Как доехать до очамчиры от границы. Очамчира в Абхазии* — пляжный отдых на море. Кафе и рестораны Очамчиры

Очамчира – малонаселённый курортный поселок, расположенный на берегу Чёрного моря, в устье «скромной» реки Галидзга. Этот городок – древнейшее поселение на всей территории Абхазии. Основан ещё в IV в. до нашей эры, греческими купцами, и получил название Гюэнос. Далее город усиленно развивался, и в XIII-XIV веке на месте городка образовалась торговая фактория Ала-Гунда. Далее факторию постиг крах, в период турецкого господства на этой территории всё пришло упадок, городок опустел, оставались заброшенные строения, которые заросли впоследствии самшитовыми зарослями. Турки поэтому и дали название на свой лад «Шамшир», что в дословном переводе означает - самшит или самшитовая роща. Отсюда и городок получил свое название Ошимшир, в последствии, для лучшего произношения на местном наречии городок стал называться Очамчира.

В данное время это уже не город, даже не городок, скорее пришедшая в полный упадок деревня. Селение очень малочисленно. Из строений - одноэтажные, в лучшем случае двухэтажные деревянные домики (в большей части полуразрушенные), отсутствуют асфальтированные дороги, а там где они были – ямы да колдобины (последствия военных действий 1992-1993 годов).

Общее впечатление о посёлке – полная разруха и убожество. По улицам (где вместо дорог – одни направления) бродят грязные коровы, буйволы, носятся свиньи и куры. И всё это «великолепие» на фоне полуразрушенных, брошенных домов. Жуткая картина.

Местные аборигены и в лучшие времена трудолюбием не отличались, а теперь и подавно. Властями на местах не делается ничего, чтоб поднять из разрухи всё или хотя бы привести в порядок то, что осталось. А наследие бывшего союза было большое. Достойные пансионаты, базы отдыха, были даже пионерские лагеря. Сейчас сохранилась малая толика из этого «богатства» но всё что сделано – это слегка подкрасили, подмазали на этом всё. Вообще посёлок Очамчира никогда не славился как популярный курорт, даже в союзные времена в пансионатах редко было много отдыхающих, люди с других союзных республик - редкие гости. В основном посёлок был популярен среди «своих» и больше позиционировался как тихий, спокойный, семейный курорт.

До сих пор без содрогания не можем вспоминать это подобие на отдых. Всё началось ещё с границы, где согласно оплаченных нами услуг трансферта нас должен был встречать представитель пансионата «Самшит». Прождали этого человечка около часа и так и не дождавшись, решили своим ходом добираться. Когда мы бронировали номер в пансионате нам говорилось, что от границы до пансионата 50 километров. Не верьте. Втрое больше. Дороги ужасные, если сравнивать то военный танкодром по сравнению тем, по чём мы ехали - автобан. Ехали более 3 часов, цена дикая, от 3 до 5 тысяч рублей, обязательно надо торговаться. Конечно, по прибытию в пансионат получили массу извинений, администрация просила «войти в положение». Но, за весь «отдых» постоянно приходилось «входить в положение» по той или иной причине. Не только мы, все отдыхающие то и дело «входили в положение».

К услугам отдыхающих пансионат предоставляет номерной фонд различной категории комфортабельности, но надо опять «войти в положение» потому, что номер полу-люкс представляет собой подобие номера эконом класса (страшно представить, что из себя представляет номер эконом в пансионате). Номер располагался напротив общественных туалетов и прачечной – аромат совсем не самшитовых рощ. Балкона в номере нет, сушить бельё и курортные принадлежности негде. Мебель на грани разрушения, кровати узкие и неудобные – наследие СССР. Единственная радость, в номере холодильник (в который и положить то нечего.В посёлке нет магазинов), кондиционер, пусть старенький, но в хорошем состоянии. Был скрипучий шкаф и так в остальном по мелочи (графин с водой из по крана, которую лучше не пить).

