускорения развития экономики регионов и РФ в целом

С уважением,
Генеральный директор Хамнагадаев Алексей Иосифович.
Исполнительный директор Слёзкин Роман Викторович.
Т: +7 929 526-3134; e-mail: [email protected]

РАСШИРЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 144 – ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), позволяющие регионам снижать налоговую нагрузку для организаций в пределах объема осуществляемых ими капитальных затрат.
Белгородской областной Думой 22 июня 2017 года принят закон «О внесении изменений в закон Белгородской области «О льготах по налогу на прибыль организаций», устанавливающий льготную ставку налога на прибыль, зачисляемого в областной бюджет, полученную от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта.
Для получения льготы организация должна быть включена в реестр участников региональных инвестиционных проектов либо быть участником специального инвестиционного контракта. Минимальный объем капитальных вложений для регионального инвестиционного проекта установлен в размере не менее 450 миллионов рублей.
В соответствии со ст.284 НК РФ на период применения пониженной налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в региональный бюджет, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере «0» процентов.

В нашей стране с ее огромной территорией и весьма неравномерной плотностью заселения значение региональных авиаперевозок трудно переоценить. Авиакомпании, занимающиеся такими перевозками, имеют целый ряд схожих проблем, вызванных в первую очередь тем, что эти маршруты значительно менее доходны в сравнении с магистральными. На многих региональных направлениях авиакомпаниям приходится конкурировать не столько между собой, сколько с дешевым наземным транспортом, а там, где альтернативы авиации нет, величину тарифов ограничивает низкая покупательная способность населения.
Такая ситуация предопределяет смешанную структуру маршрутной сети и парка самолетов в регионах перевозчиков. Они вынуждены для обеспечения экономической эффективности своей работы обслуживать дальнемагистральные маршруты, выполнять полеты за рубеж. На этих направлениях они сталкиваются с жесткой конкуренцией крупных "федеральных" перевозчиков. Зачастую лишь проводимая ГСГА политика квотирования и поддержка местных властей позволяют "регионалам" удерживаться на высокодоходных маршрутах.
Все эти неблагоприятные факторы ограничивают развитие региональных перевозчиков. Их количество постепенно сокращается, обостряя проблему обеспечения воздушного сообщения с удаленными и малонаселенными пунктами страны. Впрочем, есть и примеры успешного развития: некоторые компании, образовавшиеся в начале девяностых на базе региональных подразделений "Аэрофлота", теперь входят в десятку крупнейших перевозчиков России и при этом по-прежнему поддерживают свою региональную сеть маршрутов.
В последние годы наметились некоторые перспективы улучшения положения "регионалов". Постепенно по инициативе самих авиаперевозчиков и аэропортов проявляется тенденция к созданию "хабовой" маршрутной сети, которая формирует не только магистральные, но и региональные транспортные потоки. Вместе с тем обостряется проблема обновления парка воздушных судов региональных перевозчиков. Устаревшие и некомфортные , неэффективные и трудяги Ту-134 нуждаются в замене, но перевозчики пока не торопятся приобретать предлагаемые промышленностью турбовинтовые Ан-140 и Ил-114, а стоместный реактивный Ту-334 еще предстоит освоить в серийном производстве. Проект "регионального российского самолета" RRJ, реализуемый отечественными самолетостроителями совместно с американской компанией Boeing, и вовсе находится на "бумажной" стадии.
Как же относятся к своему нынешнему положению сами авиакомпании, выполняющие , и какими они представляют себе перспективы? Редакция АТО опросила многих региональных перевозчиков, и ответы тех из них, кто проявил желание озвучить свои взгляды на страницах журнала, мы публикуем в этом номере.

Ваше отношение к идее создания маршрутной сети по принципу "хаб — спицы"? Есть ли экономическая привлекательность для вашей авиакомпании в том, чтобы подвозить пассажиров местными и региональными рейсами на дальнемагистральные в хабовом аэропорту? Где должны располагаться хабы?
"Самара"

В течение последних лет маршрутная сеть и РДС нашей авиакомпании формируются по схеме "ось — спица", или "веер", признанной в мире и активно развивающейся в России. Данная схема привлекательна и для авиакомпаний, и для пассажиров. Она позволяет, с одной стороны, повысить коммерческую эффективность перевозок, с другой — совершить авиапутешествие практически в любом направлении с минимальными затратами времени и по приемлемой цене. В отношении того, где должны располагаться хабы, можно с уверенностью сказать, что в Самаре есть все необходимое для того, чтобы быть крупным распределительным авиатранспортным узлом.

"Аэрофлот-Дон"
ОАО "Аэрофлот-Дон" считает построение авиамаршрутной сети по принципу "хаб — спицы" одним из наиболее действенных инструментов повышения доходности и эффективности перевозочного бизнеса. По нашему мнению, в качестве потенциальных российских хабов следует рассматривать не только Москву и Красноярск, но и все столицы федеральных округов России. Безусловно, "Аэрофлот-Дон" намерен войти как полноправный участник во всероссийскую сеть хабов. Базовым узловым аэропортом для нас, конечно, останется аэропорт Ростова-на-Дону, откуда мы будем осуществлять с максимально возможной частотой полеты как в сопредельные хабы на территории РФ, так и за рубеж по средне- и ближнемагистральным маршрутам. По отношению же к Москве "Аэрофлот-Дон", как и прочие крупные перевозчики, базирующиеся в региональных хабах, останется подвозящей компанией, обеспечивающей главным образом транзит из региона ответственности "своего" хаба через Москву по дальнемагистральным зарубежным и российским направлениям.

