Черный лавовый храм пура бесаких у подножия вулкана агунг на бали. Главный храм Бали — Пура Бесаких Вы куда без подношений

«Боюсь, если вы не будете подниматься наверх, а просто походите по сторонам, то смотреть тут особо нечего», — до сих пор бесит, как вспоминаю, как гадкий гид разводил нас на десять долларов. Было видно, что он теряет терпение. Друзья, мы всегда пишем правду – и если нам что-то нравится, и если что-то не нравится. Сегодня – второй случай. К сожалению, с полюбившегося нам Бали.


Храм Бесаких (или Пура Бесаких) на острове Бали считается храмом Матери, и вы его встретите в любом списке «Что посетить на Бали». Знают об этом и местные, поэтому они вам по пути к храму подготовили несколько засад – чтобы содрать с вас как можно больше денег ни за что. Не знаю, кого как, а меня раздражает, когда нас пытаются разводить как лохов и выуживают деньги за воздух.

Интересно, почему храм Пура Бесаких стал тем местом, где «пасутся» самые противные жители Бали? Есть тема для диссертации…

Вы куда без саронгов?!

Купили билет, подъезжаем ближе к храму. И тут слева раздаются истошные крики: «Стойте!!! Стойте, стойте!!! Нельзя в храм без саронга!!! Нельзя!!!» Я не преувеличиваю – орали так, будто «Скорую» звали. Я, наивная, сразу задергалась, начала Жене говорить, чтоб останавливался. Но Женю так просто с толку не собьешь: «Пусть орут, едем дальше».

Проехали 15 метров, налетели мужики: стой, стой, паркуй байк! Паркуй байк, бери саронг! Дальше без саронга нельзя – территория храма! И это при том, что храм Бесаких еще даже не видно.

Мы припарковались, но предложенные в аренду саронги брать не стали. Причина проста: во многих храмах Бали вам сначала предлагают саронг купить, но потом, когда ты подходишь к самому храму, обнаруживается, что их можно взять в аренду бесплатно.

Начинался дождь, а мужики не отходили от нашего байка ни на шаг, не давая ни шлемы повесить, ни зонты достать, ни байк накрыть – ничего. «Вы должны взять саронг! Вы должны взять саронг!» Я не выдержала и крикнула на них: «Хватит уже, а? Подождите пять минут!» Только это и подействовало.

Стоило им отлучиться, как мы потихоньку под дождем пошли к храму. Без саронгов. Но тут дождь усилился и мы стали под дерево. За нами тут же была выслана задерживающая операция в виде мужика на байке, который опять канючил про саронги. Под дерево пришли прятаться еще двое туристов. И они сказали, что у самого храма Пура Бесаких бесплатной аренды саронгов не будет .

Хорошо, уговорили.

: очень красивое место, впечатление от которого нам сильно испортили местные «охранники».

Вы куда без подношений?!

Обмотались в саронги, подъезжаем к входу в храм Бесаких. И тут нас атакуют две продавщицы. Атакуют словно врагов. Ни с байка встать, ни шлемы повесить, ни припарковаться нормально. Стоят вплотную (!) к тебе и орут, вы понимаете, ну буквально орут в лицо: «Возьмите, возьмите скорее вот эту фигню! Скорее, сегодня в храме большая церемония, очень большая церемония! Вам нужна вот эта фигня!» И при этом тыкают тебе в тело каким-то бесполезным свертком, что ты невольно отступаешь назад. Я такого напора в жизни не встречала!

Какое там «Спасибо, не надо» с улыбкой! Они этот детский лепет не слышат, а только больше хватают тебя за руки и напускают ужас на лицо: «Чтооо?! Как вы пойдете на церемонию без этой фиговины?!» «Я же сказала: НЕ НАДО!»

Вы куда без охраны?!

Проходим за ворота. Стоит какой-то мужик, приветствует нас и добрым голосом спрашивает билеты. С первого взгляда я не поняла, что никакой он не билетер! Отдала билеты, что-то он на них надорвал… И начал свою песню про большую церемонию в храме. Мол, туристы не могут в храм попасть без сопровождения местными жителями.

«Ну и ладно, мы и не собирались на церемонию», — чистосердечно признались мы ему. «Вы не понимаете! – и тут он начал, не скрывая этого, выходить из себя. – Вы не можете ВООБЩЕ подойти к храму Бесаких! Вы не можете перемещаться по территории без сопровождения местного жителя! Вы можете пройти только сбоку, а там смотреть НЕЧЕГО!»

«Нам не нужен гид!»