Питание в пансионате трёхразовое, происходит в собственной столовой. Как Вы понимаете, надо «опять войти в положение». Яичная узурпация – так бы я назвал питание. Завтраки сплошное мучение, готовили одни яйца (омлет или яичница под майонезом), на большего кулинарных фантазий у поваров не хватало. Пробовали на завтрак заказать хотя бы кашу, ответ был однозначен – нет. Каши для детей. Взрослым яичница. Фруктов не подают, компоты похожи на напиток «Юппи» (если кто помнит, что это за гадость). Обеды постные, невкусные. Кошмар. Есть на территории пансионата альтернатива столовскому питанию - закусочная (пацха по местному). Поверьте – лучше уж в столовой питаться.

Кто был на Крымском полуострове и видел общественный пляж в Алуште, знайте – по сравнению с пляжем в селении Очамчира, пляжи Алушты заповедник, занесённый в Красную книгу. Ощущение, что пляж в посёлке никогда вообще не убирался. По нему бродят коровы,

тут же пастухи их моют. Ужас. Курортных развлечений никаких, это наверно бесперспективно. Нет даже стареньких катамаранов, полное захолустье.

Неподалёку от пансионата находится местный рынок. Именно там всем любителям поскандалить самое место. Хам на хаме и хамом погоняет. Люди злые из-за своей нищеты, на всех отдыхающих волком смотрят, как на оккупантов. Фрукты (яблоки, персики можно купить только с утра), но цены просто космические. Вечерних развлечений не просто нет, их нет вообще. Можно вечером посидеть в закусочной на территории пансионата, попить местного вина. Но, упаси вас пойти погулять за приделы территории в вечернее время, в лучшем случае останетесь без ценных вещей (такое наставление нам дал частник, который вёз нас в пансионат).

Если захотите поехать на экскурсии, организовывайте их сами. Потому, что придется опять «входить в положение» и на экскурсию, по той или иной причине не поехать. Причин отказа будет масса, главное ведь «войти в положение». Мы просто «удрали» от туда, с этого ужасного «курорта» без сожаления.

Примечательно, местный частник, который любезно согласился (за 3000 рублей) отвезти нас на границу задал нам вопрос, на который до сих пор нет ответа. Он просто спросил: - Что Вы тут вообще делали? Ответом было наше молчание, так как сказать было действительно нечего.

У украинцев по этому поводу есть хорошая поговорка, в переводе звучит так: Дешёвая рыбка - смердючая юшка.

Очамчира (у абхазов принято написание Очамчыра) – город в восточной Абхазии, наиболее пострадавший во время войны с Грузией. Очамчира обладает большим курортным потенциалом. Песчаные пляжи, открытая набережная, наличие в районе интересных маршрутов, природных памятников, а также памятников, христианской архитектуры объясняет активное развитие Очамчиры в этом направлении.

Однако до сих пор, несмотря на большое количество достопримечательностей, туристы в основном предпочитают другие города. Именно поэтому Очамчира очень удобно для отдыха – цены заметно ниже и меньше людей на пляжах.

Как ориентироваться

В Абхазии только в городах Очамчира и Гагра солнце садится прямо в море. Ушцы, идущие вдоль набережной ориентированы с юга на север. В городе преобладает регулярная планировка с постройками частного сектора. Административные здания и магазины сосредоточены в центре города. Функционирует отделение Сбербанка. Работают маршрутки и такси. До других городов можно добраться на рейсовых автобусах, стоянка — на привокзальной площади. Размещение осуществляет отель “Самшит 555”.

Окресности Очамчиры

Есть две причины, по которым Восточная Абхазия (от Сухума до р. Егры) менее развита в туристическом отношении, чем Западная. Первая — это экономическое районирование 40-80 годов, ориентированное на миграционные трудовые ресурсы из Западной Грузии, традиционно занятые в сельхозпроизводстве. Вторая -боевые действия 92-93 гг., практически не затронувшие Западную Абхазию, и шедшие здесь с огромной интенсивностью. Других причин, по которым эта территория была бы менее привлекательна для туризма и отдыха нет, и скорее всего ситуация будет меняться здесь в положительную сторону.