"Сибавиатранс"
Конечно, создание хабов в том или ином регионе России способствует развитию авиаперевозок, увеличению пассажиропотока, а это приносит доходы как федеральным, так и региональным перевозчикам. Поэтому если есть федеральные авиакомпании, которые создают хаб в аэропорту, или такую инициативу проявляют сами аэропорты, то региональные перевозчики (и мы, в частности, по аэропорту Красноярска) с удовольствием в этом участвуют. Ведь из-за стремления пассажиров попасть в этот хаб, с тем чтобы продолжить передвижение по всей России, увеличивается и наш пассажиропоток. Если говорить про подвозку пассажиров, то, естественно, основной доход будет получен федеральной авиакомпанией на дальнемагистральных линиях, а мы на своих региональных будем иметь лишь небольшие доходы. Федеральная авиакомпания должна учитывать, что региональная не имеет такой коммерческой привлекательности на своих линиях. Но если не находить взаимодействия с региональным перевозчиком, то того пассажиропотока, хотя и небольшого, не будет. И только во взаимодействии можно получить взаимовыгодный результат.
Месторасположение хабов должно определяться географией и экономикой регионов России при обязательном общегосударственном планировании и регулировании создания хабов. На Юге это могут быть Сочи либо Ростов-на-Дону, в Центре — Москва и Санкт-Петербург, около Урала — Екатеринбург, далее Иркутск, Красноярск и Новосибирск (хотя три — это много, тут государство должно помочь сделать выбор), на Востоке — Хабаровск и Владивосток.


Хабами могут стать аэропорты на базе крупных городов. Это, например, Москва, Санкт-Петербург, Красноярск. Стоит отметить, что и на базе Архангельска мы развиваем хаб, куда подвозим пассажиров за счет местных воздушных линий.

"Уральские авиалинии"
Идея создания маршрутной сети по принципу "хаб — спицы" нам представляется интересной. Мы уже достаточно давно сотрудничаем с "КрасЭйр", сейчас начинаем работать по схожей схеме с UTair. Они нам подвозят пассажиров, а мы везем их дальше, за рубеж. Какие аэропорты могут стать хабами, сказать однозначно трудно. В Москве — скорее всего "Домодедово". Кроме того, это аэропорты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска либо Красноярска, Хабаровска либо Владивостока.

Как вы считаете, может ли быть реализована у нас в стране концепция региональной компании, какими воздушными судами она должна быть оснащена, какой должна быть экономика ее деятельности? Нужны ли такие специализированные региональные компании?
"Самара"

По оценке наших специалистов, потенциальная емкость рынка на территории, включающей Приволжский федеральный округ (ПФО) и прилегающие к нему районы, составляет 100-150 тыс. пасс. в год. Моделируя ситуацию, это можно было бы трансформировать в производственную программу объемом в 15-16 тыс. ч налета в год для некой условной авиакомпании, располагающей парком ВС типа числом 8-10 единиц, которая могла бы быть рентабельной с вполне доступными для пассажиров тарифами. Крупная региональная компания будет иметь объективные преимущества, обусловленные возможностью построения разветвленной маршрутной сети, более гибким управлением своими ресурсами, меньшими издержками. Думаю, что скоро концепция создания такой авиакомпании будет реализована — вопрос лишь в разработке соответствующего инвестиционного проекта и привлечении инвестиций. Впрочем, возможно, что более рациональной формой образования региональной авиакомпании будет объединение действующих перевозчиков.

"Аэрофлот-Дон"
Намерение магистральных авиакомпаний строить хабовые схемы настоятельно диктует необходимость существования специализированных "подвозящих" перевозчиков. На наш взгляд, работа одного перевозчика сразу на двух сегментах — магистральном и региональном — не приведет к успеху в силу разных философий бизнеса, оптимальных для этих рынков. Поэтому концепция создания регионального авиаперевозчика может и должна быть разработана и реализована применительно к российским условиям, причем в краткосрочной (1-2 года) перспективе. Здесь можно идти двумя путями: либо крупным магистральным перевозчикам создавать дочерние региональные компании, ориентированные исключительно на подвоз пассажиров к собственным или партнерским рейсам (здесь стратегия и экономика будут полностью определяться потребностями и возможностями материнской авиакомпании), либо учреждать региональные авиакомпании в рамках федеральных округов или отдельно взятых субъектов федерации (основной целью существования этих компаний будет развитие внутрирегиональных авиасвязей, вторичная "подпитка" транзитным пассажиропотоком рейсов магистральных перевозчиков, выполняемых из узлового аэропорта региона). Вероятно, подобные предприятия могут быть созданы консолидированными усилиями бизнеса и власти, а коль скоро вопрос восстановления и развития регионального сектора авиатранспортной деятельности поднят ГСГА, то и поддержку следует изыскивать на высоком государственном уровне. Именно государство в лице администраций субъектов федерации должно выступить стратегическим инвестором проекта восстановления региональных авиаперевозок в РФ. Применительно к производственно-экономической деятельности подобной компании могут быть реализованы некоторые элементы низкодоходной модели авиабизнеса, с успехом обкатанные за рубежом.
Оптимальный качественный состав флота региональной компании, работающей, скажем, в Южном округе, подразумевает самолеты Ан-140 или их зарубежные аналоги с ТВД вместимостью 30-50 пассажиров, дальностью полета с максимальной загрузкой 800-1000 км при среднем расходе топлива до 600 кг/ч. Количественный состав должен обеспечивать устойчивость операций при частоте полетов минимум 1 рейс в сутки по каждому из обслуживаемых направлений. Типичные характеристики продукта — предельно упрощенные процедуры обслуживания в аэропорту и на борту, в том числе доставка багажа к ВС, погрузка самим пассажиром, отсутствие бесплатного бортового питания и т. п. Совместные с магистральными перевозчиками операции в региональных хабах будут осуществляться в рамках соглашений код-шеринга, что станет еще одним источником дохода для региональной авиакомпании.

"Сибавиатранс"
Могут ли существовать чисто региональные компании? Конечно, такое можно себе представить, но это не будет способствовать развитию авиационной отрасли. Кроме нашей компании в регионе есть "Катэк-Авиа" и Тувинское авиапредприятие. "Катэк" эксплуатирует только ; они не смогли обеспечить себя работой в Красноярском крае и сейчас расширяют свою деятельность в Новосибирск. Мы считаем, что без поддержки местных властей существование чисто региональной компании практически невозможно, поскольку все на самом деле убыточны. В такой компании накопить средства на обновление парка, на его расширение нереально. Необходимо иметь в структуре перевозок хотя бы средние по дальности линии.

