Кол шариф биография. Кул Шариф: перезагрузка. Опальному имаму культовой мечети нашли замену в Аль-Марджани. Внутреннее убранство мечети

Дамир Исхаков ,
доктор исторических наук

Кул Шариф (тат. Qolşərif, Колшәриф) — имам, ре-ли-ги-оз-ный де-я-тель XVI века, поэт, один из на-ци-о-наль-ных ге-ро-ев Та-тар-ста-на, воз-гла-вив-ший обо-ро-ну од-ной из ча-стей го-ро-да Ка-зань в ок-тяб-ре 1552 года про-тив рус-ских (по-ход Ива-на IV Гроз-но-го). По-гиб при штур-ме вме-сте со сво-и-ми спо-движ-ни-ка-ми. В его честь на-зва-на мечеть Кул Шариф, по-стро-ен-ная недав-но на ме-сте раз-ру-шен-ной ста-рой ме-че-ти, у стен ко-то-рой и пал в сра-же-нии сеид Кул Ша-риф.

Ши-ро-кую из-вест-ность Кул Ша-ри-фа в по-след-ний пе-ри-од су-ще-ство-ва-ния Ка-зан-ско-го хан-ства под-твер-жда-ют мно-гие ис-то-ри-че-ские ис-точ-ни-ки, а та-к-же све-де-ния, со-хра-нив-ши-е-ся в на-род-ной па-мя-ти и обоб-щен-ные Ши-га-бут-ди-ном Мар-джа-ни. Опи-ра-ясь на них, мож-но утвер-ждать, что Кул Ша-риф в хан-стве на-ка-нуне его па-де-ния яв-лял-ся гла-вой му-суль-ман-ско-го ду-хо-вен-ства, вер-хов-ным се-идом. Ан-дрей Курб-ский, опи-сы-вая эпи-зод, свя-зан-ный со взя-ти-ем рус-ским вой-ском Ка-за-ни в 1552 году, на-зы-ва-ет его на ев-ро-пей-ский лад «ве-ли-ким бис-ку-пом», то есть епи-ско-пом, и до-бав-ля-ет, что сами та-та-ры счи-та-ют Кул Ша-ри-фа «ве-ли-ким ана-рыи», или «ами-ром».

Сло-во «амир» пе-ре-во-дит-ся с араб-ско-го как «по-ве-ли-тель», или «ру-ко-во-ди-тель». А вот в пер-вом слу-чае Курб-ский явно ис-поль-зо-вал ла-тынь: «honor» — честь, по-чет, по-честь или «honorus» — по-чет-ный, ува-жа-е-мый. По-хо-же, что эти вы-ра-же-ния при-ме-не-ны им для пе-ре-во-да ти-ту-ла вер-хов-но-го се-ида, ко-то-рый, по за-ме-ча-нию Мар-джа-ни, зву-чал как «на-кый-бел-аш-раф» — «ру-ко-во-ди-тель ве-ли-ких».

Как из-вест-но, се-ида-ми в му-суль-ман-ском мире на-зы-ва-ли по-том-ков про-ро-ка Му-хам-ма-да из вет-ви, вос-хо-дя-щей к его вну-ку Ху-сей-ну. Оче-вид-но, и Кул Ша-риф, бу-дучи се-идом по про-ис-хож-де-нию, воз-во-дил свой род к Му-хам-ма-ду. Недав-но об-на-ру-жен-ная и опуб-ли-ко-ван-ная ли-те-ра-ту-ро-ве-дом М. И. Ах-мет-зя-но-вым ге-не-а-ло-гия се-идов Ша-ку-ло-вых из Ка-си-мов-ско-го хан-ства по-ка-зы-ва-ет, что она дей-стви-тель-но че-рез мно-гие по-ко-ле-ния вос-хо-дит к Ху-сей-ну и Му-хам-ма-ду. Сле-до-ва-тель-но, при-част-ность Кул Ша-ри-фа по рож-де-нию к се-идам была не вы-мыш-лен-ной, а ре-аль-ной.

В XV—XVI ве-ках в каж-дом от-дель-ном та-тар-ском хан-стве мог-ло быть несколь-ко се-идов, лишь один из ко-то-рых яв-лял-ся вер-хов-ным (С. Гер-бер-штейн, ав-тор «За-пи-сок о мос-ко-вит-ских де-лах», от-ме-ча-ет на-ли-чие в Ка-зан-ском хан-стве «вер-хов-но-го жре-ца»). В Ка-зан-ском хан-стве та-кой сеид, как вид-но из жа-ло-ван-ной гра-мо-ты хана Са-хиб-Ги-рея 1523 года, име-но-вал-ся «су-дат-гы-зам» (са-да-ти-го-зам), что пе-ре-во-дит-ся как «ве-ли-кий сеид». Есть ос-но-ва-ния по-ла-гать, что Кул Ша-риф вер-хов-ным (ве-ли-ким) се-идом в го-су-дар-стве стал в ок-тяб-ре 1551 года по-сле каз-ни ха-ном Шах-Али преж-не-го вер-хов-но-го се-ида Кул Му-хам-ма-да*. К тому вре-ме-ни Кул Ша-риф был уже из-вест-ным го-су-дар-ствен-ным де-я-те-лем, о чем го-во-рит его при-сут-ствие сре-ди зна-ти хан-ства, при-ся-гав-шей на вер-ность хану Шах-Али 14 ав-гу-ста 1551 года в Сви-яж-ской кре-по-сти.