«Я вам что, гида какого-то заставляю брать?! Я не гид, я охранник, и я должен вас сопровождать!»

«Не надо, мы тогда пойдем сбоку», — и мы пошли, а он последовал за нами, шаг в шаг! «Вы должны ходить с местными жителем!» — орал он нам вслед несколько раз. Мы отошли в сторону, подождали, пока он уйдет. Но он и не думал – ждал, когда мы вернемся.

Мы вернулись. Он не отлипал от нас. Физически загораживал нам путь к самому храму, представляете?! Стоял прямо перед нами, не давая пройти ни влево, ни вправо. Ну не толкать же его было?

Мы, разумеется, пошли на принцип. Если и правда мы не можем перемещаться по территории храма без местного жителя, то мы точно выберем не этого наглого нервотрепателя.

Не помню уже, как нам удалось отделаться от него.

Вид на храм Бесаких с того места, куда якобы нельзя войти без сопровождения местного прилипалы. Впечатляет!

Вы куда это поднимаетесь?!

Вышли к лестницам. Тут же подходит новый «гид» (кстати, ) и заводит свою песню. Мол, сегодня в храме большая церемония, и подняться на церемонию вы можете только по центральной лестнице. И только в сопровождении местного жителя. Ну что за чушь?

Решили делать вид, что не видим его и что по-английски не знаем ни слова. Но ему хоть бы что! Мы к лестнице – он с нами. Мы влево – он с нами. Мы вправо – он с нами. Мы фотографироваться – он стоит рядом и без устали втирает про церемонию! Да отстань ты от нас!

За автографом к любимой группе на концерте легче пробиться, чем к храму Бесаких на острове богов Бали.

Короче, кое-как мы все-таки отвязались от всех и поднялись на лестницу сбоку. И что же оказалось наверху храма Бесаких?

Храм Бесаких на Бали: и ради чего всё?!

А наверху никакой церемонии не было – ни маленькой, ни большой. Ходили только гиды и рассказывали туристам сведения из Википедии. И все лестницы, как оказалось, ведут на одну и ту же площадку, а не только центральная.

По центральной, как мы поняли, подняться можно только с гидом. За 10 долларов. Сфоткаться, кстати, можно бесплатно.

Теперь, друзья, вы понимаете, почему храм Пура Бесаких занял такое невысокое место в нашем рейтинге .

Внутренний двор храма Пура Бесаких на Бали , где «сегодня проходит большая церемония». Видите церемонию? Вот и мы тоже.

Так что если вы хотите посетить храм Бесаких на Бали, вот вам пять коротких рекомендаций, чтобы не портить настроение:

1. Саронги не покупайте, возьмите в аренду.
2. Специальных «подношений» к церемонии тоже не покупайте – церемонии может не быть.
3. Никому не отдавайте свои билеты, там нет настоящих билетеров! Можете показать из рук.
4. Поднимайтесь на храм по боковым лестницам – это бесплатный вариант.
5. Старайтесь не общаться с гидами. Скажите им «Май френд» и махните рукой вверх, будто вас там кто-то уже ждет.

В общем, друзья, очень полюбился нам Бали, но поездка к храму Бесаких – одно из самых неприятных туристических впечатлений. Ни в одной стране мы не встречали такого наглого разводилова и неуважения к туристам. И нигде покупки нам не навязывали криком.

Будем в следующий раз на Бали, к храму Бесаких не поедем .

  • Оригинальное название: Pura Besakih
  • Время работы: 8 — 17 часов
  • Рекомендуемая продолжительность посещения: 1–2 часа
  • Размер: большой комплексный храм (около 3-х км²)
  • Дата основания: первое упоминание 1284 год
  • Высота над уровнем моря: 1000 метров
  • Координаты: -8.37435, 115.450804
  • Адрес: поселок Besakih, Rendang, Карангасем, Бали 80863, Индонезия

Общая информация

Остров Бали славится множеством буддийских святынь и паломнических мест, которые привлекают туристов из разных уголков мира. Сами балийцы называют свой остров «Островом тысячи храмов». Объектами поклонения здесь являются не только храмы, но и священные горы, которые способны очистить человека на духовном уровне. Одной из наиболее почитаемых возвышенностей является наивысшая гора острова под названием Гунунг Агунг (Gunung Agung), высота которой достигает 3142 метра. Гора символизирует воплощение верховного Бога Шивы, поэтому является священной и почитаемой территорией.

