Словарь морских терминов. Рангоутное дерево Второй снизу прямой парус мачте

Алфавитный словарь морских терминов.*

Введение!

* В алфавитном словаре упомянуты все термины, которые относятся к данному кораблю. Иллюстрации почти всех терминов Вы найдете в 4-х страницах чертежей. Значения цифр (от 1 до 152 на чертежах - описаны в списке ниже словаря). Все остальные иллюстрации добавлены в алфавитный словарь.

Алфавитный словарь морских терминов

А

Ахтерлюк - отверстие в палубе позади грот-мачты для погрузки грузов в кормовой трюм корабля.

Ахтерштевень - (голл. achtersteven, achter - задний, steven - штевень, стояк) - брус, установленный в задней части киля вертикально к нему; к ахтерштевеню подвешивается руль. Ахтерштевень состоит из нескольких деталей: фалстарн-поста, старн-кницы и заполняющих деревьев - кормового дейдвуда.

Анапуть - несколько тросов, закреплённых в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями - анапуть-блок. Нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался между передней кромкой марса и штагом.

Б

Бак - (голл. bak) - надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т.д. (самый верхний рис.)

Бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.

Бейфут - кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами.

Блоки - простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге. Приспособление с вертящимся колесиком-шкивом внутри, через который пропускают трос для тяги.

Блинда-рей - рангоутная перекладина на бушприте. Отказались от использования блинда еще в восемнадцатом веке. Иногда сейчас вместо блинда-рея ставят два отростка - блинда-гафеля.

Битенг - 1. Деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов. Якорная цепь обносится вокруг битенга, что уменьшает скорость отдачи якоря. 2. С кофель-нагельными планками - для крепления бегучего такелажа.

Бриг - двухмачтовый парусный корабль XVIII-XIX вв. с прямым парусным вооружением для дозорной, посыльной и крейсерских служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки. Экипаж до 120 человек.

Брасы - снасти бегучего такелажа, закреплённые на ноках реев и служащие для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).

Бом- принадлежность к предпоследнему уровню рангоутного дерева.

Бом-утлегарь - рангоутное дерево, служащее продолжением утлегаря.

Бом-кливер - первый сверху косой парус перед фок-мачтой (самый передний кливер).

Борт - бок судна.

Брам- принадлежность к самому верхнему уровню рангоутного дерева.

Брам-стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги и идущее вверх от неё.

Булинь - снасть, которой оттягивают к носу наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса, чтобы судно могло идти круто к ветру.

Бушприт - рангоутное дерево, укрепленное на носу судна горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости (около 35 градусов). К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов - кливеров. На больших судах бушприт делался составным: продолжение бушприта составляет утлегарь, а продолжение утлегаря - бом-утлегарь.

Бухта - трос, свернутый кругами.

Буйреп - трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Бизань - косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом. Слово «бизань» прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться «бегин-рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».

В

Ванты - (голл. - want) - снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту и несколько в корму.

Вант-путенсы - железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.

Ватер-вулинг - крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.

Вулинг - бандаж, стягивающий несколько брусьев при изготовлении нижних мачт и бушпритов. Обычно состоял из пяти или шести шлагов троса, положенных вокруг мачты. Расстояние между соседними вулингами равнялось примерно 1 м.

Вымпел - (голл. - wimpel) - длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного корабля, находящегося в кампании.

Выбленки - отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.

Выстрел - горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрелы предназначены для вынесения паруса за борт, крепления шлюпок и создания такелажу соответствующего разноса.

Водоизмещение - вес корабля в тоннах, т.е. количество воды, вытесненной погружённой частью корпуса судна.

Г

Галсы - простые тросы, которыми оттягивают к носу шкотовые или галсовые углы косых парусов и крепят их.

Гардель - снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.

Гафель - (голл. - gaffel) (гик) - рангоутное дерево, которое на своём нижнем конце - пятке - имеет развилку - усы, охватывающие мачту. Усы позволяют поднимать гафель вдоль мачты или поворачивать гик относительно неё. Гафели служат для крепления верхней шкаторины триселей, а гики - для крепления нижней.

Гальюн - носовой свес, являвшийся продолжением грепа. Служил в основном декоративным целям и опорой бушприта.

Галерея - кормовой декор, окна или открытые балконы, как часть жилой площади кают капитана и офицеров. Как правило, богато украшены с надписью названия корабля.

Грота-, Грот- принадлежность к грот мачте. (т.е. относится ко второй мачте спереди).

Грот - 1. Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей. 2. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-рею. 3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.

Грот-бом-брамсель - четвертый снизу парус на грот-мачте.

Грот-брамсель - третий снизу прямой парус на грот-мачте, поднимаемый на брам-стеньге над марселем.

Грот-марсель - второй снизу прямой парус на грот-мачте, ставящийся между марса-реем и нижним реем.

Грот-люк - средний люк на палубе судна.

Гитовы - снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.

Гик - горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.