Судя по тому, что нам из-вест-но, Кул Ша-риф, как и его пред-ше-ствен-ник Кул Му-хам-мад, был из рода крым-ских се-идов. Неко-то-рое вре-мя он жил в Аст-ра-хан-ском хан-стве вме-сте с се-идом Манс-уром, пред-по-ло-жи-тель-но сво-им от-цом. От-сю-да у него та-хал-лус «Хаджи-тар-ха-ни». М. И. Ах-мет-зя-нов, опи-ра-ясь на эти и дру-гие све-де-ния, вы-дви-нул обос-но-ван-ную ги-по-те-зу, что ав-то-ром со-чи-не-ний пе-ри-о-да Ка-зан-ско-го хан-ства — «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» (1550 г.) и сти-хов-му-на-д-жа-тов — в пер-вом слу-чае на-зван-ным «Ша-ри-фом Хаджи-тар-ха-ни», во вто-ром — «Кул Ша-ри-фом» — яв-ля-ет-ся сеид Кул Ша-риф. Дей-стви-тель-но, Кул Ша-ри-фа даже по-сле того, как он стал вер-хов-ным се-идом, рус-ские ис-точ-ни-ки про-дол-жа-ли име-но-вать «мул-лой». Не вы-со-кая ли об-ра-зо-ван-ность его так от-ра-жа-лась в ле-то-пи-сях? На-вер-ное, да. В то же вре-мя из «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» от-чет-ли-во вид-но, что его ав-тор был весь-ма об-ра-зо-ван-ным че-ло-ве-ком, об-ла-дав-шим зна-ни-я-ми в об-ла-сти аст-ро-но-мии, ис-то-рии (не толь-ко та-тар-ской, но и рус-ской), го-су-дар-ствен-ных дел. Кро-ме того, в этом про-из-ве-де-нии, на-пи-сан-ном в це-лом про-зой, до-воль-но мно-го по-э-ти-че-ских строк. Од-ним сло-вом, Кул Ша-риф (он же Ша-риф Хаджи-тар-ха-ни) был и по-этом.

Нияз Хазиахметов. Поэт Кул-Шариф

Эпо-ха, в ко-то-рой жил сеид Кул Ша-риф, — это тра-ги-че-ское вре-мя дви-же-ния Ка-зан-ско-го хан-ства к сво-ей ги-бе-ли. Ав-тор «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» оста-вил по-тря-са-ю-щие стро-ки, опи-сы-ва-ю-щие тра-ге-дию сво-е-го на-ро-да. Он го-во-рит о Ка-за-ни: «Ей неот-ку-да ждать по-мо-щи и под-держ-ки, кро-ме по-кро-ви-тель-ства Тен-гри и по-мо-щи ан-ге-лов. Из-за та-кой тя-же-лой си-ту-а-ции па-ди-ша-хи го-ро-да Ка-за-ни обес-пе-чи-ва-ют без-опас-ность сво-е-го го-су-дар-ства пу-тем со-гла-ше-ния со стра-ной кя-фи-ров. Было так: для бла-го-по-лу-чия на-ро-да и ради его жиз-ни за-клю-ча-ли до-го-вор с Моск-вой, меж-ду дву-мя сто-ро-на-ми хо-ди-ли по-слы, обес-пе-чи-вая вза-и-мо-по-ни-ма-ние».

Это было на-пи-са-но в 1550 году, но уже в ап-ре-ле 1551 года на-ча-лось но-вое на-ступ-ле-ние рус-ских войск, ко-то-рые в июне об-сту-пи-ли Ка-зань. На-ста-ли тя-же-лые вре-ме-на, и ка-зан-цы дрог-ну-ли: они по-сла-ли «к Ши-га-лею и к во-е-во-дам бити че-лом, что-бы го-су-дарь по-жа-ло-вал, гнев свой им от-дал, а пле-не-ти их не ве-лел, а дал бы им на го-су-дар-ство царя Ши-га-лея, а Уте-мешь-Ги-рея царя го-су-дарь к собе взял и с ма-те-рию Сю-юн-би-ка-ца-ри-цею» (Пат-ри-ар-шая ле-то-пись). С та-ким пред-ло-же-ни-ем к хану Ша-х А-ли и рус-ским во-е-во-дам при-ез-жа-ли «мул-ла» Кул Ша-риф и тю-мен-ский «князь» Бибарс Рас-тов. Но они дей-ство-ва-ли не са-мо-сто-я-тель-но, а вы-пол-ня-ли волю «всей зем-ли Ка-зан-ской», что от-чет-ли-во вид-но из гра-мо-ты ка-зан-цев, от-прав-лен-ной то-гда Ива-ну IV.

Нияз Хазиахметов. Сююмбике

Нияз Хазиахметов. Хан Сафа-Гирей

Кро-ме того, по-слы не сра-зу при-ня-ли усло-вия Моск-вы — в ле-то-пис-ном со-об-ще-нии от 9 ав-гу-ста 1551 года го-во-рит-ся о том, что во вре-мя пе-ре-го-во-ров они «во мно-гом за-пер-ли-ся», то есть не со-гла-ша-лись. Хро-нист даль-ше пи-шет о та-та-рах: «обы-чай бо их бяше из-на-ча-ла лу-кавь-ство-ва-ти».

