Что из себя представляет пальмира. История и этнология. Факты. События. Вымысел. Перспективы восстановления Пальмиры

…В 271 г. Рим торжественно встречал вернувшегося из Сирийского похода триумфатора - императора Аврелиана. Тяжелым маршем шли покрывшие себя славой на полях сражений легионы, под ликование римлян загорелые воины несли захваченные в боях трофеи. А за триумфальной колесницей императора шла в золотых цепях плененная Зенобия - царица легендарной Пальмиры, могущество которой было повергнуто в прах непобедимыми римскими легионами…

Пальмира - древний город в Тадморском оазисе, в сердце Сирии. Название этого города давно уже стало нарицательным (например, «Северной Пальмирой» называли Петербург). Величественные храмы, гробницы и колоннады Пальмиры поражают воображение и соперничают с самыми знаменитыми сооружениями античной Греции и Италии.
Первое упоминание о Пальмире (под именем Тадмор, которое и сейчас носит расположенное близ древних руин арабское селение) встречается в вавилонских клинописных текстах XIX в. до н.э. Потом более тысячи лет об этом городе упоминаний нет. Снова это имя появляется во времена первых ассирийских завоевателей. В ту пору в Тадморском оазисе жили арамеи. Они наряду с арабами и образовали ядро населения Пальмиры.

К I в. нашей эры Пальмира превратилась в крупнейший торговый и культурный центр. Она служила главным звеном в торговле Востока и Запада: здесь, на границе безводной пустыни, кончалась благоустроенная дорога от побережья и начиналась кратчайшая караванная тропа к Евфрату. Здесь останавливались на отдых караваны из Аравии, Персии. Индии и даже из Китая. Разноплеменные торговцы приносили здесь жертвы своим богам. В городе к тому времени существовало множество храмов, посвященных самым различным божествам: Баалу. Хададу, Атаргатис, Иштар, Набо. а также Арсу и Азизу - покровителям караванщиков. Помимо богов, купцы из далеких стран привозили в город самые разнообразные товары. Пальмира быстро богатела, и, расположенная между двумя могучими соперниками - Римом и Парфией - успешно извлекала выгоды из своего транзитного положения.

Богатство города неудержимо притягивало к себе взоры соседей. В 271 г. император Аврелиан выступил в поход против Пальмирского царства. Римские легионы осадили город. На помощь Пальмире выступили племена кочевников-бедуинов, но римляне без труда отбили их натиск. Пальмира капитулировала…
Город умирал долго. После разгрома, устроенного Аврелианом, здесь размешался римский гарнизон. При императоре Диоклетиане, на рубеже III-IV вв. в Пальмире возобновилось строительство. которое, однако, носило в основном военно-оборонительный характер. На огромной площади в 30 000 кв. м раскинулся лагерь римских войск, получивший название лагеря Диоклетиана. Вновь отстроенные оборонительные стены ограждали значительно меньшую, чем ранее, территорию, так как население города к этому времени резко сократилось. Сооружение римского лагеря стало последним этапом в истории города.

При византийцах Пальмира еще существовала как незначительный пограничный пункт, а при арабах она уже пришла в полный упадок. Постепенно пески пустыни занесли остатки былого величия города…
Развалины Пальмиры стали известны только в XVII в. Сначала случайно попавшие сюда купцы и путешественники, а со второй половины XIX в. - научные экспедиции познакомили европейцев с этим вызывавшим удивление и восхищение городом. Раскопки Пальмиры начались в 1920-х гг. и продолжаются до сих пор. Сегодня комплекс руин этого древнего города включен в список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Сохранности построек Пальмиры во многом способствовало их местоположение среди песков пустыни, вдали от больших городов и переместившихся к югу торговых путей. Развалины Пальмиры расположены в котловине между отрогов холмов Джсбель- Хаяне и Джебель-эль-Карр. Город имеет очертания эллипса, протянувшегося с юго- востока на северо-запад. Его длина составляет около двух километров, ширина вдвое меньше. Хорошо сохранились оборонительные стены, в кольце которых расположены главные памятники города. Строительными материалами для городских построек послужили желтый песчаник, белый кристаллизованный известняк и розовый асуанский гранит, привозившийся из Египта.

Ко времени римского завоевания уже сложились два исторических центра Пальмиры: культовый на востоке и торговый на западе. Их связывала древняя караванная дорога. Впоследствии на месте этой дороги была проложена главная улица города, известная под именем Большой колоннады. Это архитектурный символ Пальмиры, сердце древнего города и его главная достопримечательность.

Большая колоннада протянулась с юго- востока на северо-запад, от храма Бела ло так называемого Надгробного храма. Этот великолепный проспект сооружался на протяжении многих десятилетий, а его закладка совпадает с визитом в Пальмиру римского императора Адриана в 129 г. Очевидно, пальмирцы постарались к этому событию украсить свой город.
Обычно центральные магистрали римских городов были идеально прямыми. Большая колоннада Пальмиры стала исключением: сохраняя основное направление, она дважды слегка изгибается. Это объясняется тем, что магистраль следовала за направлением старой караванной дороги и подчинялась уже существовавшей ранее городской планировке.

Общая длина улицы достигает 1100 м, ширина проезжей части - 11 м. По обеим сторонам ее тянулись крытые портики с двумя рядами колонн из золотистого известняка и розового асуанского гранита. Подобные колоннады были типичным украшением римских городов. Но нигде, кроме североафриканского города Тимгада (Тамугади), они не сохранились гак хорошо, как в Пальмире.

Колонны Большой колоннады, включая фундамент и капители, достигают высоты 10 м. Поверхность колонн, особенно в нижней их части, сильно повреждена. Это - результат многовековой работы песка, приносимого ветром из Сирийской пустыни. Местами стройный ряд колонн прерывается красиво вписанными в него полукруглыми арками - они отмечают начало отходивших от Большой колоннады боковых улиц города. Западный участок дороги заканчивается четырехсторонней аркой-тетрапилоном, отмечавшей место пересечения главной улицы с наиболее важными боковыми магистралями. На каждом из четырех углов перекрестка возвышаются установленные на высоких цоколях колонны из розового асуанского гранита, привезенные в Пальмиру из Египта..
Украшением центрального участка Большой колоннады служит монументальная триумфальная арка, построенная около 200 г. Ее скульптурное убранство отличает особая пышность. Далеко не все eго детали сохранились, но и в настоящем своем виде триумфальная арка является одним из наиболее впечатляющих сооружений Пальмиры. Она поставлена с таким расчетом, что через ее пролеты открывается эффектный вид на храм Бела. Последний участок Большой колоннады сворачивал от арки на юг и подводил к входу в это святилище.

Храм Бела (Баала) - местного верховного божества, повелителя неба, грома и молнии, аналога древнегреческого Зевса - был главной святыней города. Это самое большое сооружение Пальмиры. Его постройка завершилась в 32 г. нашей эры. Обширный комплекс некогда состоял из двора, обнесенного оградой, ритуальных бассейнов, алтарей и собственно храма. К входу в святилище вели широкие ступени и пологие пандусы, предназначавшиеся для жертвенных животных. Вход оформляли восьмиколонные пропилеи с традиционными для восточной архитектуры башнями по сторонам.
Руины храма возвышаются посередине почти квадратного, окруженного колоннадами двора. Наряду с элементами греко-римского архитектурного стиля в его облике ощущается влияние восточных традиций: римские архитектурные формы сочетаются с восточной пышностью и грандиозностью. К сожалению, исчезли бронзовые капители, некогда увенчивавшие 20-метровой высоты колонны: руины храма еще в древности не раз подвергались разграблениям. Позднее арабы использовали храм в качестве крепости в борьбе с крестоносцами, и здание сильно пострадало. Однако и сейчас, с полуразрушенной колоннадой, лишенный скульптурного убранства, храм поражает монументальностью и величием облика, совершенством пропорций.