Каков удельный вес ближне- и среднемагистральных маршрутов на внутренних линиях в общем объеме перевозок вашей авиакомпании? Приносят ли ближне- и среднемагистральные рейсы прибыль сами по себе или вы используете их для сбора пассажиров на дальнемагистральные рейсы?
"Самара"

Доля внутрирегиональных авиаперевозок в общем объеме перевозок нашей авиакомпании составляет около 7-8% и имеет тенденцию к росту — это одна из задач, последовательно реализуемых авиакомпанией. При оценке эффективности мы исходим из того, что доходы, получаемые от реализации программы региональных перевозок в целом, должны покрывать все операционные расходы, включая аренду ВС, а экономика региональных перевозок не должна отделяться от экономики средне- или дальнемагистральных перевозок — и те и другие дополняют друг друга, способствуя повышению коммерческой загрузки и доходности рейсов.

"Аэрофлот-Дон"
Практически 100% внутрироссийских маршрутов ОАО "Аэрофлот-Дон" — ближне- или среднемагистральные. Удельный вес их в структуре маршрутной сети компании составляет порядка 70%. Обеспечение прибыльности операций по отдельным направлениям "Аэрофлот-Дон" считает сегодня свой задачей. Где-то это удается лучше, например на линии Ростов-Москва (что характерно для подавляющего большинства "провинциальных" перевозчиков), где-то хуже. Говорить о существовании значительного "сетевого эффекта" применительно к работе в аэропорту Ростова пока рано — это наша цель на ближайшую перспективу. В то же время наша линия Ростов-Москва в определенном смысле служит фидером для международных направлений авиакомпании "Аэрофлот — РА", а рейсы Ростов-Красноярск участвуют в схеме веерного расписания АСТРА на стандартных условиях.

"Сибавиатранс"
У нас примерно 70% регулярных перевозок осуществляется на федеральных маршрутах средней дальности, которые обслуживаются в основном Ту-134. И всего лишь 30% составляют наши специализированные внутрирегиональные перевозки на самолетах Ан-24 и Як-40. Если бы мы жили только от этих 30%, вряд ли были бы такой развитой компанией. Среднемагистральные рейсы прибыль дают, а вот что касается ближнемагистральных, — без местных властей, дотаций из их бюджетов такие перевозки практически невозможны. Дело в том, что тарифы в пределах региона регулируются комитетами цен, которые с учетом интересов населения устанавливают их такими, что о прибыли для нас не может быть и речи.

"Архангельские воздушные линии"
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с термином "региональные перевозки". Под ними мы понимаем перевозки как внутри, так и между субъектами федерации. Мы летаем из Архангельска в Мурманскую область, республику Карелия. У нас есть и непосредственно местные воздушные линии — это перевозки на территории Архангельской области в местные районные центры. Перевозки внутри области составляют около 15% всего объема перевозок и примерно столько же — перевозки между близлежащими субъектами федерации. Таким образом, на региональные маршруты приходится порядка 30% всех наших перевозок. К сожалению, региональные маршруты редко являются прибыльными, но они необходимы для подвоза пассажиров на более прибыльные (и основные для нас) среднемагистральные рейсы. В целом местные воздушные линии убыточны, их невозможно содержать без эксплуатации доходных маршрутов.

"Уральские авиалинии"
У нас всего три самолета Ан-24; остальные — дальнемагистральные ( , Ту-154Б и Ил-62). Поэтому те региональные маршруты, которые обслуживаются самолетами дальностью полета и вместимостью типа Ан-24, для нас наименее приоритетны. Если же говорить о региональных маршрутах, которые обслуживаются реактивными самолетами (например, о тех, что могут обслуживаться на Ту-334), то это направление бизнеса для нас интересно. Связано это с тем, что у нас все расстояния, куда мы летам даже на Ан-24, — не менее 900 км. Причем такие "дальние" региональные перевозки составляют существенную долю нашего бизнеса: авиакомпания выполняет порядка 62% всех перевозок в Уральском регионе. Что же касается перевозок на наших трех Ан-24, то их доля не превышает 10% от всего объема работ. Существующие региональные маршруты рентабельны. Они, естественно, служат для подвоза пассажиров на дальнемагистральные рейсы, но это не является их основным назначением. На данных направлениях порядка 80% пассажиров составляет прямой поток (на маршрутах из Екатеринбурга в Сургут, Нижневартовск, Надым, Ханты-Мансийск и других).

Есть ли в вашем регионе дотируемые из местных бюджетов социально значимые рейсы? Ощущаете ли вы заинтересованность местных властей в развитии внутрирегиональных, местных авиаперевозок?
"Самара"

В пределах ПФО есть многочисленные примеры, когда органы власти субъектов федерации в том или ином виде оказывают помощь предприятиям авиатранспортной инфраструктуры, включая дотирование социально значимых рейсов. Мы считаем, что любые формы поддержки деятельности гражданской авиации в регионе с участием органов власти или деловых кругов прямо содействуют преодолению ранее сложившихся негативных тенденций и разрешению накопившихся проблем. Воссоздавая региональные авиаперевозки, планируя и выполняя полеты, мы исходим из потребностей и возможностей конкретно того сегмента рынка перевозок, где имеется неудовлетворенный спрос или присутствует соответствующий потенциал, включая административный. Тем не менее сколько-нибудь значимой поддержки, за исключением эпизодических льгот, предоставляемых некоторыми аэропортами, включенными в маршрутную сеть авиакомпании, "Самара" не имела.

