Где жили ацтеки? Где жили древние ацтеки? Город ацтеков в южной америке

Ацтеки - это доминирующая культура времен постклассического периода. Они плотно заселили бассейн Мехико, и стали контролировать огромные территории Центральной Америки к северу до пролива Техуантепек.

Навстречу судьбе

Ацтеки имели все основания гордиться собой. Менее чем за 200 лет они прошли путь от кочевого племени до грозных властителей долины Мехико и прилегающих к ней регионов. Такой успех они приписывали своему богу-покровителю, Уицилопочтли, и сочинили миф, прославляющий годы их странствований по пустыне. Они очень любили рассказывать эту историю и постоянно повторяли ее с неослабевающим удовольствием и гордостью. Художники воссоздали ее в книгах, называемых ныне кодексами; повествование передавалось серией картинок и глифов. Как изображено в дошедших до нас кодексах , путь ацтеков к славе начался в сухой, покрытой кактусами земле, расположенной к северо-западу от долины Мехико, в месте, называемом Чикомоцок, или "Семь пещер", в пещере холма Кольхуатепек (см. рис. слева). Это место было легендарным: другие племена, как и тольтеки до них, заявляли, что произошли оттуда же. Почему ацтекам пришлось оставить эту местность, неизвестно. Возможно, их оттеснили более сильные племена, хотя они предпочитали верить, что отправляться в путь им приказал Уицилопочтли. По мере того, как ацтеки медленно продвигались к югу, легенда становилась реальностью. К тому времени, когда они достигли места, где им предстояло основать свою столицу, что было предвещено орлом, усевшимся на кактус, каждый эпизод можно датировать с достаточной точностью.

Хотя существовали тысячи ацтекских кодексов , ни один из них не уцелел после испанского нашествия. Большинство уничтожили испанцы, ревностно насаждавшие новую веру и искоренявшие языческие представления. Однако и тогда традиция написания кодексов сохранялась среди некоторых

групп индейцев, чему немало способствовали некоторые просвещенные испанцы. Мастера оставили после себя восхитительные страницы, позволяющие понять и почувствовать, как сами ацтеки представляли себе собственную историю.

Начало империи Теночтитлана

Поселившись в Чапультепеке, ацтеки стали подданными кольхуаканцев и служили им в качестве наемников. Со временем они стали тяготиться своим подчиненным положением и навлекли на себя гнев вождей кольхуа. Вынужденные бежать, ацтеки оказались в болотистых землях озера Тецкоко. Здесь они и основали свой город Теночтитлан, поскольку увидели знак, предсказанный Уицилопочтли, - скалу, где рос кактус, на котором сидел орел . Отсюда и название города - "место, где растет кактус", и его эмблема. (То же самое изображение можно увидеть и на флаге современной Мексики, только теперь орел держит в клюве змею.).

Этот орел, сидящий на кактусе, изображен и на фронтисписе Кодекса Мендосы (см. рисунок ниже). Книга на 16 прекрасно иллюстрированных страницах год за годом воспроизводит историю ацтеков с 1325 г. до появления испанцев. Вероятно, этот кодекс заказал художникам первый випекороль Новой Испании, Дон Антонио де Мендоса, по имени которого он и назван. Кодекс охватывает царствование всех правителей, начиная с легендарного основателя города, жреца Теноча и заканчивая Мотскусомой II. Каждое событие , каждое победоносное завоевание соседних народов запечатлено в деталях. Специально для испанских читателей изображения сопровождены надписями на испанском языке.

По краям фронтисписа идет полоса глифов, обозначающих годы ацтекского календаря. 4 знака, изображенные справа, являются основой календарной системы, они повторяются каждые 4 года. Точки от I до 13 обозначают конкретные годы. Через 52 года цикл повторяется. Началом цикла всегда считался 2-й год Камыша. Он отмечался церемонией погашения старых ритуальных огней и зажжения новых, обозначался специальным приспособлением для добывания огня, что можно видеть на фронтисписе Кодекса Мендосы (3-й знак внизу слева).

Фронтиспись Кодекса Мендосы (Кодексы Ацтеков)

На фронтисписе Кодекса Мендосы символически показан рост могущества Теночтитлана. Отцы-основатели отдают дань почтения символу города, расположенному поверх ацтекского щита. Пересекающиеся синие линии обозначают каналы, которые делят город на 4 квартала. Два горящих храма внизу обозначают победы над двумя городами-соперниками, Кольхуаканом и Тенайукой, одержанные еще тогда, когда ацтеки служили наемниками тепанеков.

На странице слева вкратце повествует о жизни и царствовании первого из ацтекских наследных правителей, который пришел к власти в 1376 г. и правил 21 год, что следует из календарных глифов на полях. Его звали Акамапичтли - "Рука, сжимающая тростниковые стрелы" судя по глифу, расположенному над его головой. За время правления он завоевал 4 города, символи- чески обозначенных головами вождей. Последний город Шочимилько - "Цветы на пахотной земле" заплатил щедрую дань.

На странице справа изображен третий правитель Теночтитлана, Чимальпопока, или "Дымящийся щит", правление которого было запятнано позором поражения. Во время нападения на место, называемое Чалько, местные жители потопили 4 ацтекских боевых каноэ и убили много ацтекских воинов, что передано изображениями 5 отрубленных голов. Чимальпопока, казненный тепанеками, показан сначала живым, а затем с наклонившимся вперед телом и затихшим голосом. Его смерть вызвала восстание ацтеков против своих хозяев.

На странице слева , изображающая правление Мотекусомы II, который одержал ряд славных побед, как и следует человеку с его именем - "Гневный владыка". Его победы обеспечили большой приток не только дани, но и пленников, приносимых в жертву на алтарях Теночтипиана. Три незакрашенных календарных глифа обозначают бесславный конец его правления - прибытие испанцев, смерть правителя, основание Новой Испании на развалинах ацтекской империи.