Гюйс - В России: красный флаг с синим Андреевским крестом, окаймленный белыми полосами, и с белым прямым поперечным крестом. Поднимается на флагштоке бушприта (с 8 часов утра до вечерней зари) вместе с кормовым флагом, но только во время якорной стоянки.

Гюйс-шток - стойка, на которой поднимается гюйс.

Д

Дирик-фал - снасть бегучего такелажа, служащая для подъема искового конца гафеля.

Драйреп - 1. (марса-фал) - снасть для подъема марса-рея. 2. цепь или проволочный трос, прикрепленный к рею и проходящий через блок для его подъема. Всякий драйреп кончается обычно талями, называемыми фалами. Например, марса-драйреп и марса-фал вместе составляют приспособление для подъема марса-реи.


З

Завал-тали - снасть для удержания гика, предотвращающая его самопроизвольный переброс на другой борт на полном курсе.


К

Карронада - короткая, легкая, большого калибра чугунная пушка.

Катер - шлюпка с 2-мя мачтами и 10-ю веслами.

Кнехт - 1. на парусном корабле брус квадратного сечения, служащий для тяги и крепления концов и некоторых снастей бегучего такелажа. 2. двойная металлическая тумба для крепления швартовых. Бывает с перекладиной, помогающей удерживать намотанный трос, называемой кнехтовой краспицей.

Кофель-нагель - стержни из твёрдого дерева или металла длиной около 30 см. Вставляют в отверстия кофель-нагельной планки для крепления и укладки снастей бегучего такелажа.

Кофель-планка - деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.

Кливер - косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты. От стень-такелажа на нок утлегаря проводится леер, по которому кливер поднимается и опускается. На судне, где их три, кливером называется второй от мачты парус. Первый называется стакселем, а третий - бом-кливером. Кливера появились в XVIII в

Корма - задняя оконечность судна. Кормой принято считать часть судна от самой задней его части до ближайшего к ней люка или конца кормовой надстройки. (самый верхний рис.)

Контр-бизань - гафельный парус, позади прямого на бизань-мачте. Если на задней мачте есть нижний прямой парус, он-то и называется бизань. Если прямого паруса там нет, имя бизань носит гафельный парус.

Киль - (англ. - keel)- основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты. (второй рис. сверху)

Киль-блоки - две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.

Княвдигед - у старинных парусных судов выдающаяся вперёд верхняя часть водореза. Верхняя часть княвдигеда украшалась резной фигурой. (второй рис. сверху)

Кран-балка - балка с прикрепленной скобой, на которой размещались один или два блока, служащие для подъёма якоря.

Л

Лафет - деревянная тумба для удерживания орудия (пушки), управления и передвижения ее по палубе.

Лось-штаг - один из двойных штагов, по которому ходит косой парус.

Лопарь - ходовой или внешний конец, как у талей, так и у всякой снасти.

Лисель-спирты - тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фок- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.

Люки - отверстия в палубах: для опускания в трюм грузов - грузовые люки; для пропускания света - световые люки.

Леер - металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т.д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.

М

Мачта - вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.

Мартин-гик - рангоутное дерево, укреплённое вертикально под эзельгофтом бушприта своим ноком вниз. Его верхний конец был раздвоен. Служит для разноса ватер-штагов.

Марс - (марсовая площадка) - площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.

Н

Нирал - единственный гитов кливеров и стакселей.

Нок - конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафеля, рея и т. д.). Кроме того, ноком называется внешний конец бушприта, утлегаря и бом-утлегаря.

Нагель - 1. Деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов. 2. Ось шкива блока.

О

Обух - болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части. Предназначен для крепления гаков снастей такелажа или стропов блоков.

П

Палуба - горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: квартер-дек - открытая палуба для управления судном; опер-дек - верхняя батарейная палуба; мидель-дек - средняя батарейная палуба; орлоп-дек - палуба жилых и служебных помещений; трюм - самая нижняя палуба. (самый верхний рис.)

Парус - прикрепляемая к некоему объекту (рангоутному дереву) ткань, растягиваемая относительно ветра таким образом, чтобы его давление создавало силу, приводящую объект в движение.

Смотри по названию каждого паруса.

Помпа - судовые насосы, служащие для разных целей: трюмные помпы, пожарные, санитарные, питательные (для котлов) и т.д.

Пушка - бортовое орудие, основным зарядом, которой, является ядро.

Перты - закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.

Пятнерс - круглое или эллиптическое отверстие в палубе, через которое проходила мачта, так же конструкция удерживающая конец бушприта.

Путенс-ванты - 1. железные прутья, нижние концы которых находятся на ракс-бугеле нижнего рея или под ракс-бугелем на специальном путенс-вант-бугеле. Затем путенс-ванты проводят через отверстия по краю марса, и их верхние концы завершают кольцами, к которым скобами крепят путенс-вант-юферсы. (Связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам; служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от тяги стень-вант.) 2. специальные оттяжки - похожие на короткие, идущие вниз, ванты, которые снизу натягивают путенсы и крепятся к борту под русленями. В наше время, когда русленей на парусниках уже нет, только эти оттяжки идущие вниз от марсовой площадки и принято называть путенс-вантами.