"Аэрофлот-Дон"
Нельзя не отметить все возрастающее внимание государства и на высшем, и на региональном уровнях к вопросам развития региональных авиаперевозок, их социальной значимости. Разного рода программные документы всех уровней достаточно четко описывают круг актуальных проблем и задач в этой области, указывают пути поддержки авиаперевозок государством. Другое дело — реализация продекларированного. Причина, конечно, в отсутствии должного объема средств на местах. Что касается Южного федерального округа, нам не известно о фактах дотирования авиаперевозок из бюджетов субъектов федерации, хотя заинтересованность в восстановлении системы внутрирегиональных авиасообщений, по крайней мере в объеме начала 90-х гг., присутствует. Подтверждением тому служат периодически проводимые совещания, конференции и т. п. как под началом аппарата полномочного представителя президента, так и по инициативе регионального управления ГСГА. Результат — как минимум признание на уровне региона социальной значимости авиатранспортной составляющей экономики.

"Сибавиатранс"
Да, у нас есть дотируемые рейсы — 6-7 направлений. Ежегодно краевые власти проводят конкурс, результатом которого является заключение контракта между перевозчиком и властями на направлениях социально значимых перевозок. В нашем регионе это рейсы в Игарку, Подкаменную Тунгуску, Туруханск, Североенисейск, Кодинск и Мотыгино. Эти направления дотируются полностью, прямыми финансами; мы получаем до 12 млн руб. в год по программе их обслуживания. Размеры дотаций зависят от количества выполненных летных часов.

Какими самолетами ваша авиакомпания обслуживает ближне- и среднемагистральные маршруты? Каково состояние парка, какие перспективы по замене устаревающих самолетов вы видите?
"Самара"

Як-40, Ту-134. Дальнейшие перспективы развития перевозок мы тесно связываем с планами по внедрению новой техники. Не являются секретом намерения нашей авиакомпании приобрести два самолета Ан-140. Сейчас мы готовимся к их приему и последующему освоению и надеемся, что с приобретением этой машины выиграет и наша авиакомпания, и система региональных авиаперевозок ПФО в целом. В то же время мы считаем преждевременным списывать со счетов такие ВС, как Як-40, — они востребованы авиакомпаниями и продолжают отвечать требованиям пассажиров, в том числе иностранных, к уровню безопасности полетов и комфорта.

"Аэрофлот-Дон"
На ближне- и среднемагистральных маршрутах "Аэрофлот-Дон" сейчас использует четыре , пять Ту-154Б и три Ту-134. Техническая исправность нашего флота поддерживается на уровне, определенном отраслевыми нормативными документами. Самолеты, эксплуатируемые на международных линиях, оснащены всем необходимым для соответствия современным требованиям ICAO. Безусловно, все это требует значительных затрат. Вопрос реновации флота — один из наиболее критичных для любой компании, нацеленной на долговременную и прибыльную работу на рынке. Перенос внимания ряда зарубежных перевозчиков на Восточно-Европейский регион, и в частности на Юг России, стимулирует к приобретению современных конкурентоспособных самолетов. Программа обновления парка воздушных судов ОАО "Аэрофлот-Дон" предусматривает формирование к 2009-2010 гг. оптимального количественного и качественного состава собственного флота ближне- и среднемагистральных самолетов максимум двух типов. С нашей точки зрения, наиболее перспективным из отечественных проектов БСМС сейчас является "Национальный проект — 334". Однако неопределенность позиции государства по поддержке российских производителей пока не позволяет делать ставку только на Ту-334. Полагаем, что по мере разрешения ситуации с этим проектом появится и ясность с таможенными барьерами по ввозу зарубежной техники. Очевидно, точки над i будут окончательно расставлены к середине 2004 г. Что касается зарубежных самолетов, то при всей их привлекательности и широте спектра предложений на вторичном рынке на данный момент мы не видим оптимальных для нас ценовых решений. Даже с учетом временного снижения цен и лизинговых ставок зарубежными продавцами и лизингодателями высокие таможенные барьеры России не оставляют надежды на прибыльность операций с импортной техникой.

"Сибавиатранс"
Среднемагистральные маршруты обслуживаются четырьмя Ту-134 и одним Ту-154, который летает на маршрутах Краснодар-Норильск и Белгород-Норильск. Ту-134 эксплуатируется на направлениях из Норильска в Уфу, Казань, Екатеринбург и Новосибирск. Наши аэропорты базирования: Норильск и Красноярск (по 50%). Ближнемагистральные перевозки осуществляются на Ан-24; в парке "Сибавиатранса" три собственные машины и три мы арендуем. Есть также два собственных Як-40 и вертолеты. Начиная с 2000 г. мы тщательно прорабатываем все новые проекты в области региональных самолетов: и Ил-114, и Ан-140, интересуемся проектом Ту-334. Но на сегодня нет лизинговых схем, по которым эти самолеты можно приобретать. Объем перевозок, который региональная компания способна выполнять на местных линиях, — небольшой, максимум 200-250 ч. Тарифы на этих линиях регулируются, и поэтому конкретные расчеты по Ан-140 показывают, что он будет привозить убытки в размере 180-200 долл. с летного часа. Лизинговая ставка в 11-12%, которая сейчас предлагается, должна быть уменьшена до 5-6% — вот тогда эксплуатация может быть рентабельной. Тут нужна поддержка правительства, самим региональным компаниям проблему не решить.

"Архангельские воздушные линии"
На региональных маршрутах "Архангельские воздушные линии" эксплуатируют четыре Ан-24, один Як-40, иногда используются Ан-26 для специальных полетов с воинским командованием. Всего у авиакомпании в эксплуатации находится четыре Ан-24, восемь Ту-134 (четыре исправных) и четыре Ан-26.

Размещая запрос на перевозку груза авиатранспортом на сайте сайт, вы получаетет возможность выгодно перевезти Ваш груз

Какой груз Вам необходимо перевезти?

Вы размещаете
бесплатный запрос
на авиаперевозку Вашего груза

Получайте
предложения на грузовую
авиаперевозку

Готово!
Выберите лучшего авиаперевозчика
или таможенного представителя.