Традиционное облачение Ацтекских войнов

Соответственно числу плененных врагов воины ацтеков, изображенные вверху, могли облачаться во все более пышные одеяния. Перед боем воины меняли "парадные" костюмы на более подходящие для сражения, сохраняя знаки отличия и головные уборы, указывающие на их статус.

Чтобы, удовлетворить аппетит кровожадных богов , был необходим постоянный приток пленных, захваченных на поле боя. Воины, доставившие пленных, награждались особыми знаками отличия, такими, как изображенные выше накидки и головные уборы. Они указывали не только на доблесть воина, но и на его ранг, напрямую определяемый числом захваченных пленных. Когда молодой воин приводил с собой свою первую жертву, правитель награждал его плащом с изображением скорпиона или цветов. Боец, приведший второго пленного, получал накидку с красной каймой. Если это случалось в третий раз, то его награждали богато украшенным плащом, называемым эекайлакацкоскатль - "драгоценный камень, скрученный ветром". Если на счету ацтекского воина было 4 пленных , то он вступал в ряды ветеранов и мог носить особую прическу. Его также награждали особыми знаками отличия и облачениями. Когда воин становился текуиуа - почетным ветераном, он мог вступить в ряды одного из воинских объединений Орла или Ягуара и носить особую форму. Со временем он мог дослужиться до полководца или советника правителя. С повышением по службе был связан и немалый риск- яркие знаки отличия делали его прекрасной мишенью на поле боя.

Занятия ацтеков - цивилизации, которая оставила много загадок и тайн, были очень разнообразны. Осталось множество свидетельств существования этого народа, дошедших до нас через ювелирные и оружейные изделия, гончарное и ткацкое ремесло. Чем занимались ацтеки, что было для них самым важным? Попробуем найти ответы в этой статье.

Ацтеки: краткая историческая справка

Среди самых американского континента выделяют три: инки, майя и ацтеки. Многие знания о том, какие занятия майя, ацтеков и инков были самыми популярными, к сожалению утрачены. Но все же существует множество археологических находок, помогающих разгадать некоторые загадки древних жителей планеты Земля.

Ацтеки - это название нескольких народностей, которые проживали в долине под названием Мехико до момента,пока испанцы в 1521 году не покорили Мексику. Народы, населявшие долину, разговаривали на языке науатль. Их территории были разделены на государства, они строили города, которыми правили царские династии.

Ацтеки: их жизнь и занятия

Кратко изложить тему довольно трудно. оставила очень большой след в истории. Благодаря археологическим находкам, исследованиям ученых и историков, сейчас мы можем делать выводы о том, как жил этот народ, узнавать, что было для них значимым и какие занятия ацтеков были самыми важными.

Цивилизация насчитывала около 60 тысяч человек, и этот народ, без ложной скромности, мог гордиться собой. Ацтекам понадобилось всего 2 столетия, чтобы из обычного племени кочевников превратиться в грозных воинов, властвовавших на территории долины Мехико.

Отсюда историки делают вывод, что самым главным занятием этого народа было военное ремесло. Помимо этого, известно, что этот народ был высокообразован. Изучались и практиковались: медицина, астрономия, музыка, история законов и религия. На высоком уровне были развитии искусство ведения хозяйства и разные ремесла. Рассмотрим все эти занятия ацтеков по порядку.

Военное ремесло

Этот народ очень любил воевать. Военное ремесло было очень хорошо развито, поэтому не удивительно, что ацтеки славились как покорители новых земель. За время существования этой цивилизации территория проживания народности была очень сильно расширена за счет постоянных войн и покорения новых территорий.

Захваченные новые земли, по закону ацтеков, распределялись между воинами, которые прославились на поле битвы больше всего. Соответственно, покоренные племена автоматически превращались в рабов. Это послужило тому, что среди ацтеков появилось много богатых рабовладельцев, которых жажда наживы заставляла покорять все новые земли.

Хозяйство

Занятия ацтеков касались разных сфер жизни. Основой хозяйства было земледелие.

Археологами были обнаружены земледельцев: палки с заостренными и расширенными концами. Второй вариант - прообраз современной лопаты.

Известно, что этот народ знал, как орошать и удобрять почву. Среди различных культур предпочтение отдавалось кукурузе, тыкве, фасоли, перцу и кабачкам. Ацтеки вошли в историю как народ, который первым начал культивировать какао-бобы и томаты. Выращивали они и табак.

Также основные занятия ацтеков включали в себя возделывание хлопка нескольких видов.

Среди особенностей их земледелия следует отметить наличие плавучих садов. Все из-за того, что город Теночтитлан сам находился на острове. Ограниченное количество земли привело к возникновению огородов на плаву. Сооружались эти огороды на прикрепленных к вбитым в землю сваях плотах с плодородной землей.

Охота и рыбалка

Занятия населения ацтеков включали в себя охоту и рыбалку. У этого народа не было традиции содержать домашних животных. Единственными были собаки, иногда их употребляли в пищу.

Запасы мяса пополнялись во время охоты. Охотники добывали пищу с помощью лука и стрел, широко использовались метательные дротики, были в ходу и специальные ловушки на животных.

Добычей охотника могли стать: кролики, олени и дикие птицы.

Народы, жившие на берегах озер, успешно занимались рыбалкой.

Культура

Культура этого народа была на высшем уровне. Надо отметить, что для мужского населения школьная учеба была обязательным занятием. Существовало два вида школ: для богатых и бедных. Школы первого вида готовили будущих жрецов, военачальников и сановников. Мальчики из простых семей учились быть земледельцами, воинами и ремесленниками.

Наука, литература, философия и астрономия - основные занятия жителей. Ацтековпочитали как высокоразвитую цивилизацию.

Этот народ разработал звездную карту неба. Широко известен календарь ацтеков, который с учетом расположения и движения небесных звезд служил для удовлетворения надобностей сельского хозяйства.