Р

Рангоут - (от голл. "rondhout" - круглое дерево) - на судах парусного флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъемы сигналов и т. д. Собирательное слово для обозначения всех деревянных частей корабля, как то: мачт, стеньг, брам-стеньг, рей, гиков, гафелей, грузовых стрел и т.д.

Ракс-бугель - состоят из 1-3 рядов деревянных шариков надетых на тросы, которые удерживают горизонтальный рангоут на вертикальном.

Рей - рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.

Роульс - каток, отлитый из чугуна или выточенный из крепкого дерева и свободно вращающийся на оси. Роульс ставится, например, в киповых планках или отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т.д.

Ростры - место на палубе, где уложен запасный рангоут. На рострах же иногда устанавливаются большие шлюпки.

Румпель - (от гол. - roerpen, roer - весло, руль) - рычаг, укреплённый в верхней части руля. Передает крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную.

Руслени - мощные балки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые прикрепляются вант-путенсами к бортам.

Рым - прочное железное кольцо, вделанное в палубу, борт или пристань.



С

Салинг - деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стеньги с ее продолжением - брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев - лонга-салингов и двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев - краспиц. Салинги называют в зависимости от их принадлежности той или иной мачте: фок-салинг, грот-салинг и крюйс-салинг.

Стень- принадлежность к стеньге (т.е. ко второму снизу вертикальному рангоутному дереву)

Стеньга - (голл. - steng) - съёмное рангоутное дерево, являющееся продолжением судовой мачты. Далее идёт брам-стеньга, а дальше бом-брам-стеньга.

Т

Такелаж - общее наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной - бегучим.

Тали - грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков.

Талреп - род талей или натяжной вант для вытягивания стоячего такелажа или стягивания груза.

Топенант - снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.

Топ - верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Томбуй - смотри буйреп.

У

Утка - точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно на внутренней стороне борта и палубе для крепления шкотов нижних парусов и триселей. Иногда утки размещали на вантах, к которым их принайтовывали.

Утлегарь - рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту.

Ф

Фал - снасть, служащая для подъема некоторых рей, парусов, сигнальных флагов и т.д.

Флаг - прямоугольное полотнище, сшитое из легкой шерстяной ткани - флагдука - разных цветов и служащее отличительным знаком. Флаги делятся на сигнальные и национальные, означающие какому государству принадлежит данное судно, причем национальные флаги разделяются на военные, торговые и лично присвоенные.

Флагшток - верхушка мачты или специальный шест, служащий для подъема флага.

Фока-, Фор- принадлежность к фок-мачте (т.е. к первой мачте спереди судна) Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов, и такелажа, находящимся выше марса фок-мачты.

Фордуны - снасти стоячего такелажа, поддерживающие сзади и с боков стеньги, брам-стеньги и т.д. При наличии двух пар снастей, поддерживающих одно и то же рангоутное дерево, снасти, крепящиеся ближе к носу, называются бакштагами, а задние - фордунами.

Фор-стень-стаксель, Фор-бом-брамсель, Фор-брамсель, Фор-марсель - смотр. аналогию с Грот-.

Фок - прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.

Форштевень - брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части). (второй рис. сверху)


Ш

Шкот - снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.

Шкентель - короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.

Шпиль - большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря (якорный шпиль), выбирания швартовных концов, подъёма реев, подъёма и спуска шлюпок.

Шпангоут - ребро судового остова (поперечный элемент конструкции корпуса). (второй рис. сверху)

Штаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие в продольном направлении вертикальные рангоутные деревья - мачты, стеньги и пр.

Штурвал - колесо с ручками, служащее для управления рулем.

Штуртрос - трос, основанный между штурвалом и рулем, и проходящий через ряд неподвижных блоков. Служит для передачи усилия от штурвала к румпелю, и через него к рулю.

Э

Эзельгофт - деревянная или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. Одним отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе выстреливается (пропускается) стеньга или брам-стеньга.


Ю

Юферсы - род круглого толстого блока с гладкими дырами, называемыми окнами, вместо шкивов. Через юферсы основываются тросовые талрепы.

Я

Якорь - кованный металлический снаряд, служащий для остановки судна путем сцепления его с дном моря. Якоря бывают разных систем. Два якоря, всегда готовые к отдаче и находящиеся на носу корабля, называются становыми. Кроме них есть один или два запасных, хранящихся поблизости. Малые якоря, служащие для перетягивания судна с места на место путем завоза, называются верпами. Самый тяжелый верп называется стоп-анкером.

Ял -

лодка по своим размерам меньше, чем полубарказы и имеющая более острые обводы. Применяются для различных целей, в основном при швартовках.