Региональные авиаперевозки - это совокупность маршрутов, соединяющих города региона (например, Дальнего Востока) напрямую, без рейсов, пролегающих через региональный центр (в случае Дальнего Востока таким центром является Хабаровск, для некоторых рейсов - Владивосток). Региональные рейсы чаще всего осуществляются небольшими авиакомпаниями, для которых авиаперевозка пассажиров и грузов между городами региона является профильной деятельностью (примером такой компании является «Чукотавиа», являющаяся монополистом в сфере воздушной доставки пассажиров и грузов между городами Чукотки). Авиаперевозки регионального характера иногда осуществляют и крупные компании, однако из-за небольшого спроса такие рейсы часто являются неприбыльными, а иногда и дотируются из региональных бюджетов.

Необходимость региональной авиаперевозки.

Региональная транспортировка пассажиров и грузов для многих регионов России является не просто самым быстрым способом сообщения между городами, но, зачастую, наиболее удобным или единственным. Такая ситуация с региональными рейсами сложилась на севере страны, где транспортировка по земле осложнена погодными условиями или отсутствием дорожного полотна, качество которого позволило бы скорейшим способом снабжать города необходимыми материалами - продуктами питания, медикаментами, бытовыми товарами и промышленным оборудованием.

Похожая ситуация с региональной регулярной авиаперевозкой сложилась и на Дальнем Востоке - из-за удаленности городов друг от друга и сложности наземной отправки местные авиалинии, выполняющие региональные рейсы, имеют поддержку правительств регионов. Даже небольшие города Дальнего Востока России имеют оборудованные по высочайшему разряду аэродромы, способные принимать все современные типы транспортных средств (самолеты и вертолеты) для того, чтобы региональным рейсом можно было как можно быстрее доставить необходимый груз.

Многие транспортные компании поэтому рассматривают региональную перевозку не просто как часть бизнеса, а как возможность организации регулярного прямого сообщения между небольшими городами страны. Такая региональная маршрутная сеть значительно облегчает грузовое сообщение, делает его дешевле и доступнее для владельцев грузов и отправлений.

Региональная авиаперевозка - это транспортировка пассажиров и грузов в города, расстояние между которыми превышает 2 тыс. км. Осознают необходимость региональной воздушной связи и на государственном уровне - в России действует программа развития регионального транспорта, предусматривающая как льготы и компенсации авиакомпаниям, так и модернизацию или оживление инфраструктуры перевозок.

Региональные авиаперевозки - проблемы.

Несмотря на необходимость существования и поддержания региональной маршрутной сети, самыми прибыльными рейсами остаются международные (из городов России в другие страны, а также обратные маршруты) и магистральные (между крупными городами, например, между Москвой и Новосибирском, между Санкт-Петербургом и Владивостоком). Региональные рейсы являются самыми убыточными.

Региональные перевозки самолетом и вертолетом не пользуются таким спросом как международные или другие перевозки на дальние расстояния - виной здесь как конкуренция (со стороны других видов транспорта - автомобильного или железнодорожного), так и особенности бизнес-процессов региональных компаний.

Региональный рейс, в отличие от магистрального, требует небольшого самолета, следовательно, региональные компании зарабатывают меньше на одном рейсе, чем их «федеральные» и международные конкуренты. Меньший доход, однако, не исключает больших затрат на поддержание надлежащего состояния борта или закупку новых транспортных средств. Также большим компаниям легче привлекать ведущих специалистов рынка за счет большей зарплаты (здесь региональный перевозчик также проигрывает конкуренцию).

Накладываются на ситуацию конкуренции и собственные проблемы компаний. По словам экспертов отрасли, региональные компании зачастую не имеют стратегии развития, программ по модернизации сервиса и флота. По этим причинам регулярная региональная перевозка зачастую сменяется чартерной.

Региональные авиаперевозки - направления.

Несмотря на существующий в отрасли кризис, региональное сообщение существует во многих регионах России. Рейсы региональных компаний осуществляют авиаперевозки во многих направлениях как внутри региона, так и в соседние субъекты.

На сайте компании «Аэропоиск» Вы сможете найти оптимальные по скорости и стоимости варианты региональной регулярной или чартерной воздушной перевозки Вашего груза в нужный Вам город России или других стран мира.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

УДК 656.7:061

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ В РОССИИ:

ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Фридляндом А.А.

Рассматривается российский опыт региональных авиационных перевозок. Анализируются процессы, происходящие в отрасли, в части региональных перевозок. Обосновывается необходимость развития наземной базы и обновления парка воздушных судов. Сделан обзор различных возможных подходов к реструктуризации авиатранспортной отрасли.

В современной экономике России воздушный транспорт является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Стабильное функционирование предприятий авиатранспортной отрасли - необходимое условие эффективного развития всего хозяйственного комплекса страны

Воздушное сообщение в СССР являлось неотъемлемой частью экономики государства, важной компонентой транспортной стратегии. Воздушные трассы связывали разветвленной маршрутной сетью не только крупные города, но и региональные центры и отдаленные поселки.

Значительные территории России при невысокой плотности населения - существенные предпосылки развития авиатранспорта, в том числе регионального, которому препятствует низкий платежеспособный спрос, без которого динамичное развитие отрасли невозможно.

Резкое снижение спроса в начале 90-х часто вынуждало авиакомпании устанавливать тарифы ниже себестоимости, используя дотации областных властей на социально значимых маршрутах, например, для северных территорий РФ, где альтернативный транспорт развит слабо. Для районов полярных и заполярных газовых месторождений авиация - единственный вид транспорта.

С другой стороны, учитывая такую альтернативу воздушному транспорту (ВТ), каковой является железная дорога, то последняя почти полностью монополизировала межрегиональную перевозку на расстояние 1000-1500 км. Между тем, если появится возможность за 2-2,5 часа долететь, например, из Омска до Кирова по цене несущественно превышающей билет на поезд, то можно ожидать, что, по крайней мере, половину своих клиентов железнодорожный транспорт потеряет.