Второй по значению храм Пальмиры посвящен Баалшамину. Это божество почиталось во всей Сирии. Его называли владыкой небес, божеством благодетельным, посылающим дождь. Храм Баалшамина был освящен в 131 г., как начертано на одной из его колонн. Он представляет собой типично римскую постройку, с глубоким шестиколонным портиком, колонны которого некогда украшали статуи. Сравнительно небольшой по размерам, этот храм производит монументальное впечатление благодаря своим массивным формам. Совершенством пропорций, гармонией и особой величественностью он даже превосходит храм Бела. Перед храмом стоял древний алтарь с посвятительной надписью на греческом и арамейском языках.
Святилища Бела и Баалшамика - не единственные культовые постройки в Пальмире. Но только два этих храма сохранились почти полностью и дают ясное представление о пальмирских храмовых постройках.
Вдоль Большой колоннады располагалось множество крупных общественных сооружений. Прямо за триумфальной аркой, слева от колоннады, находится святилище сирийского бога Набо-аналога греческого Аполлона. Прямоугольный храм,-построенный в I в. нашей эры, окружала торжественная колоннада с шестью колоннами на торцовых и двенадцатью - на боковых сторонах. Стены портиков украшали росписи. От этого храма сохранился лишь высокий подиум с лестницей, на котором видны основания колонн.

Напротив храма Набо возвышаются руины огромных терм, сооруженных, как гласит сохранившаяся надпись, Сосианом Гиероклом, наместником Сирии при императоре Диоклетиане. Однако археологи установили, что при Диоклетиане была произведена лишь реконструкция терм, а само здание сооружено на сто лет раньше. Своими размерами и богатством убранства термы Пальмиры не уступали знаменитым римским термам, но сегодня от них уцелели только портик с монолитными колоннами из порфира и прямоугольный бассейн, в который спускались по каменной лестнице. Термы снабжались водой из источника, расположенного к северо-западу от города. Сохранилась часть шедшего оттуда водопровода.
За храмом Набо располагается пальмире — кий театр. Он не такой большой, как другие театры античного времени, но отличается особенной изысканностью в оформлении. С западной стороны к театру примыкают руины пальмирского Сената. Рядом с ним расположен вход на агору- прямоугольную, окруженную портиками площадь, служившую рынком и местом городских собраний. Здесь с особой трибуны ораторы обращались к своим слушателям, сообщали о последних событиях и оглашали указы городской администрации. Отсюда представители Сената, правившего Пальмирой до начала II в., оповещали народ о своих решениях.

Агора окружена различными по величине сооружениями. Одно из них, с массивными стенами и широкими дверями, было, очевидно, караван-сараем. Неподалеку от агоры была найдена огромная плита-стела длиной почти 5 м, относящаяся к 137 г. н.э. - знаменитый «Пальмирский тариф». Стела содержит написанные на греческом и арамейском языках решения сената о налогах и тарифах, которыми облагался город, например, за пользование водой из источника. Эта плита, обнаруженная в 1881 г. русским путешественником Абамелек-Лазаревым. хранится теперь в Государственном Эрмитаже в Петербурге.
Самое позднее из сооружений Пальмиры - лагерь Диоклетиана. В его центре была устроена площадь, на которой ныне возвышаются руины Храма знамен, где когда-то хранились боевые знамена римских легионов. От храма уцелели задняя стена, монументальная лестница в шестнадцать ступеней, нижние части стен и большое число богато орнаментированных блоков, обрамлявших дверные проемы. Надпись над входом сообщает имя строителя лагеря Диоклетиана - Сосиана Гиерокла.

Лагерь Диоклетиана вплотную примыкает к крепостным стенам. За ними начинаются окружающие город холмы, на самом высоком из которых возвышается средневековая арабская крепость Калаат Ибн-Маан. Для постройки ее стен и башен использовались остатки пальмирских зданий. От крепости открывается великолепный вид на развалины древнего города.
На склонах окружающих Пальмиру холмов возвышаются полуразрушенные башни. Это - городской некрополь, где сохранилось множество древних гробниц. Их величественные башни, достигающие 20 м в высоту, придают пейзажу особую торжественность. Подобных погребальных сооружений нет в других районах Сирии. Как установили археологи, самые древние башни в некрополях Пальмиры были воздвигнуты над обширными подземными гробницами - гипогеями. Такие гробницы служили общей усыпальницей многим поколениям одного рода, а иногда даже сдавались внаем.

Развалины Пальмиры с ее колонными улицами, базиликами, алтарями и гробницами. наверное, можно считать классическим образцом древнего города - таким, каким его традиционно рисует воображение: громадные глыбы храмов, обломки погребальных сооружений, поросшие гравой ступени амфитеатров, полуразвалившиеся ионические и коринфские колонны, устремленные в небо, валяющиеся на земле расколотые капители, выщербленные ниши с пьедесталами для скульптур, разбитые барельефы… Время было безжалостно к древнему городу. Долгое время служившие лишь пристанищем шакалов, руины Пальмиры сегодня известны на весь мир и обрели вторую жизнь, став одним из крупнейших туристических центров Ближнего Востока.

Античный город Пальмира, построенный в Сирийской пустыне в 10 в. до н.э., является музеем под открытым небом, где очень много достопримечательностей и памятников различных исторических периодов. Руины Пальмиры были взяты под охрану ЮНЕСКО, как лучшие образцы древнеримской архитектуры.

Величественные памятники располагаются прямо в пустыне, недалеко от одноименного населенного пункта. Достопримечательности располагаются в Пальмире рядом, что позволяет быстро осмотреть основные из них, увидеть историческую связь каждого памятника с той или иной эпохой. Туристам очень нравиться бродить по главной улице древнего города, осматривать колоннады и величественные арки.

К сожалению, некоторые руины и развалины постепенно исчезают под песочными дюнами, а часть памятников были разрушены в ходе сирийского конфликта. Поэтому государственные структуры, занимающиеся охраной и восстановлением достопримечательностей, постоянно проводить реставрацию стен, храмов, колонн, что активизирует туристический поток в это удивительное место.

Руины города были открыты случайно в 17 в ., и с тех пор тут проводятся регулярнее археологические раскопки. По результатам многочисленных экспедиций было установлено, что Пальмира раскинулась в пустыне на три километра, на протяжении которых можно увидеть руины древних стен и зданий, хозяйственных и дворцовых сооружений, алтарей, храмов. Ученые доказали, что город множество раз переходил из рук в руки, и был в 10 в. н.э. поддан разрушению и разграблению арабов.

На холмах, которые окружают Пальмиру, можно увидеть развалины замка, который некогда возвели рабы. В восточной части страны располагается древнейший храм, посвященный богу солнца Ваал-Гелиосу. Он знаменит тем, что тут прекрасно сохранилась уникальная лепнина, внутреннее оформление в виде листьев, ягод и плодов.

В долине располагаются башни, усыпальницы, погребальные пещеры.