На юго-западных склонах у подножия священной горы Гунунг Агунг, образовавшейся от извержения вулкана, возвышается величественный древний храм-комплекс Пура Бесаких (Pura Besakih), который считается главным достоянием не только острова Бали, но и всего индуистского мира . Это самый большой и необычайно красивый храм, где можно увидеть величественные статуи Будды, Вишну и Шивы. Местные жители называют его по-разному, кто «Храм Матери Бесаких», а кто «Мать всех священных храмов». Название пошло от древних легенд, в которые до сих пор верят балийцы и следуют всем их принципам.

История возникновения храма Пура Бесаких

Храм Пура Бесаких был возвден более тысячи лет назад, но первое упоминание о нем можно отнести к 1284 году, когда его обнаружили экспедиции с других стран. Местные же считают, что святыня была простроена еще до VIII века, при том не обычными людьми, а именно Богами, которые и до сегодняшнего дня обитают в самых верхних частях пагод, защищая остров Бали от злых духов и всех невзгод.

За время своего существования храм Пура Бесаких пережил множество различных катаклизмов , тем не менее, смог устоять и теперь радует своей необычайной красотой не только местных балийцев, но и туристов со всей планеты. Первая трагедия упоминается в 1917 году, когда случилось неожиданное извержение вулкана Гунунг Агунг, и раскаленная магма разрушила большую часть святыни. Следующее извержение в 1963 году было менее разрушающим, поэтому на протяжении полувека его все же смогли восстановить, собирая практически по крупицам.

Легенды, связанные с храмом

Легенд связанных с появлением храма Пура Бесаких множество. Их с большим удовольствием пересказывают местные жители и гиды приехавшим туристам. Одна из них гласит, что храм был построен волей и силами самых разных богов и их королевств. Поэтому на его территории расположено множество различных скульптур, разительно отличающихся друг от друга.

Храм Бесаких — ежедневные индуистские церемонии

По словам балийцев, боги до сих пор обитают в храмах, а именно в высших ярусах пагод, и принимают пожертвования людей . Именно поэтому здесь проходят ежедневные индуистские церемонии, на которых присутствуют сотни балийцев.

Особенности строения храма и близлежащей территории

Комплекс Пура Бесаких включает 22 отдельных храмов, каждый из которых имеет свое особое предназначение и название, так как олицетворяет определенное божество.

Особенности строения божественной территории:

  • общая площадь храмовых построек и дворов имеет более 3-х квадратных километров;
  • 18 основных храмов и 4 вспомогательных;
  • многометровые лестницы, которые позволяют пониматься на более высокий уровень;
  • на каждом уровне расположены шатры с лавочками, где можно немного отдохнуть;
  • на первом уровне находится оркестр Гамелан;
  • повсюду расставлены корзины с цветами и другими украшениями для задабривания духов.

Благодаря тому, что священные постройки расположены на склонах горы, издалека это выглядит как многоярусное сооружение с грандиозными прямоугольными сводами , стремящимися ввысь, лестницами и божественными статуями, утопающими в роскошной зелени.

Загадочный храм Бесаких в низких облаках

Наиболее значимым и большим сооружением в комплексе считается храм Panataran Agung , где поклоняются и молятся Богу Шиве, поэтому на стенах преобладает белый цвет, который заметен еще издалека. Скульптуры, которые расположены рядом, украшены цветами и белыми саронгами. Именно в этом храме по праздникам проходят самые важные религиозные буддийские церемонии острова Бали, где собираются тысячи паломников со всего мира. Поэтому если повезет попасть в святыню в индуистские праздничные дни, любой турист будет заворожен окружающей красотой.

Как лучше добираться до горы Гугунг Агунг?

Гора вулканического происхождения Гунунг Агунг расположена в восточной части острова, недалеко от поселка Бесаких. Добраться до святыни можно очень легко на арендованном мопеде или в составе туристической группы на автобусе. При этом стоянка расположена в километре от самого входа в храм, поэтому придется немного пройтись, но это совсем не значит, что путь будет скучным. На протяжении всего пути к подножию горы расположено огромное количество торговых лавок, которые предлагают различные сувениры, украшения, корзины с цветами для подношения богам, и конечно же саронги, без которых вход на территорию храма запрещен индуистской религией и женщинам, и мужчинам.

Храм Бесаких, храмовые сооружения, вид на долину

ВАЖНО: Отправляться на экскурсию лучше рано утром или в ясную погоду, потому что после обеда практически вся территория храмового комплекса на верхних ярусах утопает в облаках, которые удерживает гора Агунг. Находясь на высоте 990 метров над уровнем моря, облака здесь явление повседневное, поэтому очень часто моросит дождик. Многие туристы рекомендуют взять с собой зонты, иначе придется купить их у местных торговцев.