  • торчащее вперед на носу парусного судна рангоутное дерево, используемое для постановки передних косых парусов
  • бугшприт м. морск. передняя мачта на судне, лежащая наклонно вперед, за водорез. Продолжение бушприта: утлегарь, а поперечное дерево: блиндарей. Паруса на бушприте треугольные: фор-стенги-стаксель, кливер и бом-кливер

ГИК

  • рангоутное дерево
  • рангоутное дерево (мор.)
  • рангоутное дерево, к которому крепится парус
  • рангоутное дерево, одним концом подвижно скрепленное с нижней частью мачты
  • часть оснастки яхты: закрепленное одним концом у мачты рангоутное дерево, вдоль которого растянута нижняя кромка косого паруса

ОГОН

  • (гол. oogen буквально глаза) - морское кольцо в конце или середине снасти, которым снасть одевается на рангоутное дерево (мачту, гафель и т. д.)

КАКАО

  • несклон. дерево шоколадник, Тheobromа Сасао, и бобчатый плод его, из которого готовят напиток какао и шоколад. Какаовый, к дереву, плоду или напитку какао относящ. Какаовник, шоколадник, дерево Тheobromа сасао
  • дерево для губной помады
  • напиток из семян дерева
  • тропическое дерево для "Несквика"
  • шоколадное дерево
  • шоколадное дерево для "Несквика"
  • напиток из плодов шоколадного дерева
  • в ацтекской легенде: дерево, которое уцелело после уничтожения сада
  • напиток из семян тропического дерева
  • тропическое дерево, из семян которого делают шоколад
  • этим словом называют и дерево рода теоброма, и продукт из его семян
  • вид вечнозеленых деревьев из рода Теоброма
  • тропич. дерево для "Несквика"
  • шоколадн. дерево для "Несквика"

Парусами называют соединенные полотнища парусины, которые воспринимают давление ветра и используют для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением корабля . Под парусностью понимают как общую площадь всех парусов, так и типы парусов, которые несет данное судно или шлюпка (латинские, прямые, штормовые и т. д.). Различают носовую парусность, та площадь парусов, которые находятся к носу от вертикальной оси вращения корабля , и кормовую - площадь парусов, которые располагаются в корме от этой оси. Эти термины применяют при исследовании воздействия, которое оказывают соответствующие паруса на рыскание и поворотливость корабля.

Классификация парусов

Паруса разделяют в зависимости от их формы и места крепления.
По форме различают прямоугольные, трапециевидные и треугольные паруса.
В зависимости от места крепления:

паруса верхний край, которых крепится на рее;
паруса одна из сторон, которых крепится на мачте;
паруса, у которых одна из сторон крепится на тросе.
Кроме этого, все паруса можно разделить на прямые и косые - первые ставят поперек, а вторые вдоль диаметральной плоскости судна. Косые паруса делят на латинские, гафельные, кливера и стаксели.

Прямые паруса

Прямые паруса имеют четырехугольную - прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к рею. Нижняя сторона, обычно несколько изогнута к верху, с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащему рею или палубе корабля. Прямые паруса легко крепить и ставить, несложно делить на меньшие. Они широко распространены, но лавировать судну с ними крайне неудобно, так как наименьший (эффективный) угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью носовой части судна равен примерно 67 градусов. Суда с такими парусами - пятимачтовое судно «Royal Clipper », четырехмачтовый барк «Крузенштерн» . В зависимости от рея, к которому прикреплен парус, различают: фок, фор-марсели (нижний и верхний), фор-брамсели (нижний и верхний), грот-брамсели (нижний и верхний) и грот-бом-брамсель; бизань, крюйсели (нижний и верхний), крюйс-брамсели (нижний и верхний) и крюйс-бом-брамсель. (рис. 1)

1 - фор-стеньга-стаксель; 2 - средний кливер; 3 - кливер; 4 - бом-кливер; 5 - фок; 6 - нижний фор-марсель; 7 - верхний фор-марсель; 8 - нижний фор - брамсель; 9 - верхний фор-брамсель; 10 - фор-бом-брамсель; 11 - фор-трюмсель; 12 - грот; 13 - нижний грот-брамсель; 14 - верхний грот-марсель; 15 - нижний грот-брамсель; 16 - верхний грот-брамсель; 17 - грот-бом-брамсель; 18 - грот-трюмсель; 19 - грот-мунсель (небольшой парус, который применялся на больших парусных судах); 20 - бизань; 21 - нижний крюйсель; 22 - верхний крюйсель; 23 - нижний крюйс-брамсель; 24 - верхний крюйс-брамсель; 25 - крюйс-бом-брамсель; 26 - крюйс-трюмсель; 27 - контр-бизань; 28 - фор-ундер-лисель; 29 - фор-марса-лисель; 30 - фор-брам-лисель; 31 - фор-бом-брам-лисель;

Прямые паруса раньше устанавливали и на блинда-стеньге (бом-блинда-бовен), а также на блинда- и бом-блинда-реях (блинд под бушпритом и бом-блинд под утлегарем). Особенностью их были сделанные два или три отверстия для стока воды, попадавшей на парус. Фок, грот и бизань называют нижними, или штормовыми парусами, остальные же - марсели, брамсели и бом-брамсели - верхними. (рис. 2)