Украшением и центром Пальмиры является Триумфальная арка, возведенная во 2 в. н.э., когда город был центром торговли арабского Востока. Через главные ворота можно было попасть в центр города, прямо на центральную торговую площадь. Состоят ворота из трех частей, что позволяло попасть в ту часть города, в которую нужно было приезжим торговцам. Центральный свод имеет высоту в 20 метров. Триумфальная арка сделана из камня разных видов, полностью покрыта резьбой, многочисленными скульптурами львов с открытой пастью.

Под влиянием временем арка была разрушена, поэтому сохранились только фрагменты этого величественного сооружения древности.

Это старинный дворец, который был построен на холме в долине Эль-Букейя. В дословном переводе с арабского и французского языков название замка означает крепость рыцарей. Замок был построен как важный стратегический пункт, который был необходим для того, чтобы охранят дорогу Антиохия – Бейрут – Средиземное море.

Впервые о замке написали в арабских хрониках в 10-11 вв., как о крепости курдов. Сюда в 1031 г. был переведен специальный военный гарнизон, а спустя более 60 лет форт перешел в руки французских крестоносцев. Крепость решили сохранить, как опорный пункт на пути к Иерусалиму. Управлять замком стал орден госпитальеров, благодаря которым захватить замок не могли более ста лет.

Руины замка свидетельствуют о том, что строение было треугольным в основе, длина которой составляла 270 м, а ширина достигала 9 м. Это было так называемое ядро замка, по бокам которого располагались 5 башен квадратной формы. Внутри крепости находились казармы с изогнутыми сводами, а братья имели возможность служить службу в часовне. Ее форма была сделана как слепая аркатура, что превращало часовню в еще один неприступный объект.

Это самое большое культовое сооружение, которое находится в процессе реставрации. Храм был возведен в 32 г . н.э ., вобрав традиции восточной и античной архитектурных традиций. Фасад здания был оформлен, как большинство греческих и римских храмов, а вокруг находился большой двор святилища. По всему периметру находятся колоны, оформленные элементами греческой и римской лепки, а также восточными компонентами – пышными и грандиозными украшениями.

Храм, как и святилище, были построены на террасе, размеры которой поистине поражают и составляют 2010 на 305 метров . Некогда двор был окружен мощными стенами, сложенных из каменных блоков. Стены были украшены небольшими колонами, крытые портики, опиравшиеся на колоны.

Попасть в середину двора можно было через четыре входа, главный из которых находился на западе. Эти ворота были оформлены неповторимой резьбой, остатки которых можно увидеть во время посещения Пальмиры. Внутри храм – это огромное пространство, не делящиеся на отдельные зоны стенами или колонами.

Это целый архитектурный комплекс, где каждое здание отличается монументальностью и величием. Здесь очень много колонн, которые создают потрясающие колоннады, множество каменных платформ.

Всего в Тетрапилоне есть четыре монументальных платформы, и над каждой высится по 4 колонны, накрытые сверху плоскими плитами. Издали кажется, что комплекс – это уникальная своеобразная триумфальная арка, которыми некогда обрамляли городские площади, ставили на перекрестках главных дорог, торговых центров. Высота каждой колонны составляет 17 метров . Интересно, что только одна колонна сделана из розового мрамора, а остальные – из камня. Когда-то на платформах стояли статуи, но ни одна не сохранилась до этих пор.

Основан в самом конце 4 в. до н.э. императором Селевком Первым Никатором, который родился в древнем городе Эуропос. Поэтому правитель и присвоил крепости – Дара/Дура (название форта на арамейском) – имя родного селения. Туристы могут увидеть отлично сохранившиеся фрески, посвященные религиозным и библейским мотивам, в том числе ангелов, что в иудаизме запрещено. В городе находятся знаменитые ворота, которые вели прямо в Пальмиру. Дорога между двумя городами связывала два населенных пункта в период античности.

В Дара Эуропос отлично сохранилась цитадель, жилые кварталы, а там улицы, различные постройки, дома знати и простых горожан, четырех римских бань, располагающиеся с правой стороны от ворот.

Главная улица Пальмиры обрамлена колоннадой, которую археологи называют Великой. Ее протяженность составляет 1,1 тысячи метров. Примечательна тем, что имеет два изгиба, что для центральных улиц Римской империи не было характерно. Объяснить это можно тем, что улица один в один повторяла караванный путь. Высота каждой колоны составляет 10 м , между столбами находились крытые портики, сделанные из гранита особой розовой асуанской породы и красивого золотистого известняка.

Собрания в Пальмире проводились на главной площади, которая одновременно служила и местом для проведения торгов. Форма агоры – правильный прямоугольник, который со всех сторон окружен портиками. Некогда в самом центре находилась трибуна, откуда оглашались важные решения и указы.

Вокруг Агоры находятся караван-сарай, стела Пальмирский тариф, где делались отметки о налогах и различных тарифах, установленные Сенатом. Этот столб вывезли в Санкт-Петербург, где он и был помещен в Эрмитаж.

Возле храма Аллат – богини мудрости, располагалась статуя Льва. Рядом с ним находилась газель. Весил барельеф около 15 тонн, и достигал высоты в 3,5 метра. Лев был уничтожен боевиками Армии ИГИЛ(запрещена в России) летом 2015 г.

Возведенный в 131 году нашей эры, он был вторым по значимости храмом в Пальмире. Его значение – поклонение божеству Балу , который отвечал за дождь, и соответственно, за урожай. Языческий храм был превращен в христианский в 5 в., став церковью. Взорван, как и статуя Льва, в 2015 г.

Недалеко от Пальмиры находится Долина гробниц или Пальмирский некрополь. Тут хоронили представителей знати, возводили башни. Несколько гробниц отлично сохранились, а под ними располагаются подземные гробницы – гипогеи. Тут хоронили представителей того или иного рода.

Находятся около храма Набо, которые, как считалось длительное время, было построены по приказу императора Диоклетиана . Но раскопки позволили установить, что их возраст другой, как минимум на сто лет раньше. Диоклетиан только реконструировал термы, сделавший бани похожими на римские. Уцелели часть водопровода, каменный бассейн, монолитные колоны, портик.

Заключение

Посмотреть туристы могут не только указанные достопримечательности, но и отправиться на экскурсию к другим памятникам. Обязательно стоит посетить амфитеатр, руины военного лагеря Диоклетиана, Сенат, множество храмов и святилищ. К сожалению большая часть памятников была разрушена.


Пальмира (Тадмор) всегда была соперницей Рима на Востоке, столицей древнего государства, находящегося в самом сердце Сирийской пустыни .


Первые упоминания о Тадморе относятся к II в. до н.э.
В Ветхом Завете утверждается, что Тадмор был отстроен царем Соломоном после разрушения ассирийцами. Существует легенда, что Пальмиру для Соломона строили джинны. «Тадмором» , что означает «быть чудесным, прекрасным» . Действительно, город в окружении желтых песков и холмов был великолепным продолжением природы.
В I в. до н.э Тадмор не входил в состав Римской империи, Рим предпочитал имеет буферную зону между собой и Парфянским царством.
Марк Антоний, который получил в управление восточные области Римской империи, в 40 г. до н.э. разграбил город – он сильно нуждался в деньгах, роман с Клеопатрой требовал больших трат.
При Тиберии Тадмор обязали платить подать римскому легату. В этот период город стали называть Пальмирой «город пальм» .
В 129 г. город посетил Адриан и дал название Адриана Пальмира , а также права вольного города.
В 183 году Пальмира стала римской колонией, но в 261 году император Галлиен пожаловал ей независимость в знак благодарности Оденату – правителю городу, который нанес поражение персам.