Храм Бесаких — окрестности

Каждый турист, посетивший древний храм Матери Pura Besakih, не только получит неизгладимые впечатления от увиденного, но и получит блаженное умиротворение, прикоснувшись к самым духовным творениям на земле. Ведь именно здесь сосредоточены наиболее значимые и древние святыни мира .

Первое что мы собирались посмотреть в этот день был храм Бесаких. Пура Бесаких - "Мать всех храмов" на Бали. Самый главный и самый большой храм, расположен он на склонах вулкана Агунг (Верховная гора). Раньше здесь могли молиться только раджи, а сегодня Бесаких это комплекс храмов самых различных каст и общин, начиная от дворников, заканчивая правителями. Центром комплекса являются три больших храма, основанных еще в VIII веке и посвященных Тримутри, троице верховных богов Шиве, Вишну и Брахме. Но перед тем как отправиться в путь, нас ждало еще одно наикрасивейшее зрелище - рассвет с видом на вулкан Агунг.

Не смотря на то что прошлый день был очень насыщенный и мы устали, второй день нашего путешествия начался в 5.15 утра. Было сложно подняться, но, в предвкушении чуда, мы вылезли из под одеяла. Идти далеко нам не пришлось, уже с крыльца нашего домика открывался захватывающий вид.


Невероятное количество зелени, рисовые поля, джунгли, окутанные туманом, и над всем этим возвышается Гунунг Агунг. Было ощущение что мы в фильме о затерянном мире!

Гунунг Агунг (Gunung Agung). Бали


Всё это сопровождали звуки, издаваемые обитателями джунглей. Сливаясь в одну шумную песню, со всех сторон доносилось их стрекотание, жужжание, пение и другие различные трели.

Когда солнце поднялось выше и стало светлее, мы пошли ближе к рисовым полям.
Дима фотографировал, а я не могла налюбоваться на Агунг. В это утро его вершина была закрыта облаками, но это ни как не сказывалось на величии вулкана. У меня к нему особое, трепетное отношение, так как одно, такое же облачное утро я встречала на самой его вершине на высоте 3142 метра, преодолев сложный ночной подъём. Балийцы верят, что на вершине Агунга живут боги, наблюдая такой красивый рассвет тоже начинаешь в это верить!
Постепенно из соседних домиков начали вылезать и другие гости отеля, увидев окружающую красоту они брали фотоаппараты и присоединялись к нам. Фотографируя мы не заметили, как пролетели два часа, пора было завтракать и отправляться в путь.

Приехали в Бесаких мы довольно рано, все торговые палатки были закрыты, туристов еще не привезли, тишина и спокойствие. На входе к нам пристали местные работники храма, мол берите гида, без него вас никуда не пустят. Мы поупирались, сказали что уже не первый раз здесь и раньше справлялись сами, но в итоге согласились. Обошлось нам это примерно в 50 тысяч рупий (примерно 5$), на четверых копейки, так что смысла особо упираться нету, зато можно узнать много интересного. Еще без гида не пустят в храм где идет церемония, а в некоторые и вовсе не попасть. Первое куда мы отправились была центральная часть комплекса - храм Пенатаран Агунг (Pura Penataran Agung).

Храм Пенатаран Агунг (Pura Penataran Agung). Бесаких


Чтобы сюда попасть надо подняться по длинной лестнице.
За воротами храма несколько дворов, туристов пускают только в первый. Здесь есть постройки для священников, которые проводят церемонии, различные алтари для подношений и хозяйственные постройки.

Священник проводит церемонию


За массивными воротами находится второй двор (а дальше по идее должен быть и третий), там располагаются все самые священные алтали, поэтому туристов туда не пускают.

Два дракона, часто встречающихся в храмах, символизируют земные потребности человека.