Подтверждением этому служит огромное количество интереснейших природных и исторических памятников, сосредоточенных в Восточной Абхазии.

Драндский собор

В VI веке христианские церкви строились во многих местах, в том числе в Абхазии. Большинство из них были базиликами. Это храмы представляющие собой удлиненные залы, иногда разделенные внутри зала колоннами на три части по всей длине. Особое место здесь занимает Драндский собор. Это первый в Западном Закавказье (а может быть и во всем Закавказье) центрально-купольный храм. Больше такие церкви в Абхазии не строились. Он не был похож ни на один из ранее выстроенных храмов. Во-первых, он строился целиком из кирпича, что было незнакомо для местного населения. Так строили в то время только византийцы. Во-вторых, внутри он представлял собой не привычный длинный зал, а крестообразное пространство, центр которого был в виде ротонды, т.е. в виде круглого помещения, перекрытого сверху широким низким куполом. Восточная алтарная часть была отделена шестью белыми мраморными колоннами с резными капителями, которые поддерживали мраморные же арки.

Строила Драндский собор, вероятно, специально присланная по велению императора Юстиниана бригада мастеров. А среди инженеров-строителей и архитекторов, возможно, были и абазги, прошедшие обучение в Константинополе. Совершенно необычное впечатление производил собор в вечернее время. Построенный на холме, господствовавшим над всей долиной и освещенный множеством светильников и свечей, он как бы парил над окрестностями. Купол же с венцом освещенный изнутри 16-ю окнами, казался фантастическим. Несомненно, эта церковь вызывала глубокое благоговение не только у христиан, но и у язычников. Собор строился как архиепископская кафедра. Об этом говорит и предусмотренное для епископа место в алтаре. Видимо, собор должен был стать духовным центром, а Дранда, в то время называвшаяся словом Цкыбын, административным центром Апсилии.

Великая Абхазская стена

Одно из самых масштабных фортификационных сооружений не только в Абхазии, но даже в мире. По протяженности (160 км), уступает, правда значительно, только Китайской. Сегодня почти все ученые относят строительство стены к VI веку н.э. Берущая начало у устья р. Келасур и идущая по холмам и предгорьям до р. Ингур и дальше к морю, со своими “клиссурами” башнями-крепостями, запиравшими выходы из ущелий, стена очень похожа на оборонительные сооружения римлян. Римляне вынуждены были строить такие оборонительные линии в связи с тем, что в эти века пришли в движение многие народы древности. В частности, на Северном Кавказе появились кочевые народы и постепенно там оседали. Самыми неспокойными были аланы, одни из предков нынешних осетин. В любую минуту они могли вторгнуться через Клухорский или другой перевалы на побережье, а затем двинуться вглубь страны. Конечно, цельного сооружения уже нет, но в тех местах, где сохранились сторожевые башни, руины храмов, крепостей или фрагменты самой стены, эти древние артефакты производят сильное впечатление. К Абхазской стене проводятся экскурсии.

Озеро Амткял

Амткял самое молодое (всего 100 лет) и второе по величине горное озеро Абхазии. Образовалось в результате нескольких горных обвалов в конце XIX века. Уровень воды непостоянный и зависит от таяния снегов. Годовая разница достигает 40 м. В озере водится рыба: форель, голавль, подуст, усач. Озеро Амткял — популярный туристический маршрут. Добраться до него можно по Военно-сухумской дороге и далее по проселочной дороге

Моквский храм

Расположен в 15 км от Очамчиры на острове при слиянии рек Мыку и и Дваб. Подробней можно прочитать в нашей статье про Моквский храм