К сожалению, во время завоевания этой территории испанцами много образцов культуры и искусства было уничтожено. Все же археологами совсем недавно были обнаружены строения, которые дают нам возможность почерпнуть знания о том, насколько развитой у ацтеков была сфера архитектуры.

Одна из достопримечательностей - храм в Малиналько, который полностью был высечен из целостной скалы. Археологи заявляют, что кроме каменных орудий труда других у этого народа не было. Представьте, сколько усилий потребовалось для возведения этого храма.

Главный храм Темпло Майор был обнаружен археологами вообще случайно. Это случилось в 80 годах прошлого столетия во время землетрясения. Эта находка дала возможность лицезреть фигурки богов, высеченные из камня, а также керамические и ювелирные изделия. Надо отметить, что ацтеки практиковали человеческие жертвоприношения своим богам. Рукоятки жертвенных ножей украшались рисунком мозаики из бирюзы и обломков раковин.

Благодаря этим находкам мы можем с точностью определить, как жили ацтеки, занятия которых отличались своей разнообразностью и высокоразвитой культурой.

Конец истории

Эта цивилизация до конца осталась не разгаданной. Все из-за того, что культурное наследие ацтеков было частично уничтожено во время завоеваний. Достигнув культурных высот, народ ацтеков не смог выжить и сохранить для истории большую часть своих достижений. На руинах столицы ацтеков вырос новый город - Мехико, который вошел в историю как центр колониальных владений новых завоевателей из Европы.

Как жили ацтеки и где жили ацтеки, Вы узнаете из этой статьи.

Когда появились ацтеки?

Ацтеки являются индейским народом, который населялтерриторию современной Мексики от Атлантического до Тихого океанов. Они воздвигли поистине волшебную цивилизацию и после себя оставили выдающиеся памятники культуры и архитектуры, поистине великие открытия врачей и ученых.

Ацтеки в 1068 году, по неизвестной причине, покинули свою прародину, легендарный Астлан (место цапель). Ученые считают, что остров находился в северной части Калифорнийского залива. Именно от названия прародины и пошло именования племени – ацтеки. Хотя сами они называли себя «мешиками». В Мексиканскую долину ацтеки пришли в XIII веке, а спустя столетие здесь было создано могучее государство с центром в городе Теночтитлан (современная территория Мехико).

Ацтеки, будучи умными и агрессивными, быстро завоевали соседние племена индейцев. Их империя росла и богатела. Порабощенные ими народы платили огромную дань золотом, хлопком, рабами. В XVI веке государство ацтеков пошло прахом, так как в Америку пришел более сильный завоеватель – испанцы, разбившие их армию и разрушившие столицу некогда могучей империи.

Чем занимались ацтеки?

Только в ХХ веке ученым удалось узнать, чем ацтеки занимались в повседневной жизни. Из записей конкистадоров, древних записей племени стало ясно, что земли в долине Мехико, где жили ацтеки, были достаточно плодородными. Они занимались выращиванием бобов, кукурузы, помидоров и других овощей. В лесах Центральной Америки произрастало множество фруктовых деревьев, поэтому среди племени было распространено собирательство.

В суровых землях Мехико расположились просторные пастбища. Благодаря этому ацтеки занимались скотоводством. Они одомашнили собак и индюков, употребляяих в пищу. Кроме земледелия и скотоводства племя ходило на охоту и рыбалку. Стоит отметить, что этим занимались те ацтеки, которые жили на периферии.

В больших городах ацтеки занимались принципиально другими делами. Их цивилизация была самой могущественной и развитой в Америке. Они возвелиогромные храмы, развивали искусство и литературу. Древний народ сумел создать крупный корпус, записывая все на коре деревьев пиктографическим письмом. Также ацтеки слили умелыми купцами и совершали торговые экспедиции далеко за пределы своей империи. В городах развивались гончарное дело, ювелирное и оружейное дело, ткачество.

АЦТЕКИ, астеки (самоназвания - науа, теночки, мешика), индейский народ в Центральной Мексике. Численность более 1 миллиона человек (2000 год, оценка). Говорят на астекских языках, большинство также по-испански. Верующие - католики.

История ацтеков подразделяется обычно на четыре периода: 1) период странствий и зависимости от более могущественных соседей, который закончился в 1325 году с приходом в долину Мехико и основанием Теночтитлана; 2) период независимости и активной экспансии (1325-1428 годы), когда ацтеки во главе союза 3 городов-государств завоёвывают большую часть Мексики; 3) период расцвета государства ацтеков (1428-1521 годы), конец которому положила испанская конкиста; 4) ацтеки после испанского завоевания (с 1521 года).

Относительно достоверная история ацтеков начинается с их ухода во 2-й половине 12 века с мифической прародины на озере Астлан - «Место цапель» (отсюда и название народа - ацтеки, астеки, то есть «жители Астлана»). После долгих скитаний ацтеки в начале 13 века пришли в долину Мехико, богатую природными ресурсами и плотно заселённую другими группами науа. Первоначально ацтеки расположились на холме Чапультепек, на западном берегу пресноводного озера Тескоко. Однако жители соседних городов и селений не пожелали смириться с жестокими грабительскими набегами ацтеков, сопровождавшимися похищением женщин. Объединённые силы Кулуакана и Ацкапоцалько разгромили ацтеков и изгнали их с Чапультепека. Ацтекский вождь был взят в плен и принесён в жертву богам победителей, большая часть ацтеков попала в зависимость от правителей города Кулуакан, которые пытались вытеснить ацтеков в непригодную для проживания местность. На земле Атетелко, где им сначала разрешили поселиться, ацтеки в течение нескольких десятилетий вели полуголодную жизнь охотников и собирателей.