Это был период рассвета для Пальмиры. Но в 268 году после смерти мужа, к власти приходит царица Зенобия, становясь регентшей при сыне. Царицы приписывали смерть мужа и его сына от первого брака.
Зенобия – образованная, честолюбивая и властная женщина, необыкновенной красоты с матовой кожей и черными глазами, отличный воин и прекрасная наездница, была враждебно настроена по отношению к Риму .
Продолжая захватническую политику мужа, она вторглась в Малую Азию и Египет. Пальмира превратилась в пышную столицу Востока с великолепными храмами, сюда съезжались поэты, ученые, художники и скульптуры.
Но такой поворот событий не нравился Риму. И в 272 году император Аврелиан разбил войска Зенобии под Эмессей. Пальмира сдалась после осады. Царицу заковали в цепи и отправили в Рим, там ее провели по улицам за колесницей Аврелиана. До конца своей жизни Зенобия провела в заключении на вилле Тиволи под Римом.
Еще неоднократно в Пальмире вспыхивали восстания против власти Рима. Но империя не могла лишиться такого важного стратегического пункта.
Но постепенно Пальмира утрачивала свое значение, превращаясь в обычный захолустный город.
В 634 году город стал арабским. Вокруг Пальмиры выросли замки. А Омейяды окончательно уничтожили город.


Для европейцев Пальмиру открыли лишь в 1678 г. английские купцы. Это возродило интерес к древнему Тадмору .
В России придворные сравнивали Екатерину Великую с Зенобией, и вслед за этим называли Петербург «Северной Пальмирой».
Позже среди античных руин появились лачуги местных жителей, которые частично разграбили, а частично разрушили древние постройки. Во время французской оккупации, лачуги были снесены, а Пальмиру стали реставрировать и восстанавливать. Раскопки ведутся до сих пор, но значительная часть города скрыта под песком.


Пальмира была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас на площади в 6 кв. км расположены храмовый комплекс Бела (Ваала), большая Колоннада, украшенная надписями, прославляющими легендарную царицу Зенобию, термы, театр, триумфальной аркой, руины античных жилых домов, долина гробниц с уникальными ахоронениями и несколько десятков погребальных башен.
Общий билет, который дает право посещения всех памятников и археологического музея стоит 500 SP.
Музей открыт:
Лето 8.00-13.00 и 15.00-18.00
Зима 8.00-13.00 и 14.00-16.00
Рамадан 8.00-15.00
Выходной – вторник.

Самое большое сооружение – храм Бела .


Храм Бела.

Бел отожествлялся с римским богом Юпитером. Храм – одно из древних сооружений города, которое было построено при императоре Тиберии в 32 году. Он представлял собой храмовый комплекс, состоящий из просторного двора, окруженного колоннадой, бассейнов для ритуальных омовений, алтарей и храма.
Храм возвышается на подиуме, к которому ведут широкие ступени и пологие пандусы, предназначенные для жертвенных животных.
Он не является типично римским или греческим. Поперечная ориентация храма (вход находится в длинной продольной стене), просторный вход, карниз, декорированный треугольными зубчиками, и крыша в виде террасы с башенками характерны больше для сирийских сооружений.


Храм Бела. Пальмира.

Внутри храм делится на три помещения.
В ниши слева от входа стояли статуи Пальмирской триады богов: верховный бог Бел, бог Солнца Ярихбол и бог Луны Аглибол. Эта ниша сделана в виде сирийского шатра. На потолке – изображение семи планет, в окружении знаков Зодиака. В центре – изображение Юпитера.


С правой стороны в нише, перед которой сохранилась широкая лестница, находилась золотая статуя Бела. В потолке ниши изящно вырезанная роза.



Барельеф с колоннами храма и богом Луны Аглиболом.

При арабах в храме располагалась мечеть, а вокруг святилище облепили глинобитные лачуги местных жителей.

Через дорогу от храма находится старый город.
В самом начале - Триумфальная арка – это визитная карточка Пальмиры, она изображена на купюре в 100 сирийских лир, на входном билете, на многих открытках.



Фрагмент. Пальмира. Сирия.

Арку восстановили в 1930 г., в плане она треугольная, это сделано для того, чтобы скрыть поворот главной улицы (римские улицы должны быть прямыми) . Благодаря этому приему, арка со всех сторон кажется перпендикулярной улице. Высота арки, сделанной из базальта, гранита и мрамора, 20 метров.
Большая колоннада окаймляла главную улицу древнего города – декуманус, который шел строго с востока на запад и вел от погребального храма к храму Бела. Большая колоннада часто украшала древнеримские города, но редко где сохранилась так хорошо. Ее общая длина достигала 1,1 км, ширина проезжей части – 11 м.
По обе стороны от улицы с Большой колоннадой шли крытые портики из желтого песчаника, белого мраморовидного известняка и привозного розового асуанского гранита.
На месте пересечении улиц стоял тетрапилон .


Тетрапилон. Пальмира. Сирия.

К Большой колоннаде примыкали многочисленные улочки с жилыми домами и лавками. Вдоль улицы проходит канализационная система и водопровод из глиняных труб, снабжавший водой дома и лавки.


В Пальмире находится один из красивейших театров.


Театр. Пальмира. Сирия.

Театр раскопали от песка в 1952 году. Благодаря подушкам из песка он хорошо сохранился, но реставраторы слишком увлеклись и осовременили его, окружив стеной и пристроив дополнительные детали. Театр относится ко II веку.
С правой стороны он примыкал к зданию сената и выходил на квадратную площадь, окруженную портиками. Рядом с сенатом находилась рыночная площадь – агора .
В Пальмире было много храмов и культовых построек, посвященных разным божествам: Хададу, Набо, Иштару, Арсу и Азизу – покровителям караванщиков.
Но, кроме храма Бела, практически полностью сохранился только храм Баалшамина .


Храм Баалшамина был освящен в 131 году. Это небольшой храм очень гармоничен и имеет совершенные пропорции. Баалшамин – бог дождя и грома.


Пальмира.

За пределами города среди песчаных холмов раскинулся некрополь . Башенки гробниц поднимаются на высоту 20 метров.


Долина гробниц.

Башни построены из песчанки. Сверху небольшой балкончик, где выставляли статую главы семьи. На нижнем этаже башни находилась гробница: глубокие ниши для гробов с мумифицированными телами. Ниши закрывались плитами с рельефным изображением умершего. На верхнем этаже находилось святилище предкам.
Из всех гробниц Пальмиры лучше всего сохранилось две – Ямблиха и Элабела.


Гробница Ямблиха.

Башня Ямблиха была построена в конце I в. На первом этаже – место для захоронений. Потолок украшен расписным рельефов с изображением звезд и четырьмя бюстами владельцев гробницы.


Гробница Ямблиха.


Гробница Ямблиха.


С середины II века стали строить подземные склепы – гипогеи . Самая интересная гробница-гипогей – склеп Трех братьев. Вниз ведет широкая лестница, крестообразное помещение, украшенное орнаментом и фресками. Гробница была построена тремя братьями – Нааман, Малэ и Саеди и рассчитана на 390 захоронений. Не смотря на то, что гробницы строили для себя, они были и вложением капитала – братья продавали места в гробнице другим семьям по более высокой цене.
На самом высоком из холмов возвышается арабская крепость Калаат аль-Маани, построенная в первой половине XVII в.