За-ста-вить ка-зан-цев при-нять столь тя-же-лые усло-вия мож-но было лишь си-лой. И за-во-е-ва-те-ли при-гро-зи-ли: если ка-зан-цы «не учи-нять на го-су-да-ре-ве воле… на ту же осень… го-су-дарь… хо-чет ра-тию съ все-ми люд-ми». Лишь по-сле та-ких угроз по-слы при-ня-ли усло-вия Моск-вы, сре-ди ко-то-рых было и тре-бо-ва-ние вы-дать Сююм-би-ке с сы-ном. Ясно, что ни-ка-кой лич-ной вины у Кул Ша-ри-фа с «кня-зем» Бибар-сом в этом не было — они вы-пол-ня-ли об-ще-го-су-дар-ствен-ное ре-ше-ние, да и то все-го лишь как ди-пло-ма-ты.

Фиринат Халиков. Падение Казани 2 октября 1552 года: последний бой у мечети ханского дворца

Вер-хов-ный сеид Кул Ша-риф по-гиб при взя-тии Ка-за-ни рус-ски-ми в 1552 году. Мар-джа-ни, опи-ра-ясь на на-род-ные пре-да-ния, со-об-ща-ет, что Кул Ша-риф со сво-и-ми по-сле-до-ва-те-ля-ми, объ-еди-нен-ны-ми в осо-бое во-ен-ное под-раз-де-ле-ние — «полк», со-сто-яв-ший из мо-ло-дых дер-ви-шей и су-фи-ев, обо-ро-нял-ся от-сту-пая, вплоть до зда-ния мед-ре-се, по-том под-нял-ся на его кры-шу, где был за-ко-лот, и упал вниз. Так тра-ги-че-ски пре-рва-лась жизнь этой вы-да-ю-щей-ся лич-но-сти эпо-хи Ка-зан-ско-го хан-ства.

В «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» есть та-кие стро-ки:

О, Ша-ри-фи, если ты еще на-де-ешь-ся на луч-шее, Не ухо-ди с этой зем-ли,
Ибо если ты уй-дешь, кто же бу-дет са-хи-бом го-ро-да Ка-за-ни?

Казань защищалась 41 день. Оборону Казани историки считают героической. Немногим более 30 тыс. воинов и конницы Епанчи противостояли 150-тысячному войску Ивана Грозного с новейшими техническими вооружениями.

Последний царь Казани Едигер-Хан (1552 г.) и глава духовенства так воодушевили Казанцев, что никто в городе и не помышлял о сдаче города.

Печальный вид представляла собой Казань после того, как окончилась сеча, не прекращавшаяся на улицах города до позднего вечера. В неравном бою погибли все его защитники.

Столица Казанского ханства лежала в руинах и пожарищах.

Во время штурма Казани войсками Ивана Грозного Сеид Кул Шариф был одним из руководителей обороны. Со своими учениками он оказал упорное сопротивление и геройски погиб. Погибли и все его ученики. Мечеть была сожжена и разрушена. От прекрасной многоминаретной мечети Казани, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не остается камня на камне.

В своем исследовании видный татарский ученый, просветитель, философ Ш. Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. Четыре столетия тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.

Кул Шариф - это историческая личность, имя которого золотыми буквами вписано в истории татарского народа. Он был поэтом. До нас дошли несколько стихотворений и одна поэма. Они вошли в сборник, составленный литературоведом А. Шариповым и изданным в 1997 году в татарском книжном издательстве под названием "Жизнь жестока, жизнь прекрасна…".

Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. В русских летописях его имя упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. Когда трон занял Ядегер-Хан, Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства.

После смерти своего отца Мансура в 1546 году он назначается предводителем религиозных деятелей ханства. Широкообразованный, нравственно чистый и честный человек, он пользовался огромным уважением у себя на родине. Он на своем белом коне любил проезжать по улицам города. Казанцы в знак глубокого уважения восторженно приветствовали его, глубоко преклоняясь ему. Даже хан при встрече слезал со своего коня, целовал подол его чапана, желал ему здоровья.

Кул Шариф пользовался уважением и за рубежом. В этой связи знаменательно признание Ш. Марджани в том, что русские князья, поддерживая связи с казанскими ханами, присылали ему персональные письма, а также подарки.

Ильяс Файзуллин. Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Апофеоз)

И гибель его была поистине героической. За время самых тяжелых дней для татарского народа Кул Шариф руководил группой мулл и шакирдов, оказавших отчаянное сопротивление против захватчиков. Последние вошли в Кремль через его труп. Об этом свидетельствует отнюдь не симпатизирующий к татарам русский государственный деятель А. М. Курбский: "Сказание князя Курбского", изд. второе. - 1842 год, - 33 стр.

Исследователь истории Казани М. Худяков отмечал, что в 1552 г. главой духовенства являлся сын Мансура Кул Шариф. Он считался первым лицом в государстве и в моменты междуцарствия, и в силу своего высокого положения становился во главе временного правительства. Он выполнял и дипломатические поручения. Дипломатические поручения требовали от него выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта (очерки по истории Казанского ханства, Казань, 1923, стр.152).

Татарский народ веками хранил память о славном сыне, защитнике интересов своего народа. О нем слагаются стихи, песни, его образ воссоздан в исторических романах.