Другая земля, Тисапан, где оказалась часть ацтеков, находилась на юго-западе долины Мехико, хозяином которой считал себя Кулуакан. Неизвестно, пришли ли ацтеки в Тисапан по своей воле или по воле победителей, оттеснивших их в голую, вулканического происхождения местность и использовавших ацтеков как наёмников-сателлитов в войнах за господство над долиной Мехико. Оказавшиеся в Тисапане, ацтеки научились возделывать бесплодную землю и добывать строительный камень в окрестных горах. Кулуакан в частых войнах с соседями использовал храбрых и беспощадных ацтекских воинов. По одной из легенд, ацтеки после боя отрубили у каждого убитого врага ухо и вручили Кошкоштли целый мешок с кровавыми трофеями. Владыка Кулуакана был так потрясён, что приказал немедленно изгнать ацтеков из своих владений. Другая легенда связывает изгнание с убийством принцессы из Кулуакана, отданной в жёны ацтекскому вождю и принесённой жрецами в жертву богу весны Шипе-Тотеку.

После нового изгнания ацтеки разрешили занять район, также считавшийся малопригодным для жизни, - ещё не заселённый болотистый остров в западной мелководной части обширного озера Тескоко. Здесь они несли военную службу у новых хозяев - тепанеков из Ацкапоцалько. Около 1325 года ацтеки основали на острове свою столицу, город Теночтитлан. Выбор места во многом был обусловлен сугубо практическими соображениями: обилием рыбы и птицы, идеальными условиями для «гидравлического» земледелия (строительства «плавучих садов»), удобным сообщением на лодках и плотах по системе связанных друг с другом озёр и каналов. Но главное преимущество заключалось в том, что Теночтитлан был городом-убежищем, защищённым от врагов самой природой.

Поворотный момент в истории ацтеков наступил, когда они стали наёмниками у Тесосомока, правителя (с 1369 года) самого могущественного государства долины Мехико того времени - Ацкапоцалько. Это государство тепанеков вело политику захвата и подчинения соседних областей, в чём им помогали ацтеки - наёмники и, одновременно, данники Ацкапоцалько. Упорное сопротивление (1414-18 годы) Тесосомоку оказал лишь город-государство Тескоко, находившийся на севере долины Мехико. Когда он был повержен, ацтеки получили право сбора дани с побеждённых и стали получать от Тескоко гораздо больше, чем сами платили Тесосомоку. Это укрепило ацтеков в их отношениях с тепанеками; к тому же во главе Теночтитлана оказались зять Тесосомока - Уицилуитль (1391-1416 годы) и его внук Чимальпопока (1416-26 годы).

В 1426 году Тесосомок умер, а его царство пережило своего основателя всего на два года. Преемник Маштла тут же поссорился с ацтеками. По одной из версий, он предательски заманил к себе правителя ацтеков Чимальпопоку и приказал его убить.

Ацтеки восстали, найдя союзника в лице недавнего врага - Тескоко. Войско ацтеков возглавил их новый правитель Ицкоатль (1427-40 годы). Союзники разгромили Ацкапоцалько. Вскоре к ним присоединился город-государство Тлакопан (Такуба).

В 1428 году они образовали «тройственную лигу», которая к началу 16 века сумела завоевать и обложить данью почти всю территорию Мексики. Почти сорок провинций и государств платили «лиге» тяжёлую дань, сохраняя при этом известную самостоятельность во внутреннем управлении. Для поддержания системы подчинения других областей в стратегических пунктах были установлены гарнизоны, а за своевременным сбором дани следили специальные чиновники — кальпишке. Постепенно внутри «лиги» росла роль Теночтитлана. К моменту начала испанской конкисты (1519 год) правитель ацтеков фактически диктовал свою волю партнёрам по союзу. Испанское завоевание прервало процесс дальнейшего развития державы ацтеков, так и не успевшей выработать механизм полного включения всех зависимых от Теночтитлана территорий в рамки единого государства. Их «империя» оказалась эфемерным созданием и потому в считанные годы рухнула под ударами конкистадоров Э. Кортеса, нашедших поддержку у покорённых ацтеками народов.

Государство ацтеков существовало за счёт интенсивного земледелия, ремесла и торговли, а также военной добычи и регулярной дани с подчинённых областей. Двойственный характер экономики ацтеков символизировал Главный храм их столицы: на вершине ступенчатой пирамиды стояли два святилища: Тлалока - бога воды и дождя, покровителя земледелия, и Уицилопочтли - бога войны.

По берегам пресноводных озёр долины Мехико ацтеки создавали чинампы - искусственно сооружённые на мелководье длинные гряды (протяжённость 110 м, ширина 10 м) из ила со дна водоёмов и перегноя водных растений. Богатая органикой почва, постоянная влажность на уровне корневой системы растений и использование разных методов возделывания сельскохозяйственных культур обеспечивали высокую урожайность. Чинампы были окружены сетью каналов, облегчавших транспортировку грузов и людей. К моменту конкисты только в зоне Чалько (юг долины Мехико) было до 10 тысяч гектар чинамп, с которых снималось до 7 урожаев в год. Чинампы Чалько могли прокормить до 180 тысяч человек в год. Кроме того, в Теночтитлан ежегодно привозилось в виде дани до 18 тысяч тонн пищевых продуктов. Этого было достаточно для того, чтобы обеспечить питанием всё население столицы ацтеков в течение 1,5-2 лет. Покорённые народы доставляли также ювелирные изделия, яркие перья птиц, одежды и рабов.

Зрелое общество ацтеков было сильно дифференцированным. На вершине социальной пирамиды стоял верховный правитель тлатоани - «оратор», считавшийся земным воплощением богов. Он избирался узким кругом лиц из правящего рода и располагал всей полнотой власти: был главнокомандующим, верховным судьёй и руководил главными религиозными обрядами. Тлатоани жил в пышном дворце, передвигался на носилках или в паланкине, носил особую одежду и украшения, его сопровождало множество слуг.

Правитель имел в полной собственности наследственные земли, которые обрабатывали зависимые люди - майеки. Царский род и семьи прежних тлатоани пользовались высшим престижем и принадлежали к верхушке общества, образуя слой (класс) знати - пипилтин. Они занимали все главные государственные должности и обладали рядом привилегий, недоступных другим группам ацтеков. Знать не платила налогов и имела как собственные наследственные земли, так и земли по должности.