комплект прямых парусов


I - обычный с одним марселем: 1- грот, 2 - марсель, 3 - брамсель, 4 - верхний брамсель;
II - с нижним и верхним марселями: 1 - грот, 2 - нижний марсель, 3 - верхний марсель, 4 - нижний марсель, 5 - верхний брамсель, 6 - бом-брамсель;

Латинские паруса

Латинские паруса это паруса треугольной формы, привязывают к рею длинной стороной; в диаметральной плоскости судна, по направлению к корме, их растягивают при помощи шкота. Латинские паруса относятся к косым. Они позволяют судну идти под углом 20 градусов относительно курса судна и направления ветра. Латинские паруса называют в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а именно: латинские фок, грот и бизань. Наибольший парус, применявшийся на галерах, назывался «bastardo», средний - «borda», самый меньший «marabotto». Каждый из парусов ставили в зависимости от силы ветра. При непогоде на «фортуна-рее» поднимали прямой - штормовой парус. До конца XVIII века на судах с прямыми парусами бизань-мачта несла латинскую бизань. Уже с середины XVIII века начали применять бизани двух форм: традиционной треугольной (так называемая бизань французского типа) и трапециевидной, закрепленной своей верхней стороной на рее, а передней, вертикальной, - на мачте (бизань английского типа). Бизань этой формы была похожа на гафельный парус - трисель. (рис. 3)

Гафельные паруса

Гафельные паруса имеют трапециевидную форму и разделяются на собственно гафельные паруса (трисели ), галф-топсели , люгерные или рейковые и шпринтовые . Трисель имеет форму неправильной трапеции, который своим верхним краем прикреплен к гафелю бизани, нижним краем к бизань-гику и вертикальной стороной к мачте или трисель-мачте. Галф-топсель - треугольный парус, который своей нижней стороной крепится к гафелю бизани, а вертикальной стороной - к стеньге. Трисели ставят на бизань-мачтах судов с прямыми парусами и на всех мачтах гафельной шхуны. На тендерах трисель и галф-топсель в настоящее время заменен одним треугольным парусом, вертикальная сторона которого ходит вдоль мачты по специальному пазу или погону, а нижняя крепится к гику. В Великобритании его назвали бермудским.

Люгерные или рейковые паруса представляют собой разновидность гафельных: верхняя сторона их крепится к маленькому рейку, фал которого закреплен на треть длины рейка, считая от переднего нока. Их так и называют «третьяки». Передний нижний угол паруса натягивают по направлению к носу, а задний - по направлению к корме. Есть и «четвертак». Так называют люгерный парус, передний нижний угол которого крепится вблизи мачты, а фал - на одной четверти длины рейка, считая от переднего нока. Шпринтовые паруса - это четырехугольные паруса с острым задним ноковым углом, который растягивается диагонально поставленным штоком - шпринтовом. Нижний конец шпринтова упирается в стропку на мачте, а верхний - в задний ноковый угол паруса. Раньше гафельные паруса делились на гафельные паруса с гафелем и гиком (бригантина); гафельные паруса без гика; шпринтовые паруса, аналогичные вышеприведенным, называвшиеся «livarda» - по названию шпринтова; люгерные паруса, идентичные «третьякам», и билландеры, также похожи на «третьяки». Билландер был главным парусом судов, которые англичане и голландцы использовали в качестве торговых. Это были двухмачтовые суда с парусом очень длинной трапециевидной формы, который висел на небольшом рее. К косым парусам относятся треугольные паруса: гуари и большие сферические спинакеры, устанавливаемые на носу при помощи выстрела - спинакер-гика - и используемые при попутном ветре. Этот парус считается дополнительный. (рис. 4)

Стаксели

Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. stag - штаг, segel - парус). Стаксели , находящиеся между фок- и грот-мачтами, разделяют на следующие: грота-стаксель (применяется крайне редко), грот-стень-стаксель (называют «угольным», так дым от камбузной трубы загрязнял его), грот-брам-стаксель и грот-бом-брам-стаксель. Между грот- и бизань-мачтами ставили апсель, или «бизань стаксель»; крюйс-стень-стаксель; крюйс-брам-стаксель и крюйс-бом-брам-стаксель (рис. 5). Раньше различали следующие стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, «второй» или «малый» грот-стень-стаксель (мидель-стаксель); грот-брам-стаксель, крюйс-стаксель или «крюйс-кливер»; крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стаксель и «второй» крюйс-брам-стаксель (использовали редко).

Кливера

Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII веке.