С холма открывается вид на Пальмиру .

Город, восставший из песка

Древний город переживет новое нашествие варваров, не раз стремившихся стереть его с лица
земли. Собственно, благодаря варварам Пальмира и сохранилась до наших дней.

В истории имеется много удивительных парадоксов: например, Помпеи сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру - человеческое забвение. Город был брошен людьми и забыт на долгие столетия.

Произошло это после того, как в VII веке город был захвачен арабскими завоевателями, которые
изгнали немногочисленное местное население, а на руинах античных храмов основали крепость,
быстро пришедшую в запустение. Оставленные во власти ветров, песков и времени, грандиозные
сооружения безжизненно замерли до ХI века, когда сокрушительное землетрясение в 1089 году
завершило уничтожение Пальмиры, оставив лишь груду руин на окраине оазиса.

Останки великолепной столицы античности были погребены под песками во время частых здесь
песчаных бурь, а те здания, что остались на поверхности, послужили строительным материалом
для хижин местных жителей. Многое из того, что представляло интерес с точки зрения искусства,
было разграблено и переправлено в крупные города, а оттуда в музеи мировых столиц.
Когда в XII веке испанский раввин Вениамин дошел до Пальмиры, он увидел лишь арабскую
деревушку, расположившуюся на огромном дворе храма бога Бела.

Второе открытие Пальмиры произошо в начале XVII века, когда на античные руины наткнулся
итальянский путешественник Пьетро делла Балле. Около 1692 года сюда приезжает английский
пастор Галифакс. Он первым скопировал три пальмирских надписи, однако прочесть пальмирское
письмо ему не удалось.

Лишь через 70 лет спустя до Пальмиры добрались английские путешественники и ученые Роберт
Вуд (Robert Wood) и Джеймс Доукинс (James Dawkins). Они и составили первое описание развалин
Пальмиры, произвели обмеры и зарисовки, которые впоследствии произвели большое впечатление
на современников.

Сравнивая эти рисунки с более поздними фотографиями мы увидим, что было утрачено и
разграблено арабами, а что восстановлено в наше время.

Благодаря Вуду и Доукинсу, Пальмира получила известность.
Русский путешественник А.А. Рафалович писал в своих
«Путевых заметках о Сирии и Палестине 1844 - 1847»:

«Они (бедуины) с гордостью и почтением рассказывают, что среди их песчаных степей стоят
остатки великого города Тадмора, воздвигнутого мудрым Соломоном, которого они признают
за своего древнего царя.»

Бедуинское почтение, однако, не препятствовало дальнейшему разграблению руин.

На фотографиях, сделанных в 1880 году, Пальмира предстаёт несколько более ощипанной,
чем на чертежах XVIII в.

После первой мировой войны Пальмира становится одной из наиболее актуальных
и привлекательных проблем для археологов.

Ее архитектура и искусство являются своего рода художественным феноменом в культуре Римской
империи, а открытые в результате археологических раскопок памятники и надписи - бесценными
историческими документами. Именно в Пальмире впервые за всю историю произошло мирное смешение
культурных ценностей Востока с идеологией Запада. В результате этого сложилась новая,
поражающая своим богатством и блеском культура, которая не будучи ни восточной, ни западной,
принадлежит в сущности к ним обеим.

Пальмирская религия, например, это конгломерат разных культов древнего Востока смешанных с
элементами западных религий, а именно греческой и римской. Бел и Баальшамин, главные божества
Пальмиры имеют много общего с Зевсом, а богиня Аллат - с Афиной. Фигуры на пальмирских
скульптурах одеты в восточные, парфянские одеяния, а их глаза очерчены по образцу ассирийских
скульптурных изображений. Зато композиция, а прежде всего декоративные элементы восходят к
традиционной орнаментике, типичной для греческого и римского искусства.

Реконструкция храма Бела

Алтарь Баальшамина из Пальмиры. Слева - бог Малакбел, справа - Аглибол.

Алтарь бога Бела (он сидит справа). Стоят: Ярибол, Аглибол и Баальшамин.

Богиня Алатат

Останки храма

Сохранились частично откопанные, частично выступающие из песков пустыни и гравия длинные
колоннады; комплекс святилища Бела, римских терм, агоры, небольшого но хорошо сохранившегося
театра; эспланада западной части города (так называемый лагерь Диоклетиана). Все это окружено
довольно хорошо сохранившимися крепостными стенами.

На арабском языке Пальмира называется Тадмор - это название по всей вероятности досемитского
происхождения. Первое сохранившееся упоминание о Тадморе, встречаемое на клинописных
ассирийских плитках найденных в Кюль-Тепе в Каппадокии относится к началу второго тысячелетия
до нашей эры. В XVIII столетии до н. э. Тадмор упоминается на двух табличках, найденных в Мари
- местности, расположенной на правом берегу Евфрата, где много лет вели свои раскопки французы
под руководством проф. А. Парро. Город Тадмор упоминается также в анналах Тиглатпаласара,
относящихся к началу XI века до н. э. В библейской "Книге царств", возникшей в VI веке до
н. э. где идет речь о строительных работах Соломона, в числе различных местностей упоминается
также Тамар в пустыне; в аналогичном отрывке в "Книге Паралипоменон", относящейся к Ш веку до
н. э., вместо Тамар употребляется уже название Тадмор.

Какого же происхождение названия "Пальмира", встречающееся уже в I веке н. э.? Это название
официально употребляющееся в греко-римский период возникло по всей вероятности на основе
фальшивой этимологии, отождествляющей досемитское слово Тадмор с семитским словом Тамар,
означающим финиковую пальму.

Поселения городского типа в этом пустынном оазисе несомненно существовали уже во втором
тысячелетии до н. э., а находимые в близлежащей пустыне кремневые орудия и изделия
свидетельствуют о наличии поселений в этом районе еще в период каменного века. Бьющий здесь
несколько засоленный ключ Эфка и сернистые воды благоприятствовали раннему заселению оазиса.
Наиболее ранние поселения на территории Пальмиры до сих пор еще не исследованы археологами,
зато начиная с 1 века нашей эры Пальмира была уже большим торговым центром.

Здесь был составлен первый в мире свод с подробным изложением таможенных правил - так
называемый «Пальмирский тариф». Надпись была сделана на пальмирском языке - смеси греческого
и арамейскую языков. Этот свод обнаружил и расшифровал наш соотечественник Профессор
Санкт-Петербургского университета С.С. Абамелек-Лазарев.

Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии, из Индии и Аравии привозили пряности
и ароматические вещества, постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь… Высоко
ценилась и крашенная пурпуром шерсть: купцы, расхваливая свой товар, дружно утверждали, что
по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали
пеплом.

Под сводами Триумфальной арки всегда стоял многоязыкий гул, но Триумфальной ее назвали
европейцы. В их представлении арки и ворота всегда ставились для прославления славных
военных побед или в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решали в данном случае
другую задачу: двойные ворота Триумфальной арки были поставлены под углом и как бы
скрадывали излом улицы, спрямляли ее.