Основную массу населения составляли свободные общинники - масехуальтин, владевшие земельными наделами, получаемыми от соседской общины - кальпулли. В последней уже чётко выделялся верхний зажиточный слой в виде должностных лиц - кальпуллеки, освобождённых от уплаты налогов и обеспечивавшихся всем необходимым с особого участка земли, который обрабатывался совместно членами общины. К ним примыкали отличившиеся в боях общинники-воины: в награду за доблесть их освобождали от налогов и давали в пожизненное владение небольшие земельные участки. Почётом и некоторыми привилегиями пользовались также старики. Остальные общинники должны были платить налоги и нести различные повинности в пользу государства.

Несмотря на обилие противоречивых мнений по поводу природы кальпулли, большинство учёных считает её территориальной, соседской общиной с некоторыми пережитками общины родовой. Члены кальпулли в качестве полноправных общинников владели участками земли, которые передавались в виде наделов главам крупных семей. Наделы нельзя было сдавать в аренду и продавать, право на них терялось, если земля не обрабатывалась 3 года подряд или семья переселялась в другое место. Кальпулли отвечали за уплату налогов правителю, за выполнение трудовой повинности и др. В случае войны они выставляли в общее ополчение отряд воинов со своим начальником. Кальпулли функционировали и как религиозный институт: каждая община имела своего бога-покровителя и возводила небольшой храм. Дом главы кальпулли, общинное зернохранилище, склад оружия и культовых предметов, храм, школа для юношей размещались вокруг площади или двора, образуя центр общественной и хозяйственной жизни коллектива.

В городскую общину входили торговцы. К 16 веку они приобрели значительное влияние в государстве, имея свою организацию, богов-покровителей, собственные празднества. Торговцы платили налоги товарами.

Ещё одна чётко выраженная группа в общине — ремесленники. Они платили налоги продукцией и были освобождены от других повинностей. У ремесленников-профессионалов, живших в столице, был более высокий статус, чем у сельских земледельцев и непрофессиональных ремесленников. Ювелиры и мастера, создававшие изделия из перьев, стояли выше в общественной иерархии, чем остальные городские ремесленники, и были организованы в особые корпорации типа гильдий. Изготовлением мозаик из перьев и ювелирным делом занимались и знатные лица, жившие при дворе правителя Тескоко.

Слой зависимых людей составляли майеки и рабы-тлакохтины, которые не входили в городские или сельские общины-кальпулли, не имели прав на надел земли и не платили налогов, работая лишь на своих господ. Майеки трудились на землях знатных людей и выполняли ряд повинностей в их домохозяйстве. Они отдавали хозяевам также значительную часть урожая, собранного с выделенных в их пользование участков, которые им запрещалось покидать. Значительную группу в большинстве городов державы ацтеков составляли рабы. Они находились в рабстве пожизненно и были полной собственностью владельца. Рабы использовались для тяжёлой домашней работы и в качестве носильщиков. Им полагалось лишь самое скудное довольствие. Таким образом, к 16 веку общество ацтеков разделялось на три основных слоя (класса): знать (духовная и светская) во главе с правителем-тлатоани, свободные общинники и зависимые люди (майеки, рабы).

Каждый город или крупное селение имели своего главного судью, назначаемого лично тлатоани. Под началом судьи находился суд из трёх человек. Существовали территориальные суды, избранные самим населением. На уровне сельской общины ответственность за соблюдение порядка нёс местный чиновник с полицейскими функциями. Взяточничество наказывалось смертью. Такая же суровая кара грозила и за ряд других преступлений: воровство, самовольное изменение границ земельных участков, пьянство и так далее.

Опорой тлатоани была армия, которая включала в себя постоянную профессиональную армию, общинное ополчение и некое подобие рыцарских военных орденов - «орден Орла» и «орден Ягуара», готовивших для государства офицерский корпус. Кроме того, все зависимые области в случае необходимости должны были направить в Теночтитлан определённое количество воинов. Войска состояли из легионов или полков, насчитывавших 8 тысяч воинов и делившихся на меньшие единицы - числом около 20 человек. Каждое подразделение имело своё знамя или штандарт, украшенный яркими птичьими перьями.

С детских лет ацтеки проходили физическую и специальную подготовку. На поле боя их главная задача состояла в том, чтобы взять как можно больше врагов в плен для принесения в жертву богам Теночтитлана.

Религия ацтеков была достаточно сложной. Более всего почитались божества, связанные с земледелием (Тлалок - бог дождя, Кецалькоатль - бог ветра, давший людям маис, Шипе-Тотек - бог растительности, Уэуэтеотль - бог огня). Но главой пантеона стал Уицилопочтли - бог войны и бог Солнца. Именно с ним тесно связан обряд массовых человеческих жертвоприношений. Жреческая верхушка ацтеков превратила старый миф о сотворении мира в государственно-религиозную доктрину. Согласно её постулатам, ацтеки объявлялись избранным народом, на котором лежит ответственность за поддержание космического порядка. Для этого необходимо непрерывно обеспечивать дарами бога Солнца, поскольку с исчезновением светила прекратится жизнь на земле и все люди погибнут. Наилучшей пищей для бога Солнца были объявлены человеческие кровь и сердца. Опираясь на этот миф, ацтеки стремились захватить новые территории и привести оттуда как можно больше пленных для принесения в жертву богам. Иногда ритуал требовал, чтобы жрец рассекал грудь и извлекал из неё сердце не у пленника, а у избранного ацтека, приобщавшегося таким образом к сонму божеств.

К числу значительных достижений цивилизации ацтеков относится создание системы пиктографической письменности с элементами иероглифики (до наших дней дошли лишь немногие рукописи ацтеков доиспанского времени). Ацтеки создали также календарь, основанный на 52-летнем цикле. В конце каждого такого цикла устраивался праздник «Нового огня», чтобы обеспечить существование жизни на земле на следующий такой же период.