В годы развернувшейся демократии общественность подняла вопрос о восстановлении мечети Кул Шариф. Идя навстречу вековой мечте татарского народа, президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев в ноябре 1995 года подписал Указ о воссоздании мечети Кул Шариф.

Мечеть Кул Шариф

С тех пор в памяти народа живет легендарный образ мечети и ее руководителя сеида Кул Шарифа.

Где находится строение Кул Шариф, и почему оно так популярно у верующих мусульман? Ответы на поставленные вопросы вы найдете в материалах представленной статьи.

Где располагается?

Строение Кул Шариф (от татарского слова «Кол Шәриф мәчете» или же «Qol Şərif məçete») представляет собой главную джум-мечеть, которая располагается в городе Казань (республика Татарстан). Если быть точнее, то этот храм находится на территории Кремля (Казанского), куда по приходит множество верующих людей.

История казанской мечети

В 1552 году (а точнее, 2 октября) русское войско под предводительством Ивана Грозного ворвалось в город Казань. Несмотря на отчаянную оборону татарской армии под командованием сеида Кул Шарифа, в ходе ожесточенных боев многоминаретная мечеть была полностью выжжена. После штурма погибли и все ее защитники, которые стали национальными героями.

Особенности мечети

Спустя много времени после захвата Казани татарский философ, просветитель и ученый Марджани провел собственное исследование, в ходе которого выяснил, что когда-то в Кремле располагался соборный храм. Во главе мечети стоял сеид Шарифкол, пользующийся огромным почетом и уважением среди других религиозных деятелей.

Более чем четыреста лет тому назад великолепная изящная мечеть украшала город Казань. Ее красота была неописуема, а в библиотеке хранились тысячи уникальных писаний. Как известно, в своем исследовании Ш. Марджани отметил, что этот собор являлся не только центром развития наук, но и центром религиозного посвящения Среднего Поволжья XVI века. Назвали казанскую мечеть в честь сеида Кул Шарифа.

Решение о восстановлении мечети

После разрушения строение Кул Шариф мечтали восстановить многие жители Татарстана. Но это произошло лишь после наступления демократии, когда общественность стала остро ставить вопрос о строительстве когда-то утраченного здания.

Таким образом, в 1995 году Шамиев Ш. М. подписал Указ о том, чтобы воссоздать мечеть Кул Шариф. Зимой того же года был объявлен конкурс на самый лучший проект. Место под это здание было определено там, где когда-то располагалось юнкерское училище.

Весной 1996 года конкурс был удачно завершен, а уже летом в Казань прибыл Президент РФ Б. Н. Ельцин, который одобрил строительство, и даже пообещал выделить на это денежные средства.

Строительство

Новая Кул Шариф, а точнее, ее архитектурное проектирование осуществлялось большим коллективом, который победил в республиканском конкурсе. В их число входили такие специалисты, как Латыпов Ш. Х., Саттаров А. Г. Сафронов М.В. и Сайфуллин И. Ф.

Строительство нового здания в основном велось на пожертвования, в которых приняло участие около 40 тысяч обычных граждан и организаций. Стоимость этого проекта оценивалась в сумму 400 млн. рублей (по смете - около 500 млн. рублей).

В результате долгой и упорной работы новая многоминаретная мечеть была полностью достроена в 2005 году (к 1000-тию города Казань). Кул Шариф открылся для посетителей летом, 24 июня.

Новая мечеть

Новая построенная мечеть представляет собой не просто самую главную мечеть в Казани, но является и одной из крупнейших в Европе. Сегодня Кул Шариф - это некий символ республики Татарстан и ее многомиллионной столицы. Мечеть является одним из национальных образов и притягательным центром для всех мусульман мира. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что не так давно ее включили в Список всемирного наследия Юнеско.

Архитектура

Архитекторы полностью восстановили конструкцию здания, стремясь передать ту красоту и величие, которыми обладал храм до наступления русского войска на Казань. Создатели постарались возвратить ее в родную татарскую культуру. Реконструкция сооружения имела огромное культурное и историческое значение. Она символизировала возрождение татарской государственности и память о погибших защитниках города.

Мечеть Кул Шариф (фото строения представлено в данной статье) состоит из 4-рех основных минаретов, высота которых достигает 58-ми метров. Купол здания был декорирован такими формами, которые ассоциируются с декоративными деталями и образами «Казанской шапки» (так называемой короны казанских ханов, которая была увезена в Москву после падения города).

Архитектурно-художественное решение внешнего облика новой мечети было достигнуто специалистами благодаря разработке тех смысловых элементов, которые сближают внешний вид здания с местными татарскими традициями. Мрамор и гранит для постройки сооружения были привезены с Урала. Что же касается внутреннего убранства, то оно так же прекрасно, как и весь внешний облик мечети. Ковры были доставлены и подарены правительством Ирана, хрустальная цветная люстра - диаметром до пяти метров и весом около 2-х тонн - сделана в Чехии. Стоит также отметить, что лепнина, витражи, позолота и мозаика добавляют храму особое величие и красоту.

Внутри мечети, а точнее, слева и справа по отношению к главному залу располагаются два смотровых балкона, которые предназначаются для экскурсионного посещения.

Комплекс Кул Шарифа включает в себя не только само религиозное здание, но и музей истории, а также комнату для проведения такого свадебного торжественного обряда, как никах, и кабинет имама.