Эти монументальные ворота из базальта, гранита и мрамора были возведены около 200 года.
Огромная 20-метровая арка опирается на двойные колонны, а две небольшие арки по краям ведут
в боковые улицы. Главной торговой магистралью Пальмиры была улица Больших колоннад,
пересекавшая город из конца в конец. Во всю ее длину (более 1 км) тянулись четыре ряда
17-метровых колонн, за которыми располагались жилые дома, склады и лавки.

В стороне от улицы Больших колоннад находился театр, построенный в самом оживленном квартале
Пальмиры. С правой стороны он примыкал к зданию сената: театр и сенат располагались на
квадратной площади, окруженной портиками в ионическом стиле. Портики были украшены статуями
римских и пальмирских полководцев, чиновников и других знаменитых людей города.

Пальмира, долго сохранявшая свою независимость стала вассалом Рима в первые годы Империи. На
военную службу в римских войсках стали поступать в это время пальмирские лучники, из которых
начиная со времен Траяна формировались отдельные отряды. Адриан около 129 года лично посетил
город, находящийся в это время уже на вершине своего богатства и блеска. Император Адриан
признает право Пальмиры быть вольным городом в пределах Римской Империи, право которым город
пользовался до периода правления Септимия Севера.

В 212 году, в период правления династии Северов, Пальмира официально становится римской
провинцией и остается ею до 260 года, когда персидский царь Шапур разгромил легионы императора
Валериана, а самого его захватил в плен. Персидские войска подошли к самым стенам Пальмиры,
и тогда римляне обратились к пальмирскому правителю Оденату с мольбой о помощи. И произошло
то, что потом будет вызывать недоуменное восхищение летописцев и историков: Оденат, собрав
лучших пальмирских лучников, разгромил персидскую армию.

Оденат

Оправившись от разгрома, персы вновь выступили против римлян, и опять решающая роль в разгроме
врага принадлежала пальмирцам. В благодарность римский император назначил Одената вице-
императором Востока - вторым человеком в Римской империи. Однако правитель Пальмиры понимал,
что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Однако уже независимо
от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке. И
действительно настало время, когда Рим стал бояться своего союзника. Лишить Одената титула
и армии было не за что - он оставался верен присяге, объявить его врагом Рим уже не смел.
И тогда Рим прибег, как это случается весьма часто, к проверенному и испытанному средству -
убийству. Римские власти страны Сури в 267 году пригласили Одената для обсуждения текущих
дел в Эмессу и там убили его вместе со старшим сыном Геродианом.

Власть в стране перешла к его вдове царице Зиновии (или Зенобии). Римляне были твердо убеждены,
что войска Пальмиры откажутся идти в бой под командованием женщины. И сильно просчитались!
Пальмирские начальники присягнули на верность Зенобии, а перешедшая на ее сторону армия вскоре
овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.

Военные победы Зенобии встревожили Рим, и император Аврелиан решил выступить против ее армии.
После поражения при Эмессе Зенобия решила отсидеться в Пальмире, но длительную осаду выдержать
не удалось. Оставалось только вывезти из города все богатства и отступить за Евфрат, а там
спасут ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница императора
Аврелиана следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Осенью 272 года т. е.
спустя почти два года после вооруженного восстания Зиновии против Рима Пальмира была взята
войсками Аврелиана, который лично руководил осадой города.

"Прощальный взгляд царицы Зиновии на Пальмиру". Картина Герберта Шмальца.

Какова была судьба образованной и честолюбивой царицы, славившейся также своей красотой?
Согласно античным источникам, Зиновия в цепях была отвезена в Рим - пленная царица должна
была придать блеск триумфу Аврелиана в столице империи.

Древняя стела с надписью, посвященной Зиновии.

Осада Пальмиры, а затем вторичный захват города после восстания, поднятого жителями Пальмиры
в 273 году, привели к серьезным разрушениям города. Сама Зиновия для расширения и укрепления
фортификаций приказала разобрать некоторые гробницы и использовать их блоки для укрепления
стен города; часть гробниц, расположенных в непосредственной близости Пальмиры, была разрушена
солдатами Аврелиана, стоящими под стенами города.

В честь триумфа император Аврелиан велел построить в городе грандиозный дворец (реконструкция) .

Все, что осталось от дворца императора.

Генеральная реконструкция некоторых кварталов и отдельных зданий Пальмиры была начата на
рубеже III и IV вв. при императоре Диоклетияне. При строительстве новых зданий и частичном
восстановлении старых использовались в это время каменные блоки и надгробия из некрополей
окружающих Пальмиру. Как мы видим, потеря независимости, разгром войск королевы Зиновии и
взятие города Аврелианом отнюдь не стали окончательной катастрофой ни для жителей Пальмиры,
ни для развития городского строительства.В византийское время Пальмира, также как и вся
Восточная Империя переживает периоды расцвета и упадка. В период правления Аркадия, около
400 года, Пальмира вновь приобретает некоторые значение как место пребывания легиона, а
спустя 150 лет, при Юстиниане, производится частичная реставрация крепостных стен,
построенных при Зиновии. В это же время в городе строится одна из христианских базилик.

После римлян сюда пришли арабы, и город без сопротивления сдался войскам Халеда ибя-ал-Валида,
одного из военачальников первого халифа Абу Бекра. Жители были изгнаны. Впрочем, они и так уже
давно и не жили в городе, а сбились за стенами святилища бога Бэла, налепив там множество
темных и тесных глинобитных лачуг. Потом сюда на долгие годы пришли турки, которые и сами
ничего не хотели знать о культуре подвластных им народов, и другим не давали ее изучать.
Никому не было дела до блистательной истории умирающего города, а многочисленные землетрясения
довершили разрушения уцелевших храмов, дворцов и колоннад, и наступавшие пески Сирийской
пустыни окончательно поглотили развалины Пальмиры.

Окраина Пальмиры. Видны арабские постройки.

Арабские завоеватели, культуре которых была совершенно чужда тяготевшая к римской архитектура
Пальмиры, приспосабливают городские постройки, колоннады и храмы для оборонных и собственных
утилитарных целей. Так например, при Сельджуках, перестраивается в цитадель великолепный
комплекс святилища Бела.

Арабская Пальмира

Русский археолог Б.В. Фармаковский, принимавший участие в восстановлении Пальмиры, писал:
«Величественные памятники искусства древней Пальмиры давно уже привлекали внимание ученых
и любителей прекрасного. Отрезанные от мира громадной безводной пустыней и расположенные
среди леса пальм в далеком, роскошном оазисе развалины Пальмиры… всегда возбуждали
воображение, всегда представлялись чем-то сказочно великолепным… Древняя Пальмира была одним
из выдающихся культурных центров на Востоке. И здесь было общество, у которого искусство
было существеннейшей потребностью жизни, которое любило и преклонялось перед его создателями».

Пальмира на рассвете

После того, как члены террористической группировки "Исламское государство", известные своим
варварским отношением к предметам культуры и искусства, вошли в Пальмиру, представитель
ЮНЕСКО сообщил, что сотни ценных статуй были благополучно эвакуированы в безопасное место.
Тем не менее, у ученых вызывает большое беспокойство судьбы музеев, массивных саркофагов
и больших скульптур, которые не могут быть вывезены..

Пальмира.
Ее красота тихая, естественная, город как бы продолжает окружающую природу.
Из желтого песка долины, обрамленной лиловыми холмами,
поднимаются колонны с капителями - кудрявыми, словно кроны пальм.