Ацтеки - создатели одной из самых ярких культур доколумбовой Америки. Представление о ней складывается из работ индейских и испанских авторов времён конкисты и колониального периода, из рисуночных ацтекских кодексов и археологических находок. Особенно важными были исследования остатков Главного храма ацтеков, находящихся в самом центре мексиканской столицы.

После овладения конкистадорами Теночтитланом (13.8.1521) и гибели ацтекского государства населявшие его индейцы разделили судьбу всех покорённых испанцами народов. Земледельцы-общинники превратились либо в зависимых от испанских латифундистов крестьян, либо в бесправных рабочих на рудниках, ацтекская знать была частично уничтожена, частично превращена в низшее звено системы управления колонией Новая Испания. Храмы разрушены, а на их фундаментах возведены католические церкви и дома испанских завоевателей. Ацтекское письмо предано забвению, и, чтобы считаться грамотным, индеец должен был научиться читать и писать по-испански. Начался долгий и трудный процесс формирования мексиканской нации, в которую влились и которую обогатили сохранившимися элементами своей древней культуры и ацтеки.

Архитектура и изобразительное искусство. Расцвет искусства ацтеков, развивающего традиции предшествовавших обитателей Мексиканского нагорья - толътеков, сапотеков и миштеков, относится к 14-началу 16 векам. В художественной культуре ацтеков важная роль отводилась архитектуре. Столица ацтеков - Теночтитлан - имела регулярный план и была прорезана каналами, стены которых были выложены изразцами и мозаикой. Город сообщался с материком дамбами, которые в ряде мест прерывались подъёмными мостами (подобные мосты также соединяли улицы и кварталы). Сохранившиеся постройки ацтеков - 4-гранные каменные пирамиды, строго геометрические по форме храмы со стенами, расширявшимися книзу. Главный храм в Теночтитлане (окружён каменной стеной, украшенной снаружи рельефами с изображениями змей; предположительная площадь храма 1000 м 2 , высота 30-35 м) - гигантская конструкция из пяти усечённых пирамид, поставленных друг на друга; на её вершине, представлявшей собой обширную площадку, располагались святилища ацтекских богов, а также каменные алтари со статуей Уицилопочтли (алтарь «Камень Солнца», диаметром 3,5 м, с изображениями, посвящёнными истории мира с момента его сотворения, ныне хранится в Национальном музее антропологии в Мехико). Сохранились остатки стенных росписей, каменных и деревянных рельефов, оформлявших храмы ацтеков, — статичные, плоскостные изображения божеств и торжественных процессий воинов.

В скульптуре ацтеков, наряду с монументальными статуями богов из базальта и андезита (статуя богини земли и плодородия Коатликуэ, рельеф с изображением богини Луны Койольшаухки, «Камень Тисока»), изваянными в обобщённых формах, встречаются выполненные вполне натуралистично головы воинов (голова «Воина-орла», «Голова мёртвого»), выразительные каменные или керамические фигурки рабов, детей, животных. Зооморфными и антропоморфными скульптурами украшены храмы в Малиналько и Тенаюке в окрестностях Мехико.

Высокого мастерства достигли ацтеки в искусстве обработки камня и металла. Из камня (обсидиана и кремня) делались орудия труда и оружие. Металл (медь, золото) шёл на изготовление украшений и ритуальных предметов. Из художественных ремёсел особенно ценилось производство ювелирных украшений из золота, серебра и полудрагоценных камней - нефрита, опала, аметиста. Также были распространены мастерски выполненные украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ткацкое ремесло.

Традиционная устная культура. Испанские хронисты 16-18 веков оставили описания культовых церемоний (основанных на годовом круге из 260 дней и из 360 дней) и общественных праздников ацтеков (митотес), а также записи текстов песен и барабанных ритмов. Пение в сопровождении инструментов и танцы были нераздельны и обозначались общим термином «куикатль». Музыке и танцу юноши и девушки обучались в специальных школах (куикакали). Среди жанров: священные гимны, победные оды, песни-восхваления (сохранился текст песни в честь Тланацепана - брата Моктесумы II, прославляющей его как воина, певца, танцора и барабанщика), песни на мифологические и исторические сюжеты, песни-поучения, песни об исцелении больных; народные песни - колыбельные, любовные, траурные, песни-подражания птицам. Песни-танцы, связанные с культом, были строго регламентированы; от музыкантов и танцоров, олицетворявших собой божества, требовалось безупречное качество исполнения (ошибка каралась смертью). Музыкальные инструменты: духовые (тлапитцали) - флейты (в том числе многоствольные), трубы (в том числе раковина атекоколи); ударные, среди которых важнейшие - тепонацтли (горизонтальный щелевой барабан) и уэуэтль (вертикальный цилиндрический барабан с кожаной мембраной; посвящён богу огня), использовавшиеся обычно одновременно. После испанского завоевания песни-танцы ацтеков испытали влияние европейской и африканской культуры.

Культура современных ацтеков . Традиционная культура ацтеков типична для индейцев Центральной Америки, в наибольшей степени сохранилась у тлауика в штате Морелос. Современные ацтеки занимаются ручным и пашенным земледелием (подсечно-огневым, в долинах рек - поливным, на озёрах долины Мехико - на чинампах). Среди женщин развито домашнее узорное ткачество на вертикальных ручных станках (особенно в штате Пуэбла), среди мужчин - на станках европейского типа; производство расписной керамики, глиняной скульптуры (штаты Пуэбла, Мехико, Идальго), плетение (корзины, циновки, сумки из разноцветной соломы, волокон агавы, пальмовых листьев). Сохраняются культы духов-хранителей, вера в оборотней-науалей, магию, личную жизненную силу, определяющую судьбу человека (тональ), очистительные ритуалы (лимпии), жертвоприношения умершим, приуроченные к дню Всех Святых (цветы, свечи, пирожки-тамаль из кукурузной муки, завёрнутые в кукурузные или банановые листья) и др. Каждая деревня имеет своих профессиональный знахарей-предсказателей (тламатикиме - знающие). Распространены былички, шуточные рассказы, этиологические легенды, шуточные песни, религиозные гимны, заклинания. Сохраняются доиспанские музыкальные инструменты, распространены также струнные.