Все строение и его окружение имеют довольно эффектную ночную подсветку. Кстати, мечети может вместить в себя около 1,5 тысяч человек. Что же касается площади перед мечетью, то она рассчитана еще на десять тысяч верующих людей.

Сегодня мечеть Кул Шариф, закрытая во второй половине августа, вновь открылась для богослужения. Правда, об этом знал лишь узкий круг приближенных к, судя по всему, будущему муфтию Камилю Самигуллину и некоторые СМИ (газету «БИЗНЕС Online» официально не приглашали, а корреспонденты нашего издания узнали об этом по своим источникам). Поэтому на пятничную молитву пришло не несколько тысяч человек, как в прежние годы, а не более 200 - 250. Всего на намазе было 7 неполных рядов. Сотрудников ДУМ РТ, включая мухтасибов (руководители районных мусульманских организаций), можно было отличить по черной одежде-униформе без воротников и черным тюбетейкам. В числе молящихся корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил и гендиректора ТНВ, депутата Госсовета РТ Ильшата Аминова.

Азан произносил Ильфар Хасанов , знакомый многим по его проповедям в мечети Аль-Марджани. Как оказалось, он является новым имамом мечети Кул Шариф и сменил на этой должности популярного проповедника Рамиля Юнусова . Впрочем, многие помнят, что попытка сменить его предыдущим муфтием Илдусом Файзовым закончилась скандалом, когда многочисленные сторонники Юнусова собирали подписи в поддержку своего любимца и чуть не устроили потасовку на одной из пятничных молитв.

После трагических событий 19 июля, когда власти и функционеры ДУМ РТ несколько пришли в себя, было принято кардинальное решение с неспокойным приходом мечети Кул Шариф. Официально было объявлено, что мечеть нуждается в… срочном ремонте. Всех работников мечети выпроводили, но представители муфтиата всячески подчеркивали, что Юнусов остается имам-хатыбом Кул Шарифа. Правда, все это звучало на фоне заявлений правоохранительных органов о том, что в отношении последнего возбуждено уголовное дело по подозрению в использовании поддельного диплома, а сам опальный имам на публике уже не показывался. Через несколько дней после летних терактов в Казани Юнусов якобы срочно вылетел в Лондон. Больше о нем вестей не было. Впрочем, близкие его люди эмиграцию опровергали, говорили, что он занимается своими делами в Татарстане. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», Юнусов в настоящее время находится в Казани.

ИЗМЕНЕНИЯ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА НЕ ЗАМЕТИШЬ, НО…

«Ремонтные работы в мечети не проводились в течение 7 лет, в молельном зале было очень холодно, а теперь там установили специальное итальянское оборудование, позволяющее регулировать температуру, также установили специальные устройства – подъемники для инвалидов – в рамках программы «Доступная среда», – объяснила тогда официальную причину закрытия мечети журналистам Зиля Валеева , директор заповедника «Казанский Кремль». Назывались разные даты открытия мечети – конец 2012 года, январь 2013 года. И вот спустя 8 месяцев, сегодня, мечеть заработала вновь.

Сегодня Марат Гатин – заместитель директора музея-заповедника «Казанский Кремль», рассказал газете «БИЗНЕС Online», что в ходе ремонта в мечети были утеплены окна в мужском и женском молельных залах, расширены и оснащены специальным оборудованием по регулированию и подаче воздуха в молельные залы вентиляционные шахты мечети. Также были установлены кондиционеры в предкупольной части молельного зала, переоборудованы зоны омовения, отреставрирована входная часть мечети, заменены окна в музее исламской культуры. В рамках программы «Доступная среда» созданы условия для людей с ограниченными возможностями.

«Чувствуется, что мечеть обновлена, - сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Хасанов. - Из-за того, что в некоторых местах протекала крыша, стены и обои начали чернеть из-за влаги. Теперь все это отремонтировано, краски обновлены».

Самигуллин сообщил прихожанам, что в мечети пятничные намазы будут читаться и далее. Однако вопрос по проведению обряда никах, а также в каком режиме будет работать мечеть, пока обсуждается.

НАЗНАЧЕНИЕ НАКАНУНЕ КУРУЛТАЯ

Открытие мечети произошло не накануне крупного мусульманского праздника (Курбан-байрам или Ураза-байрам), а как раз накануне грядущего съезда мусульман республики, которому предстоит выбрать нового муфтия. Напомним, 17 апреля в Татарстане на съезде мусульман в НКЦ «Казань» будет выбран новый муфтий РТ. Главный претендент на этот пост – 28-летний Камиль хазрат Самигуллин , чье недавнее назначение на должность и.о. председателя Духовного управления мусульман вызвало большой резонанс в республике. Также среди претендентов – председатель совета улемов всероссийского муфтията 43-летний Фарид Хайдаров (Салман) и 85-летний имам Мемориальной мечети при МВД РТ Харис Салихов (Салихджан).