Многие люди про такие места говорят «А что там смотреть? Груда камней …». А я все таки, попадая в подобные исторические места ощущаю себя песчинкой в океане времени. Что то исходит от этих останков былых цивилизаций! С одной стороны какое то могущество и непонятная мощь! А с другой стороны такая хрупкость, что временами страшно и за нашу то цивилизацию. Вернемся в Сирию. Почему вернемся?

Пальмира (Palmyra, также известна под названием Tadmor‎) - в античные времена город очень важного значения, расположенный в оазисе в 215 км на северо-восток от Дамаска и в 120 км на юго-запад от Евфрата. На протяжении длительного времени Пальмира была важнейшим местом остановки для караванов, пересекающих Сирийскую пустыню, и часто называлась «Невестой пустыни». Самое раннее документальное свидетельство о городе обнаружено на вавилонских табличках, найденных в Мари. В них он упоминается под семитским названием Тадмор, что значит «отражающий атаки город» на аморитском языке или «непокорный город» на арамейском. Сейчас возле руин Пальмиры существует поселение Тадмор. Жители Пальмиры возвели огромные монументы с такими ритуальными предметами искусства, как известняковые плиты с бюстами усопших.


На золотистых, нагретых солнцем стенах высечены листья и гроздья винограда, верблюды, орлы. До нашего времени Пальмира сохранилась неперестроенной, поздние наслоения ее не заслоняют.

В истории имеется много удивительных парадоксов: Помпеи, например, сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру - человеческое забвение. Она была брошена людьми и забыта.

А когда-то все начиналось с Эфки - подземного источника с тепловатой водой, отдающей серой. Отчаянные путешественники, странники, купцы устраивали здесь привал, поили усталых верблюдов, коней и ослов, разбивали на ночь шатры. Со временем здесь вырос своего рода перевалочный пункт - бойкий перекресток купли-продажи. Потом он превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен. Город менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, жрецов самых разных религий, лекарей, беглых невольников, мастеров всех профессий.

Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии. Высоко ценилась шерсть, крашенная пурпуром; купцы, расхваливая свой товар, утверждали, что по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали пеплом. Из Аравии и Индии привозили пряности и ароматные вещества. Постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь.

Под сводами Триумфальной арки совершались сделки, стоял многоязычный гул, но Триумфальной ее назвали европейцы. В их представлениях арки и ворота ставятся для прославления громких военных побед и в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решали другую задачу: двойные ворота арки были поставлены под углом и как бы скрадывали излом улицы, спрямляли ее.

До нашего времени сохранился второй важный перекресток города - Тетрапилон. Он сооружен из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах. Здесь тоже вовсю шла торговля, каменные перекрытия лавок сохранились до настоящего времени.

В городе было много храмов, строили их весело, на совесть.

Пальмиры были многоязычным народом, скитальцы пустыни, они никак не хотели подчиняться одному богу. В своих религиозных ритуалах они чаще всего поминали Бэла - бога неба, ему посвящен один из самых интересных храмов на Ближнем Востоке (прообраз Баальбека). Храм выделялся среди всех строений города, имел центральный зал площадью в 200 квадратных метров. Вот тогда-то и разнеслась по Древнему Востоку слава о красоте и совершенстве Пальмиры.

В храм вели три входа, украшенных позолоченными панелями. Нынче их заменяют дощатые ворота, через которые туристы попадают в святилище. Разбитую плиту венчают драконьи зубцы, придавая святилищу грозный вид. Сохранился особый вход, который был сделан для обреченных на заклание верблюдов, быков и козлов, а также сток для крови - бог Бэл требовал жертв.

В Пальмире был сооружен храм в честь бога Набо - сына Мардука, повелителя вавилонского неба. Набо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из Месопотамии, он уживался с финикийским Баальшамином, арабской Аллат и олимпийским Зевсом.

От храма Набо остался один фундамент, от храма Аллат - только двери, зато храм Баальшамина (финикийского бога грома и плодородия) высится и поныне.

А земными делами Пальмиры ведали вожди, жрецы, богатые купцы, которые заседали в Сенате. Их решения утверждал губернатор, назначаемый из Рима. Император Адриан, посетивший Пальмиру, дал городу некоторую самостоятельность - отозвал губернатора, снизил налоги, власть передал местному вождю.

Шли годы, пролетали десятилетия, и постепенно Пальмира превратилась в один из самых процветающих городов на Ближнем Востоке. Так же как и в Риме, здесь устраивались гладиаторские бои, юноши сражались с дикими зверями. Франтихи из высших слоев общества одевались по последней римской моде, а то и опережали ее.

Детям давали римские имена, нередко в сочетании с пальмирскими.

Древние пальмирцы любили ставить памятники друг другу. Почти все колонны Большой колоннады, храмов и общественные здания имеют посередине каменные полочки, на которых стояли скульптурные изображения знатных и уважаемых людей. В свое время колонны Агары (пальмирский форум, окруженный портиками и уставленный бюстами) держали около 200 таких изображений.

Но понемногу пальмирские вожди перестали слушать Сенат, начали проводить свою политику. Правитель Пальмиры Оденат разгромил войска самого персидского царя, однако он хорошо понимал, что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Но независимо от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке.

Тогда Рим прибег (как это весьма часто бывает) к простому средству - физическому устранению человека. Римские власти страны Сури в 267 году (или в 266) пригласили Одената для обсуждения текущих дел в Эмессу (современный город Хомс). И там во время встречи он вместе со старшим сыном Геродианом пал от руки своего племянника Меона.

По другим историческим сведениям, в убийстве Одената принимала участие его жена Зенобия, которая была мачехой Геродиану. Она якобы хотела устранить их обоих, чтобы освободить дорогу к власти своему малолетнему сыну Вабаллату. Фактически же энергичная вдова правила самостоятельно. С ее именем связаны громкая слава Пальмиры, расширение границ государства. Она переносила тяготы военных походов не хуже любого из своих солдат.

На местном языке имя Зенобия звучало как Бат-Зобби. В переводе на русский это означает - дочь купца, торговца. Она была очень красивой женщиной, это видно даже на монетах, которые сохранили ее образ. «Матовая, смуглая кожа и черные поразительной красоты глаза, взгляд живой с божественным блеском. Она одевалась в роскошные наряды, умела носить военные доспехи и оружие».

По свидетельству древних летописцев, Зенобия была образованной женщиной, ценила ученых, благожелательно относилась к философам и мудрецам.

Римский император Галлиен надеялся, что второй сын Одената не сможет по малолетству управлять Пальмирой. Однако он не учел, что вдова, красавица Зенобия, умнейшая и образованнейшая женщина, была готова заняться государственной деятельностью. Ее учитель, знаменитый философ-сириец Кассий Лонгин из Эмессы, посоветовал ей возвести на престол Вабаллата и стать при нем регентшей. Она с большой осторожностью выжидала час изгнания римских легионов с Ближнего Востока, чтобы навеки утвердить в царстве, которое она создаст, власть своей династии.

До поры до времени Зенобия тщательно скрывала свои намерения в надежде, что ее сыну позволят унаследовать трон отца. Но Рим боялся усиления окраин и сохранил за правителем Пальмиры лишь титул вассального царька. И тогда Зенобия объявила войну могущественному Риму.

Римляне были убеждены, что войска Пальмиры откажутся идти в бой под командованием женщины. И сильно просчитались. Пальмирские начальники Заббей и Забда присягнули на верность Зенобии. Перешедшая на ее сторону армия вскоре овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.