С 1980-х годов усиливается сезонная и постоянная миграция ацтеков в другие районы Мексики, особенно в города (Мехико, Монтеррей, Тампико, Поса-Рика, Матаморос и др.), а также в приграничные штаты США. Мигранты работают по найму в сельском хозяйстве, строительстве, сфере обслуживания и др. Сформировалась интеллигенция. Играют ведущую роль в организациях: Организация профессиональных служащих аборигенов науа, Организация народов Центрального нагорья, «Объединённые комунерос Мильпа-Альты», Региональная организация западного побережья, Союз поселений Морелоса.

Лит.: Вайян Дж. История ацтеков. М., 1949: Covarrubias М. Indian art of Mexico and Cen-tral America. N. Y., 1957; Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961; Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962; Mar-ti S. Alt-Amerika. Lpz., 1970; Stevenson R. Music in Aztec and Inca territory. Berk. а. o., 1976; The Aztec Templo Mayor / Ed. E. H. Boone. Wash., 1986; Caso A. El Pueblo del sol. Méx., 1989; Aztec imperial strategies. Wash., 1993; Баглай В. Е. Ацтеки: История, экономика, социально-политический строй. М., 1998; Сустелъ Ж. Ацтеки. М., 2003.

В. И. Гуляев (история); О. В. Фраёнова (традиционная устная культура); А. В. Калюта (современная культура).

Ацтекская столица.

Легенды и традиции

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка.

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долин и озера известны наверняка - это сердце современного Мехико , но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан , и принадлежали к последнему из семи науатлаков (аст. nahuatlaca , «говорящие на науатле », от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (аст. Huitzilopochtli ), что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, - образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена - орел, поедающий змею, - изображена на мексиканском флаге.

К приходу ацтеков земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько , ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в г. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место - центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, - большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула , штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра - Науи-Оллин (аст. Nahui-Ollin ), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, - избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля , что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов - Тескатлипоки (аст. Tezcatlipoca ) и Кетцалькоатля . Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Ацтекская империя

Эволюция территориальных владений ацтеков

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империей .

Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, - пурепеча (аст. purépecha ) - был главным производителем медных топоров.

Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, поесть и даже оправиться в особых благоустроенных для этого местах, расположенных каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани ), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани (аст. Huey Tlahtoani ) переводится примерно как «Великий Оратор»: тлатоке (аст. tlatoque , «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул «тлатоани» уже можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской империи , он не передавался по наследству.

К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях современных Гватемалы , Перу , Колумбии и Венесуэлы . С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинилось ацтекам.

Ацтекское общество

Структура классов

Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли (аст. macehualli, люди ), или крестьянство, и пилли (аст. pilli ), или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли . Со временем социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами; и со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверых или пятерых пленников, его называли текиуа (аст. tequiua ), и он мог получить ранг Орла или Ягуара ; позже он мог получить ранг тлакатеккатль (аст. tlacateccatl ) или тлакочкалькатль (аст. tlacochcalcatl ). Чтобы стать тлатоани , нужно было захватить хотя бы 17 пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое юношей объединялись для этого, тогда их называли ияк (аст. iyac ). Если после прошествия определенного времени - обычно трех битв - они не могли взять пленника, они становились масеуалли (аст. macehualli ); считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных; однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека (аст. pochtecatl ), или торговцы. Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако так или иначе отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

В поздние годы империи понятие масеуалли изменилось. Эдуардо Ногера подсчитал, что только 20 % населения занималось сельским хозяйством и производством продовольственных товаров. Система хозяйствования, называемая чинампа (аст. chinampa ), была очень эффективна, она могла обеспечить продовольствием около 190,000 жителей. Также значительное количество продовольствия получалось в виде дани и благодаря торговле. Ацтеки были не только завоевателями, но и умелыми ремесленниками и предприимчивыми торговцами. Позже большинство масеуалли посвятили себя искусству и ремеслам, их работы были важным источником прибыли для города.

Раскопки некоторых ацтекских городов показывают, что большинство предметов роскоши было произведено в Теночтитлане. Необходимо больше исследований, чтобы установить, верно ли это для остальных районов; но если торговля была так важна для ацтекского хозяйства, как это представляется, это может объяснить возвышение почтека как влиятельного класса.

Рабство

Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами.

Обычно при смерти владельца те рабы, чья работа высоко ценилась, освобождались. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Другой весьма поразительный способ освобождения раба был описан Мануэлем Ороско-и-Берра (исп. Manuel Orozco y Berra ): если на базаре раб мог избежать пристального наблюдения хозяина, выбежать за стены рынка и наступить на человеческие экскременты, он мог представить свое дело судьям, которые освобождали его. Затем бывшего раба мыли, давали ему или ей новую одежду (чтобы он или она не носили одежду, принадлежащую бывшему хозяину), и объявляли свободным. А поскольку, в полную противоположность порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег раба (если только он не был родственником хозяина), никто не пытался помогать владельцу поймать раба.

Ороско-и-Берра также пишет, что раба нельзя было продать без его согласия, кроме случаев, когда власти классифицировали раба как непослушного. (Непослушность определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению). Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег в толпе или в узких проходах.

При покупке закованного в кандалы раба покупателю сообщали, сколько раз этого раба перепродавали. Раба, проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение; такие рабы продавались за более высокую цену.

Однако если закованный раб добивался представления в королевском дворце или храме, он получал свободу.

Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по её желанию. Отец мог продать своего сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, также могли продать в качестве рабов.

Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы, - около года, - после чего шли к новому хозяину. Обычно это было уделом неудачливых игроков и старых «ауини» (аст. ahuini ) - куртизанок или проституток.

Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу лам. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить. (Все жертвы - для поддержания энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь)

Все это готовило людей к высшему пожертвованию - человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд - куаушикалли или чак-мооль , а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли (аст. tzompantli ), а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005 году) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Меру тут уследить сложно. Ацтекские хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84 400 пленников за четыре дня. Однако неясно, как городское население в 120 000 человек смогло поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырёх дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.

Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо (исп. Bernal Díaz del Castillo ), испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100 000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был бы иметь в длину несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60 000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (англ. William Arens ), при раскопках было найдено 300 черепов.

Характерные сообщения о каннибализме ацтеков:

  • Кортес пишет в одном из писем, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.
  • Гомарра пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом быть взятыми в плен и съеденными.
  • В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека, поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.
  • В летописи Рамиреса, составленной ацтеками после завоевания, латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в качестве дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.
  • В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нём не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Недавние археологические находки (2005 г.) в подвалах ацтекских храмов свидетельствуют о надрезах, означающих удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел.

Поэзия

Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясения эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных во времена Конкисты , дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Несауалькойотль (аст. Nezahualcóyotl ) и Куакуацин (аст. Cuacuatzin ). Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мысли ацтеков, независимо от «официального» мировоззрения.

В подвальном этаже Великого Храма (исп. Templo Mayor ) находился «Дом орлов» (см. также «Дом ягуаров»), где в мирное время ацтекские военачальники могли выпить пенящегося шоколада , покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах (аст. teponaztli ). Одна из наиболее распространённых тем (среди сохранившихся текстов) стихов - «жизнь - реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем.

Самая большая коллекция стихов была собрана Хуаном Баутистой де Помаром. Позже этот сборник был переведен на испанский учителем Леона-Портильи. Хуан Баутиста де Помар был правнуком Нецауалькойотля. Он говорил на языке науатль , но был воспитан как христианин, - и стихи своего деда записал латинскими символами.

Ацтеки любили драму , однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры - представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.

Современные ацтеки

Библиография

Ацтекские источники

  • Пресвитер Хуан; Антонио Перес; фрай Педро де лос Риос (глоссы) . Кодекс Теллериано-Ременсис . www.kuprienko.info. - Украина, Киев, 2010. Перевод с испанского - А.Скромницкий, В.Талах. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 16 августа 2010.
  • Анонимный автор . Кодекс Мендоса. . www.kuprienko.info (1 декабря 2010). - Украина, Киев, 2010. Перевод с испанского - А.Скромницкий, В.Талах. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 1 декабря 2010.
  • Анонимные авторы . Кодекс Мальябекки (XVI век). . www.kuprienko.info (17 августа 2011). - Украина, Киев, 2011. Перевод с испанского - В.Талах.. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 17 августа 2011.

Майянские источники

  • Талах В. М. (ред.) Документы Пашболон-Мальдонадо (Кампече, Мексика, XVII век). (рус.) . kuprienko.info (26 июня 2012). Архивировано из первоисточника 28 июня 2012. Проверено 27 июня 2012.

Испанские источники

  • Фрай Бернардино де Саагун . "Обычаи и верования" (отрывок из книги "Общей истории о делах Новой Испании") . www.kuprienko.info (16 апреля 2006). - Украина, Киев, 2006. Перевод с испанского - А.Скромницкий. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 29 июля 2010.
  • «История мексиканцев по их рисункам» (документ 16 века по религии и истории колуа-мешика или ацтеков.)
  • «Рассказ о некоторых вещах Новой Испании и великом городе Теместитане, Мехико» (написано соратником Эрнана Кортеса, Анонимным Конкистадором)
  • Кортес, Эрнан «Второе послание императору Карлу V» (письмо писанное в Сегура-де-ла-Фронтера 30 октября 1520 года)
  • Альва Иштлильшочитль, Фернандо де . История народа чичимеков, его поселения и обоснования в стране Анауак. . www.kuprienko.info (22 марта 2010). - пер. с исп. - В. Талах, Украина, Киев, 2010. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 29 июня 2010.
  • Хуан Баутиста де Помар. Сообщение из Тескоко. . www.kuprienko.info (16 мая 2011). - пер. с исп. - В. Талах, Украина, Киев, 2011. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 16 мая 2011.

Литература

  • Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский - М.:Советская энциклопедия, 1991 г.
  • Баглай В.Е., «Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй»
  • Галич, Мануэль. «История доколумбовых цивилизаций»
  • Зубарев В.Г.,
  • Кинжалов, Ростислав на Озоне
  • Керам, К., «Боги, гробницы, ученые» , «Сокровища Монтесумы» , «Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи»
  • Косидовский, Зенон , «Как Кортес завоевал страну ацтеков» , «Конец пожирателей человеческих сердец»
  • Кузьмищев, Владимир Александрович на Озоне
  • Соди, Деметрио, «Великие культуры Месоамерики» - «Ацтеки»
  • Стингл, Милослав . «Индейцы без томагавков» , «Поклоняющиеся звездам» , «Тайны индейских пирамид»
  • Сустель, Жак «АЦТЕКИ. Воинственные подданные Монтесумы»
  • Мигель Леон-Портилья, «Философия нагуа»
  • Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации», «Ацтеки: империя крови и величия»
  • Гуляев В. И. «По следам конкистадоров », «Наука», 1976, - 160 с.
  • Агилар-Морено М. Ацтеки: Энцикл. справочник / Пер. с англ. - М.: Вече, 2011. - 544 с. - (Библиотека мировой истории). - 3000 экз. - ISBN 978-5-9533-4666-5

Райдер Хаггард-Дочь Монтесумы

См. также

  • Юто-астекские языки , Астекские языки , Мифология ацтеков .
  • Майя , Ольмеки , Тольтеки , Миштеки .
  • Месоамерика , Центральная Америка , Средняя Америка .

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!