Ведийский храм

Ведийский храм, находящийся в 12 км от Очамчиры, был выстроен в X веке царем объединенного абхазо-грузинского государства Багратом III и его матерью Гурандухт, сестрой абхазского царя Феодосия. В 1014 году собор стал усыпальницей Баграта III. До наших дней храм дошел в полуразрушенном состоянии. В плане он по своей форме приближается к купольным храмам. Стены, сложенные из тесаного камня, снаружи украшены орнаментом — стилизованными листьями и искусно вмонтированными в них крестами. Внутри храма имеются фрагменты стенописи с ктиторскими портретами. К западу от храма сохранились развалины большого каменного дворца — епископской, а, возможно, и царской резиденции. В результате попыток “реставрации” была снесена часть древнего купола и снята большая часть облицовки. В XIX веке в храме, возобновилось богослужение, вновь прекращенное в советское время. Храм расположен в очень красивом месте. Выстроенный на высоком холме, он главенствует над местностью, как бы парит над ней. К комплексу ведет асфальтовая и грунтовая дорога, он включен в списки экскурсионных маршрутов туристических агентств.

Илорский храм

Илорская церковь святого Георгия зального типа выстроена в XI веке и расположена в 4 км от Очамчиры. Церковь была центром духовной и светской жизни. По свидетельству итальянского путешественника Лемберти, посетившего Илор в XVII веке, возле Илорской церкви устраивались большие ярмарки,на которые съезжались жители Абжуйской (восточной) Абхазии и Западной Грузии.

Интересно, что Илорской церкви жертвовались военные машины, катапульты онагры и др., сабли, кинжалы, иногда и бутафорское оружие. Вместе с тем, в храме находился гигантский лук и гигантские наконечники копий и стрел под названием «стрел Афы», т.е. бога молнии, а также гигантские раздвоенные копья, которые в Абхазии называли абрдзал и аджар. Все эти ритуальные предметы изготовлялись из железа представителями определенной фамилии кузнецов. Вышеописанное свидетельствует об Илорском храме, как о святилище, где в прошлом находился один из центров культа бога войны и молнии Афы, слившегося затем с культом св. Георгия или Аерга.

Краткая история Очамчиры

В IV веке до н.э. в Абхазии вместе с Диоскурией были основаны и другие поселения — главнейшим из которых был Гюэнос, расположенный около современного города Очамчира. Здесь шла активная торговля. Местные племена заготавливали металлы, ткани, строевой и корабельный лес, пушнину, мед, воск, а в обмен получали предметы роскоши, столовую посуду, деликатесы. Но главным предметом торга были рабы. Их можно было дешево приобрести, выменяв на амфору оливкового масла, и с выгодой перепродать на невольничьих рынках Средиземноморья.

В первые века нашей эры в районе Очамчиры жили племена апсилов, впоследствие вместе с абазгами и санигами, образовавших абхазскую народность. В XIII-XIV веках генуэзские купцы создали здесь свою факторию Ола-Гуанда. В XVI-XVIII веках, в период турецкого господства, город опустел, берег зарос сплошным самшитовым лесом. Остюда более позднее название этой местности Шамшир (по-турецки самшит, самшитовая роща). В 40-х 60-х годах XVIII века жизнь в городе была довольно оживлена, так как Очамчира была тогда зимней резиденцией последнего владетельного князя Абхазии Михаила Чачба-Шервашидзе. В 1844 году здесь был открыт порт, из которого в Россию, Турцию, Францию вывозились самшит, каштан, сельхозпродукция. Особую выгоду приносила торговля самшитом, который в Европе называли “алмазным деревом” и платили за него “любую цену”. Из самшита изготовлялись челноки, ксилографические клише, украшения, произведения искусства. В частности, статуи на фронтоне собора Парижской Богоматери сделаны из абхазского самшита. Вместе с ликвидацией Абхазского княжества и высылкой владетеля в 1 864 г. в Воронеж, где он через два года умер, жизнь в городе замирает. В советское время Очамчира была центром сельскохозяйственного района. Велика заслуга очамчырцев в национально-освободительном движении Абхазии 80-х — 90-х годов. В период абхазо-грузинской войны 92-93 гг. город был оккупирован. Практически все его абхазское население покинуло дома и вступило в ополчение, сформировав “Восточный фронт” протянувшийся на десятки километров севернее Очамчиры.