В настоящее время платежеспособный спрос существует в основном со стороны предприятий и администрации так называемые деловые поездки. Как известно, такой спрос нерегулярен, не способен загрузить сеть авиалиний. Последнее не означает отсутствия необходимости в налаживании регулярных региональных авиалиний. Региональные авиаперевозки могут иметь различные гибкие формы, например, наряду с регулярными авиалиниями служебный/корпоративный авиатранспорт, аэротакси, т.е. «деловой авиации». Деловая авиация может дополняться и частным (любительским) авиатранспортом.

Возможно, региональные авиаперевозки будут развиваться по разным направлениям, что будет способствовать удовлетворению различно направленного спроса на региональные авиаперевозки.

В настоящее время в России в области региональных авиаперевозок существует две основные проблемы - авиатехника и аэродромная сеть. Несмотря на формально достаточный парк региональных воздушных судов (ВС), подавляющая часть самолетов морально устарела, явля-

ется экономически неэффективной, исчерпала свой ресурс. Существенной проблемой является разнородность существующего парка региональных ВС, что требует большого количества обслуживающих специалистов и запасных частей.

Ухудшение ситуации с региональными перевозками в 90-е годы было вызвано увеличением стоимости авиакеросина, например, для Ан-2 почти в три раза. Это привело к частичному или полному отказу от его использования, переходу на вертолетную технику или на более крупные самолеты, эксплуатация которых требовала наличия взлетной полосы. Существовавшая ранее сеть региональных регулярных сообщений, которые выполнялись такими самолетами, как Ан-2, Ан-24, Як-40 и другими не только не развивалась, но и перестала существовать из-за высокой себестоимости пассажирской перевозки и низкого платежеспособного спроса, что не обеспечивает коммерческой загрузки воздушных судов (ВС). Проблема обслуживания региональных авиаперевозок самолетом Як-40 в его крайней неэкономичности: высокий расход топлива и значительная численность экипажа (полторы тонны топлива на сто километров и пять членов экипажа).

Если говорить о ближнемагистральном парке, который может быть использован при выполнении региональных полетов, то не создано замены Ту-134 и Ан-24. Существуют проекты по созданию российских (и российско-украинских) региональных самолетов. Однако реального их внедрения не происходит, нужно учитывать, что к сожалению, существует много проблем с функционированием российского гражданского авиапрома. Связь с НТП предполагает, что производственные достижения должны базироваться на новейших научных разработках, использующие технологические и материаловедческие «ноу-хау».

В настоящее время региональная воздушная перевозка демонстрирует потребность в ВС на 7 - 10 пассажиромест, расходующих двадцать-двадцать пять килограммов горючего на сто километров, обслуживаемом одним пилотом, скоростью порядка четырехсот километров в час и умеющим садиться на любую расчищенную площадку. Желательно наличие «поддерживающей» провозной мощности различной пассажировместимости: на пятнадцать, на двадцать пять, сорок пять, семьдесят пять кресел. Существует определенное требование к дальности -2000-3000 км для некоторых ВС. Использование таких типов ВС возможно при полетах между областными центрами.

В настоящий момент существует подход, состоящий в объединении конкурирующих производителей авиатехники для создания унифицированных кабин, оборудования, двигателей, примерно одинакового наземного оборудования и максимально унифицированного по конструкции семейства региональных самолетов различной вместимости с низкими эксплуатационными расходами. Самый маленький из региональных ВС - авиатакси пассажировместимостью 5 - 10 человек, а самый крупный рассчитан приблизительно на 100 пассажирских кресел. Программа создания региональных ВС должна предполагать наличие взаимозаменяемых деталей и узлов, единой технологии с минимальным числом переналадок. Основными конкурентами в этой нише являются канадская Bombardier и бразильская Embraer. Опыт производства отечественных региональных ВС связан с производством регионального самолета "Гжель" на нижегородском предприятии «Сокол». Именно разработка, реализация проектов создания региональных ВС, ввода последних в эксплуатацию - возможное направление формирования конкурентного преимущества российских авиастроительных компаний.

Самолеты "Сухого" готовы предложить рынку региональные ВС, учитывающие современные тенденции повышения топливной эффективности ВС: если мировая практика оставляет традиционно за региональными ВС воздушные линии дальностью до 2000 - 2500 км., реальная дальность полетов современного регионального ВС будет составлять до 4500-5000 км. "Гражданские самолеты Сухого" предлагают создание семейства региональных машин на 50, 70, 90 и 110 пассажиров. Разработка осуществляется совместно с американской фирмой Alliance Aircraft. Для авиапредприятий российский рынок имеет существенные привлекательные стороны: значительные территории, высокую протяженность и низкое качество наземного сообще-

ния (например, автодорог). Существенным является значительный производственный потенциал для производства хороших и относительно дешевых ВС. Boeing активно использует российских специалистов для разработки отдельных узлов и деталей региональных гражданских самолетов, в том числе совместно с "Сухим" и "Ильюшиным".

История подобных «союзных» отношений с Boeing требует от «Сухого» и "Ильюшина" определенной осторожности: компания McDonnell - Douglas была поглощена и стала частью Boeing. Иную политику проводит Airbus, способствуя объединению авиаиндустрии Англии, Германии, Франции, Испании: существуют Airbus-UK, Airbus-Deutschland, Airbus-France, AirbusEspana со своими объемами работ и сборочными мощностями. Airbus не видит причин, по которым к этому партнерству не могла бы присоединиться Россия.

Таким образом региональным авиакомпаниям, обеспечивающим эксплуатацию региональных и местных авиалиний, фирмам и частным лицам, эксплуатирующим свою авиатехнику, необходим выбор из разнообразной по размеру и более дешевой в эксплуатации авиатехники. Нельзя решить вопрос региональной авиатехники, наладив производство одного-двух типов ВС. Возможно, при формировании регионального парка придется идти путем снижения таможенных барьеров для импортной техники. Необходима действующая система лизинга авиатехники.