Поэтому было ожидаемо, что первую проповедь во вновь открывшейся мечети проведет фаворит избирательной гонки Самигуллин. Он поднялся на самую вершину минбара. Проповедь он начал с вступления на арабском, читая нараспев имена праведных халифов и благопожеланий в их адрес, а затем перешел на татарский. Татарская часть проповеди была недолгой, около 10 минут, и была посвящена теме, какой вред несут сплетни и злословие. Видимо, проповедник несколько волновался, и его голос было плохо слышно даже с помощью микрофона. Завершилось пятничное богослужение чтением Корана и молитвой нового имама Кул Шарифа Ильфара хазрата, пожелавшего, чтобы мечеть приносила пользу людям и наполнилась изобилием Всевышнего.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОСТУПИЛО ТРИ ДНЯ НАЗАД

Хасанов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что предложение возглавить Кул Шариф поступило ему лишь три дня назад от Самигуллина.

«Сомнения были, я уже около 9 лет вел свое служение в мечети Аль-Марджани. Это и большая ответственность, потому что Кул Шариф – жемчужина нашего татарского народа», - сказал Хасанов.

Он также сообщил, что подробные планы о дальнейшей работе мечети – например, о проведении никаха и другие – будут определяться после проведения выборов муфтия РТ, где, кстати, он сам будет поддерживать, конечно же, Самигуллина. На вопрос о том, не смущает ли его, что он приходит в мечеть после скандальных историй перед ее закрытием, он отметил: «Надеемся, что Всевышний дарует терпение».

«Нужно браться, если будем бояться и прятаться за углом, это нехорошо. Мы духовные деятели, – отметил он. – На кого буду опираться? На Всевышнего в первую очередь. И на Духовное управление».

«С божьей помощью будем вести свое служение во благо нашей религии и нашего народа», – отметил новый имам мечети.

ПОЧВЫ ДЛЯ НЕДОВОЛЬСТВА В КУЛ ШАРИФЕ НЕТ

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили назначение нового имама в мечети Кул Шариф.

Рафик Мухаметшин – ректор Российского исламского университета:

– Хотя Ильфар и молодой, но в мечети Аль-Марджани работает давно. Он действительно популярный имам, очень хорошо читает проповеди. Поэтому в том, что он оказался имамом, для себя я чего-то неожиданного не вижу.

Ильшат Гимадеев – религиовед:

– Лично я его не знаю, но когда его увидел в мечети Аль-Марджани, он произвел хорошее впечатление. Он читал хорошие, проникновенные проповеди. Не могу оценивать кадровую политику ДУМ РТ, но лично про Ильфара могу сказать, что он опытный и хорошо работал в Аль-Марджани. Сейчас я не вижу почву для недовольства в Кул Шарифе или какого-то конфликта, если это не будет чья-то сознательная провокация.

P. S. Когда материал был уже опубликован, в редакцию позвонили из духовного управления мусульман и сообщили, что Ильфара Хасанова следует рассматривать как представителя ДУМ. В Кул Шарифе не будет одного постоянного имама, проповеди станут читать по очереди имамы из казанских мечетей.

Величественное здание держит свои двери открытыми для каждого, кто пожелает зайти внутрь и прикоснуться к и татарского народа. Главная татарстанская джума-мечеть считается также одной из крупнейших в Европе. Площадь достопримечательности - 10000 м 2 .

История мечети Кул Шариф

Современное здание главной религиозной достопримечательности Казанского Кремля - не историческое сооружение. Знаменитая мечеть Кул Шариф в Казани была разрушена в 1552 году войсками царя Ивана Грозного во время штурма города. На татарских землях осталась лишь славная память о величественном здании, а о том, как она выглядела в 1552 году, не известно никому. По прошествии многих веков, с 1996 и по 2005 годы проводилось ее восстановление. Приурочили открытие к тысячелетию Казани.

История названия. Имам Кул Шариф

Название было дано как память о последнем имаме Казани Кул-Шарифе. Он действительно жил во времена Казанского ханства, об этом свидетельствуют как исторические хроники, так и память народа. Для татар он был великим человеком, его называли "сеид", что у мусульман означает почетный титул для потомков пророка Мухаммеда. Поэтому название мечети его именем неудивительно.

Строительство мечети Кул Шариф

Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища. Казанская мечеть Кул Шариф была построена в основном на пожертвования от жителей Татарстана и России. 400 миллионов рублей - столько было потрачено на восстановление всенародной жемчужины. 24 июня 2005 года произошло открытие религиозного комплекса, ставшего символом Казани.

Описание и архитектура мечети

Проект здания был разработан архитекторами Ш. Х. Латыповым, М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Им удалось подчеркнуть былое величие разрушенной мечети. Она имеет 5 этажей, включая цокольный и технический: на первом этаже находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором - смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин. На цокольном этаже находятся музей ислама, гардеробы, помещения для омовения. В комплекс мечети входят также библиотека и издательство. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети - это здание пожарной части.

Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Благодаря голубому цвету наверший минаретов и купола религиозная достопримечательность известна в народе как "голубая мечеть".

Высота каждого из минаретов и соответственно мечети - 57 метров.

В молельный зал можно попасть с северной стороны, в музей ислама - с южной.

Вместимость здания - 1,5 тысячи человек, а площадь перед ней может вместить еще 10 тысяч молящихся. Зелеными квадратами на асфальте обозначены места для молящихся.

Умелыми руками мастеров достопримечательность стала не только символом веры, но и памятником тысячелетних традиций народа. Внутри можно увидеть арки с аятами, орнаментальные косички.

Не забыли архитекторы о славном цветке, который обозначает «возрождение» – тюльпане. Его можно увидеть в прорезах окон. Восемь символов мусульманской веры – полумесяцев отождествляют восемь минаретов прошлого.