Так как Бесаких очень большой, здесь постоянно проходят какие-нибудь церемонии и у вас есть все шансы их посмотреть.
Мы долго блуждали по разным храмам и мучили нашего гида разными вопросами. Надо заметить он стойко держался, очень подробно и хорошо рассказывал о тонкостях своей религии. Про одежду, про касты, про устройства храмов, про различные церемонии и о многом другом.
Так же из за большого количества церемоний в храмах много украшений, столы накрыты полотнами разных цветов, статуи и священные деревья в саронгах и множество разноцветных зонтиков.
После экскурсии гид нас поблагодарил и спросил есть ли еще вопросы, так как вопросов у нас не осталось, мы сказали ему большое тримакаси (спасибо на индонезийском) и попрощались. Но уходить мы не спешили, ведь в Бесаких было еще много мест, где можно побродить, чем мы и занялись.
По боковой лестнице мы пошли вверх по склону.
Нашли здесь смотровую площадку. Рядом есть магазинчики с сувенирами. А если посмотреть вниз, то открывается хороший вид.
По пути мы видим много подношений в разных местах. Надо задобрить как можно больше злых духов!
Поднявшись еще выше, мы пришли вот к такой красивой лестнице. Это вход в один из храмов.
Вид красивый, как на саму лестницу.
Так и с неё. Если учесть что Бесаких расположен на высоте 1000м над уровнем моря это не удивительно.
Ворота на входе в храм несколько нестандартной формы, очень красивые, резные и со множеством завитушек.
Здесь мы немного задержались, сделали много фотографий и стали возвращаться вниз.
Отойдя на небольшое расстояние от храма мы еще немного зависли, фотографируя его небольшую часть. К этому времени склон вулкана Агунг уже был затянут плотным облаком тумана.
Вообще про такое величественное сооружение, как Пура Бесаких мне сложно писать, сюда надо приезжать, и долго гулять, желательно с человеком, который многое знает и может рассказать, как про это место, так и про религию на всём острове. Здесь действительно очень красиво и интересно.

Точная дата строительства Пура Бесаких неизвестна, хотя есть мнение, что он был возведен более 1 000 лет назад. Гора Агунг, на которой он расположен, издавна почиталась балийцами как одна из 4-х священных вершин и как место обитания бога Шивы. Наконец, согласно древним верованиям, именно здесь проходит ось мира, вокруг которой обращается вся вселенная.

Ученые утверждают, что некоторые каменные строения храма имеют возраст около 2 000 лет, другие же были возведены намного позже. Вполне возможно, что в незапамятные времена нынешний комплекс был построен на месте более древнего святилища. Первое же упоминание о Пура Бесаких датируется 1284 годом, и в рукописи говорится о ней как об уже давно существующей святыне. Также есть несколько версий, что храмовый комплекс мог основать некий странствующий монах в 8-м веке или раджа Кесари в начале 10-го века.

Поскольку во многих летописях есть сведения о пожертвованиях на храм со стороны балийских королей и знатных особ, скорее всего, комплекс из века в век постоянно достраивался. Например, известно, что центральная часть Агунг Панатаран, посвященная Шиве, строилась в 17-м веке.

В 1917 году Пура Бесаких пострадал во время извержения вулкана Батур - грозного соседа священной горы Агунг (между ними находится лишь небольшая долина). А в 1963 году потоки лавы выбросила и сама Агунг, которая также является вулканом. Однако в этот раз индонезийские боги пощадили храм - смертоносный поток прошел всего в нескольких метрах от него. Конечно, такое событие еще больше убедило балийцев в святости этих мест. Позже вулкан еще проявлял активность в 2017 и в 2018 годах, но до полноценного извержения дело, к счастью, не дошло.

Как добраться

Храм Пура Бесаких находится вблизи одноименной деревни в восточной части острова . Ближайшим городом к нему является Клунгкунг, который расположен на расстоянии около 20 км.

Поскольку общественный транспорт в , и в особенности на Бали, развит слабо, многие туристы предпочитают передвигаться на такси или брать в аренду байк. В этом случае вам не составит труда доехать до селения Бесаких по карте или GPS-навигатору.

Координаты: -8.37435, 115.450804.

Адрес: Pura Besakih, Rendang, Bali, 80871.

Но рассмотрим все возможности добраться до храма Пура Бесаких:

  • Автобусом - из терминала Batubulan (Батубулан), что в 8 км от Денпасара, к восточной части острова ходят рейсовые автобусы;
  • Личным транспортом или на такси - нужно будет преодолеть около 63 км, направляясь на восток через городок Семарапура (Semarapura) до указателей на храм.

Еще один способ путешествовать по Бали - это автостоп, и немало туристов добирается до Пура Бесаких именно таким образом.

Если же вы решили посетить индонезийскую святыню в составе экскурсионной группы, вас довезут до автостоянки, которая находится примерно в 1 км от цели. Поэтому часть пути в любом случае придется пройти пешком.

Храм Бесаких на карте

Внутри храма

Как уже было сказано, храмовый комплекс Пура Бесаких включает 23 святилища. Из них три являются самыми крупными и главными - это Пенатаран Агунг, Бату Мадег и Кидулинг Кретег, посвященные богам Шиве, Вишну и Брахме соответственно. В целом территория комплекса занимает более 3 км, поднимаясь ступенями вверх.