В основе названия этого странного, затерявшегося во времени города, лежит турецкое «шымшыр», то есть самшит, который отсюда активно вывозили в древности, считай современный грабеж ресурсов. Есть даже сильно выделяющийся из основного городского пейзажа отель «Самшит 555». Приятно, что традиция сохранения топонимики, заложенная ещё Ольденбургским сохраняется и нынешними штучными предпринимателями.
По данным последней советской переписи (1989 года) в Очамчире проживало 20379 человек, из которых грузины составляли - 58,2 %, абхазы - 18,2 %, русские - 14,7 %, армяне - 3,3 %.


По данным последней абхазской переписи 2011 года в Очамчире проживает 5280 человек, из которых абхазы - 72,7 %, грузины и мегрелы - 10,4 %, русские - 10,0 % и армяне - 3,1 %.


Ещё 20 лет назад львиную долю отдыхающих встречал вот этот железнодорожный вокзал.


Сама же станция Очамчира расположена на линии Псоу-Ингури и является узловой, имея ответвление на Ткварчели.


Сегодня пассажирское движение отсутствует. Осуществляется только перегрузка угля, привезенного из Ткварчели, на корабли.


Вообще-то участок Абхазской железной дороги Сухум - Очамчира был восстановлен русскими военными железнодорожниками ещё в 2008 году, аккурат к 15-ой годовщине Независимости и Победы, но пассажирское движение так и не возобновилось. За Очамчирой железнодорожное полотно по-прежнему полностью разобрано.


Сейчас в городе, как и в Сочи, самый разгар сезона. На пустынных и грязных пляжах только коровы.


Отдыхающих практически нет. За недолгое пребывание в городе я насчитал не больше десятка туристов, зато, наверное, самых преданных фанатов Очамчиры - женщин с маленькими детьми, молодые и пенсионные пары, не побоявшиеся сюда приехать, всё-таки восточная Абхазия не для руссо туристо.


Набережная производит удручающее впечатление.


Ни лотков с сувенирами и мороженным. Ни детского смеха и музыки. 20 лет здесь не пахнет сладкой ватой и царит мёртвая тишина.


Такая же тишина и в городском парке. Навеки замершая карусель.


Всё, что осталось от памятника В.И. Ленину.


А вот этот слоник когда-то веселил детишек отдыхающих и местных жителей.


Впрочем, откуда взяться городской суете, когда основное состояние жилого фонда - разруха.


До войны местные жители трудились на масло-экстракционном и консервных заводах, двух чайных фабриках, табачно-ферметационном предприятии, промкомбинате и птицефабрике. Сейчас нигде. Работы в городе нет никакой и надежды на её появление тоже. Тут хоть бы отдыхающие начали приезжать. Но туристы не едут. Мало кому захочется отдыхать в мёртвом городе.


Это не Припять (о которой я тоже как-нибудь расскажу). Это самый центр города мира - Очамчиры.


В этом городе нет радиации и 20 лет не слышны выстрелы, но жизнь здесь не торопится налаживаться.


Типичная улица города. В основном дома двухэтажные, на классических для этих мест сваях. Дороги в принципе хорошие (лучше украинских), но, например, к ближайшему селу Илори, где расположен известный всем православным храм с мироточащими иконами, придется пару километров буквально ювелирно лавировать между ямами.