Современные парусные суда , которые имеют длинный утлегарь, могут нести следующие кливера : на фока-штаге - штормовой фор-стеньги-стаксель или фор-стаксель (поднимаются во время шторма; в XVIII веке в этих случаях ставился двойной парус или «штормовой кливер»); на фор-стень-штаге - фор-стеньги-стаксель; на леерах - средний кливер, кливер или бом-кливер. Иногда применяют еще и шестой кливер, который ходит по фор-бом-брам-штагу. При небольшом утлегаре парусные суда несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, средний кливер и бом-кливер (рис. 6 б). На тендерах и яхтах ставят особый кливер, нижний край которого имеет значительную длину. Такой кливер называют «Генуя» (генуэзский стаксель). Военные суда, как правило имели четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, или «малый кливер»; средний кливер, кливер, или «второй кливер», или «фальш-кливер»; бом-кливер, или «третий кливер».

Добавочные паруса

Паруса, которые добавляют к основным прямым парусам судна, чтобы увеличить скорость при слабом ветре, называют добавочными. К ним относятся: трапециевидные лисели и брам-лисели, которые ставят по бокам марселей и брамселей, треугольные или четырехугольные ундер-лисели, которые ставят по бокам фока и грота (рис. 7 или 8).

Ранее добавочными называли и парусину, которую крепили к прямым парусам с боков, а иногда и снизу. Это - лисели или бонеты. Различали: фока- и грота-бонеты (ундер-лисели), фор- и грот-марса-бонеты, фор- и грот-брам-бонеты. Иногда бонеты или лисели ставили и у бизани и крюйселя. В течение XIV-XVI веков бонеты крепили снизу непосредственно к нижним парусам, в том числе и к латинской бизани. С введением рифов они вышли из обихода (рис. 6).

Штормовые паруса

В штормовых условиях обычно уменьшают площадь парусов в соответствии с силой ветра. К штормовым парусам относят фор-стеньги-стаксель, штормовой фор-стеньги-стаксель, нижние марсели, зарифленный грот, грот-стень-стаксель и зарифленную бизань.

Детали парусов

Детали прямых парусов

Паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом. Расстояние между швами составляет 2-3 см. Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной или «головой», боковые вертикальные края - боковыми шкаторинами и нижний край - нижней шкаториной, или «подошвой» (рис. 9).

Верхние углы паруса называют ноковыми, нижние - шкотовыми. (рис. 10). Для укрепления паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если - наискосок, то - боутами. Шкотовые и ноковые углы и ликтрос дополнительно обшивают кожей. Рифам называют горизонтальный ряд завязок - риф-сезней, продетых сквозь парус, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь. При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают, и получившейся рулон обвязывают риф-сезнями. Такой прием взятия рифов сохранился и до наших дней.

По верхней шкаторине паруса проходят люверсы, через которые продевают небольшие отрезки линя - реванты, служащие для крепления паруса к лееру рея. (рис. 11) Парус накладывается на рей и крепится небольшими кончиками, так называемыми обносными сезнями, которые подвязаны к лееру рея. Рубашку уложенного паруса закрепляют треугольным куском парусины, подвязанным к середине рея.

Старинные паруса

Детали старинных парусов имели такие же отличительные признаки и те же обозначения, что и детали современных парусов. Так, на прямом парусе различали: полотнища или верхнюю шкаторину, «стороны» (боковые шкаторины), «ноги» (нижнюю шкаторину), шкотовые и ноковые углы. Имелись «головной», «боковые» и «ножной» ликтросы. Для подкрепления паруса на него нашивали боуты, стоплаты, риф-банты с риф-гатами для риф-сезней и др.

Детали паруса

I - нижний парус или штормовой; II - марсель; III - брамсель;
1 - ликтросы верхней шкаторины; 2 - ликтросы боковых шкаторин; 3 - риф-крен-гельсы; 4 - риф-сезни; 5 - парусина соответствующего рифа; 6 - реванты; 7 - риф - банты; 8 - риф-гаты; 9 - боуты кренгельсов; 10 - подшивка; 11 - стоплат; 12 - реванты нокового угла; 13 - верхняя шкаторина; 14 - боковые шкаторины; 15 - ликтрос нижней шкаторины; 16 - кренгельс шпрюйта булиня; (рис. 12)

полное парусное вооружение трехмачтового судна XVII - XVIII веков



1 - грот; 2 - фок; 3 - марсели (грот-марсель, фор-марсель или крюйсель); 4 - брамсель; 5 - бом-брам-сель; 6 - блинд или бом-блинд; 7 - бизань; 8 - марса-лисель; 9 - грота-стаксель; 10 - грот-стеньги-стаксель; 11 - брам-лисель; 12 - ундер - лисель; 13 - фор-стеньги-стаксель; 14 - бом-кливер; 15 - кливер; 16 - средний кливер; (рис. 13)

вооружение прямых парусов на судне XVIII - начало XIX веков (рис. 14)

Парус крепился непосредственно к рею при помощи ревантов, которые проходили через люверсы верхней шкаторины. На реванте, для того чтобы он не выскочил из люверса, делались два узла. Аналогичным образом в риф-гатах крепили риф-сезни. Шлаги накладывали в противоположных направлениях и затем связывали их концы вместе. (рис. 15)