Храм Шивы Пенатаран Агунг находится в центре, к востоку от него расположен Кидулинг Кретег, а к западу - Бату Мадег. Интересно, что сегодня финансирование каждого из них проводится тремя разными округами Бали.

Самым крупным и самым интересным в Пура Бесаких считается храм Шивы. Он состоит из трех дворов, которые можно пройти один за другим, минуя несколько ворот.

Первый двор («мир людей») - он считается наименее важным, предназначенным для подготовки к религиозным обрядам и посещению следующих уровней храма. Сюда ведет центральная лестница из 52 ступеней, украшенная каменными статуями мифологических существ. В дни праздников на каждое изваяние надевают саронг - яркую индонезийскую «юбку». В конце лестницы установлены ворота Чанди Бентар - они представляют собой расщепленную в верхней части арку, причем такая форма выбрана не случайно. Согласно балийским верованиям, этот проем в арке нужен для того, чтобы ничто не мешало взаимодействию человека с высшими силами.


Второй двор («пограничный мир») - к этой части Пура Бесаких можно попасть через очередные ворота, пройдя первый двор. Балийцы убеждены, что именно здесь во время церемоний и обрядов божества нисходят к обычным людям. Поэтому все жители Бали, направляющиеся в храм, несут сюда дары, чтобы возложить их к алтарям и прошептать молитву. В расположенном здесь же открытом павильоне верующие могут задержаться, чтобы помедитировать и пообщаться с высшими силами, а семьи во время индуистских похорон ждут окончания кремации.


Третий двор («мир божеств») - самый верхний участок храма, куда посетители также поднимаются по лестнице. На нескольких террасах этого двора построены многоярусные башни-пагоды - каждая для определенного божества. По количеству ярусов можно догадаться, для кого именно предназначено «жилище». Так, башни Шивы и богини плодородия Деви Шри, особенно любимой балийцами, имеют по 11 ярусов, а у башни Вишну их всего 9, хотя это тоже свидетельствует о высоком уважении. Наименьшие башенки имеют лишь по 3 яруса. Кстати, в одной из таких пагод издавна хранятся летописи и другие исторические документы, но экскурсии туда не проводятся.


Во время праздников всю территорию храма Пура Бесаких украшают цветами, яркими зонтиками и отрезами тканей. Традиционно в украшениях преобладает четыре цвета: белый в честь Шивы, красный в честь Брахмы, черный для поклонения Вишну и желтый. Всего за год здесь проходит до 70 крупных религиозных церемоний, и попасть на одну из них - большая удача для туриста. В это время можно увидеть храм во всей красе, послушать местный оркестр и прикоснуться к загадочной культуре балийцев-индуистов.

Один из главных таких праздников - Галунган, или день «победы добра над злом» - длится целых 10 дней и сопровождается множеством интересных мероприятий. Это лучшее время для посещения тропического острова, ведь не только храмы, но и весь Бали в эти дни преображается (примерно как перед Рождеством).

Экскурсии

Для посещения храмового комплекса Пура Бесаких можно рассмотреть следующие варианты:

  • Заказать экскурсию в одном из туристических бюро;
  • Воспользоваться услугами местного водителя-гида с автомобилем;
  • Самостоятельно добраться до храма и отправиться на его осмотр.

Стоит сразу сказать, что самостоятельное посещение разрешено, хотя вполне возможно, что вас попытаются убедить в обратном. Особенно будут стараться местные «гиды», которые встречают туристов у центральной лестницы или у входа, но как избавиться от их навязчивого сервиса, расскажем чуть ниже.


Правила посещения Пура Бесаких:

  • На всех посетителях обязательно должен быть саронг;
  • Проход внутрь пагод-святилищ для туристов запрещен;
  • Фото на территории храмового комплекса можно делать без ограничений.

Саронги можно принести свои, купить на месте или взять напрокат. Имейте в виду, продавцов будет много, и не стоит соглашаться на первую предложенную цену - обязательно торгуйтесь. Опытные туристы также рекомендуют не верить заверениям в духе «дешевле не найдете» и «дальше продавать уже не будут».

Цена входа на территорию храма - 60 000 индонезийских рупий (около 250 рублей).

Время работы кассы - с 08:00 до 17:00 (но сам комплекс открыт круглосуточно).

Обязательно требуйте билет, даже если вам предложат пройти без него. Внутри билетики далеко не всегда проверяют, но лучше избежать неприятных сюрпризов. Тем более, может быть и так, что далеко не все «проверяющие» окажутся работниками храма - желающих обмануть неискушенного туриста и вытянуть у него еще немного денег здесь предостаточно.