Росавиация относительно закупки и эксплуатации авиакомпаниями подержанных зарубежных ВС в свете последних авиакатастроф пытается акцентировать деятельность на создании условий для эксплуатантов приобретать современные и безопасные самолеты, а не на запретах покупать подержанный летный парк. Конкурируя на международных рынках с ведущими западными авиакомпаниями, российские авиаперевозчики имеют заранее проигрышные позиции по приобретению самолетов: таможенные требования на 40 % удорожают новые импортные ВС. Последнее провоцирует приобретение самолетов, бывших в эксплуатации.

Эффективные региональные ВС - важное условие создания рынка региональных перевозок невозможно без использования. Однако развитие регионального авиатранспорта должно быть поддержано как региональной, так и федеральной властью: самостоятельно справиться с решением этой проблемы не смогут как авиакомпании, так и производители ЛА.

Развитие аэродромной сети может стать результатом изменения подхода к формированию пассажиропотоков. Сегодня авиакомпания стремится выполнять прямые авиарейсы на большие расстояния, что может приводить к недостаточной коммерческой загрузке. Мировой опыт показывает, что эффективнее использовать «непрямые» рейсы. Небольшие скоростные и экономичные ВС доставляют пассажиров с периферии в более крупные транспортные узлы - хабы для дальнейшей перевозки магистральными лайнерами в пункт назначения. С позиции авиакомпаний такой подход экономически целесообразен. С точки зрения пассажиров потеря времени должна компенсироваться за счет минимизации времени подлета к хабу и сокращению времени пересадки, обслуживания в аэропорту.

Существенной проблемой является структура воздушного пространства. Россия является единственной страной в мире, где воздушное пространство приспособлено только для магистральной авиации, которая летает только под управлением диспетчеров управления воздушным движением (УВД). Существенная часть региональной авиации - малая авиация и сложное согласование каждого полета с УВД, его военным и гражданским секторами, существенные затраты на оплату работы этих служб являются серьезным препятствием на пути развития региональных перевозок.

Существующая авиатранспортная инфраструктура, созданная еще в советское время, не позволяет добиться значительного развития как отрасли в целом, так и региональных авиаперевозок, без существенных инвестиций. Реконструкция региональных аэродромов, авиавокзалов, топливозаправочных комплексов, развитие структуры и технической вооруженности системы УВД, строительство и реконструкция ангаров могут быть реализованы по мере возрастания

платежеспособного спроса. Необходимо изменить подходы к формированию аэропортовых сборов, метео и УВД. Действующие тарифы на эти услуги в большинстве случаев не подходят для региональной и малой авиации.

Органы госрегулирования принимают участие в работе по предотвращению деятельности на рынке авиаперевозок несостоятельных хозяйствующих субъектов, например, через существующие системы госрегулирования и сертификации, мероприятия по финансовому оздоровлению несостоятельных предприятий ГА, в том числе посредством введения внешнего управления, открытия конкурсного производства.

Несмотря на то, что воздушный транспорт (ВТ) как отрасль регулируется государством, региональный авиатранспортный рынок до настоящего момента не имеет специфического регулирующего воздействия. Борьба за крупные аэропорты, развитие конкуренции на рынке высокорентабельных магистральных авиаперевозок оставляли без внимания государства региональные рынки.

Существующая на ВТ система сертификации действует на возмездной основе, что делает доход органов по сертификации зависимым от количества бюрократических действий по сертификации. Возможно, в будущем, использование инструмента бюджетного финансирования как инструмента контроля со стороны государства за работой ведомства ГА. Размер выделяемых государством на работу ведомства средств в идеале должен зависеть от объективных показателей развития отрасли в совокупности с показателями безопасности полетов.

Например, национальное авиационное ведомство США (БАЛ) формирует государственный фонд развития аэропортов и воздушных трасс за счет получения от авиаперевозчиков доли стоимости каждого проданного пассажирского билета и каждого проданного галлона топлива для полетов по общим правилам авиации.

Можно предположить, что для формирования и развития региональной авиации в области государственного регулирования необходимо разработать в отрасли единый механизм контроля за безопасностью полетов, охватывающий регистрацию ЛА, контроль за летной годностью, квалификацией персонала. Дополнительно магистральные и региональные авиаперевозчики должны соблюдать ряд требований, исполнение которых контролируется через механизм сертификации и лицензирования; упростить правила сертификации для региональных авиакомпаний; передать региональным управлениям органа госрегулирования гражданской авиации (ГА) большинство функций контроля за безопасностью полетов, сертификации и лицензированию регионального авиатранспорта.

Со стороны системы государственного регулирования развитие авиации состоит в том, что от государства требуется не финансирование, а развитие правовой базы и гарантий прав собственнику, закрепленных в общих правилах авиации.

Очевидно, что для эффективного развития как отрасли ВТ в целом, так и региональной авиаперевозки как существенной компоненты авиатранспортного рынка, в отрасли должны быть реализованы процессы реструктуризации. Реализация тенденции резкого сокращения количества авиакомпаний должна привести к концентрации финансовых ресурсов, повышению эффективности деятельности авиатранспортных авиапредприятий.

Некоторые специалисты считают, что оптимальное количество авиакомпаний находится в пределах от 70 до 100. Только 20 - 25 авиакомпаний способны обслуживать международные авиалинии. Внутренние перевозки - сфера деятельности 40 - 60 компаний. Достаточная численность региональных перевозчиков - порядка 40.

Основной тенденцией рынка авиаперевозок, по мнению аналитиков, является уход с рынка большинства неплатежеспособных компаний. Будут идти процессы слияния в отрасли, будут создаваться альянсы региональных авиаперевозчиков с крупными эксплуатантами.

Авиаперевозки в России характеризуются высокой стоимостью: по статистике средний российский авиатариф превышает среднюю зарплату, в то время как в Европе и Америке составляет 20 % этого показателя.