Брошены не дома. Брошены целые улицы и кварталы. Точнее, освобождены (от грузин, коих тут жило большинство) и захвачены абхазами в качестве законных трофеев. Так, в руках одной семьи, помимо своего дома, может быть ещё 3 бывших грузинских, русских или армянских (ну, вы видели процентное соотношение на 1989 год). Восстанавливать, поддерживать трофеи нет денег и желания. Единственная мечта - продать полуразрушенный дом кому-нибудь, кто бы согласился б его купить. А таких людей нет.


Наверное, Кодор, как и Днепр в Украине, делит современную Абхазию на две совершенно разные и непохожие страны - западную и восточную.


Буквально на глазах, за Сухуми, асфальт на трассе стареет на 20 лет, а количество заброшенных домов превышает жилые. «Лексусы» и «Мерседесы» сменяются ржавыми «Жигулями» и «Волгами». (От российской границы и до абхазской столицы трасса идеальна, сейчас вот заканчивают установку суперсовременного освещения)


Исчезают отдыхающие, а местные жители, не скрывая любопытства, смотрят тебе вслед.


А вообще-то старушке Очамчире больше 2500 лет. Именно об этом сообщает надпись на каком-то сооружении у главной дороги, идущей вдоль моря.


В 2009 году в порт Очамчира вернулись корабли ВМФ России и по сей день там базируются, обеспечивая безопасность в регионе.


Может, это хоть как-то поможет, наконец, пробудиться городу и вернуться к нормальной жизни?


Будем надеяться.

P.S. Основную ценность для туриста, конечно же, представляет не сам город Очамчира, а его окрестности. Например, пещера Абрскила - аналога греческого Прометея, село Моква с удивительным по красоте храмом, скачками и ежегодным, кажется в сентябре, праздником на поляне Мыкуашта - места традиционных сходов абжуйской Абхазии, с родовыми беседками. А также село Адзюжба, где живут абхазские негры, сероводородные источники и многое, многое другое, увлекательное и интересное.

У меня и в планах не было ехать в Очамчиру, но соседка в Сухуме так расхваливала э тот курорт, что мы решили съездить на денек, посмотреть, что к чему. Честно говоря, унылее места я не видела, на берегу можно найти пару приличных на вид отелей и бесконечный пустой пляж с чистейшим морем. В остальном город напоминает Чернобыль: заброшенные дома, которые уже поглотила природа, пустые улицы и одно кафе. В нем я побоялась что-то есть, придерживаюсь правила: ем там, где много клиентов, чтоб хотя бы продукты не залеживались, а здесь пустота...

На машине

Очамчира находится в часе езды от Сухума, дорога далека от идеала, но она есть, и проехать реально. Взять машину на прокат в Абхазии можно только на свой страх и риск, никаких страховок, Каско и так далее здесь нет. Я бы советовала ехать только на своей машине.

В городе, на мой взгляд, страшновато, оставлять ценные вещи в машине точно не рекомендую.

На автобусе

Автобусы в Очамчиру ездят каждый день и регулярно, это Газели, Икарусы, ПАЗы и другие древние и убитые автобусы. Хотя не все так страшно, у нас же тоже они ездят.

Найти автобус можно возле железнодорожного вокзала:

Есть даже расписание: 11:30, 13:40, 15:00, 15:30, 16:00, 16:30, 17:00, 17:20, 18:00, 18:20. Как видите, не все так плохо. Не знаю, когда отправляется последний обратно в Сухум - долго мы в Очамчире не сидели.

Где купить билеты

Заранее готовиться к поездке не нужно, просто подходите к автобусу и расплачивайтесь за проезд перед посадкой.

Цена

Проезд обошелся в 70 рублей.

На поезде

Доехать на поезде невозможно, в качестве доказательства показываю, как выглядит вокзал в Очамчире:


По морю

О чем вы? :)

Заключение

При желании доехать в Очамчиру можно всегда, но надо ли? Конечно, отдых там намного дешевле, чем в Гагре или Пицунде, море чистое, людей нет. Но город совершенно не курортный, он скорее подойдет для любителей Сталкера.