В интерьере просматриваются уникальные виды работ и отделки. Их выполнили в соответствии с технологиями шестнадцатого века. В строительстве использовали алебастр (ганч), дерево и камень. Все обрабатывалось вручную. Также удивляют позолоченные элементы, обогащающие главную достопримечательность казанского Кремля изнутри.

Красоту интерьеру придают лепнина, витражи, мозаика.

Ковры на полу мечети - подарок правительства Ирана, а цветная хрустальная люстра весом около двух тонн была сделана в Чехии.

Стоимость и правила посещения

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил:

  • закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым;
  • отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги;
  • во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже;
  • нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы;
  • наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно, а за вход в музей исламской истории, расположенный на цокольном этаже, взрослые платят 50 рублей, студенты и пенсионеры - 40 рублей, школьники – 20 рублей.

Существует несколько увлекательных фактов об этой достопримечательности:

  1. Достопримечательность составляет не одно сплошное здание, а большой комплекс. Центральный купол достигает высоты около 39 метров.
  2. Считалось и считается, что Кул Шариф - самая большая мечеть в Европе, но на данный момент она таковой не является.
  3. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  4. Купол напоминает шапку.
  5. Музей, размещенный в двух залах, был открыт через год после официального открытия комплекса, в 2006 году.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В мечети Кул Шариф можно проводить никах - исламское бракосочетание по шариату. В связи с ростом популярности проведения никаха в стенах здания рекомендуется выбрать дату как минимум за 3 месяца до события.

Адрес, время работы, как добраться

Мечеть расположена на территории музея-заповедника Казанский Кремль. Посетить знаменитую достопримечательность можно как самостоятельно, так и во время .

Главная мечеть города открыта к посещению с 9 утра и до 18 вечера. В течение нескольких часов можно осмотреть все ее достопримечательности.

Чтобы добраться до достопримечательности, необходимо сесть в метро и проехать до станции «Кремлевская» или общественным транспортом доехать до остановки «ЦУМ» или «Дворец спорта».

Посещение комплекса оставит много положительных эмоций, восхищений на долгие годы. Прикоснитесь к культурному вековому наследству Татарстана, восстановленному талантливыми строителями, художниками и архитекторами республики.

«Главная мечеть Татарстана» и ее недостатки

Председатель Центра исламской культуры «Иман» Наиль Гарипов обеспокоен тем, что жемчужина Казани - мечеть «Кул Шариф» - является своеобразным музеем, в котором «экспонатами» выступают молящиеся. В колонке, написанной для «Реального времени», он раскрывает, что неправильно в этом культовом здании и как эти недостатки можно исправить.

Женщины, торговля...

На днях в социальных сетях я обратился к своим подписчикам, сообщив, что сегодня в мечети «Кул Шариф» - мечети номер один нашей республики - во время намаза туристы могут спокойно находиться на смотровых балконах и фотографировать. Заметка вызвала неоднозначную реакцию. Часть читателей считают, что нет ничего зазорного в том, что за тобой наблюдают во время молитвы. Это, по их мнению, положительно сказывается на имидже ислама и самих мусульман, которых нередко связывают с религиозным терроризмом.

Я написал свой пост, потому что тоже в какой-то мере ощутил себя экспонатом музея. Я вспомнил фильм «Данди по прозвищу «Крокодил», где Мик Дж. Данди зарабатывал тем, что показывал вместе с местными аборигенами охоту на крокодилов. Когда нет другой работы, подобный промысел вполне допустим и не вызывает ничего кроме улыбки. Другое дело, когда напоказ выставляется религиозность людей. Если они делают это добровольно, то это на их совести. Но ведь в данном случае происходит не так.

С точки зрения шариата я опираюсь здесь на ханафитский фикх. Мечеть преимущественно посещают мужчины. Женщинам посещать мечеть можно, но это является непоощряемым занятием, особенно для молодых и незамужних девушек. Об этом сказано в работе «Гибадат исламия» известного татарского ученого начала XX века Ахмадхади Максуди. Связано ограничение не только с этическими соображениями, но и с физиологическими особенностями. Как известно, в особые дни женщинам запрещено совершать намаз и прикасаться к священному для мусульман Корану, соответственно, в эти дни запрещено посещать мечеть.

Мечеть преимущественно посещают мужчины. Женщинам посещать мечеть можно, но это является непоощряемым занятием, особенно для молодых и незамужних девушек. Фото Максима Платонова

Когда мы позволяем немусульманам посещать мечети, мы не соблюдаем прежде всего собственные законы и тем самым проявляем неуважение к мечети как месту поклонения. Это касается не только туристов, но и работников мечети. Как известно, в мечетях сегодня работают много женщин, которые выполняют в них различные функции.

Другой аспект - это торговля в стенах мечети, использование «дома Аллаха» не по прямому назначению, что не одобряется опять-таки с точки зрения шариата. О запрете на торговлю в мечети говорится в хадисе пророка Мухаммада. Посланник Аллаха сказал: «Если вы увидите, что кто-то продает или покупает в мечети, скажите ему: «Пусть Аллах не даст тебе прибыли в твоей торговле».