Проще всего передвигаться по храмовому комплексу в сопровождении местного жителя. В этом случае меньше вероятность, что к вам то и дело будут приставать продавцы разных товаров и услуг. Впрочем, те, кто умеет говорить твердое «нет», прекрасно обходятся и без местных сопровождающих.

Можно отправиться в Пура Бесаких и в составе экскурсионной группы - это избавит от многих забот (например, не нужно будет думать, как сюда добраться и уехать обратно). Также в этом случае намного проще ориентироваться на огромной территории храмового комплекса. Но, конечно, стоимость экскурсии будет выше, чем расходы на самостоятельное посещение.

  • Если вы решили добираться до храма Пура Бесаких самостоятельно на байке или на автомобиле, обязательно захватите с собой навигатор. Дорожные указатели на Бали встречаются, но на их регулярность не стоит рассчитывать. Поговорить же с местными жителями, не зная языка, будет проблематично - в деревнях многие не понимают даже английский, не говоря уже о русском языке. На разговор можно рассчитывать только с теми балийцами, чья деятельность так или иначе связана с туристами.
  • Не стоит соглашаться на услуги местных «гидов», предлагающих свое сопровождение у входа в храм. Во-первых, они обманывают, говоря, что вы не сможете пройти без сопровождающего дальше первого двора. А во-вторых, полноценную экскурсию такие «гиды» не проведут, и это уже не раз проверено многими туристами.
  • Есть маленькая хитрость, как избежать навязчивых приставаний и уверений, что без гида вам не пройти: заходите в Пура Бесаких не с центрального входа, а со стороны одной из боковых лестниц. Практически все продавцы услуг, саронгов и разных мелочей «охотятся» на туристов у центральной лестницы храма Шивы Пенатаран Агунг. Но есть еще пара входов справа и слева от нее - вот туда-то вам и нужно.

  • Захватите с собой саронг - обычный прямоугольник ткани, который можно будет обмотать вокруг талии, как юбку. В таком случае вам не придется переплачивать за этот обязательный предмет одежды. Кстати, саронги понадобятся и для посещения других сакральных мест на Бали, если они есть в вашей экскурсионной программе.
  • Постарайтесь попасть в храмовый комплекс с утра, потому что ближе к обеду здесь бывает многолюдно из-за обилия туристов. А во второй половине дня Пура Бесаких, расположенный на высоте 1 000 метров над уровнем моря, может закрыть туманом. Также не помешает взять с собой дождевики или зонты - здесь часто идут не просто дожди, а настоящие тропические ливни.
  • Если вам не в тягость ранний подъем, можно прийти к храму на рассвете и пройти внутрь совершенно бесплатно (вас просто некому будет остановить). Некоторые туристы так и делают, важно лишь не выходить через центральные ворота, чтобы не попасться на глаза работнику кассы.

Несмотря на все нюансы и сюрпризы, которые могут ожидать туриста в Пура Бесаких, это место - одна из тех достопримечательностей Бали, которые обязательно стоит увидеть. Горный храмовый комплекс поражает своим величием, поднимаясь от террасы к террасе все выше и выше. А с верхней площадки храма открываются такие виды на остров, что уйти без десятка фото просто невозможно! Если же вам удастся попасть в Пура Бесаких во время одного из балийских праздников, можно прикоснуться к настоящей жизни Бали, к его живой «нетуристической» культуре и взглянуть на происходящее глазами островитян.

Пура Бесаких — это целый комплекс храмов, выстроенных на склонах священного вулкана Агунг. Когда-то молиться здесь имели право только раджи, а теперь каждая община Бали стремится иметь в Бесаких собственное святилище…

Официально Пура Бесаких состоит из 22 храмов: трех больших и 19 поменьше. Фактически же комплекс состоит из кучи часовен, святилищ, храмиков и храмов, разобраться в которых под силу только местному жителю.

Считается, что строительство комплекса началось в XIV веке, но какие-то святилища наверняка были здесь и гораздо раньше. Посвящен весь комплекс индуистской «троице» Тримурти — Шиве, Вишну и Брахме.

Несмотря на свой священный статус, Бесаких не удалось избежать разрушительных сил балийской природы. В 1917 году храмы сильно пострадали во время мощного землетрясения, а извержение балийских вулканов 1963 года только чудом обошло Бесаких стороной.