Абхазия – райский уголок с реликтовыми лесами, высокими горами, древней историей и теплым морем. Самым южным морским курортом Абхазии является древний городок Очамчира. Расположенный на северном «углу» Колхидской низменности, ландшафт Очамчира напоминает батумский: с одной стороны море, с другой – горы.

*Помните, что по законодательству Грузии Абхазия и Южная Осетия считаются оккупированными территориями. Соответственно, посещая эти территории с Российской стороны, вы нарушаете закон.

История города Очамчира (Гюэнос)

О городе Гюэнос, основанном в IV в. до н.э. на причерноморских древнегреческих колониях известно из описаний географов, подписывавших свои произведения именем Скилака Кариандского. Их называли «Псевдо Скилаками».

Проводимые в 80-ых годах прошлого века археологические раскопки за городом Очамчира позволили обнаружить городище, языческие капища и могильники с останками обузданных лошадей.

В окрестностях города имеется целый археологический комплекс и исторические памятники поздних веков.

Очамчира, как и многие города древней Колхиды , была ареной, на которой Западные империи сталкивались с Восточными завоевателями. После того, как окрепшие тюркские завоеватели уничтожили Византию, древний город Гюэнос был переименован в Ошимшир. Вокруг города росли реликтовые самшитовые леса. Название этих библейских деревьев с турецкого звучит как «шамшир». Самшит считается библейским древом, потому что его древесина послужила материалом для Ковчега, который построил Ной.

Посетив курорт Очамчира, можно не только отдохнуть под ласковым морским ветерком, но и освежить знания по истории древних веков.

В конце прошлого века курорт Очамчира сильно пострадал. После развала СССР и войны, которая была развязана в результате сепаратистского движения, Очамчиру покинуло эндемичное мегрельское население, которое составляло более половины горожан. Из города ушли грузины, русские, армяне и греки. В результате из 20 000 с лишним горожан осталось около 5000. В Очамчире можно встретить опустевшие полуразрушенные дома, которые постепенно «захватываются» растениями.

Как добраться до Очамчира со стороны Грузии

Так как «де юре» Очамчире, как и вся Абхазия, являются частью Грузии, единственный законный путь попасть на территорию Абхазии через пограничный пункт на реке Ингури. Процедура прохождения границы со стороны Грузии:

  • граница открыта постоянно;
  • печать о пересечении границы не ставится, так как Грузия считает Абхазию своей территорией;
  • возвращаться следует также через КПП «Ингури», так как пересечение границы через Псоу, считается нарушением границ, и компьютерная система это зафиксирует;
  • при себе следует иметь разрешение Абхазской стороны на посещение республики, загранпаспорт;
  • можно фотографировать все, кроме военных и КПП.

На абхазской стороне:

  • КПП работает с 8 утра до 19 часов, после чего проход невозможен;
  • фотографировать нельзя;
  • предъявляете загранпаспорт и разрешение от Абхазского МИДа;
  • по внутренним российским паспортам въезд запрещен;
  • маршрутки, на которых недорого можно отъехать (за 600 рублей) бывают только в первой половине дня, потом придется ехать на такси, что дорого и стоит 2000 рублей и выше.

И на грузинском, и на абхазском КПП, вам могут задать вопросы, о цели визита. Это не удивительно, так как Абхазия считается оккупированной территорией.

Территория Абхазии не находится под юрисдикцией Грузии, пересекая границу, ответственность за вашу безопасность вы берете на себя.

Обратившись в компанию вы можете избежать многих неприятностей на границе, и на территории Абхазской автономии.

Помните, что по законодательству Грузии Абхазия и Южная Осетия считаются оккупированными территориями. Соответственно, посещая эти территории с Российской стороны, вы нарушаете закон.

Вконтакте

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!