С точки зрения шариата мы не имеем права превращать мечеть в торговую точку для привлечения туристов. И неважно, чем торговать, важно, что мечеть - это место поклонения Всевышнему Аллаху. И это ее главное предназначение. А для создания положительного имиджа ислама в принципе ничего не нужно. Быть мусульманином не так-то легко. Во многом нужно себя ограничивать. Поэтому в Коране и сказано, что не к каждому будет милостив Всевышний Аллах. Некоторым будут запечатаны сердца и у них не будет возможности обрести эту милость.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммада. Он был духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия. Фото kul-sharif.com

Кто такой Кул Шариф?

Вопрос с туристами и нашим отношением к главной мечети татар связан не только с областью права, но и с историей и национальным самосознанием этого народа. Она построена, как известно, в память великого шейха Кул Шарифа, который пал смертью храбрых, защищая вместе с шакирдами город во время штурма Казани войсками Ивана IV 12 октября 1552 года.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммада. Он был духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия. Об этом много говорится в русскоязычном источнике «Казанский летописец», где подробно описано завоевание Казани и Казанского ханства. В связи с чем хотелось бы отметить, что в мечети «Кул Шариф» нет экспозиции, посвященной этому выдающемуся историческому деятелю. Кроме названия мечети и его псевдопортрета ничто на его связь с этим зданием не указывает.

Также в музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Что же нам здесь рассказывают? А рассказывают нам просто «об исламе», о том, какой он «вообще». Возможно, это необходимо знать неверующим людям. Но имеет ли смысл проводить экскурсию по школьной программе? Эти знания вполне доступны и в интернете.

В музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Фото Олега Тихонова

А вот чего нам и особенно нашей молодежи действительно не хватает, так это знания истории и культуры собственного народа. Сегодня часть татарского национального движения озабочена принятием концепции развития татарского народа. Вокруг нее возникла нешуточная полемика, в которую включился и председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин, обеспокоенный недостатком в концепции исламского фактора. В принципе, он прав.

Более того, я полагаю, что исламский фактор должен быть ключевым в новой концепции развития татар. Почему? Очень просто. Татарская культура, которая формировалась в течение тысячи лет, пронизана мусульманской идеологией. Буквально вся, начиная от фольклора и заканчивая бытовой культурой. Об этом писал Валиулла Якупов, который не раз обращался к татарской интеллигенции с призывом прекратить связывать татарскую культуру с язычеством.

Многие так называемые языческие культы на самом деле таковыми не являются, и они связаны с другой, не менее важной мусульманской составляющей - суфизмом. Поэтому мы должны прежде всего концептуально разобраться с нашим историческим прошлым. Мы народ, который распространял знания о религии ислам. В этом наша историческая миссия и на этом мы должны строить нашу идеологию.

Камиль Самигуллин обеспокоен недостатком в концепции развития татарского народа исламского фактора. Фото Максима Платонова

«Души наших предков не будут нами довольны»

Возвращаясь к вопросу о мечети, мне хотелось также затронуть и такой аспект, как практика зиярата (поминовение усопших) погибших защитников города. В свое время до революции татары специально приходили к стенам Кремля для поминовения. Их не пускали внутрь комплекса. Они сидели вдоль стен, читали священный Коран и поминали усопших на этой территории мусульман.

В памяти народа история падения города сохранилась фрагментарно - мечети и медресе были уничтожены, не осталось прямых письменных свидетельств. Поэтому все исторические эпизоды народ восстанавливал по памяти. В те годы появилось много разных легенд и мифов. Поэтому зародился миф о Сююмбике, которая спрыгнула с башни, хотя, как известно, последняя казанская царица похоронена в Касимове, где провела остаток своей жизни. Просто народ помнил, где находилась ханская мечеть, и, понимая, что башня стоит на фундаменте мечети, связал ее с минаретом.

Кстати, в самом Касимове могила ханбики Сююмбике установлена лишь предположительно. Но народ настолько героизировал своих защитников, что не захотел соглашаться с тем, что кто-то мог выжить в этом противостоянии. Но выжившие были, и они составили большинство жителей Старо-Татарской слободы. Они стали тем народом, который не забывал о своих исторических корнях.

Как известно, последняя казанская царица похоронена в Касимове, где провела остаток своей жизни. Фото Олега Тихонова

Обращаясь к религии, мы должны помнить, что для народа многие символы имеют сакральное значение. Если для православных имеет значение Казанская икона, то для мусульман мечеть «Кул Шариф» - это место их памяти и возрождения. Поэтому татары должны оберегать именно эту мечеть и наполнять ее в первую очередь своим присутствием и своими молитвами. И создание именно в этом месте не музея исламской культуры, а музея Кул Шарифа, музея ислама в Казанском ханстве - это первоочередная наиважнейшая задача.

Мы должны начать уважать себя, свою культуру, свою историю, свой народ и свой язык. Это милость и дар нам Всевышнего Аллаха. Мы не выбирали свою нацию. А пока часть татарской молодежи находится под влиянием псевдосалафитов и заграничных ересиархов и тем самым пренебрегает своей историей и не признает своих предков мусульманами. А это ведет только к одному: души наших предков не будут нами довольны, а значит, и Всевышний Аллах не будет к нам милостив. Родину не выбирают. Родину и нацию дает нам Всевышний Аллах как аманат (милость), и эту милость мы с вами должны беречь.

Наиль Гарипов

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!