В Lonely Planet и других путеводителях большое внимание уделено развившейся вокруг Бесаких индустрии обдиралова белых мистеров. Впрочем, бывавшие в Индии могут спать спокойно: ухищрения балийцев — детский сад по сравнению с индусами.

Начинается все у билетной кассы, где оказывается, что прокат обязательного саронга не входит в стоимость билета, как во всех остальных храмах, а производится за отдельную плату. Длинные брюки также не удовлетворяют местных блюстителей нравственного порядка, так что после непродолжительной торговли нам пришлось взять саронги по 5 тыщ ($0,5) рупий за каждый.

Дальше дорога к храму идет сквозь строй разномастных торговцев, предлагающих вареную кукурузу, салак, чипсы, воду и черта лысого на сдачу. Тут же подскакивают девчонки с «прокатными» зонтиками (вот они и были пожалуй самыми назойливыми) — в плохую погоду бизнес у них идет хорошо.

У самого начала первой лестницы сидит компания местных «пацанчиков», которые, без особого впрочем энтузиазма, вешают всем проходящим мимо лапшу, что они есть специальные «temple guard» и без них типа на территорию храмов проход запрещен. Все это естественно полная брехня, балийские индуисты в отличие от своих индийских братьев по вере, религиозным шовинизмом не страдают. Иностранцы могут свободно проходить на территорию храмов, будучи нормально одетыми и не мешая проведению церемоний. Проход «неверным» закрыт только в самые внутренние святилища.

В хорошую погоду «Верховная Гора» Гунунг-Агунг выступает фоном для всего комплекса храмов. Но мы опять приехали в плохую погоду и Агунг нам так ни разу и не показался. Впрочем, мы его уже видели во всей красе во время .

Вот здесь вместо серого марева должен быть плюшевый зеленый склон вулкана.

Сдаемся и берем напрокат зонтик — с погодой опять повезло, так повезло.

Вот под этой живописной главной лестницей ошиваются эти самые гиды-охранники, навязывающие свои бесценные услуги каждому встречному и поперечному.

Местным, понятно, никакие гиды не нужны — разве что в качестве рабочей силы для переноски здорового короба с подношениями.

Раз на главную лестницу не пускают, обходим ее стороной. По склону горы вверх идет несколько дорожек, огибающих все храмы и сплетающихся в один лабиринт.

Заглядываем во двор одного из больших храмов. Там из бамбука строят какие-то ритуальные «домики для духов».

Каждый балийский храм состоит из трех дворов-оград, построенных «один в другом». По территории храма гулять совершенно не возбраняется, главное — не мешать проведению церемонии.

Здесь же под одним из навесов хранятся инструменты гамелана — традиционного индонезийского оркестра. Его звуки сопровождают любую религиозную церемонию или праздник на Бали.

Основа гамелана — это ударные инструменты: гонги, ксилофоны и барабаны. Вторую партию исполняют что-то вроде гуслей и флейта.

Вдоль дороги народ продает воду, вареную кукурузу и прочий нехитрый перекус.

Кукуруза пошла!

Храмы комплекса плавно перетекают в обычную деревенскую застройку. Наверное, кармически очень верно жить в таком месте =))

А мы все продолжаем постепенно вползать в самое облако, по дороге заглядывая во дворики разных храмов.

Там жизнь идет своим чередом — прихожане молятся, священники принимают подношения.

А прикормленные и наглые духи — эти подношения планомерно уничтожают.

Время от времени сквозь дырки в тучах все-таки выглядывает солнышко и насквозь промокшие соломенные крыши получают шанс немного просушить всю свою вековую плесень.

Наконец, поднимаемся на самый верх, ближе всего к священной вершине. Тамошний храм совсем увяз в тумане, дождь прекращает капать сверху и просто пропитывает всю одежду насквозь. Камни храма тоже будто пропитаны влагой.

На них буйно растет и цветет всякая зеленая растительность.

Пейзажи абсолютно миядзаковские — все поверхности покрыты толстым шерстяным мхом-лишайником.

С лестницы храма можно взглянуть на весь Бесаких и равнину внизу.

Половина, правда, опять оказывается скрытой в облаке.

Как следует пропитавшись облаком и замерзнув, спускаемся вниз. Вдоль дороги тянутся весьма унылые, учитывая погодные условия, сувенирные лавки.

Позолоченные шпили пагод упираются в туман.

Но стоит из этого тумана выскочить, как оказывается, что внизу светит солнце и вообще вполне приятная погода.

На этом наверное серию постов о прекрасном Бали прошу считать оконченной, на очереди — продолжение прерванного рассказа о нашей самоходной экспедиции в Мьянму.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!