Детали латинских парусов

Латинские паруса шьются из полотнища парусины, и имеют подогнутые кромки обшитые ликтросом. Шкаторина паруса, которая крепится к рею называется косой, кормовая - задней и последняя - нижней (рис. 16)

Детали кливера

1 - полотнище; 2 - подшивка; 3 - ликтрос; 4 - боуты; 5 - передняя шкаторина; 6 - задняя шкаторина; 7 - нижняя шкаторина; 8 - галсовый угол; 9 - ноковый угол; 10 - шкотовый угол; 11 - люверсы для крепления раксов; 12 - кренгельсы;

Верхний угол паруса называется фаловым, нижний передний - галсовым, а нижний задний - шкотовым. Также называются детали стакселей и кливеров. (рис. 17)

Латинские паруса крепятся на реях при помощи бегущего конца - слаблиня, который проходит через люверсы паруса и вокруг рея с затяжкой петель особым узлом. (рис. 18)

Детали гафельных парусов

Гафельные паруса также сшиты из полотнищ парусины и имеют подогнутые кромки по периметру. Обшиваются ликтросом с соответствующими рифами, кренгельсами, бантами и боутами. Шкаторину, которая крепится к гафелю, называют верхней или косой, шкаторина, которая крепится к мачте, называют передней (стоячей), задней (шкотовой) и последней (нижней). Гафельный парус присоединяется к мачте при помощи деревянных или железных обручей - сегарсов. (рис. 19)

Детали триселя

1 - полотнище; 2 - боут; 3 - ликтрос; 4 - парусина соответствующего рифа; 5 - риф-банты; 6 - шкотовые риф-кренгельсы; 7 - галсовые риф-кренгельсы; 8 - верхняя шкаторина; 9 - задняя шкаторина; 10 - передняя шкаторина; 11 - нижняя шкаторина; 12 - нок-бензельный угол; 13 - шкотовый угол; 14 - галсовый угол; 15 - верхний галсовый угол; 16 - люверсы для слаблиня;

Парусина для изготовления парусов

Паруса шьют из льняных, пеньковых или хлопчатобумажных тканей. У последних только поперечные нити хлопчатобумажные, продольные (основа) - пеньковые. Насчитывается пять разновидностей таких тканей: «катун» (для парусов шебек и малых судов), двойной «катун» для марселей и судовых тентов, обычный «катун» для шлюпок, простой «катун» для шебек и «катун» с маленькими белыми и синими квадратами для палаток и занавесей. Иногда применялась парусина «мелистух». Ее изготовляли в Бофорте и Ожерсе в департаментах Майени и Луаре. Существовало два сорта ткани: тонкая и более легкая шла для брамселей, стакселей и кливеров, а более грубая и прочная - для марселей, нижних стакселей и т. п. Парусина всегда имела светло-серый цвет. Для шитья парусов используют специальные парусные нитки.

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

Рассмотрим основные элементы судна . Маломерное судно, как и любое транспортное, состоит из корпуса (само судно) и надстройки или рубки . Корпус судна - основная часть, в которую входит набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки - оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы. Переднюю оконечность судна называют носовой , а заднюю - кормовой ; боковые стороны, или стенки корпуса - правым и левым бортами , если смотреть с кормы. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной , а над водой - надводной , нижнюю часть корпуса - днищем , а верхнюю, горизонтальную - палубой . Палуба на маломерных судах, например на мотолодках, может отсутствовать.

Надстройка - конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса). Высокая и развитая надстройка не только ухудшает остойчивость судна, но и увеличивает его парусность - воздействие ветра на судно.

Рубка - отдельная часть надстройки или конструкции на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещение для управления судном и двигателем. Надстройки и отдельные рубки имеют только крупные катера и моторные яхты. На большинстве моторных катеров надстройка и рубка совмещаются.

Фальшборт - легкая конструкция - продолжение борта над палубой в носовой и средней частях судна. В кормовой части фальшборт называется гакабортом . Фальшборт может быть временным (деревянным или брезентовым), поднимаемым на время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.

Кокпит - вырез или углубление в палубе для размещения людей.

Моторная ниша - водонепроницаемая конструкция у транца судна, образующая выемку в корпусе судна и предназначенная для размещения подвесного мотора и обеспечения требуемой высоты надводного борта.

Набор корпуса судна (см. рисунок) - конструктивное оформление, состоящее из продольных и поперечных связей: киля, форштевня, ахтерштевня.

Основные элементы конструкции корпуса судна - катера

1 - настил палубы; 2 - бимс; 3 - карлингс; 4 - обшивка кокпита; 5 - слань; 6 - комингс кокпита;
7 - кормовая переборка; 8 - транец; 9 - моторная ниша; 10 - форштевень; 11 - киль;
12 - бортовая (наружная) обшивка; 13 - планширь; 14 - скуловой стрингер; 15 - палубный стрингер; 16 - полубимс; 17 - скуловая кница; 18 - бортовой стрингер.