Военные победы Зенобии встревожили Рим. Римский Император Луций Домиций Аврелиан решил выступить против ее армии. После поражения при Хомсе Зенобия надеялась отсидеться в Пальмире, но выдержать длительную осаду не удалось. Оставалось только вывезти все богатства города и отступить за Евфрат - а там спасет ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница Аврелиана следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Пальмира пала.

Это было семнадцать веков назад. Дальнейшая судьба Зенобии таинственна и порождает много догадок и предположений: будто своевольная царица была убита, будто ее в золотых цепях провели по Риму, будто выдали замуж за римского сенатора и она жила до самой старости.

Взяв Пальмиру, римские войска сбили статую Зенобии, но город не тронули. При императоре Диоклетиане здесь даже возобновилось строительство: резиденция Зенобии была превращена в римский военный лагерь, здесь расширили казармы, улучшили водопровод, возвели христианскую базилику.


1900 год

Несколько раз пальмирцы поднимали восстание за независимость, но неудачно.

Постепенно городская знать покинула город, лишенные связей с Востоком ушли купцы, а вслед за ними без дела остались водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники. И Пальмира начала чахнуть, превратилась в заурядный пограничный пост, место ссылок.

Арабы взяли ее без боя, горожане даже не могли оказать сопротивление. Да они уже и не жили в городе, а сбились за стенами святилища Бэла, налепили там множество темных и тесных глинобитных лачуг. Через 2–3 поколения никто уже и не помнил ни имен богов, ни названий храмов, ни назначения общественных зданий.

Потом на долгие годы пришли турки, которые сами не имели понятия о культуре подвластных им народов и другим не давали ее изучать. Раскопки были запрещены по всей Османской империи. Никому не было дела до прошлого, до блистательной истории умирающего теперь города. Пыль забвения скрыла Пальмиру от живой памяти человечества. Пальмиру пришлось открывать заново.

Честь открытия Пальмиры история приписывает итальянцу Пьетро делла Балле. Долго, с большими трудностями добирались до Пальмиры путешественники в XVII веке, но, когда они вернулись в Европу, им просто не поверили. Город в сирийской пустыне? Разве такое может быть? Но через 100 лет художник Вуд привез в Англию рисунки, сделанные в Пальмире. С опубликования этих гравюр и началась мода на Пальмиру, появились подробные описания древнего города, путевые очерки.

Самую интересную находку того времени сделал наш соотечественник, петербуржец С. С. Абамелек-Лазарев. Он обнаружил и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением таможенных правил (так называемый «Пальмирскии тариф»). Сегодня этот документ хранится в Эрмитаже. В древние времена местные жители называли (впрочем, и сейчас называют) Пальмиру «Тадмор». В переводе это слово означает «быть чудесным, прекрасным».

В XX веке ею заинтересовались всерьез. Постепенно, но уверенно рос интерес России к Пальмире. Русский археологический институт в Константинополе снарядил экспедицию, исследователи сделали много фотографий, рисунков, схем, планов, топографических карт города. На основании этих материалов профессор Ф. Успенский издал потом обстоятельный труд.

Возвышающиеся в пустыне колоннады легендарной Пальмиры до сих пор манят к себе путешественников, которые с удивлением открывают для себя две соседствующие Пальмиры - два Тадмора. Одна из них - древняя, другая - новая, молодая. В одной из них уже давно не живут люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 года стали селиться бедуины, бедный народ. В 2003 году сирийское правительство издало закон о строительстве новой Пальмиры. Город стал благоустраиваться, были построены новые улицы, проведено электричество. Трудолюбивые жители заложили здесь пальмовые рощи, сады, огороды, вспахали поля, развели скот. По традиции пальмирцы занимаются торговлей, ткут ковры, платки, шьют национальные одежды и продают все это туристам. Новая Пальмира не конкурирует с древней, ибо сама является ее продолжением.

Первоначально Пальмира была основана как поселение в оазисе в северной части Сирийской пустыни, называемое Тадмор. Несмотря на то, что римская провинция Сирия была образована в 64 г. до н.э., население Тадмора (преимущественно арамейцы и арабы) оставалось полунезависимым более полувека. Они контролировали торговые пути между Средиземноморским побережьем Сирии и землями парфян на восток от Евфрата. Пальмира располагалась как раз на двух стратегических торговых маршрутах: из Дальнего Востока и Индии к Персидскому заливу, а также на Великом шелковом пути.

При римском императоре Тиберии (14-37 гг. н.э.) Тадмор был включен в состав провинции Сирии, и переименован в Пальмиру, «город пальм». После захвата римлянами Набатейского царства в 106 г. Пальмира стала самым важным политическим и торговым центром на Ближнем Востоке, переняв пальму первенства у Петры.

В 129 г. император Адриан пожаловал Пальмире статус «свободного города», дав жителям право свободного поселения и значительные торговые привилегии. В 217 г. император Каракалла дал Пальмире права колонии и назначил ее правителем сенатора Септимия Одената. Вскоре сам Оденат и его сын были убиты в результате мятежных заговоров. Правителем Пальмиры в 267 г. стала жена второго сына Одената — Зенобия, при которой город достиг наибольшего расцвета. Зенобия была очень амбициозной женщиной и даже заявила, что она ведет свой род от Клеопатры.

В 272 г. Пальмиру захватил император Аврелий и привез Зенобию в Рим в качестве своего трофея. В 273 г. Пальмира была разрушена до основания, и все жители были вырезаны в результате акта возмездия за мятеж местного населения, во время которого в городе было убито около 600 римских лучников.

В VI в. император Юстиниан пытался восстановить город и отстроил оборонительные сооружения.
В 634 г. город был захвачен арабами.
Сильнейшее землетрясение 1089 г. практически стерло Пальмиру с лица земли.
В 1678 г. Пальмиру обнаружили два английских купца, живших в городе Халеб в Сирии.
С 1924 г. в Пальмире активно ведутся археологические раскопки, проводимые учеными из Британии, Франции, Германии, Швейцарии, а с мая 1959 г. и Польши.
В 1980 г. организация ЮНЕСКО включила Пальмиру в список объектов, имеющих статус «Всемирного наследия».

История Пальмиры - сказочного города посреди пустыни и своеобразного «окна из Европы в Азию» - посредством поэтической метафоры оказалась связана еще с одним городом на земле - Санкт-Петербургом. В 1755 г. в петербургском журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» был опубликован краткий пересказ книги о Пальмире, опубликованной в 1753 г. в Лондоне английскими путешественниками Г. Доукинсом и Р. Вудом. Текст этой публикации на русском языке, в особенности замечание об искусстве Пальмиры, достигшем расцвета в то время, когда «художества Греции и Рима уже возведены были на высокую совершенства ступень», ассоциировалось с «греческим проектом» великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Так возник образ «Северной Пальмиры».

Своих внуков Екатерина II назвала Александром (в честь Александра Македонского, открывшего путь в Азию) и Константином (в память византийского императора), что отвечало планам создания великой империи на Балканах. Пальмира в сознании просвещенных людей екатерининского времени связывалась с идеей «расширения окна», созданного царем Петром, не только в Европу, но и в Азию, а себя императрица Екатерина сравнивала со своенравной царицей Зенобией, вдовой царя Одената, которая после смерти мужа вознамерилась создать огромное царство между Западом и Востоком.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!