Несмотря на завышенные тарифы, многие авиапредприятия имеют неудовлетворительную структуру баланса по установленным в отрасли критериям. Нестабильное финансовое состояние часто обусловлено технической и технологической отсталостью, высокой степенью износа основных фондов, медленной адаптацией к новой экономической среде (снижением спроса, высокой стоимостью потребляемых ресурсов). Кроме перечисленных специфических факторов, на положение в авиатранспортной отрасли влияет низкая эффективность управления, незначительный уровень инвестиций, человеческие ресурсы.

Снижение конкурентоспособности российских авиакомпаний в значительной степени связано с ростом цен на авиакеросин, себестоимости авиаперевозок. В структуре себестоимости российских авиакомпаний, например, удельный вес затрат на топливо составляет порядка 40 %, что вдвое выше мирового уровня. Амортизация в современных условиях не является источником финансирования воспроизводства основных фондов.

Возможно, при реструктуризации отрасли часть региональных авиапредприятий в дальнейшем, при формировании адекватной рынку структуры ВТ, целесообразно будет передать в собственность субъектов Российской Федерации. В то же время существует необходимость во вмешательстве государства и недопущении передачи в частную собственность некоторых стратегически важных объектов.

Очевидно, что эффективность работы ВТ во многом зависит, с одной стороны, от воздействия на отрасль государства, без вмешательства которого невозможно предоставить гарантии потребителям авиатранспортной продукции в безопасном и регулярном предоставлении авиауслуг, а с другой стороны, от этих самых потребителей, которые «голосуют рублем».

Кардинально улучшить положение дел в отрасли позволит в первую очередь качественная оптимизация предприятий, предполагающая изменение как численности авиапредприятий, в том числе государственных унитарных предприятий (ГУП), так и разделения требований к региональным и магистральным перевозчикам.

В ходе реализации программ развития отрасли, укрупнение ожидает и региональные авиакомпании. Экономика авиапредприятий, социальная значимость, мнения субъектов Федерации - основа укрупнения региональных авиаперевозчиков. Однако статистика говорит о том, что объемы перевозок на местных воздушных линиях не восстанавливаются со времен общего кризиса 90-х годов из-за низкого уровня платежеспособности населения в регионах, роста авиационных тарифов на самолетах малой авиации, вызванного низкой топливной эффективностью устаревших ВС.

Более чем в 30 регионах существуют или предполагаются программы поддержки местных перевозок, однако, следует признать низкую эффективность этих программ.

В ближайшей перспективе отсутствует возможность выхода на необходимые стране объемы применения малой авиации путем ее только рыночного развития. В этой связи большое значение имеют меры по возрождению и развитию малой авиации. В числе таких мер - федеральная поддержка инфраструктуры малой авиации, приоритетное развитие социально значимых местных авиаперевозок и авиаработ в регионах, где малая авиация - важное средство обеспечения транспортной доступности. А это более 60% территории страны, около 28 тыс. населенных пунктов, в которых проживают 12 млн. человек, которые не имеют круглогодичного доступа к основным наземным коммуникациям. Необходима разработка критериев отнесения пассажирских авиаперевозок к категории социально значимых, которые должны на федеральном уровне получить правовой статус, позволяющий при необходимости обеспечить их дотирование из бюджетов разных уровней. Перечень социально значимых линий должен быть утвержден на федеральном уровне по представлению каждого региона, их обслуживание должно стать государственным или региональным заказом. Меры по возрождению и развитию малой авиации предусматривают реконструкцию и расширение на 40% действующей сети аэродромов местных воздушных линий (165 аэродромов классов "Д" и "Е" в 2006 году), техническое перевооруже-

ние парка ВС местных авиакомпаний путем реализации процедур лизинга для малой авиации и определение приоритетных типов легких воздушных судов. Программы их разработки и производства должны получать поддержку на федеральном уровне. За счет реализации этих и ряда других мер ожидается к 2015 году увеличение пассажирооборота малой авиации в системе местных перевозок до 300 млн. пассажиро-километров (в 7 раз), что обеспечит необходимый уровень транспортной доступности в части малой авиации, рост применения малой авиации на авиационных работах до 700 тыс. летных часов (в 6 раз), внедрение авиационных технологий в экономике и социальной сфере, а количество воздушных судов малой авиации к этому времени увеличится на 2600 новых легких самолетов и вертолетов, до 85% которых будут сделаны в России .

Учитывая международный опыт, текущее состояние российской экономики, можно утверждать, что российский рынок ожидает возрождение региональной авиации.

ЛИТЕРАТУРА

1. О состоянии и перспективах развития гражданской авиации в Российской Федерации. Справка к расширенному заседанию коллегии Минтранса России 11.10.2006.

2. Спасти малую авиацию. «Гудок» от 10.01.2007, www.gudok.ru.

3. Интервью с директором по маркетингу AirUnion А. Егоровым «Написать программу - не значит принять меры». «Гудок» от 10.01.2007, www.gudok.ru.

4. Материалы журнала «Jet. Бизнес авиация» за 2006 г.

5. Аналитический обзор информационно-аналитического агентства «РусАэро - инфо». Авиационный рынок № 13, 2006.

6. Леонид Григорьев. Интервью с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) А. Юрчиком. «Гудок» от 29.08.2006, www.gudok.ru.

REGIONAL AVIATRANSPORTATIONS IN RUSSIA:

HISTORY, PROBLEMS AND FUTURE PROSPECTS

This article is devoted to the regional aviatransportations experience in Russia. The processes taking place in this industry in part of the regional transportation are analyzed . The necessity of the ground base development and the renewal of the aircrafts fleet are substantiated. This article gives the review of the different possible approaches to the aviatransportation conversion.

Горн Игорь Владимирович, 1974 г.р., окончил Томский политехнический университет (1998), аспирант кафедры финансов МГТУ ГА, советник генерального директора «Томск-Авиа», Вице-президент общественного учреждения «За национальный космос и связь», автор 6 научных работ, область научных интересов - антикризисное управление, экономика и управление предприятиями воздушного транспорта.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!