Киль - основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Форштевень - переднее конструктивное оформление (продолжение киля). Им заканчивается набор корпуса судна с носа. У маломерных моторных судов форштевень, как правило, наклонный, плавно переходящий в киль.

Ахтерштевень - конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля). Им оканчивается набор Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней - старнпост, через который проходит гребной вал, и задний - рудерпост, на который навешиваемся руль. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).

Стрингеры - внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые - кильсоны .

Карлингсы - продольные подпалубные связи.

Шпангоуты - поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией . В теоретическом чертеже штангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Бимсы - поперечные подпалубные связи палубы. Корпус маломерного судна можно разделить поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки доходят до палубы или различны по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком , крайний кормовой отсек - ахтерпиком .

Привальный брус:

Продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;

Деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Планширь - плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

Буртик - продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.

Комингс - конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.

Слань , или пайол - щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.

Кроме корпуса, маломерное судно имеет ряд устройств: рулевое, швартовное, якорное и т. д.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ранго́ут (ранго́утное де́рево, ранго́утные дерева́) (от нидерл. rondhout - круглое дерево) - общее название устройств для постановки парусов (их подъёма, растягивания и удержания в штатном /рабочем/ положении), выполнения грузовых работ, подъёма сигналов и т. д. Ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (в связи с чем и назывался рангоутным деревом ), впоследствии все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или других материалов нерастительного происхождения (например, композитных материалов).

К рангоуту относятся:
  • Мачты - вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся основой для крепления реев и такелажа.
  • Стеньги - вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся продолжением мачт.
  • В местах соединения мачты и стеньги устанавливались марсы и салинги .
  • Реи - горизонтальные рангоутные деревья, служащие для несения прямых парусов, которые крепятся к реям своей верхней кромкой (шкаториной).
  • Рю (латинские реи ) - служат для несения латинского паруса.
  • Гафели - наклонные рангоутные деревья, поднимаемые по мачте и упирающиеся в неё пяткой , обладающие при этом возможностью свободно перемещаться от траверза одного борта до траверза противоположного. Гафели служат для растягивания по ним верхних шкаторин косых четырёхугольных парусов - триселей , а также крепления шкотовых углов дополнительных косых парусов топселей , поднимаемых над триселями. На малых судах и шлюпках с косыми парусами гафели служат для крепления фока и грота . На гафели также поднимают сигналы и иногда флаг .
  • Гики - рангоутные деревья, служащие для растягивания нижней шкаторины косых парусов, могут быть глухо закреплены или быть подвижными.
  • Бушприт - наклонная мачта, устанавливаемая на носу судна, служит для подъёма и крепления кливеров , а также разноса стоячего такелажа, продолжением бушприта может быть утлегарь и бом-утлегарь.

Пример рангоута трёхмачтового парусного корабля:

Бизань - в данном случае приставка, обозначающая части рангоута на бизань-мачте.

  • Бизань-гафель .
  • Бизань-гик .

Бом - приставка к названиям частей рангоута, такелажа и парусов, находящихся на бом-брам-стеньге .

Грот (грота ) - в данном случае приставка, обозначающая части рангоута на грот-мачте.

Брам - приставка к названиям частей рангоута, такелажа и парусов, указывающая на их принадлежность к брам-стеньге .

  • Грот-бом-брам-рей.
  • Грот-бом-брам-стеньга
  • Грот-брам-рей.
  • Грот-брам-стеньга.
  • Грот-гафель.

Марса - приставка, обозначающая принадлежность к марселю или марса-рею.

  • Грот-марса-рей.
  • Грота-рей.
  • Грот-стеньга.
  • Грот-трюм-рей.
  • Грот-трюм-стеньга.

Крюйс - первая составная часть слов, обычно обозначающая название рангоута, парусов и такелажа, относящихся к бизань-мачте.

  • Крюйс-бом-брам-рей.
  • Крюйс-бом-брам-стеньга.
  • Крюйс-брам-рей.
  • Крюйс-брам-стеньга
  • Крюйс-марса-рей.
  • Крюйс-стеньга.
  • Крюйс-трюм-стеньга.
  • Крюйс-трюм-рей.
  • Площадка салингов .
  • Утлегарь.

Фок (фока ) - приставка ко всем названиям снастей, парусов и рангоута, крепящихся ниже марса на фок-мачте.

  • Фока-рей.

Фор - приставка к названиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса фок-мачты.

  • Фор-бом-брам-рей.
  • Фор-брам-рей.
  • Фор-бом-брам-стеньга.
  • Фор-брам-стеньга.
  • Фор-гафель.
  • Фор-марса-рей.
  • Фор-стеньга.
  • Фор-трюм-рей.
  • Фор-трюм-стеньга.

См. также

Напишите отзыв о статье "Рангоут"

Литература

  • Karl Heinz Marquardt. Глава 1. Рангоут // Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века = Bemastung und Takelung von Schiffen des 18.Jahrhunderts. - K.: Судостроение, 1991. - С. 288. - ISBN 5-7355-0131-3 .

Отрывок, характеризующий Рангоут

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!